Социально-экономическая защищённость спортсменов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одной из важных проблем управления современным спортом является проблема социально-экономической защищённости спортсменов. Специалисты зарубежных стран отмечают, что деловым кругам и государству спортсмены выгодны только до тех пор, пока они выступают. По завершении спортивной карьеры материальное положение спортсменов становится бедственным. Ожидается, что в ближайшее время ситуация может еще обостриться.

В настоящее время только узкий круг спортсменов получает фантастические суммы, в то время как большинство их коллег не получают никаких денежных вознаграждений, или получает их, в крайне незначительной сумме. Причем это положение характерно не только для спортсменов-любителей, но даже и для спортсменов-профессионалов. Так, например, в профессиональном французском футболе 10% наиболее высокооплачиваемых футболистов получают 40% от общей суммы выплачиваемых денег, а 10% относительно низкооплачиваемых - 3% от общей суммы (М. Кутепов, 1992.).

Спортивные специалисты, тренеры, ученые, менеджеры, журналисты пользуются сравнительно большей социальной защитой, чем спортсмены, так как карьера в спорте имеет жесткие временные рамки. Учитывая важность проблемы, специалисты предлагают ряд рекомендаций для её реализации:

- руководящие спортивные организации должны признать профессионализацию спортсмена и перестать видеть нечто аморальное в получении ими денег за выступления, которые должны облагаться налогами;

- спортсмены нуждаются в особой социальной защищённости, обеспечение которой является прямой обязанностью различных спортивных организаций и их менеджеров;

- спортсменам необходимо объединиться и коллективно отстаивать свои интересы, учредив профессиональный союз спортсменов;

- руководящие спортивные организации должны разработать систему денежных вознаграждений, которая обеспечивала бы справедливое распределение заработка среди молодых спортсменов - победителей, проигравших и спортсменов, завершивших карьеру;

- различным руководящим спортивным организациям необходимо проявлять больше солидарности в отношении друг с другом, сильные должны оказывать финансовую поддержку слабым;

- спортивным менеджерам необходимо иметь в виду, что коммерциализация спорта имеет свои границы, а спортивные достижения - свои пределы;

- спортивные организации должны монополизировать права на свой основной товар - спорт высших достижений, чтобы спорт не потерял полностью своей независимости;

- руководители спорта должны применять санкции (карательные), установив систему контроля и определив эффективные меры наказания, то есть спортсмены должны сознавать, что их будущее зависит от степени выполнения правил и постановлений, число которых будет возрастать. Последнее положение ярко иллюстрируется статьями контракта, заключаемого спортсменом и спортивным клубом, которыми предусматривается, в частности, следующие взаимоотношения:

- не вмешиваться в дела менеджера клуба;

- носить форму клуба, исключая все остальные формы, производимые конкурирующими фирмами, рекламировать форму клуба и не требовать никакого вознаграждения от стоимости рекламы;

- не принимать предложений о персональной рекламе без письменного согласия клуба;

- не вмешиваться в решение проблем, которые входят в компетенцию дирекции клуба (административная, коммерческая, спортивная, финансовая и организаторская деятельность);

- поддерживать репутацию клуба и игроков во время публичных контактов и т.д.

За нарушение обязательств, спортсмен подвергается штрафу, например:

- за каждый день опоздания на тренировку после ее возобновления недельное жалованье уменьшается на 25%;

- за опоздание на тренировку, собрание клуба, техническую конференцию, спортсмен предупреждается, а при повторном нарушении штрафуется на 0,5% недельного жалованья за каждые 15 мин. опоздания;

- за отказ от участия в матче игрок лишается недельного жалованья.

С целью обеспечения социально-экономической защищённости в различных странах мира создаются социальные Фонды.

Фонд «Помощи немецкому спорту» был учрежден 26.V.1967 г. Контролирующим органом Фонда является попечительный Совет (кураторий), в который входит около 300 представителей различных сфер экономики, промышленности, журналистики, культуры и спорта. Фонд организует свою деятельность на основе Устава, в котором сформулирована его основная цель: возмещение спортсменам издержек, связанных со спортивной деятельностью и представительством на международной арене.

Первоначально объектом внимания Фонда был только спорт высших достижений. В настоящее время в сферу внимания Фонда попал спортивный резерв, а также наиболее популярные формы массовой спортивной активности, например: спортивные соревнования школьников «Молодежь тренируется для Олимпиады».

Уставом Фонда предусмотрены следующие формы денежной помощи спортсменам:

- дополнительные средства: на питание - 33-34% средств;

- возмещение транспортных расходов, связанных с участием в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях - 17-19% средств;

- внесение платы за пользование инвентарем и различными видами обслуживания (массаж, медицинские процедуры) - 16-18% средств;

- возмещение потерь в заработной плате - 10% средств или выплаты стипендий спортсменам - студентам - 12% средств;

- страхование жизни от несчастных случаев в спорте и во всех других областях жизни - 6% средств.

Все спортсмены классифицированы на 3 категории:

- категория «С» - юниоры;

- категория «В» - перспективные спортсмены;

- категория «А» - элита.

В зависимости от принадлежности к определенной категории устанавливается размер пособий и виды помощи. Заявки на помощь спортсменам подаются национальными федерациями по видам спорта. Подавая заявку, национальная федерация должна представить гарантии того, что данный спортсмен не нарушает правил любительства соответствующей Международной спортивной федерации. Спортсмен никогда не получает денег непосредственно сам, а только через своего посредника, который впоследствии отчитывается перед Фондом за использование средств по назначению.

Основными источниками поступления средств в Фонд является:

- реализация специальных марок, в распространении которых принимают участие самые популярные спортсмены, дают около 55% средств;

- отчисления от доходов спортивных лотерей - до 20% средств;

- добровольные пожертвования (меценатство) - до 15% средств;

- ежегодные «спортивные балы» обеспечивают до 7% средств;

- доходы от продажи печатных изданий и выпуска памятных монет, посвященных различным спортивным событиям, приносят до 5% средств.

При подведении итогов работы Фонда за 20 лет отмечалось, что в Фонд поступило 200 млн. марок, оказана помощь свыше 15000 спортсменам: на учебу и тренировки, содержание спортивных пансионатов и выплата стипендий составило 20,7 млн. марок; на компенсацию потерь в заработке ушло 13,7 млн. марок; на социальную помощь - 26,2 млн. марок; на оплату транспортных услуг - 8,5 млн. марок.

Среди спортивных федераций наиболее «затратными» для Фонда явились: федерация легкой атлетики - 17,7 млн. марок, федерация плавания - 14,4 млн. марок и федерация фехтования - 10,5 млн. марок.

