Краткие теоретические сведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Аннотация …………………………………………………………………………….. 4
Тема Предел функции. Производная функции………………………………………….. 5-6
Практическая работа №1«Вычисление предела функции и производной функции»……………………………………………………………………….…………   8
Тема Интегрирование функции……………………………………………………… 9
Практическая работа№2«Вычисление интегралов различными методами»…………………………………………………………….…………………...   11
Тема  Дифференциальные уравнения………………….. …………………………… 13
Практическая работа №3«Решение дифференциальных уравнений первого и второго порядков»………………………………………………………………………   14
Тема Матрицы и определители …………………………….……………………… 15
Практическая работа№4«Действия над матрицами. Вычисление определителей»… 16
Тема  Системы линейных уравнений…………………………………………………… 18
Практическая работа№5«Решение систем линейных уравнений различными способами»……………………………………………………………………………..….   19
Тема   Элементы теории вероятностей и математической статистики…….. 20
Практическая работа№6«Решение простейших задач теории вероятностей и математической статистики»…………………………………………………..……… 22
Тема Комплексные числа…………………………………………………………….. 23
Практическая работа№7«Выполнение действий над комплексными числами»…………………………………………………………………………….….....   24
Тема Основы дискретной математики……………………………………………..…… 25
Практическая работа№8«Операции над множествами» …………………………. 26
Задания для контрольной самостоятельной работы………………………………… 27
   
   
 
 
 
   
   
   
   
   

 

   
   

Аннотация

Рабочая тетрадь по дисциплине «Математика» предназначена для использования на практических занятиях и составлена в соответствии с рабочей программой дисциплины.

В рабочей тетради приведены материалы для практических работ, а также задания контрольной самостоятельной работы для студентов. Задания имеют двойную нумерацию: первое число – номер задания, второе число – номер варианта.

Практические работы составлены в трех вариантах. 

   Выбор варианта практической работы определяется в зависимости от первой буквы фамилии студента по таблице:

Первая буква фамилии А, Г, Ё, И, Л, О, С, Ф, Ч, Э Б, Д, Ж, Й, М, П, Т, Х, Ш, Ю В, Е, З, К, Н, Р, У, Ц, Щ, Я
Номер варианта 1 2 3

 

Контрольная самостоятельная работа составлена в десяти вариантах.

Выбор варианта контрольной работы определяется в зависимости от первой буквы фамилии студента по таблице:

Первая буква фамилии А, К, Ф Б, Л, Х В, М, Ц Г, Н, Ч Д, О, Ш Е, П, Щ Ё, Р, Э Ж, С, Ю З, Т, Я И, Й, У
Номер варианта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

 

Тема «Предел функции»

Тема «Производная функции»

Практическая работа № 1

Тема: Вычисление предела функции и производной функции

Цель работы: Сформировать навыки вычисления пределов и производных функции, раскрытия неопределенностей типа , , использования первого и второго замечательных пределов

Задания

1. Вычислить пределы функций:

1.1. а) ;   б) ;   в) ;   г) ;   д) ;   е) ;   ж) .   1.2. а) ;   б) ;   в) ;   г) ;   д) ;   е) ;     ж) .   1.3. а) ;   б) ;   в) ;   г) ;   д) ;   е) ;   ж) .  

2. Вычислите производную  при данном значении аргумента х:

2.1 а) 2.2 а) 2.3 а)
б) б) б)
в) в) в)
г) г) г)
д) д) д)
е) . е) е)

 

Тема «Интегрирование функций»

 

Практическая работа № 2

Тема: Вычисление интегралов различными методами

Цель работы: Формирование умений и навыков при вычислении интегралов, используя основные формулы для вычисления табличных интегралов, применение методов интегрирования заменой переменной и интегрирования по частям

Задания.

1. Вычислить интегралы, применяя формулы интегрирования

1.1. а) ;                 б) ; в) ; г) .        
1.2. а) ;        б) ; в) ; г) .         
1.3.   а) ;                   б) в) ; г) .         

 

2. Используя метод замены переменной, найти следующие интегралы

2.1.

а) ;                              б) ;                                   
в) г) .

2.2.

а) ; б) ;  
в) г) .

2.3.

а) ;                                   б) ;
в)  г) .

 

3. Используя метод интегрирования по частям, найти интегралы.

3.1. а) ;       б)

                        

3.2. а) ;      б) .

 

3.3. а) ;    б) .                                     

