Кризис современной науки. Постнеклассическая наука
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Использование научных открытий для создания новых видов оружия и особенно создание атомной бомбы заставило человечество пересмотреть свою прежнюю безоговорочную веру в науку. Кроме того, с середины XX века современная наука стала получать в свой адрес многочисленные критические оценки со стороны философов, культурологов, деятелей литературы и искусства. По их мнению, техника умаляет и дегуманизирует человека, окружая его сплошь искусственными предметами и приспособлениями; она отнимает его у живой природы, ввергая в безобразно унифицированный мир, где цель поглощают средства, где промышленное производство превратило человека в придаток машины, где решение всех проблем видится в дальнейших технических достижениях, а не в человеческом их решении. Непрекращающаяся гонка технического прогресса, требующая все новых сил и все новых экономических ресурсов, выбивает человека из колеи, разрывая природную связь с Землей. Рушатся традиционные устои и ценности. Под воздействием нескончаемых технических новшеств современная жизнь меняется с неслыханной быстротой.

 К этой гуманистической критике вскоре присоединились более тревожные конкретные факты неблагоприятных последствий научных достижений. Опасное загрязнение воды, воздуха, почвы планеты, вредоносное воздействие на животную и растительную жизнь, вымирание бесчисленных видов, коренные нарушения в экосистеме всей планеты - все эти серьезные проблемы, вставшие перед человеком, заявляли о себе все громче и настойчивей.

 Эти факты, которые отчетливо проявляются в современной науке и мировоззрении, говорят об их кризисе, разрешить который сможет только новая глобальная мировоззренческая революция, частью которой будет и новая революция в науке. К концу XX века мир потерял свою веру в науку, она безвозвратно утратила свои прежний незапятнанный облик, как оставила и свои прежние заявления об абсолютной непогрешимости своего знания. Такая же кризисная ситуация сложилась и в других сферах человеческой культуры. Поиск путей выхода из этого глобального кризиса еще только идет, черты будущего постмодернистского мировоззрения, как и новой постнеклассической науки, еще только намечаются.

 Нынешнее состояние науки, как и других сфер культуры, характеризуется понятием «постмодерн» - в противовес модернистским представлениям - классической и современной науке.

 По мнению большинства отечественных ученых-науковедов, будущая наука будет обладать следующими чертами.

 1. Прежде всего, наука должна будет осознать свое место в общей системе человеческой культуры и мировоззрения. Постмодернизм принципиально отвергает выделение какой-то одной сферы человеческой деятельности или одной черты в мировоззрении в качестве ведущей. Все, что создано человеком, является частью его культуры, важно и нужно для человека, выполняет свои собственные задачи, но имеет и свои границы применимости, которые должно осознавать и не переходить. Именно это должна сделать постнеклассическая наука — осознать пределы своей эффективности и плодотворности, признать равноправие таких сфер человеческой деятельности и культуры, как религия, философия, искусство, признать возможность и результативность нерациональных способов освоения действительности.

 2. Модернистская наука ставила своей целью создание другой картины, нового образа мира, полученного на основе максимально концептуального единства, порядка, систематичности, непротиворечивости, тотальности, незыблемости. Постмодернистская наука больше интересуется образом самой себя как некоей социокультурной реальности, включает в свой предмет человека, допуская элементы субъективности в объективно истинном знании. Это - современная тенденция гуманизации науки. Полученный образ не является застывшим, окончательным, он ориентирован на непрерывное обновление, открыт инновациям.

 3. Модернистское естествознание и наука - монологические формы знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. В постмодернизме наблюдатель осознает себя частью исследуемого мира, активно взаимодействующей с наблюдаемым объектом, познание постнеклассической науки - диалогично.

 4. В основе постмодерна лежит идея глобального эволюционизма - всеединой, нелинейной, самоизменяющейся, самоорганизующейся, саморегулирующейся системы, в недрах которой возникают и исчезают целостности от физических полей и элементарных частиц до биосферы и более крупных систем. В это понятие также входит идея нелинейности, способности оказывать обратное воздействие, вариативности развития мира. Этот мир состоит не из кирпичиков-элементарных частиц, а из совокупности процессов - вихрей, волн, турбулентных движений. Этот мир как бы «пузырится» бесконечно разнообразными взаимодействующими открытыми системами с обратной связью. Этот мир - уже не объект, а субъект.

 5. Важной чертой постнеклассической науки должна будет стать комплексность - стирание граней и перегородок между традиционно обособленными естественными, общественными и техническими науками, интенсификация междисциплинарных исследований, невозможность разрешения научных проблем без привлечения данных других наук. Также научная деятельность связана с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, использование сложных и дорогостоящих приборных комплексов, приближающих науку к промышленному производству), с возрастанием роли математики.