По образцу Германии аналогичные Фонды созданы в других Европейских странах - Австрии, Швейцарии, Голландии, Бельгии, Великобритании.

Программа по оказанию поддержки спортсменам Олимпийского Комитета США включает 3 раздела:

1. Прямые выплаты спортсменам наличными.

2. Расширение Программы трудоустройства спортсменов, предусматривающей предоставление им таких рабочих мест, которые позволяли бы сочетать работу с тренировками и участием в соревнованиях.

3. Присуждение стипендий, имеющих целью помочь спортсменам получить образование.

На реализацию новой Программы было выделено более 25 млн. долларов от продажи Олимпийских монет США 2004 года.

Программы ряда стран предусматривают выплату премий за победы на крупнейших международных соревнованиях, которые, как правило, освобождаются от налогов.

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Кто является инициатором создания первого руководства по спортивному управлению? С какой целью оно было создано?

2. Какими основными личными качествами должен обладать хороший руководитель?

3. Какие сопутствующие условия влияют на эффективность руководства?

4. Какие ресурсы использует спортивный руководитель в своей работе?

5. Какие функции выполняет спортивный руководитель?

6. В своей работе руководитель опирается в основном на свои трудовые ресурсы (спортсмены и тренеры). Чем он их должен обеспечить, чтобы они могли нормально работать?

7. Какие 3 основные роли отводят менеджеру в процессе управления?

8. Дайте определение понятия менеджер?

9. Что должен делать менеджер для успешного выполнения своих обязанностей?

10. Назовите преимущества и недостатки приглашения тренеров на контрактной основе?

 

Лекция 4.

Основы планирования в сфере физической культуры и спорта

План

1. Значение и задачи планирования работы по физической культуре и спорту

2. Принципы и методы планирования

3. Организация плановой работы

 

1. Значение и задачи планирования работы по физической культуре и спорту

Любая экономика по своему содержанию является плановой. Это связано с тем, что традиционный рыночный механизм перестал быть надёжным. Развитие техники и сопутствующий ему характер использования времени и капитала привели к тому, что запросы потребителя должны быть определены заранее на месяцы и даже годы вперёд (Р. Дамари, 1991).

Планирование – это важнейшая составная часть успеха любой хозяйственной деятельности. Пренебрежение им может очень дорого стоить предпринимателю. Дело в том, что окружающая его среда в лице поставщиков, потребителей конкурентов, банков имеют свои планы. И предприниматель обязан их учитывать, а, следовательно, и планировать свою деятельность. Это необходимо также для того, чтобы сотрудники имели ясное представление о целях и задачах своего предприятия, о предъявляемых лично к ним требованиях на обозримую перспективу. Многие начинающие предприниматели не применяют планирование. Для них составление планов - скучное и обременительное занятие (А.Н. Попов, 1999).

В соответствии с Законом РК «О физической культуре и спорте» в Казахстане органы государственной власти, образовательные учреждения, и иные организации независимо от форм собственности рассматривают физическое воспитание граждан, как важнейшее направление социальной политики гocyдaрства, при участии физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций, реализуют областные программы развития физической культуры и спорта и на их основе разрабатывают совместно с органами местного самоуправления свои программы, в которых предусматриваются:

- повышение качества физического воспитания на основе обязательных нормативных требований физической подготовленности в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях;

- вовлечение граждан в систематические занятия физической культурой и спортом, обязательное внедрение в систему научной организации труда и отдыха каждого рудового коллектива производственной гимнастики, послетрудовой реабилитации;

- пропаганда знаний об эффективности использования упражнений в профилактике и лечении заболеваний и совершенствование врачебного контроля за гражданами, занимающимися физической культурой и спортом;

- расширение, реконструкция и строительство новых спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, профессиональные союзы включают вопросы развития физической культуры и спорта в соглашения по социальным проблемам и охране труда, организуют контроль за выполнением таких соглашений и программ развития физической культуры и спорта.

Эти вопросы решаются с помощью разработки планов, направленных на обеспечение взаимодействия структурных подразделений физической культуры и спорта с другими отраслями, народного хозяйства в рамках единого народнохозяйственного комплекса.

В зависимости от объекта планирования различают следующие виды планов:

- план развития физической культуры и спорта, являющийся составной частью общих планов экономического и социального развития всей cтpаны, республики, края, области, района, города, населенного пункта, объединения и предприятия;

- общий план развития физической культуры и спорта, составленный на основе общего плана экономического и социального развития;

- планы работы различных подразделений физической культуры и спорта (комитетов по ФКиС, ДСО, спортивных клубов и т.д.);

- планы спортивно-массовых мероприятий и соревнований по видам спорта и др.

Планы представляют собой комплекс показателей и мер по развитию физической культуры и спорта. Система показателей отражает цели и задачи, основные направления и особенности развития физической культуры и спорта на планируемый период, а также результаты работы физкультурных организаций. Основными показателями физической культуры спорта включаемыми в систему государственных планов экономического и социального развития страны являются: численность систематически занимающихся физической культурой и спортом; подготовка специалистов физического воспитания; строительство и развитие сети физкультурных сооружений круглогодичного использования; производство спортивных товаров.

Улучшение качества планирования ФКиС определяется рядом обстоятельств объективного и субъективного порядка, и в частности:

- повышением уровня обобществления производства, преодолением ведомственной разобщенности в использовании и формировании ресурсов физкультурного движения;

- совершенствованием технической базы планирования ФКиС, внедрением вычислительной техники и математических методов;

- ростом квалификации плановых работников, их умением эффективно использовать имеющийся опыт, принцип и методы планирования ФКиС.

Разработка система показателей по физической культуре и спорту сопряжена с рядом трудностей, основная из которых связана с разбросанностью материальных, трудовых и финансовых ресурсов между различными ведомствами, министерствами, производственными объединения.

 

2. Принципы и методы планирования

Принципы планирования выражают суть планирования как форму воздействия общества на развитие физической культуры и спорта с учетом объективных экономических законов.

Существуют следующие виды планирования:

1. Перспективное: - долгосрочное (8 -12 лет и более); - среднесрочное (4 года).

2. Текущее: - годовое;- квартальное; - месячное.

3. Оперативное: - квартал; - месяц; - неделя.

Перспективный план - предусматривает выход на основные, главные показатели. Например, за 4 года подготовить сборную команду по видам спорта для участия в Олимпийских играх. В текущем плане детализируется подготовка по видам споpma, кандидатам, срокам и местам проведения учебно-трен u ровочных сборов, соревнований и др.

