ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Водные ресурсы Земли, водный кадастр и мониторинг

для студентов АГТУ 1 курса всех форм обучения,

обучающихся по направлению «Природообустройство и водопользование»

 

Астрахань 2014


УДК 553.3/.9:574:502.45

 ББК

 

 

Автор составитель:             д.г.н., профессор Бухарицин П.И.

 

Рецензент:                       д.г.н., профессор Бармин А.Н.

 

 

Редактор: Бухарицин Петр Иванович, доктор географических наук, профессор кафедры «Инженерная экология и природообустройство» АГТУ.

 

 

Бухарин П.И. «Водные ресурсы Земли, водный кадастр и мониторинг» : Учебно-методическое пособие для студентов и слушателей всех форм обучения // АГТУ. – Астрахань, 2014. – 76с.

 

Пособие  «Водные ресурсы Земли, водный кадастр и мониторинг»: предназначено для студентов и слушателей экологов 1 курсов АГТУ всех форм обучения.

В основу данного курса положены фундаментальные исследования ученых-географов Московского государственного университета, в частности, работы А.Г. Исаченко, работы советских и российских ученых-мелиораторов.

 

Учебно-методическое пособие рассмотрено и утверждено на заседании НМС специальности 280.302.65 «Инженерная экология и природообустройство» АГТУ №3  от 14.03.2014г. 

© Астраханский государственный технический университет

© П.И. Бухарицин


СОДЕРЖАНИЕ:

    ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………………….....….4

1.1. Методология, как  наука…….…………....................…………….…..4

1.2. Классификации методологического знания...................…..….….…..5

    Глава 1.  МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ………………...... 6

1.1. Методы социально-экономического и

    социально-гуманитарного исследования......…………………... …....… 6

1.2. Методы научного познания..................................................................12

1.3. Метод интроспекции в гуманитарном исследовании.........................6

1.4. Методы научного познания..................................................................12

1.3. Кризис современной науки. Постнеклассическая наука....................17

     Глава 2. ВВЕДЕНИЕ В ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО …………………19

  2.1. Понятие "природообустройство"…………………………….…....….19

    2.2. Общие принципы природообустройства…………………...………..23

    2.3. Геосистемы (ландшафты) как объект

    природообустройства………………………………………….…………..26

    2.4. Техногенные воздействия на геосистемы………………………...…29

    2.5. Общие подходы к созданию культурных ландшафтов……………..35

2.6. Мелиорация как средство создания культурных

ландшафтов…………………………………………………………….…..41

    Контрольные вопросы ………………………………………..……..……46

    Глава 3. ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

    –  ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ..............................................47

 3.1 Восстановительное природопользование............................................48

3.2. Мероприятия по улучшению естественных и

оптимизации  искусственных биоценозов.................................................21

    3.3. Мероприятия по улучшению почв......................................................62

3.4. Мероприятия по улучшению водных бассейнов................................65

    3.5. Общие (комплексные) мероприятия

    по улучшению  природопользования.........................................................66

    Контрольные вопросы ……………………………………………………69

    Заключение …………………………………………………………….... 70

    Рекомендуемая литература по курсу..........................................................71



ВВЕДЕНИЕ

Методология, как наука

Методология - от "метод" и "логос" (с греч. "слово", "понятие", "учение") - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Первоначально методология была неявно представлена в практических формах взаимоотношений людей с объективным миром. В дальнейшем она вычленяется в специальный предмет рационального познания и фиксируется как система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности. Задача накопления и передачи социального опыта потребовала специальной формализации содержащихся в самой деятельности принципов и предписаний, приемов и операций.

Зачатки методологических знаний обнаруживаются уже на ранних ступенях развития культуры. Так в Древнем Египте геометрия выступала в форме нормативных предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе земельных площадей. Важную роль при этом сыграла такая форма социальной деятельности, как обучение трудовым операциям, их последовательности, выбору наиболее эффективного способа действия.

С развитием производства, техники, искусства, элементов науки и культуры в целом методология становится предметом специфической теоретической рефлексии, формой которой выступает, прежде всего, философское осмысление принципов организации и регуляции познавательной деятельности, выделения в ней условий, структуры и содержания знания, а также путей, ведущих к истине.

Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю. Сократ выдвинул на первый план диалектическую природу мышления как совместного добывания истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т.д. Учение о переходе от смутных представлений к расчлененным и отчетливым общим понятиям рассматривалось им как метод совершенствования искусства жить. Таким образом, логические операции подчинялись у Сократа этическим целям: предметом истинного знания должно быть только то, что доступно целесообразной деятельности, цель же определяется посредством соответствующим образом организационной работы мысли. Платон усматривал смысл своей диалектики понятий и категорий в поиске принципа каждой вещи; для достижения этого мысль должна двигаться соответственно объективной логике познаваемого предмета.

Аристотель подверг анализу принципы построения суждения, правила умозаключения и доказательства, вопросы определения терминов, роль индукции и дедукции в достижении истины. Ему принадлежит важная для методологии разработка учения о категориях как организующих формах познания, их диалектике (соотношение потенциального и актуального, формы и материи и др.). Аристотель рассматривал созданную им логическую систему как "органон" - универсальное орудие истинного познания.

Рациональные принципы методологии предшествующих эпох были обобщены и переработаны на последовательно материалистической основе в марксистской философии, обогащенной новыми достижениями науки и специальной практики. Диалектико-материалистическая методология позволяет адекватно понять характер отношений между теорией и методом, а также роль практики в познании. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология является способом достижения и построения этого знания. Так, например, методологический принцип детерминистского объяснения мира является организующим началом соответствующих физических, биологических, социальных теорий. В свою очередь, будучи проверены общественной практикой, эти теории могут выполнять методологическую функцию, т.е. служить направляющим началом в исследовательской деятельности.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 446.