Практическая работа № 3

Тема: Решение дифференциальных уравнений первого и второго порядков

Цель работы: Научиться находить общие и частные решения уравнений первого порядка и второго порядков

 Задания

1. Найти общее решение уравнений:

1.1 а) ;      б) . 1.2 а) ;                                      б) . 1.3 а) ;                                                             б) .

2. Найти частные решения уравнений, удовлетворяющие указанным начальным условиям:

2.1 а) ,  при ;  

б) ;  при ; при .

2.2 а)  при   

  б)  при ;  при .

2.3 а) ,  при .  

б) ;  при ;  при .

3. Найти общее решение уравнений:

3.1 а) .   

3.2 а) .             

3.3 а) .      

4. Решите уравнения:

4.1 а) ;                      б) .

4.2 а) ;                            б) .

4.3 а) ;                       б) .

 

Практическая работа №4

Тема: Действия над матрицами. Вычисление определителей.

Цель работы: Научиться выполнять операции над матрицами, вычислять определители 2-го и 3-его порядка.

Задания.

1. Умножить данную матрицу А на число λ

1.1.

1.2.

1.3.

2. Найти сумму матриц A и B

2.1.

2.2.

2.3.

3. Найти произведение A B, где

3.1.

3.2.

3.3.

4. Вычислить линейные комбинации с матрицами A и B

4.1. , если

4.2. , если

4.3. , если

5. Вычислить определитель второго и третьего порядка

5.1. а)

5.2. а)

5.3. а)

 

Практическая работа № 5.

Тема: Решение систем линейных уравнений различными методами

Цель работы: Формирование навыков решения линейных уравнений по правилу Крамера, методом Гаусса и методом обратной матрицы.

Задания.

1. Решить систему уравнений:

а) методом обратной матрицы; б) по формулам Крамера

1.1

1.2

1.3

 

2. Решить систему уравнений методом Гаусса:

2.1

2.2

2.3

 

Практическая работа №6

Тема: Решение простейших задач математической статистики и теории вероятностей

Цель работы: Научиться решать простейшие задачи математической статистики и теории вероятностей

Задания.

1. Найдите число размещений:

1.1 а) ;                     б) t wx:val="Cambria Math"/><w:i/></w:rPr><m:t>3</m:t></m:r></m:sub><m:sup><m:r><w:rPr><w:rFonts w:ascii="Cambria Math" w:h-ansi="Times New Roman"/><wx:font wx:val="Cambria Math"/><w:i/></w:rPr><m:t>2</m:t></m:r></m:sup></m:sSubSup></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> .                

1.2 а)  ;                    б)

1.3 а) ;                    б) .                                   

        

2. Вычислите:

 2.1 а) ;                  б)

 2.2 а)                          б)    

 2.3 а)                          б)    

3. Решите уравнение:

3.1                3.2                  3.3 .

4. Составьте всевозможные перестановки из элементов:

4.1 a, b, c, d              4.2 1, 2, 3, 4                4.3 к, ш, м, о

Задание 5.

5.1 В партии из 12 деталей имеется 7 стандартных. Найти вероятность того, что среди шести взятых наугад деталей 4 стандартных.

5.2 На стеллаже 15 учебников, 5 из них в переплете. Наудачу выбираются 3 учебника. Какова вероятность, что хотя бы один из них будет в переплете?

5.3 В урне находятся 15 белых и 6 черных шаров. Из нее вынимают наугад один шар, снова возвращают его в урну и шары перемешивают. Найдите вероятность того, что оба вынутых шара белые.

Задание 6. Закон распределения случайной величины Х задан таблично. Вычислите математическое ожидание, дисперсию и среднее квадратичное отклонение заданной случайной величины. Постройте многоугольник распределения.

6.1

х -2 -1 1 2 3
р 0,3 0,1 0,2 0,1 р5

6.2

х -2 -1 1 2
р 0,1 р2 0,5 0,2

 

6.3

х -1 1 2 3
р 0,1 0,2 0,1 р4

 

Тема «Комплексные числа»

Практическая работа №7

Тема: Выполнение действий над комплексными числами

Цель работы: Формирование навыков при выполнении действий над комплексными числам, заданными в алгебраической форме

 

Задания.

1. Построить на плоскости точки, изображающие следующие комплексные числа:

1.1. а) 3 + 2i, б) 5, в) -4i

1.2. а) 2 + 4i, б) -3, в) 4i

1.3. а) -1 + 2i, б) 6i, в) 4.