Перспективное и текущее планирование разрабатываются физкультурными и спортивными организациями, при составлении вышеназванных планов физкультурные и спортивные организации должны руководствоваться следующ u ми принципами:

Принцип государственности. Означает, что в основу планирования заложены требования директивных документов по дальнейшему развитию физической культуры и спорта, которые правительство выдвигает перед физкультурным движением на определенный промежуток времени.

Принцип научности. Предполагает учет объективных законов и закономерностей развития физкультуры и спорта, использование достижений отечественной и зарубежной науки, доступных сведений, фактов, показателей, достижений науки и передовой практики.

Принцип демократизма. Учитывает не только интересы общества, но и коллектива и личности. Сочетание этих интересов повышает эффективность планов и их выполнении. Поэтому практикуется коллективное составление и коллективное обсуждение планов.

Принцип перспективности. Позволяет при планировании решения ближайших задач, показателей, обязательно видеть цель, и влияние достигнутых результатов на дальнейшее развитие физической культуры и спорта.

Пр u нцип конкретности. Конкретизирует, что нужно сделать, каких показателей достичь, в какие сроки и кем выполнить.

Пр u нцип систематического контроля. Предусматривает проведение объективного, действенного, эффективного, систематического контроля.

Принцип оптимальности. Предусматривает разработку планов, обеспечивающих наиболее эффективное достижение главной цели, выбор наиболее рациональных форм организации спортивной, или физкультурно-оздоровительной работы.

В практике физической культуры и спорта для составления планов широко используется комплекс методов. Среди них метод массового наблюдения с применением анкетного – опроса для выявления потребностей физкультурников и спортсменов, физкультурных коллективов в занятиях теми или иными видами спорта, в материальном обеспечении занятий.

Проведение анкетирования важно для разработки плана не на основе достигнутого уровня или же простого перенесения показателей прошлого и настоящего на будущее, а с учетом насущных потребностей. При разработке такого плана рекомендуется использовать балансовый метод. Планирование с его помощью позволяет определить на будущее соответствие уровня развития физической культуры и спорта, наличию материальных и трудовых ресурсов.

Важное место в планировании развития физической культуры и спорта занимает программно-целевой метод, включающий систему мероприятий, направленный на решение конкретных проблем. Использование этого метода позволяет выделить главную цель, определить важные направления, ключевые проблемы.

При разработке плановых показателей используется также нормативный метод, натуральные и стоимостные нормативы. С помощью этого метода плановые задания соизмеряются с материальными, трудовыми и денежными ресурсами. Это позволяет уточнить ряд показателей, характеризующих рациональное потребление спортивной одежды и обуви, исчисленные в среднем на душу населения.

Работа физкультурных организаций строится в соответствии с вышеизложенными принципами и методами строится работа физкультурных организаций. Непрерывность физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы требует столь же непрерывного планирования. Это означает, что планирование носит не эпизодический, а постоянный характер. Ведётся разработка не одного, а нескольких планов, рассчитанных нa разные сроки: долгосрочные, среднесрочные и годовые.

Главной формой планирования является четырехлетний план с распределением заданий на каждый год. При его разработке берут за основу перспективные программы, составленные на олимпийский цикл, Олимпийским Комитетом РК и Агентством по физической культуре и спорту. Годовые планы составляются ежегодно на основе заданий и нормативов.

Непрерывность планирования, отражающего динамику экономического и социального развития страны, стабильность плановых заданий и нормативов, позволяет видеть перспективы роста и заинтересованность коллективов в мобилизации внутренних резервов.

Четырехлетние u годовые планы ОК РК и Агентством по физической культуры и спорту составляются при активном участии Управлений по физической культуре и спорту, коллективов физкультурных и спортивных организаций. При разработке таких планов определяются общие задания по развитию массового физкультурно-оздоровительного движения, отдельныx видов спорта, но созданию крупных спортивных баз и др.

При разработке долгосрочного плана используют данные научного прогнозирования. Прогноз - это научное предвидение наиболее вероятных и важнейших направлений развития физической культуры и спорта, отдельных его видов, мaccoвo-спортивной работы. Одно из назначений прогнозирования в сфере физической культуры и спорта - определение перспективных изменений рациональных потребностей в физическом развитии и степени их удовлетворения.

Рациональные потребности в физических упражнениях или видах спорта - это такие потребности, которые могут быть удовлетворены при существующих в стране социально-экономических условиях в целях всестороннего развития личности.

Степень удовлетворения потребности в занятиях физическими упражнениями может быть ниже рационального уровня. Возникшее отставание является результатом недостаточно полного использования материальной базы и кадров, а также несовершенства организации системы физического воспитания.

Потребности в занятиях спортом и физическими упражнениями, физкультурные и спортивные Интересы формируются не стихийно. На выбор вида спорта существенное влияние на человека оказывают уровень его развития в мире, стране, регионе, массовая пропаганда спортивных достижений, направленное формирование физкультурных и спортивных интересов населения.

Оперативное планирование физической культуры и спорта. В его задачи входит разработка конкретных плановых заданий на короткие сроки (квартал, месяц, неделя). Ценность оперативного планирования многократно возрастает при регулярном контроле за ходом выполнения плановых заданий.

В работе передовых физкультурных организаций все большее распространение получает практика принятия решений в форме целевых комплексных программ.

Целевая комплексная программа развития физической культуры - это директивный адресный документ, содержащий комплекс плановых заданий и программно-методических, организационно-воспитательных и социально-экономических мероприятий по подъему массовости физической культуры и спорта, осуществление которых обеспечивает эффективное достижение поставленных целей в установленные сроки. Целевые комплексные программы, разрабатываемые в физкультурных организациях, по содержанию подразделяются на следующие:

· комплексное развитие физической культуры, спорта и туризма;

· подготовка квалифицированных кадров, спортсменов;

· научные исследования по важнейшим проблемaм физической культуры и спорта;

· физическое воспитание учащейся молодежи (например, студентов высших учебных заведений);

· совершенствование подготовки, подбор, расстановка и воспитание физкультурных кадров.

По объектам целевого программирования программ подразделяются на всероссийские территориально-ведомственные, ведомственные, республиканские, областные (краевые), городские, районные, трудового коллектива.

По срокам действия целевые комплексные программы развития физической культуры и спорта могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными.

Целевая программа имеет четко выраженный целевой характер, то есть характеризуется определенными конечными целевыми результатами (показателями). Каждый вид программы содержит 3 части: аналитикоцелевую, плановую, программно-целевые мероприятия.

Аналитико-целевой раздел включает комплексную характеристику состояния физкультурно-оздоровительной или спортивной работы, анализ нерешенных проблем, цели и конкретные задачи дальнейшего подъема массовости физической культуры и спорта.

