Содержание
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аннотация
Рабочая тетрадь по дисциплине «Математика» предназначена для использования на практических занятиях и составлена в соответствии с рабочей программой дисциплины.
В рабочей тетради приведены материалы для практических работ, а также задания контрольной самостоятельной работы для студентов. Задания имеют двойную нумерацию: первое число – номер задания, второе число – номер варианта.
Практические работы составлены в трех вариантах.
Выбор варианта практической работы определяется в зависимости от первой буквы фамилии студента по таблице:
Первая буква фамилии | А, Г, Ё, И, Л, О, С, Ф, Ч, Э | Б, Д, Ж, Й, М, П, Т, Х, Ш, Ю | В, Е, З, К, Н, Р, У, Ц, Щ, Я |
Номер варианта | 1 | 2 | 3 |
Контрольная самостоятельная работа составлена в десяти вариантах.
Выбор варианта контрольной работы определяется в зависимости от первой буквы фамилии студента по таблице:
Первая буква фамилии | А, К, Ф | Б, Л, Х | В, М, Ц | Г, Н, Ч | Д, О, Ш | Е, П, Щ | Ё, Р, Э | Ж, С, Ю | З, Т, Я | И, Й, У |
Номер варианта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Тема «Предел функции»
Тема «Производная функции»
Практическая работа № 1
Тема: Вычисление предела функции и производной функции
Цель работы: Сформировать навыки вычисления пределов и производных функции, раскрытия неопределенностей типа , , использования первого и второго замечательных пределов
Задания
1. Вычислить пределы функций:
1.1. а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) ; ж) . | 1.2. а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) ; ж) . | 1.3. а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) ; ж) . |
2. Вычислите производную при данном значении аргумента х:
2.1 а) | 2.2 а) | 2.3 а) |
б) | б) | б) |
в) | в) | в) |
г) | г) | г) |
д) | д) | д) |
е) . | е) | е) |
Тема «Интегрирование функций»
Практическая работа № 2
Тема: Вычисление интегралов различными методами
Цель работы: Формирование умений и навыков при вычислении интегралов, используя основные формулы для вычисления табличных интегралов, применение методов интегрирования заменой переменной и интегрирования по частям
Задания.
1. Вычислить интегралы, применяя формулы интегрирования
1.1. | а) ; | б) ; | в) ; | г) . |
1.2. | а) ; | б) ; | в) ; | г) . |
1.3. | а) ; | б) | в) ; | г) . |
2. Используя метод замены переменной, найти следующие интегралы
2.1. | а) ; | б) ; |
в) | г) . | |
2.2. | а) ; | б) ; |
в) | г) . | |
2.3. | а) ; | б) ; |
в) | г) . |
3. Используя метод интегрирования по частям, найти интегралы.
3.1. а) ; б) .
3.2. а) ; б) .
3.3. а) ; б) .
Практическая работа № 3
Тема: Решение дифференциальных уравнений первого и второго порядков
Цель работы: Научиться находить общие и частные решения уравнений первого порядка и второго порядков
Задания
1. Найти общее решение уравнений:
1.1 а) ; б) . | 1.2 а) ; б) . | 1.3 а) ; б) . |
2. Найти частные решения уравнений, удовлетворяющие указанным начальным условиям:
2.1 а) , при ;
б) ; при ; при .
2.2 а) при
б) при ; при .
2.3 а) , при .
б) ; при ; при .
3. Найти общее решение уравнений:
3.1 а) .
3.2 а) .
3.3 а) .
4. Решите уравнения:
4.1 а) ; б) .
4.2 а) ; б) .
4.3 а) ; б) .
Практическая работа №4
Тема: Действия над матрицами. Вычисление определителей.
Цель работы: Научиться выполнять операции над матрицами, вычислять определители 2-го и 3-его порядка.
Задания.
1. Умножить данную матрицу А на число λ
1.1.
1.2.
1.3.
2. Найти сумму матриц A и B
2.1.
2.2.
2.3.
3. Найти произведение A B, где
3.1.
3.2.
3.3.
4. Вычислить линейные комбинации с матрицами A и B
4.1. , если
4.2. , если
4.3. , если
5. Вычислить определитель второго и третьего порядка
5.1. а)
5.2. а)
5.3. а)
Практическая работа № 5.
Тема: Решение систем линейных уравнений различными методами
Цель работы: Формирование навыков решения линейных уравнений по правилу Крамера, методом Гаусса и методом обратной матрицы.
Задания.
1. Решить систему уравнений:
а) методом обратной матрицы; б) по формулам Крамера
1.1
1.2
1.3
2. Решить систему уравнений методом Гаусса:
2.1
2.2
2.3
Практическая работа №6
Тема: Решение простейших задач математической статистики и теории вероятностей
Цель работы: Научиться решать простейшие задачи математической статистики и теории вероятностей
Задания.
