Ведение в предмет «Методика воспитательной работы». Предмет, содержание, цели и задачи курса. Воспитание в структуре образовательного процесса. Социальная сущность воспитания. Системный характер воспитания. Цели и задачи воспитания в современных социально-экономических условиях.
Воспитательная работа – одно из основных направлений деятельности образовательных учреждений. Признаки методики воспитательной работы. Методика общая и частная. Методика воспитательной работы.
Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении. Основные направления воспитательной работы. Двусторонний характер процесса воспитания. Воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса.
Тема 2. Воспитание как система
Понятие воспитательной системы. Требования к воспитательной системе с позиции модернизации образования. Воспитательные системы образовательных учреждений. Воспитательные системы социума. Структура воспитательной системы. Характеристика основных компонентов воспитательной системы. Этапы становления и развития воспитательной системы.
Управление воспитательной системой.
Критерии эффективности воспитательной системы.
Отечественные и зарубежные воспитательные системы.
Тема 3. Педагогическое взаимодействие в воспитании
Сущность педагогического взаимодействия. Условия для педагогического взаимодействия. Основные стили педагогических отношений.
Стратегии и способы педагогического взаимодействия. Конкуренция. Кооперация. Педагогическое взаимодействие на основе понимания, принятия, признания.
Условия и факторы повышения эффективности педагогического взаимодействия.
Методика организации педагогического взаимодействия. Педагогическая поддержка. Психолого-педагогическое сопровождение. Индивидуальная помощь.
Методика организации взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Основы педагогического взаимодействия с родителями учащегося. Функции семьи. Условия взаимодействия педагогов и родителей.
Психолого-педагогическая диагностика семьи. Типы семей. Различные классификации типов семей. Проблема воспитания детей в семье. Просчёты семейного воспитания. Методики педагогического просвещения родителей. Различные формы организации педагогического просвещения родителей.
Тема 4. Воспитательная деятельность педагога
Классный руководитель, мастер производственного обучения, куратор учебной группы: его роль в организации воспитательной работы с учащимися. Основные направления воспитательной деятельности педагога. Основные принципы деятельности классного руководителя, мастера производственного обучения, куратора. Функции. Статус, права и обязанности. Перечень дел, которые должны выполнять классный руководитель, мастер производственного обучения, куратор.
Заместитель директора по воспитательной работе. Функциональные обязанности заместителя директора по воспитательной работе. Нормативно-правовая база воспитательной деятельности педагога.
Тема 5. Содержание, методы и формы воспитательной работы
Содержание воспитательной работы в образовательных учреждениях различного типа.
Методы, приемы и средства воспитания. Назначение и функции методов воспитания. Условия и факторы, определяющие выбор методов воспитания. Классификации методов воспитания.
Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач.
Характеристика основных средств воспитания.
Понятие «форма воспитательной работы». Классификация форм воспитательной работы. Проблема выбора форм воспитательной работы. Условия и факторы, определяющие выбор форм воспитательной работы.
Тема 6. Планирование воспитательной работы. Педагогическая программа воспитания учащихся и методика ее проектирования
Общая характеристика планирования воспитательной работы. Планирование работы классным руководителем, мастером производственного обучения, куратором учебной группы.
Содержание, форма и структура плана воспитательной работы. Требования к планированию воспитательной работы. Взаимодействие педагогов и учащихся в процессе планирования.
Направления воспитательной работы. Задачи и содержание каждого направления.
Программа формирования базовой культуры личности. Культура жизненного самоопределения. Целевые программы «Здоровое поколение», «Общение», «Учение и самообразование», «Досуг», «Культура этноса», «Социальная культура», «Экономическая активность», «Позитивное мышление», «Правовая грамотность», «Основы экологической культуры».
Программа освоения социальных ролей. Социальные сферы и роли. Семьянин. Член детского, подросткового, молодёжного сообщества. Ученик, воспитанник. Патриот своего города. Россиянин, гражданин своего Отечества. Человек мира. Человек-творец.
Программа воспитания ценностного отношения к миру. Природа как общий дом человечества. Нормы культурной жизни. Человек как субъект жизни и наивысшая ценность на земле. Социальное устройство человеческой жизни. Формирование образа жизни, достойной Человека. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Методики организации разнообразных (традиционных и инновационных) форм воспитательной работы.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 313.