В плановые задания входят основные показатели развития физической культуры (спорта), а также ряд других показателей, обеспечивающих их развитие.

Программно-целевые мероприятия формируются на основе всестороннего комплексного анализа объекта программного управления. Обобщение опыта разработки и реализации целевых программ показывает, что для разработки целевой комплексной про граммы развития физической культуры (спорта) целесообразно использовать типовую унифицированную структуру, включающую следующие разделы:

· общая характеристика исходного состояния физической культуры (спорта), удовлетворение потребностей в физической культуре (спорте) населения, цели и задачи дальнейшего развития физкультуры и спорта;

· основные показатели развития физической культуры (спорта);

· развитие ФКиС в образовательных учреждениях;

· организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми и молодежью;

· физическое воспитание в организациях по месту жительства;

· организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами;

· физическая подготовка и спорт в Вооруженных Силах РК и правоохранительных органах.

Все разделы мероприятий целевой программы необходимо составлять по единой унифицированной форме, предусматривающей: наименование мероприятий, величину нормативно-целевых показателей на конечный год пятилетки, сроки начала и окончания выполнения мероприятий программы, ответственных исполнителей по каждому мероприятию. Материально-техническое и финансовое обеспечение.

Внедрение программно-целевого метода планирования существенно повышает качество и эффективность управленческой деятельности физкультурных организаций.

Нaряду с общими планами физкультурные организации разрабатывают планы проведения спортивных соревнований, которые согласуются с общероссийским планом спортивных мероприятий и планом официальных международных и товарищеских встреч.

Управления областей составляют и утверждают свои календарные планы спортивных мероприятий с учетом мероприятий, указанных в календарном плане. По существующей традиции общероссийские соревнования по большинству видов спорта проводятся в одном году для команд спортивных обществ и физкультурно-спортивных организаций, а в другом для сборных команд.

Утвержденные до начала года спорткомитетами республик планы спортивных мероприятий направляются советам спортивных обществ, спорткомитетам краев, областей, республик. Эти планы должны предусматривать максимальное привлечение коллективов физической культуры к участию в спортивных соревнованиях, увеличение количества соревнований и матчевых встреч.

Разработка плановых показателей . Общий подход к разработке плановых показателей. Разработка плановых показателей в коллективе физкультуры начинается с анализа существующего состояния и выработки путей дальнейшего развития физической культуры и спорта.

Для всестороннего анализа состояния физкультурно-спортивной работы, например, в районе необходимы следующие документы и информация:

· прогноз и план социально-экономического развития;

· социально-демографический состав населения и его прогноз;

· статистический отчет коллектива физкультуры;

· данные социологических исследований о потребностях, интересах населения в занятиях физической культурой и бюджете свободного времени;

На основе этих данных формируются цели и задачи на определённый период, разрабатывается развернутый план развития физической культуры и спорта, выделяются главные направления, например:

· кадры по физической культуре и спорту;

· платные услуги, оказываемые населению;

· укрепление материально-спортивной базы.

Определение потребности в кадрах. При определении потребности в кадрах различают общую и дополнительную потребность в них. Общая потребность представляет собой всю численность штатных работников необходимых всем организациям, осуществляющим физическое воспитание и спортивную подготовку.

Общая потребность в учителях физкультуры общеобразовательных школ, преподавателях физического воспитания высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ, а также детско-юношеских спортивных школ определяется нормативным методом на основе двух показателей: числа учебных (тренировочных) часов занятий и установленной нормы учебно-педагогической нагрузки, на штaтную должность. Потребность в штатных работниках коллективов физкультуры, и спортивных клубов учреждений, ДСО, а также спортивных учреждений определяется штатно-номенклатурным методом на основе утвержденных штатных расписаний и других нормативных документов.

При разработке плана, наряду с общей, определяется дополнительная потребность в специалистах. Она включает в себя прирост количества должностей, частичную замену практиков специалистами и их естественное выбытие.

Дополнительная потребность в специалистах исчисляется как разница между количеством должностей, необходимых на конец планируемого года, и количеством должностей, числящихся на конец предыдущего года.

Определение потребности в кадрах проводится по однородным группам организаций, осуществляющих физическое воспитание: общеобразовательным школам, высшим учебным заведениям, средним специальным учебным заведениям, профессионально-техническим училищам, спортивным школам, коллективам физкультуры ДСО.

Укрепление материально-спортивной базы. Сбалансированность показателей сети спортсооружений из числа занимающих физической культурой и спортом осуществляется по усреднённым нормам пропускной способности сооружений. Строительство спортсооружений обычно ведется за счет государственных средств. Однако, на практике нередко эти средства пополняются за счет других законных источников: частных капиталовложений, спонсорской и меценатской помощи, различных субсидий и др.

Объем финансирования капитального строительства и ремонта спортивных сооружений определяется на основе сметной стоимости производимых работ.

Объём финансирования всех видов текущих расходов определяется с учетом особенностей организации и проводимой физкультурно-спортивной работы. Рекомендуется определять величину расходов в расчете на одного занимающегося за прошлые 3-5 лет и на основе рассчитанных среднегодовых нормативов и планируемой численности занимающихся рассчитывать общий объем финансовых затрат на планируемый период.

Планирование показателей подготовки спортсменов разрядников и мастеров спорта производится на основе научно-обоснованных нормативов, сопоставляемых с условиями, сложившимися в каждой конкретной организации. Анализ тренерами и руководителями состава занимающихся по возрасту, срокам занятий и спортивной квалификации позволяет рассчитывать реальные показатели роста спортивного мастерства.

План подготовки спортсменов-разрядников и мастеров спорта в городе (районе) координируется городским (районным) спорткомитетом.

Платные физкультурно-спортивные услуги, оказываемые населению.

К ним относятся:

а) занятия в физкультурно-оздоровительных группах и спортивных секциях по видам спорта, работающих на самоокупаемости за счет средств, поступающих от зан u мающихся.

Работающие на самоокупаемости физкультурно-оздоровительные группы создаются советами ДСО или администрацией спортсооружений на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, по месту жительства населения, в оздоровительно-спортивных лагерях и других организациях;

б) прокат населению спортивного инвентаря, осуществляемый спортивными сооружениями, коллективами физкультуры и другими предприятиями;

в) доходы от продажи билетов населению на посещение спортивно-зрелищных мероприятий.

Предприятиям, учреждениям и организациям, находящимся на самостоятельном балансе, домам отдыха, имеющим необходимую материальную, базу и квалифицированные кадры тренеров и преподавателей физической культуры, разрешена организация различных видов платных физкультурно-спортивных услуг, для населения.