1. Найдите число размещений:
1.1 а) ; б) t wx:val="Cambria Math"/><w:i/></w:rPr><m:t>3</m:t></m:r></m:sub><m:sup><m:r><w:rPr><w:rFonts w:ascii="Cambria Math" w:h-ansi="Times New Roman"/><wx:font wx:val="Cambria Math"/><w:i/></w:rPr><m:t>2</m:t></m:r></m:sup></m:sSubSup></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> .
1.2 а) ; б) .
1.3 а) ; б) .
2. Вычислите:
2.1 а) ; б)
2.2 а) б)
2.3 а) б)
3. Решите уравнение:
3.1 3.2 3.3 .
4. Составьте всевозможные перестановки из элементов:
4.1 a, b, c, d 4.2 1, 2, 3, 4 4.3 к, ш, м, о
Задание 5.
5.1 В партии из 12 деталей имеется 7 стандартных. Найти вероятность того, что среди шести взятых наугад деталей 4 стандартных.
5.2 На стеллаже 15 учебников, 5 из них в переплете. Наудачу выбираются 3 учебника. Какова вероятность, что хотя бы один из них будет в переплете?
5.3 В урне находятся 15 белых и 6 черных шаров. Из нее вынимают наугад один шар, снова возвращают его в урну и шары перемешивают. Найдите вероятность того, что оба вынутых шара белые.
Задание 6. Закон распределения случайной величины Х задан таблично. Вычислите математическое ожидание, дисперсию и среднее квадратичное отклонение заданной случайной величины. Постройте многоугольник распределения.
6.1
х | -2 | -1 | 1 | 2 | 3 |
р | 0,3 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | р5 |
6.2
х | -2 | -1 | 1 | 2 |
р | 0,1 | р2 | 0,5 | 0,2 |
6.3
х | -1 | 1 | 2 | 3 |
р | 0,1 | 0,2 | 0,1 | р4 |
Тема «Комплексные числа»
Практическая работа №7
Тема: Выполнение действий над комплексными числами
Цель работы: Формирование навыков при выполнении действий над комплексными числам, заданными в алгебраической форме
Задания.
1. Построить на плоскости точки, изображающие следующие комплексные числа:
1.1. а) 3 + 2i, б) 5, в) -4i
1.2. а) 2 + 4i, б) -3, в) 4i
1.3. а) -1 + 2i, б) 6i, в) 4.
2. Найти действительные числа x и y из условия равенства двух комплексных чисел:
2.1. 9 + 2ix + 4iy = 10i + 5x - 6y
2.2. 2ix + 3iy + 17 = 3x + 2y - 18i
2.3. 5x – 2y + (x + y)i = 4 + 5i .
3. Найти модуль и главное значение аргумента комплексного числа:
3.1. -2 - 2i
3.2. 1 + i
3.3. - 3i .
4. Выполнить действия:
4.1. а)
б)
в)
4.2 а)
б)
в)
4.3 а)
б)
в)
Практическая работа № 8
Тема: Операции над множествами
Цель работы: Формирование навыков задания множеств различными способами, выполнение действий над множествами
Задания.
1. Составить список элементов множества, заданного следующим образом:
1.1 а) ; б) .
1.2 а) ; б) .
1.3 а) ; б) .
2. Найти объединение и пересечение множеств:
2.1 и .
2.2 и .
2.3 и .
3. Выписав все подмножества заданного множества, подсчитайте их число:
3.1 . 3.2 . 3.3 .
4. Выполните операции с заданными множествами:
4.1 а) ; б) , где , , , .
4.2 а) ; б) , где , , , .
4.3 а) ; б) , где , , , .
5. С помощью диаграмм Эйлера-Венна упростите выражение:
5.1 .
5.2 .
5.3 .
Примечание: Сначала выполняется операция дополнения ( ), затем пересечения и только затем объединения и разности . Для изменения этого порядка в выражении используются скобки.
Контрольная самостоятельная работа
1. Найти решение системы линейных уравнений , пользуясь правилом Крамера.
Варианты заданий
Номер варианта | Матрица А коэффициентов системы | Столбец В свободных членов | ||
1 | 1 3 2 | 2 1 -1 | 1 4 1 | 3 5 -1 |
2 | 2 3 2 | -3 1 3 | 4 -2 -2 | 1 -1 1 |
3 | 5 6 2 | -2 4 -1 | 5 -2 4 | 3 2 3 |
4 | 2 3 5 | -1 7 4 | 6 -3 -5 | 1 10 9 |
5 | 3 5 3 | -2 -6 2 | 5 2 -3 | 6 1 2 |
6 | 2 3 1 | 5 -2 -2 | -3 2 4 | 4 3 3 |
7 | 1 2 3 | 3 -1 2 | -1 5 -2 | 0 7 1 |
8 | 5 1 2 | 7 2 -1 | -2 3 5 | 3 4 7 |
9 | 3 2 1 | 4 -1 1 | -3 2 3 | 0 4 4 |
10 | 2 3 2 | 3 -2 5 | -3 5 -6 | 5 1 7 |
2. Найти решение системы линейных уравнений , пользуясь методом Гаусса, по вариантам задания 1.
