Менеджер и искусство менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общую концепцию менеджмента помогает понять (кроме представления 4-х основных функций) знание об умениях, необходимых для эффективного выполнения этих функций.

По мнению зарубежных специалистов, профессионально работающий спортивный менеджер должен обладать умениями: техническими, работа с людьми и понимания ситуации.

Технические умения характеризуют менеджера с позиции использования в деятельности разнообразных методов, процедур и техники. Технические умения могут носить общий и специфический характер. К общим техническим умениям можно отнести так называемые «финансовые умения» менеджера (разработка бюджета, смет, составление финансовых отчетов и т.д.). Эти умения не зависят от рода деятельности организации, в которой работает менеджер.

Менеджеры, работающие в области производства спортивных товаров и в области предоставления физкультурно-спортивных услуг, должны обладать специфическими техническими умениями:

- первое - чисто производственными умениями;

- второе - умениями использовать спортивный инвентарь, умениями установить взаимосвязь между физическими нагрузками, диетой и др.

Умение работать с людьми характеризуют с точки зрения взаимоотношений с сотрудниками организации, в которой он работает или с сотрудниками других организаций. Если технические умения относятся к работе с вещами, то умение работать с людьми определяются его отношениями с сотрудниками. Менеджер, обладающий этим умением, демонстрирует способность индивидуального понимания достоинств и недостатков, сходств и различий работников, и использования их для осуществления эффективной деятельности.

Понимание ситуации представляет собой наиболее сложное умение и связано со способностью менеджера видеть процесс деятельности в целом и определять взаимосвязь явлений. Благодаря этому качеству менеджер предвидит, как могут изменяться взаимоотношения в целом или в отдельных компонентах, в зависимости от изменения конкретной ситуации – производственной, политической, экономической и социальной.

Считается, что менеджер, овладевший тремя умениями, обладает мастерством «соединения», может успешно работать в сфере менеджмента.

Для характеристики искусства менеджера применяют также понятие индивидуального мастерства, которое отражает эффективное использование личного времени, организацию мышления, ясное выражение мыслей, внедрение в практической работе нововведений (инноваций) и др.

Существует мнение, что спортивный менеджер - личность, отдающая много времени для выполнения своих функций, и что для него не характерно выполнение рутинной работы. Однако результаты зарубежных исследователей показывают ошибочность данного мнения. Менеджер - это человек, не только размышляющий и планирующий, но человек, деятельность которого характеризуется жёстким темпом, быстротой в выполнении большого количества регулярных обязанностей, включающих ритуалы, церемонии, переговоры, телефонные звонки, встречи и т.д.

Принято различать десять ролей менеджера, объединенных в три большие группы:

A. Представительство.

Б. Информационная роль.

B. Регулирующая роль.

Представительство отражается в 3-х конкретных ролях:

а) номинального начальника;

б) руководителя;

в) лица, налаживающего связи.

Роль номинального начальника особенно характерна для менеджеров крупных организаций, так как её суть заключается в представительстве организации на приёме. Выполняя роль представителя руководства, менеджер стимулирует подчинённых к работе. Роль налаживающего связи заключается в установлении и поддержании внешних рабочих контактов.

Информационная роль также триедина и включает роли:

а) аналитик (лицо, обобщающее информацию);

б) информатор;

в) оратор.

В роли аналитика менеджер собирает представляющую интерес информацию, полученную как из всех доступных внешних источников, так и от работников своей организации (подразделения). Исполняя роль информатора, менеджер, передаёт необходимую информацию своим подчинённым. В качестве оратора менеджер может выступать как в своей организации, так и в других организациях, как в частной, так и в публичной форме.

Регулирующая роль подразделяется на 4 обязанности:

а) антрепренёра (внедрение в процесс производства достижений науки и техники - нововведения);

б) поддержки нормальной рабочей атмосферы;

в) распределителя ресурсов;

г) посредника.

Как антрепренёр , менеджер внедряет в процесс производства достижения науки и техники (нововведения) для повышения эффективности работы организации.

Для сохранения работоспособности коллектива менеджер устраняет волнения и беспорядки, приводящие к срыву рабочей атмосферы в организации.

Роль распределителя ресурсов связана с ответственностью за своевременное, равномерное и справедливое распределение финансовых средств.

Роль посредника выполняется при разрешении различных споров, как между работниками организации, так и между подразделениями той организации, в которой работает менеджер.

Однако нельзя утверждать, что эти роли в равной степени свойственны всем менеджерам.

По данным исследования французских специалистов, среди разных групп населения наибольшей спортивной активностью отличаются:

а) руководители крупных торговых и промышленных предприятий (занимаются ходьбой - 79,6%, лыжным спортом - 25,2%, гимнастикой - 16,9%, конным спортом - 5,4%);

б) менеджеры высшего звена (играют в теннис 35%, настольный теннис - 4,8%);

в) менеджеры среднего звена (отдают предпочтение плаванию - 29,6%, футболу - 19,0%, велосипедному спорту - 13,8%, парусному спорту - 9,8%,).

По уровню подготовленности спортивные менеджеры разделяются на 3 категории.

Менеджеры третьей категории осуществляют организационную и административную деятельности в спортивных клубах и федерациях. Специалисты, имеющие этот уровень подготовленности, несут ответственность за создание условий, необходимых для нормального функционирования спортивных организаций. Для них обязательны умения руководить одной из секций, работать в качестве секретаря, казначея, руководить клубом или ассоциацией.

Менеджеры второй категории имеют право работать в следующих областях: управление и правовые вопросы; планирование и организация; финансирование и налоги; пропаганда и реклама.