Объем и нормативы платных услуг определяются на основе планово-финансовых расчетов, в основе которых лежат самоокупаемость и получение доходов (заработная плата специалистов, налоги, ремонт спортивных сооружений, приобретение инвентаря и др.) устанавливаемых государственными плановыми органами.

 

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Какие задачи решает планирование работы по физической культуре и спорту? Определите содержание понятая «планирование»?

2. Какие виды планирования развития физической культуры и спорта существуют? Каковы основы планирования физической культуры и спорта?

3. Назовите основные принципы планирования работы по физической культуре и спорту?

4. Что представляет собой целевая комплексная программа?

5. Как рассчитывают потребности в кадрах?

6. Какими принципами руководствуется государство в процессе регулирования внешнеэкономических связей?

7. В чём заключаются современные особенности подготовки кадров для отрасли «физическая культура и спорт»?

8. Что понимается под нормированием труда?

9. Каковы основные показатели эффективной эксплуатации физкультурно-спортивного сооружения?

10. Для чего необходимо планировать финансы предприятия?

 

 

Лекция 5.

Бизнес-план физкультурно-спортивной организации

План

1. Общая характеристика бизнес-плана физкультурно-спортивной организации

2. Содержание и порядок разработки бизнес-плана

3. Бизнес-план и его функции

4. Цели спортивного спонсорства

5. Взаимодействие между спонсором и спортивной организацией

 

 

1. Общая характеристика бизнес-плана физкультурно-спортивной организации

 

Бизнес-план - это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемой деятельности физкультурно-спортивной организации.

Основная цель разработки бизнес-плана заключается в планировании хозяйственной и иной деятельности физкультурно-спортивной организации на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов для организации работы.

Цель составления бизнес-плана конкретизируется, как правило, в следующих типовых задачах :

· определить маркетинговые мероприятия по изучению рынка, каналов сбыта, продвижению производимой продукции к потребителям, ценообразованию и т.п.;

· выбрать ассортимент (номенклатуру) и определить основные показатели товаров или услуг, которые будут предлагаться потребителям;

· оценить соответствие кадрового состава и условий мотивации труда, материальных и финансовых ресурсов организации сформулированным целям;

· сформулировать долговременные и краткосрочные цели, стратегию и тактику их достижения;

· предусмотреть факторы, которые могут негативно повлиять на процесс реализации бизнес-плана, и др.

При разработке бизнес-плана необходимо придерживаться следующих принципов.

Планирование должно быть:

· комплексным, предусматривающим систему разнообразных и разнохарактерных мероприятий, позволяющих достичь сформулированной цели и задач;

· гибким, предусматривающим мероприятия, способствующие постоянной адаптации к требованиям внешней среды, в которой функционирует организация;

· творческим, предполагающим, в частности, неоднократную проработку отдельных разделов бизнес-плана с учетом различных обстоятельств;

· непрерывным, «скользящим», то есть, реализовав один бизнес план, необходимо переходить к разработке другого на следующий период времени с новыми целями и задачами;

· адекватным, взвешенно оценивающим возможности организации в достижении поставленной цели и задач.

Кроме того, планирование должно осуществляться сотрудниками организации с обязательным участием в нем на наиболее важных этапах руководителей различного уровня и привлечением в необходимых случаях экспертов и консультантов из сторонних организаций.

При разработке бизнес-плана необходимо учитывать ряд важных обстоятельств:

во-первых, ориентировочный срок разработки бизнес-плана для средней организации составляет 200 чел./час;

во-вторых, структура бизнес-плана и степень детализации его разделов имеют зависимость от таких факторов, как величина организации, длительность планового горизонта, разновидности производимой продукции (товары, услуги) и их специфических характеристик и др.;

в-третьих, бизнес-план, как правило, составляется на 3 - 5 и более лет (15).

В настоящее время специалисты акцентируют внимание на следующих наиболее значимых чертах бизнес-плана, способствующих более эффективной деятельности физкультурно-спортивной организаций в условиях рынка.

 Бизнес-план: а) стимулирует руководителей разрабатывать перспективы развития организации; б) делает организацию более подготовленной к внезапным изменениям рыночной ситуации, повышает скорость ее адаптации к требованиям внешней среды; в) наглядно демонстрирует обязанности и ответственность руководителей организации на всех уровнях; г) позволяет осуществлять более четкую координацию усилий по достижению поставленной цели и задач; д) устанавливает конкретные показатели для последующего контроля деятельности организации и др.

В условиях рыночной экономики существует значительное число версий бизнес-планов, отличающихся по форме, структуре, содержанию и другим характеристикам, что связано в первую очередь с объектами бизнеса. Во-первых объектом бизнеса может являться уже действующая физкультурно-спортивная организация либо вновь создаваемая. Во-вторых, к объектам бизнеса может относиться как физкультурно-спортивная организация в целом, так и отдельные направления ее деятельности, так называемые бизнес-линии (производство товаров, в том числе по отдельным их видам; предоставление услуг, в том числе по отдельным их видам). В-третьих, в качестве объектов бизнеса правомерно рассматривать, с одной стороны, дальнейшее прогрессивное развитие успешно функционирующей физкультурно-спортивной организации, а с другой стороны - ее финансовое оздоровление. Возможны и иные подходы более дифференцированного представления объектов бизнеса.

Структура бизнес-плана . Наиболее полная структура бизнес-плана включает следующие разделы:

1. Концепция бизнеса (резюме)

2. Виды товаров/услуг

3. Рынки сбыта товаров/услуг

4. Конкуренция на рынках сбыта товаров/услуг

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Правовое обеспечение деятельности организации.

9. Оценка риска и страхование.

10. Финансовый план.

В зависимости от специфики физкультурно-спортивной организации, объекта бизнеса и конкретных обстоятельств структура бизнес-плана может изменяться: различные разделы могут быть объединены (например, 3 и 4; 7 и 8); может быть изменена последовательность их представления; отдельные разделы могут быть включены из бизнес-плана как нехарактерные (например, раздел «План производства» для управленческих физкультурно-спортивных организаций) и т.д.

Содержание бизнес-плана . Рассмотрим основные позиции, характеризующие содержание разделов бизнес-плана.

1. Концепция бизнеса (резюме )

Поскольку данный раздел является предельно сокращен вариантом всего бизнес-плана, то есть его «резюме», он разрабатывается после всех других разделов и включает информацию по с дующим позициям.

1.1 Основные цели бизнес-плана

1.2 Основные направления стратегии организации (ассортимент товаров/услуг, цены, качество, потребители, персонал, место расположения, сервисные услуги и т.п.)