3. Найти решение системы линейных уравнений , пользуясь матричным методом, по вариантам задания 1. Произвести проверку вычисления обратной матрицы.
4. Найти предел функции.
4.1. | 4.5. | 4.8. |
4.2. | 4.6. | 4.9. |
4.3. | 4.7. | 4.10. |
4.4. |
5. Найти предел функции:
5.1. | 5.5. | 5.8. |
5.2. | 5.6. | 5.9. |
5.3. | 5.7. | 5.10. |
5.4. |
6. Найти предел функции:
6.1. | 6.5. | 6.8. |
6.2. | 6.6. | 6.9. |
6.3. | 6.7. | 6.10. |
6.4. |
7. Найти производные функций:
7.1. | 7.5. | 7.8. |
7.2. | 7.6. | 7.9. |
7.3. | 7.7. | 7.10. |
7.4. |
8. Вычислить определенный интеграл:
8.1. | 8.5. | 8.8. |
8.2. | 8.6. | 8.9. |
8.3. | 8.7. | 8.10. |
8.4. |
9. Вычислить значение функции в точке . Записать ответ в алгебраической, тригонометрической и показательной формах.
9.1. | 9.5. | 9.8. |
9.2. | 9.6. | 9.9. |
9.3. | 9.7. | 9.10. |
9.4. |
10. Найти , если закон распределения дискретной случайной величины задан таблично:
10.1.
xi | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
pi | 0,1 | 0,2 | 0,25 | с | 0,1 | 0,2 |
10.2.
xi | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
pi | с | 0,25 | 0,15 | 0,2 | 0,1 | 0,1 |
10.3.
xi | -3 | -1 | 0 | 1 | 2 |
pi | 0,2 | 0,1 | 0,15 | с | 0,3 |
10.4.
xi | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
pi | 0,35 | 0,2 | 0,15 | с | 0,1 |
10.5.
xi | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
pi | с | 0,1 | 0,4 | 0,1 | 0,15 |
10.6.
xi | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 |
pi | 0,25 | 0,1 | с | 0,3 | 0,1 |
10.7.
xi | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 |
pi | 0,15 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | с |
10.8.
xi | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
pi | с | 0,25 | 0,35 | 0,1 | 0,1 |
10.9.
xi | -2 | 0 | 2 | 3 | 4 |
pi | 0,1 | 0,2 | 0,25 | с | 0,1 |
10.10.
xi | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
pi | 0,15 | с | 0,1 | 0,2 | 0,15 |
Содержание
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аннотация
Рабочая тетрадь по дисциплине «Математика» предназначена для использования на практических занятиях и составлена в соответствии с рабочей программой дисциплины.
В рабочей тетради приведены материалы для практических работ, а также задания контрольной самостоятельной работы для студентов. Задания имеют двойную нумерацию: первое число – номер задания, второе число – номер варианта.
Практические работы составлены в трех вариантах.
Выбор варианта практической работы определяется в зависимости от первой буквы фамилии студента по таблице:
Первая буква фамилии | А, Г, Ё, И, Л, О, С, Ф, Ч, Э | Б, Д, Ж, Й, М, П, Т, Х, Ш, Ю | В, Е, З, К, Н, Р, У, Ц, Щ, Я |
Номер варианта | 1 | 2 | 3 |
Контрольная самостоятельная работа составлена в десяти вариантах.
Выбор варианта контрольной работы определяется в зависимости от первой буквы фамилии студента по таблице:
Первая буква фамилии | А, К, Ф | Б, Л, Х | В, М, Ц | Г, Н, Ч | Д, О, Ш | Е, П, Щ | Ё, Р, Э | Ж, С, Ю | З, Т, Я | И, Й, У |
Номер варианта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Тема «Предел функции»
Краткие теоретические сведения
Определение. Число А называется пределом функции в точке и обозначается , если для любого числа существует число такое, что для всех х, удовлетворяющих условию , где , выполняется неравенство .
При вычислении пределов функции используются теоремы:
Теорема 1. Если существуют пределы функций и при , то существует также и предел их суммы, равный сумме пределов функций и :
.
Теорема 2. Если существуют пределы функций и при , то существует также и предел их произведения, равный произведению пределов функций и :
.
Теорема 3. Если существуют пределы функций и при , предел функции отличен от нуля, то существует также и предел отношения, равный отношению пределов функций и :
.
Следствие 1. Постоянный множитель можно вынести за знак предела:
.
Следствие 2. Если n - натуральное число, то справедливы соотношения: .
Следствие 3. Предел многочлена (целой рациональной функции)
при равен значению этого многочлена при х = а, т.е. .
Следствие 4. Предел дробно – рациональной функции
при равен значению этой функции при х = с, если с принадлежит области определения этой функции, т.е. .
Первый замечательный предел: Второй замечательный предел:
Тема «Производная функции»
Дата: 2018-11-18, просмотров: 263.