 

2. Найти действительные числа x и y из условия равенства двух комплексных чисел:

2.1. 9 + 2ix + 4iy = 10i + 5x - 6y

2.2. 2ix + 3iy + 17 = 3x + 2y - 18i

2.3. 5x – 2y + (x + y)i = 4 + 5i .

 

3. Найти модуль и главное значение аргумента комплексного числа:

3.1. -2 - 2i

3.2. 1 + i

3.3. - 3i .

4. Выполнить действия:

4.1. а)

  б)

  в)

4.2 а)

   б)

   в)

4.3 а)

   б)

  в)

  

Практическая работа № 8

Тема: Операции над множествами

Цель работы: Формирование навыков задания множеств различными способами, выполнение действий над множествами

Задания.

1. Составить список элементов множества, заданного следующим образом:

1.1 а) ;                 б) .

1.2 а) ;            б) .

1.3 а) ;              б) .

 

2. Найти объединение и пересечение множеств:

2.1  и .

2.2  и .

2.3  и .

 

3. Выписав все подмножества заданного множества, подсчитайте их число:

3.1 .   3.2 .  3.3 .

4. Выполните операции с заданными множествами:

4.1 а) ;      б) , где , , , .

4.2 а) ;             б) , где , , , .

4.3 а) ; б) , где , , , .

5. С помощью диаграмм Эйлера-Венна упростите выражение:

5.1 .

5.2 .

5.3 .

Примечание: Сначала выполняется операция дополнения ( ), затем пересечения  и только затем объединения  и разности . Для изменения этого порядка в выражении используются скобки.

Контрольная самостоятельная работа

1. Найти решение системы линейных уравнений , пользуясь правилом Крамера.

Варианты заданий

Номер варианта

Матрица А коэффициентов системы

Столбец В свободных членов
1 1 3 2 2 1 -1 1 4 1 3 5 -1
2 2 3 2 -3 1 3 4 -2 -2 1 -1 1
3 5 6 2 -2 4 -1 5 -2 4 3 2 3
4 2 3 5 -1 7 4 6 -3 -5 1 10 9
5 3 5 3 -2 -6 2 5 2 -3 6 1 2
6 2 3 1 5 -2 -2 -3 2 4 4 3 3
7 1 2 3 3 -1 2 -1 5 -2 0 7 1
8 5 1 2 7 2 -1 -2 3 5 3 4 7
9 3 2 1 4 -1 1 -3 2 3 0 4 4
10 2 3 2 3 -2 5 -3 5 -6 5 1 7

 

2. Найти решение системы линейных уравнений , пользуясь методом Гаусса, по вариантам задания 1.

 

3. Найти решение системы линейных уравнений , пользуясь матричным методом, по вариантам задания 1. Произвести проверку вычисления обратной матрицы.

 

4. Найти предел функции.

 

 

4.1.   4.5. 4.8.
4.2. 4.6. 4.9.
4.3. 4.7. 4.10.
4.4.    

 

5. Найти предел функции:

 

5.1. 5.5. 5.8.
5.2. 5.6. 5.9.
5.3. 5.7. 5.10.
5.4.    

 

6. Найти предел функции:

 

6.1. 6.5. 6.8.
6.2. 6.6. 6.9.
6.3. 6.7. 6.10.
6.4.    

 

7. Найти производные функций:

 

7.1. 7.5. 7.8.
7.2. 7.6. 7.9.
7.3. 7.7. 7.10.
7.4.    

 

8. Вычислить определенный интеграл:

 

8.1. 8.5. 8.8.
8.2. 8.6. 8.9.
8.3. 8.7. 8.10.
8.4.    

 

9. Вычислить значение функции  в точке . Записать ответ в алгебраической, тригонометрической и показательной формах.

9.1.   9.5.   9.8.  
9.2.   9.6.   9.9.  
9.3.   9.7.   9.10.  
9.4.      