1.3 Мероприятия по отдельным направлениям стратегии организации

1.4 Необходимые средства и потенциальные источники их получения

1.5 Преимущества производимых товаров/услуг

1.6 Прогноз объема продаж товаров/услуг

1.7 Ожидаемая выручка, чистая прибыль

1.8 Планируемые затраты

1.9 Уровень прибыльности инвестиций

1.10 Срок возврата заемных средств.

1.11 Характерные (специфические) условия работы организации.

1.12 Данные о создании и регистрации организации.

1.13 Контактные телефоны, факсы.

2. Виды товаров/услуг.

2.1 Название и подробное описание товаров/услуг.

2.2 Наглядное изображение товаров (фотографии, рисунки и др.)

2.3 Потребности, которые удовлетворяют товары/услуги.

2.4 Спрос на товары /услуги.

2.5 Цены производства и реализации товаров/услуг.

2.6 Соответствие товаров/услуг требованиям законодательств

2.7 Жизненный цикл товаров/услуг.

2.8 Рынки и способы продаж.

2.9 Преимущества и недостатки товаров/услуг.

2.10 Особенности технологии изготовления товаров или предоставления услуг (дизайн, упаковка, обслуживание, товарный знак и т.п.).

2.11 Патенты (авторские свидетельства).

3. Рынки сбыта товаров/услуг

3.1 Характеристика рынков и их сегментов (потенциальный и реальный рынок, рынок организаций-потребителей и конечных потребителей).

3.2 Факторы влияния на спрос (по рынкам/сегментам).

3.3 Перспективы изменения потребностей (по рынкам/сегментам) и возможные варианты реакции на них.

3.4 Результаты исследования спроса и предложения.

3.5 Близость организации к рынку/сегменту.

4. Конкуренция на рынках сбыта товаров/услуг

4.1 Область деятельности и характер изменений в ней.

4.2 Качественно-количественная характеристика конкурентов (товары/услуги, цены, каналы сбыта, продвижение, сегменты рынка и т.п.).

4.3 Стратегия и тактика деятельности конкурентов.

5. План маркетинга

5.1 Тип маркетинга (конверсионный, стимулирующий, развивающий, поддерживающий, противодействующий маркетинг, ремаркетинг, демаркетинг).

5.2 Каналы сбыта (одноуровневый, многоуровневые).

5.3 Продвижение (реклама, паблисити, персональные продажи).

5.4 Формирование общественного мнения об организации, ее товарах/услугах.

5.5 Ценообразование.

5.6 Стимулирование продаж (формы стимулирования потребителей, продавцов, собственного персонала; выставки-ярмарки и т.д.).

5.7 Послепродажное обслуживание.

6. План производства.

6.1 Действующее/вновь создаваемое производство (наличие производственных помещений, земельных участков, материальных ресурсов и дополнительная потребность в них).

6.2 Место расположения (близость к потребительскому рынку, поставщикам, транспортная связь и т.д.).

6.3 Ввод производственных мощностей.

6.4 Сырье, материалы, комплектующие.

6.5 Репутация и опыт работы с поставщиками.

6.6 Возможности и опыт производственной кооперации.

6.7 Факторы, лимитирующие объемы производства, поставок ресурсов.

6.8 Планирование производства (контроль качества продукции, охрана окружающей среды, утилизация отходов, обеспечение безопасности жизнедеятельности и т.д.).

7. Организационный план.

7.1 Организационная структура фирмы (подразделения, характер их взаимодействия, координация и контроль деятельности и т.п.).

7.2 Рабочая сила (квалификация, формы привлечения к труду, заработная плата, режим труда, текучесть кадров, потребность кадрах и пр.).

7.3 Управленческий персонал (функциональные обязанности, права и полномочия, достоинства и слабые места, система стимулирования, рекомендации по самосовершенствованию и др.).

7.4 Кадровая политика (принципы отбора и найма, повышение квалификации и переподготовка, методы и периодичность оценки качества труда, система продвижения по службе и др.).

8. Правовое обеспечение деятельности организации

8.1 Дата создания и регистрации (когда, где, кем)

8.2 Учредительные документы

8.3 Форма собственности

8.4 Основные пайщики

8.5 Степень подверженности государственному контролю

8.6 Копии лицензий, соглашений и договоров с другими организациями

8.7 Возможные изменения в законодательстве и их влияние на деятельность организации

8.8 Особенности нормативно-правового регулирования деятельности организации (налоговые льготы, техника безопасности, права потребителей).

9. Оценка риска и страхование

9.1 Перечень возможных рисков (производственные, коммерческие, форсмажорные и др.) с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого потенциального ущерба

9.2 Организационные мероприятия по профилактике и нейтрализации возможных рисков

9.3 Программа страхования от рисков

10. Финансовый план

10.1 Оперативный план (отчет)

10.2 План (отчет) доходов и расходов.

10.3 План (отчет) движения денежных средств

10.4. Балансовый отчет (план)

10.5. Необходимые для реализации проекта средства

10.6. Источники и форма получения необходимых средств

10.7. Возможные сроки возврата средств и объем доходов по ним

В заключение обратим внимание на следующее обстоятельство : не существует раз и навсегда установленной методики разработки бизнес-плана и формы его изложения, в связи, с чем каждый бизнес-план индивидуален.

В качестве иллюстрации предлагаем два примера бизнес-планов, разработанных зарубежными и российскими предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в различных областях физической культуры и спорта.

 

2. Содержание и порядок разработки бизнес-плана

В рыночной экономике практически все предприятия, в том числе по физической культуре и спорту, сталкиваются с проблемой привлечения инвестиций (денежных средств), так как собственных средств для освоения выпуска нового товара обычно недостаточно - нужны кредиты. Чтобы убедить потенциальных инвесторов предоставить кредиты, разрабатывается» бизнес- n лан». Хорошо разработанный бизнес-план, помогает росту предприятия завоеванию новых позиций на рынке.

Бизнес-план - это постоянно действующий документ, в который вносятся изменения, дополнения, связанные с переменами как внутри предприятия, так и во внешней среде. Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по решению задач с учетом реальных финансовых возможностей предприятия. Обычно бизнес-план предусматривает решение следующих задач:

· обоснование экономической целесообразности направлений развития предприятия;

· расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности (в первую очередь, объектов продаж, прибыли, доходов на капитал);

· определение намеченного источника финансирования реализации выбранной стратегии, то есть способы концентрации финансовых ресурсов;

· подбор работников (команды), которые способны реализовать данный план.