 6. Модернистское знание было предпосылкой подготовки субъекта познания и предпосылкой практической производственной деятельности. Сегодня знание - предпосылка производства и воспроизводства человека как субъекта исторического процесса, как личности, как индивидуальности.

 Это лишь отдельные черты будущей науки, создающейся сейчас, на наших глазах. Результат, очевидно, будет достигнут только в XXI веке.

 

 

Глава 2. ВВЕДЕНИЕ В ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО [7]

 

 В основу данного курса положены фундаментальные исследования ученых-географов Московского государственного университета, в частности, работы А.Г. Исаченко, работы советских и российских ученых-мелиораторов.

 

2.1. Понятие "природообустройство"

 

 Прежде всего, что мы понимаем под понятием "природа"? В него вкладывают несколько смыслов:

 1. Наиболее общий: все существующее во вселенной: неорганический и органический мир, включая и человека, т.е. все живое и мертвое.

 2. Бытовой: вне города - поехать на природу.

 3. Переносный: сущность - природа явления.

 4. Узкий или специальный: совокупность естественных условий существования человеческого общества.

 Наряду с естественными условиями человек создает "вторую природу" - материальные условия для своего существования: жилище, дороги, фабрики и т.п.

 Узкое понятие "природа", как совокупность естественных условий существования человеческого общества, эквивалентно понятию "окружающая среда", часто используемое в технической литературе, и соответствует греческому oikos - экос (дом, родина). Отсюда: экология - наука о взаимоотношении человека (в более общем понимании - живых организмов) и окружающей среды.

 Если понимать природу, как окружающую человека среду, то ее можно представить как географическую оболочку', состоящую из пяти компонентов:

 1) массы твердой земной коры ;

 2) массы вод во всех состояниях (жидкое, парообразное, твердое -лед);

 3) воздушные массы;

 4) почва;

 5) биота или живые и мертвые организмы.

 В настоящее время, когда человек на высоком уровне развития науки и производительных сил своей деятельностью коренным образом изменяет компоненты природы, очень остро стоит вопрос о рациональном отношении человека (человеческого общества) и природы.

 И человеческое общество и живые организмы являются материальными саморазвивающимися системами. Саморазвитие заключается в том, что они, во-первых, содержат свои внутренние источники развития в виде разрешения заключенных в них противоречий, и, во вторых, они сами формируют условия своего собственного развития.

 Для живых существ (кроме человека) преимущественно свойственен адаптивный (приспособительный) характер связи с окружающей средой, хотя некоторые высокоразвитые организмы создают для себя измененные условия для существования (например, муравейники).

 Для человеческого общества до сих пор был характерен адаптирующий, преобразующий, подчиняющий себе природу характер связи с внешней средой, который в конце концов и привел к современному неблагополучному состоянию окружающей среды, а по мнению многих ученых, - и к экологическому кризису.

 Во взаимоотношении человека и природы обозначились две крайние идеологии: антропоцентризма и экологизма. Сторонники антропоцентризма ставят суверенитет человеческого общества выше суверенитета природы. Последняя рассматривается ими как среда, которую надо покорять, над которой надо господствовать, которую нужно изменять. Взаимоотношения человека и природы они видят как деятельность по использованию и преобразованию компонентов природы во имя человека, его потребностей и интересов.

 Другой, противоположной крайностью является идеология экологизма, которая заключает в себе призыв к прекращению борьбы с природой, к остановке научно-технического прогресса, объявляет человеческое общество составной частью природы, призывает человека к слиянию с ней, к растворению в ней.

 В действительности, и антропоцентризм и экологизм - утопичны и ведут человека в тупик. Забота о человеке в антропоцентрическом мировоззрении - иллюзорна, т.к., в конце концов, оборачивается экологическим кризисом, разрушением природных (естественных) основ существования человечества. Столь же иллюзорен и экологизм, поскольку, объявляя человека частью биосферы, он, по существу, игнорирует качественные особенности развития человеческого общества, ликвидирует суверенитет человеческой личности.

 Отношения человека и природы должны, в конечном счете, обеспечить гармоничное сочетание суверенных интересов человека и общества со столь же суверенными "интересами" природы.

 Человек в своей жизнедеятельности не может отказаться ни от использования природы, ни от изменения компонентов природы, ни от научно-технического процесса. Следовательно, необходимо познание и использование в практической деятельности законов формирования, функционирования и развития особых социоприродных или, по географической терминологии, геотехнических систем. Необходимо научное обоснование синтеза природных процессов и деятельности человека. Законы формирования, функционирования и развития социоприродных систем не являются ни чисто природными ни чисто социальными, они дают знания об особых процессах при взаимодействии человека и природы. Учет этих законов как раз и должен обеспечить коэволюцию, т.е. совместное развитие природы и человеческого общества.