 

10. Найти , если закон распределения дискретной случайной величины задан таблично:

10.1.

xi -2 -1 0 1 2 3
pi 0,1 0,2 0,25 с 0,1 0,2

 

10.2.

xi -2 -1 0 1 2 3
pi с 0,25 0,15 0,2 0,1 0,1

 

 

10.3.

xi -3 -1 0 1 2
pi 0,2 0,1 0,15 с 0,3

 

10.4.

xi 0 1 2 3 4
pi 0,35 0,2 0,15 с 0,1

 

10.5.

xi -1 0 1 2 3
pi с 0,1 0,4 0,1 0,15

 

 

10.6.

xi -2 -1 0 1 2
pi 0,25 0,1 с 0,3 0,1

 

10.7.

xi -3 -2 -1 0 1
pi 0,15 0,1 0,2 0,1 с

 

 

10.8.

xi -1 0 1 2 3
pi с 0,25 0,35 0,1 0,1

 

10.9.

xi -2 0 2 3 4
pi 0,1 0,2 0,25 с 0,1

 

10.10.

xi 0 1 2 3 4
pi 0,15 с 0,1 0,2 0,15

 

 

 

Содержание

 

Аннотация …………………………………………………………………………….. 4
Тема Предел функции. Производная функции………………………………………….. 5-6
Практическая работа №1«Вычисление предела функции и производной функции»……………………………………………………………………….…………   8
Тема Интегрирование функции……………………………………………………… 9
Практическая работа№2«Вычисление интегралов различными методами»…………………………………………………………….…………………...   11
Тема  Дифференциальные уравнения………………….. …………………………… 13
Практическая работа №3«Решение дифференциальных уравнений первого и второго порядков»………………………………………………………………………   14
Тема Матрицы и определители …………………………….……………………… 15
Практическая работа№4«Действия над матрицами. Вычисление определителей»… 16
Тема  Системы линейных уравнений…………………………………………………… 18
Практическая работа№5«Решение систем линейных уравнений различными способами»……………………………………………………………………………..….   19
Тема   Элементы теории вероятностей и математической статистики…….. 20
Практическая работа№6«Решение простейших задач теории вероятностей и математической статистики»…………………………………………………..……… 22
Тема Комплексные числа…………………………………………………………….. 23
Практическая работа№7«Выполнение действий над комплексными числами»…………………………………………………………………………….….....   24
Тема Основы дискретной математики……………………………………………..…… 25
Практическая работа№8«Операции над множествами» …………………………. 26
Задания для контрольной самостоятельной работы………………………………… 27
   
   
 
 
 
   
   
   
   
   

 

   
   

Аннотация

Рабочая тетрадь по дисциплине «Математика» предназначена для использования на практических занятиях и составлена в соответствии с рабочей программой дисциплины.

В рабочей тетради приведены материалы для практических работ, а также задания контрольной самостоятельной работы для студентов. Задания имеют двойную нумерацию: первое число – номер задания, второе число – номер варианта.

Практические работы составлены в трех вариантах. 

   Выбор варианта практической работы определяется в зависимости от первой буквы фамилии студента по таблице:

Первая буква фамилии А, Г, Ё, И, Л, О, С, Ф, Ч, Э Б, Д, Ж, Й, М, П, Т, Х, Ш, Ю В, Е, З, К, Н, Р, У, Ц, Щ, Я
Номер варианта 1 2 3

 

Контрольная самостоятельная работа составлена в десяти вариантах.

Выбор варианта контрольной работы определяется в зависимости от первой буквы фамилии студента по таблице:

Первая буква фамилии А, К, Ф Б, Л, Х В, М, Ц Г, Н, Ч Д, О, Ш Е, П, Щ Ё, Р, Э Ж, С, Ю З, Т, Я И, Й, У
Номер варианта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

 

Тема «Предел функции»

Краткие теоретические сведения

Определение. Число А называется пределом функции  в точке  и обозначается , если для любого числа  существует число  такое, что для всех х, удовлетворяющих условию , где , выполняется неравенство .

    При вычислении пределов функции используются теоремы:

    Теорема 1. Если существуют пределы функций  и  при , то существует также и предел их суммы, равный сумме пределов функций  и :

.

    Теорема 2. Если существуют пределы функций  и  при , то существует также и предел их произведения, равный произведению пределов функций  и :

.

    Теорема 3. Если существуют пределы функций  и  при , предел функции отличен от нуля, то существует также и предел отношения, равный отношению пределов функций  и :

.

Следствие 1. Постоянный множитель можно вынести за знак предела:

.

      Следствие 2. Если n - натуральное число, то справедливы соотношения: .

    Следствие 3. Предел многочлена (целой рациональной функции)

при  равен значению этого многочлена при х = а, т.е. .

Следствие 4. Предел дробно – рациональной функции

при равен значению этой функции при х = с, если с принадлежит области определения этой функции, т.е. .

Первый замечательный предел:         Второй замечательный предел:


Тема «Производная функции»

Дата: 2018-11-18, просмотров: 230.