Бизнес-план является документом не только для внутреннего пользования, но используется также для привлечения инвесторов и кредитов. Для инвесторов бизнес-план может быть составлен в сжатой форме («резюме»), но так, чтобы в нем была видна реальность и выгодность реализации данного проекта.

Бизнес-план начинается с определения целей развития предприятия. Ha п pu м ep , если предприятие предполагает изменить ассортимент выпускаемой продукции (что характерно для многux наших n редприятий и современной ситуации), то его цели в основном сводятся к сокращению сроков освоения новой продукции, росту объема выпуска изделий, проникновению на рынки и вытеснению старых изделий.

В следующем разделе даются необходимые для инвестора сведения о производимом продукте и рынке его сбыта. Описывается сфера бизнеса и продукт, который предприятие будет предлагать к продаже, характер отрасли и конъюнктуру рынка для производимого товара (или оказываемой услуги).

Далее излагаются достаточно убедительные доказательства конкурентоспособности предлагаемого проекта. Это очень существенный раздел бизнес-плана, объясняющий как предприятие собирается развивать дело с учетом интересов потребителей ( n рограмма создания новых товаров, основные n ринципы совершенствования технологии, ценовой политики и др.).

В последнем разделе дается обоснование источникам финансирования проекта, намечаются три базисных прогноза: а) прогноз прибыли и убытков; б) проект распределения денежных потоков; в) проект бухгалтерского баланса на начало и конец работ каждого года.

Важной составной частью бизнес-плана является календарный план. В нем обязательно указываются время: сроки и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению проекта, помесячное расписание (с указанием ответственных лиц), показывающее время работ по внедрению проекта, причина возможных неточностей, особенно, если они могут потребовать корректировки материальных и денежных ресурсов. Особо следует остановиться на возможных проблемах и том риске, который неизбежен при развитии всякого нового дела.

В постоянно меняющихся условиях рынка трудно, а иногда практически невозможно предсказать или спланировать дальнейший ход развития событий. В этом отношении в определенной степени можно понять тех предпринимателей, которые утверждают, что применительно к их ситуации нельзя разработать такой план бизнеса, который бы удовлетворил их предприятие. Вместе с тем отказаться от планирования - значат отказаться от разработки путей достижения поставленных целей, а современный рынок не терпит анархии и менеджер это всегда имеет в виду.

Характерный для современного периода развития производства непрерывный инновационный процесс требует все новых и новых инвестиций, однако не всегда они могут производиться за счет собственных средств компании привлечь же вкладчиков можно, лишь убедительно доказав перспективность и доходность осуществляемых проектов. Переоценить здесь роль хорошо продуманного бизнес-плана трудно (П. Кохно и др., 1993).

Обобщающей частью бизнес-плана является финансовый проект, при этом его разделы в той или иной степени служат обоснованием цифр, приведенных в этом проекте.

1. Принятие вами решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта.

2. Анализ собственных возможностей и способности взяться за реалиизации задуманного проекта.

3. Выбор изделия или услуги, производство которого будут является целью вашего проекта.

4. Исследование возможного рынка сбыта.

5.Составление объемов сбыта (для первого года помесячно, для второго - поквартально).

6. Выбор места для осуществления коммерческой и производственной деятельности.

7. Разработка плана производства.

8. Разработка плана маркетинга.

9. Разработка организационного плана.

10. Разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности.

11. Решение вопросов организации бухгалтерского учета.

12. Решение вопросов страхования.

13. Разработка финансового плана.

14. Написание резюме к бизнес-плану.

 

Полный бизнес-план, по сложившейся практике, не должен превышать 25 страниц и включает следующие разделы (здесь и далее использованы материалы из книги Д. Дойла «Как создать предприятие»):

1. Возможности (резюме).

2. Товары и услуги.

3. Рынки.

4. Финансовый проект.

Возможности. По объему раздел не должны превышать одной, максимум двух страниц. Основная цель этого раздела - в общих чертах доказать потенциальному вкладчику, что в настоящий проект следует вложить средства. Содержит краткое описание технологии, новизны и свойств товаров, возможные рынки сбыта и их емкость. В результате потенциальный инвестор должен быть убежден, что его риск минимален или ожидаемые прибыли оправдают имеющуюся степень риска.

Этот раздел готовится на основании всех остальных разделов плана и только тогда, когда их разработка уже закончена. Если эта часть документа не произведет на вкладчика должного впечатления, он вряд ли будет читать следующие разделы.

Товары и услуги . Раздел имеет небольшой объём (одну - три страницы) и носит описательный характер. В этом разделе указываются преимущества товара (услуг) по сравнению с аналогичными товарами конкурентов, основные технико-экономические характеристики, назначение и цена планируемой продукции.

Кроме того, необходимо предусмотреть пути совершенствования и модификации предлагаемого товара. Так, по сложившейся практике за первыми товарами (услугами) должны последовать быстро два других: один - с меньшей ценой и худшей функциональностью, другой - с более высокой ценой и лучшей функциональностью. Такой подход позволяет расширить рынок сбыта, а, следовательно, объем продаж и прибыли предприятия.

Наряду с этим следует сориентироваться в отношении срока жизненного цикла товара и стадии, на которой находится подлежащий финансированию проект в настоящее время.

Естественно, что на стадии разработки, риск вкладчика, будет выше, а это обусловливает необходимость более убедительных доводов в пользу предлагаемого товара.

В этом разделе внимание должно акцентироваться на основном конкурентном преимуществе товара, распыление по нескольким или многим преимуществам, как правило, снижает убедительность доводов.

Рынки. Важнейший раздел плана. Он содержит результаты исследования рынка с раскрытием всех основных вопросов маркетинга. Конечной целью раздела является определение объема продаж, как на ближайшие годы, так и на перспективу. В разделе необходимо отразить следующие вопросы: сегмент рынка по каждому виду и модификации товара; тенденции измене- ния рынка на ближайшее время и более отдаленную перспективу; конкурен-ты, их доля рынка и возможности расширения собственной доли (в том числе за счет каких факторов); маркетинговая стратегия; порядок сбыта (собствен-но дилерская сеть, посредники и так далее); мероприятия по обеспечению вывода товара на рынок (позиционированию товара) и последующему его сопровождению и др.

Иногда в отдельный раздел выносят вопросы о конкуренции на рынке, стратегии конкурентов, их ценовой политике. Также отдельно может разрабатываться план маркетинга, в котором более подробно освещается порядок распространения товара, ценообразование, стимулирование спроса, после продажное обслуживание и т.д.

Финансовый проект. Является результирующей частью бизнес-плана. Содержит данные о финансовых потоках, размерах инвестиций, объемах продаж, а также требования к инвестициям, причем последние, в зависимости от назначения плана, могут выноситься в отдельный раздел.