 Чтобы преодолеть крайности антропоцентризма и чистого экологизма, необходимо разрабатывать стратегию движения общества от ресурсно-потребительской деятельности к сберегающесозидающей. Поэтому возникает наряду с природопользованием необходимость в новой осознанной деятельности - природовоспроизводстве. Односторонний процесс движения изъятых из природы ресурсов в общество, который характерен для современных форм природопользования, должен быть дополнен противоположным процессом движения вещества и энергии в компоненты природы. Отношения человека с природой можно разделить на:

1) природоведение - познание объективных законов возникновения, развития, функционирования отдельных компонентов природы и их совокупности в виде природно-территориальных комплексов или геосистем различного ранга:

 2) природопользование - вовлечение в обшественное производство вещества, энергии и информации, содержащихся в компонентах природы, для удовлетворения материальных и культурных потребностей человеческого общества;

 3) природообустройство - согласование требований природопользователей и свойств природы, придание ее компонентам новых свойств, повышающих потребительскую стоимость или полезность компонентов природы.

 Понятие природообустройство вошло в специальную литературу сравнительно недавно, когда появилась необходимость выработки общих подходов к модификации свойств природных компонентов, согласования природопользования с природообустройством, разработки правовых основ этой деятельности.

 Следует иметь в виду, что помимо обустройства природы человек осуществляет инженерное обустройство территорий перед их использованием: создает транспортные коммуникации, системы энергоснабжения, связи, водоснабжения и т.п.

Природообустройство в значительной мере выражается в улучшении (мелиорации) земель разного назначения: сельскохозяйственных, водного и лесного фондов, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, земель рекреационного, оздоровительного, историко-культурного, научного, оборонного назначения.

 Непременной составляющей природообустройства является восстановление свойств компонентов природы или даже самих компонентов после их использования: рекультивация земель, нарушенных при добыче полезных ископаемых, в результате строительства и т.д.; восстановление растительного покрова: восстановление (возобновление) запасов и качества подземных и поверхностных вод и т.п.

 Элементом природообустройства является защита от некоторых природных стихий: наводнений, подтоплений, оползней, суховеев.

 И наконец, в сферу природообустройства должна входить защита компонентов природы от негативных последствий природопользования.

 Таким образом, природообустройство - это особый вид деятельности, заключающийся в улучшении компонентов природы для повышения их потребительской стоимости, восстановлении нарушенных компонентов и защите их от негативных последствий природопользования.

 Природообустройство часто предшествует природопользованию, хотя четкой границы между двумя этими видами деятельности нет. Любой вид природопользования сталкивается с необходимостью некоторого изменения свойств природных компонентов для более эффективного их использования, причем эти изменения неразрывно входят в состав технологии природопользования. Например, при сельскохозяйственном использовании земель в состав агротехнических мероприятий входит обработка почвы, т.е. изменение физических свойств почв, внесение удобрений, т.е. изменение химического состава и свойств почв и т.п. В гидроэнергетике изменяют уровни воды в реке, создавая сосредоточенный их перепад строительством плотины.

 Природообустройство в отличие от природопользования использует другие технологии изменения природных компонентов, более глубоко вмешивается в ход природных процессов, вызывает порой необратимые изменения в развитии и функционировании природных систем, связано с расходованием большого количества материальных, энергетических, трудовых и денежных ресурсов, поэтому оно, прежде всего, должно проводиться в условиях гласности, на определенной правовой основе, после всесторонней независимой высокопрофессиональной экспертизы, его последствия должны надежно прогнозироваться и контролироваться после осуществления.

 Не является секретом, что при нарушении указанных условий широкомасштабные работы, в частности, по мелиорации земель, наряду с положительным эффектом имели значительные негативные экологические и социальные последствия, ликвидация которых требовала не меньше средств, чем прибыль от их применения. Примером может служить проблема Аральского моря, когда в погоне за расширением посевов хлопчатника, к стати, дававшего не очень качественное волокно, пошли на необоснованное увеличение площади полива природно-засоленных земель. Это потребовало создание промывного водного режима в почве, дополнительной затраты воды, строительства дренажа, засоленные воды которого сбрасывались в те же реки Сырдарью и Амударью, являвшимися и единственными естественными дренами для обширной территории. В результате произошло истощение этих рек в нижнем течении и значительное ухудшение качества воды, являющейся единственным источником водоснабжения населения,

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 285.