Финансовый проект разрабатывается, как правило, на трех-пятилетний срок. Проект первого года расписывается помесячно, второго - поквартально, данные последующих лет даются в целом по годам. Если на первый год планирование осуществляется с привязкой к определенной группе покупателей и специфике затрат первого года производства, то второго - на основе результатов исследований емкости рынка и тенденций его изменения в целом. На третий - пятый годы финансовое планирование целесообразно осуществлять на основе моделей цен в процентном отношении к объему продаж.

Типичной для компаний, производящих наукоемкую продукцию и требующих значительных вложений в рыночные исследования, является следующая модель цен (Д. Дойл, с. 161.): годовая продажа - 100%; в том числе: - стоимость проданной продукции - 50%; - прибыль и накладные расходы - 50%; из них: - расходы на маркетинг, торговлю, распределение - 15%; - расходы на внедрение - 10%; - расходы на содержание аппарата управления - 8%; - прибыль до уплаты налогов - 17%.

В целом в финансовом плане должны найти отражение следующие вопросы: - объем продаж и общая прибыль; - процентное отношение доходов и расходов; - общий объем инвестиций; - использование собственных и заемных средств, их источники и сроки погашения задолженности; - сроки окупаемости вложений; - сроки начала выплаты дивидендов; - издержки производства и обращения.

Структурно финансовый проект состоит из плана доходов, плана расходов (кассового плана) и баланса первого (помесячно), второго (поквартально) и третьего (в целом за год) годов. На последующие годы приводятся общие данные о доходах и расходах в соответствующем плане.

В плане доходов дается расшифровка динамики объема продаж, стоимости товара с учетом транспортных расходов (издержки, непосредственно относимые на данный товар) и общая прибыль. Отдельно расшифровываются постоянные затраты, к которым относят аренду, страхование, амортизацию, управленческие затраты, затраты на маркетинг и сбыт и т.д.

Выделение этой группы затрат связано с особенностями учета затрат, принятого на Западе, где широко используется понятие маржинального дохода, включающего в себя как прибыль, так и постоянные затраты. Необходимость такой группировки среди прочих обусловлена сложившейся практикой ценообразования, когда постоянные затраты распределяются не пропорционально прямым расходам или основной заработной плате, а в зависимости от конкурентоспособности конкретного товара.

Общая прибыль от продаж за вычетом постоянных расходов дает общий доход (убыток) компании за соответствующий период.

План расходов (кассовый отчет) содержит данные о динамике расходования и возмещения всего инвестированного капитала. В расходы включаются покупка активов (в том числе, нематериальных), выплата займов, приобретение различного непроизводственного оборудования, инвентаря, а также убытки от хозяйственной деятельности (убытки, определенные в плане доходов).

Баланс или балансовый отчет отражает структуру активов и пассивов компании. Среди активов выделяют текущие активы - наиболее мобильную часть средств компании (счет в банке, прочие поступления, дебиторская задолженность) и фиксированные активы (оборудование, амортизация и др.).

Таким образом, общий подход к построению баланса аналогичен применяемому в РК, различно лишь содержание тех или иных статей. В пассиве наибольшее значение имеет соотношение собственных и заемных средств и характер его изменения на протяжении планируемого периода.

При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что в первый год производства компании, как правило, несут убытки, поэтому основное бремя расходов ложится на вкладчиков. Понятно, что в этом случае интересы компании и вкладчика расходятся. Тогда как предприниматель стремится максимально использовать средства инвестора, вкладчик заинтересован в увеличении доли долгового финансирования, сократив тем самым расход собственного капитала.

Размер заемных средств, на который может пойти компания, зависит от множества факторов, в том числе величины и видов активов, нормы ссудного процента, отдачи капитала и других, однако по сложившейся практике в наукоемких отраслях доля заемных средств не должна превышать 30% всего объема финансирования. После того, как вкладчик решился на участие в проекте, соглашение о структуре финансирования является важнейшим.

 

3. Бизнес-план и его функции

Реализация всякого предпринимательского замысла нуждается в построении плана, который включал бы в себя детальную программу проведения данной бизнес-операции с выделением отдельных этапов ее осуществления и приведением необходимых финансовых и иных расчетов. Если предпринимательский замысел осуществляется наряду с другими проектами и производственной программой фирмы, то необходима также увязка проводимой бизнес-операции с другими производственными, торговыми и организационными мероприятиями. В этом смысле следует рассматривать реализацию предпринимательского замысла как часть единого комплексного плана предприятия.

Документ, в котором обосновывается предпринимательский замысел и излагается программа воплощения в жизнь задуманного, получил название бизнес-плана. Бизнес-план таким образом представляет собой целостную программу, в которой приводятся экономические, технические, организационные мероприятия, а также приводятся прогнозные оценки и необходимые обоснования по осуществлению бизнес-проекта на практике.

Составляется бизнес-план для различных целей - при создании новых производств и реорганизации уже существующих предприятий, диверсификации бизнеса, для обоснования любых коммерческих проектов и операций. Как правило, бизнес-план выполняет три основные функции:

- определяет основные направления для стратегического и внутрифирменного планирования, а также является базой по претворению в жизнь производственной стратегии фирмы на период до пяти лет;

- служит основой для конструктивных переговоров с внешними организациями - инвесторами, коммерческими банками, иностранными партнерами, правительственными структурами с целью получения кредитных ресурсов;

- определяет критерии для последующего контроля и оценки исполнения данной бизнес-операции.

Таким образом, бизнес-план необходим как инструмент прогнозирования и перспективного планирования, где излагается комплекс мероприятий по реализации поставленных экономических целей.

Качественный бизнес-план содержит историю развития фирмы, оценку ее текущего финансового положения, а также маркетинговые исследования рынка и то положение, которое фирма может занять на рынке в результате проведения данной бизнес-операции. Кроме того, бизнес-план поясняет инвесторам цель и назначение бизнес-проекта, аргументирует потребность в капитальных вложениях, обозначает возможные коммерческие, законодательные и политические риски.

Практически любой бизнес-план имеет приложение, где размещаются вспомогательные материалы, которые помогают инвесторам лучше представить себе продукцию, которая будет изготавливаться в результате реализации бизнес-проекта. Это могут быть образцы продукции, макеты товара, всевозможные видеоматериалы. Приложение также содержит необходимые расчеты, экспертные заключения и оценки, копии контрактов, образцы финансовой отчетности. Весь комплекс представленных в приложении материалов завершает создание целостного представления о бизнесплане, команде исполнителей, их компетентности и квалификации.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 536.