Менеджеры первой категории - это, как правило, дипломированные работники, которые занимают высшие административные и руководящие посты в спортивных клубах и федерациях.

Подготовка менеджеров осуществляется по специальным программам, в зависимости от категории, на специальных курсах в средних и высших учебных заведениях.

Стоит особо подчеркнуть, что спортивные менеджеры - большие поклонники спорта, нередко бывшие спортсмены.

 

Органы управления фирмой

Все фирмы, за исключением мельчайших, имеют чёткую иерархию менеджмента, в рамках которого все его члены занимают определённое место в соответствии со своим авторитетом или статусом. В нижней части иерархии

Находятся люди, которые заняты непосредственной работой. К ним относятся рабочие на фабрике, служащие конторы. Они не контролируют деятельность других работающих. Их называют индивидуальными участниками. Над отдельными сотрудниками возвышается менеджмент, который состоит из отдельного хозяина, либо из многослойной пирамиды менеджеров. Внутри менеджмента выделяется три уровня.

Контролирующий уровень (или первый уровень) составляют менеджеры, которые руководят деятельностью отдельных сотрудников. Это мастера на предприятиях, чиновники, контролирующие работу клерков.

Большая власть находится в руках менеджеров среднего уровня. Главная задача среднего уровня заключается в нахождении правильных методов решения наиболее важных задач. Средний уровень менеджеров участвует в составлении планов и постановке задач для своих подразделений.

Менеджеры высшего уровня отвечают за постановку глобальных задач, формирование стратегии развития и внутренних ценностей организации. Высшие менеджеры, управляют работой средних менеджеров. Типичное название должности высших менеджеров президент. Высшие менеджеры ответственны перед Советом директоров (в корпорациях), избирателями или лицами официально выбранными.

Все фирмы, за исключением мельчайших, имеют чёткую иерархию менеджмента, в рамках которого все его члены занимают определённое место в соответствии со своим авторитетом или статусом. В нижней части иерархии находятся люди, которые заняты непосредственной работой. К ним относятся рабочие на фабрике, служащие конторы. Они не контролируют деятельность других работающих. Их называют индивидуальными участниками. Над отдельными сотрудниками возвышается менеджмент, который состоит из отдельного хозяина, либо из многослойной пирамиды менеджеров. Внутри менеджмента выделяется три уровня.

Контролирующий уровень (или первый уровень) составляют менеджеры, которые руководят деятельностью отдельных сотрудников. Это мастера на предприятиях, чиновники, контролирующие работу клерков.

Большая власть находится в руках менеджеров среднего уровня. Главная задача среднего уровня заключается в нахождении правильных методов решения наиболее важных задач. Средний уровень менеджеров участвует в составлении планов и постановке задач для своих подразделений, а иногда и для организации в целом.

Менеджеры высшего уровня отвечают за постановку глобальных задач, формирование стратегии развития и внутренних ценностей организации. Высшие менеджеры, управляют работой средних менеджеров. Типичное название должности высших менеджеров – президент. Высшие менеджеры ответственны перед Советом директоров (в корпорациях), избирателями или лицами официально выбранными.

Никакая система менеджмента не может функционировать без самих менеджеров. Менеджеры являются вдохновителями и создателями любой системы менеджмента. Их важнейшая задача – не самим выполнять работу, а организовывать других для их выполнения. Менеджер - это не просто специалист по управлению, это человек, ответственный за весь процесс деятельности персонала и фирмы.

О значимости менеджеров свидетельствуют фразы, получившие широкое распространение:

- выбор места работы нужно начинать с выбора руководителя;

- хорошие менеджеры не только делают деньги, но и создают смысл существования для людей;

- когда дела идут плохо, меняют не рабочих, а руководителей.

Имеется пять базовых операций в работе менеджера, в какой бы области он ни трудился.

Менеджер, во-первых , определяет и устанавливает цели, разрабатывает конкретные задачи в каждой группе целей. Он находит пути достижения этих целей, выбирая наиболее из них эффективные. Об этом он сообщает другим людям, чья работа нужна, чтобы достичь установленные цели.

Во-вторых , менеджер организует, анализирует виды деятельности, решения, необходимые для выполнения целей. Он разделяет их на управляемые проблемы, а эти проблемы – на управляемые трудовые задачи. Он группирует проблемы и задачи в организационную структуру и выбирает людей для их выполнения.

В-третьих , менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из людей, ответственных за различные работы. Делает это с помощью специфических приемов, путем кадровых решений об оплате, назначениях, повышениях и других, определяющих так называемое «качество трудовой жизни». И делает он это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчинёнными, начальниками и коллегами.

Четвертая операция в работе менеджера - измерение. Он устанавливает единицы измерения, добиваясь, чтобы у каждого человека были индивидуальные показатели, сориентированные на работу всей организации. Менеджер анализирует, оценивает и интерпретирует результаты работы. О них он сообщает своему руководству, подчиненным и коллегам.

В-пятых, он способствует росту людей, включая себя самого. Упомянутое качество трудовой жизни в одной из возможных интерпретаций представляет собой как раз совокупность условий, способствующих росту членов организации.

В менеджменте взаимодействуют два компонента, тесно связанные между собой: способность менеджера сделать деятельность фирмы эффективной (прибыльной), и трудовая активность вкупе с творчеством персонала, направленные на достижение этой же цели.

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Какие функции выполняет спортивный руководитель?

2. Какими основными личными качествами должен обладать хороший руководитель?

3. Что должен делать менеджер для успешного выполнения своих обязанностей?

4. Какие 3 основные роли отводят менеджеру в процессе управления?

5. Каковы основные принципы спортивного менеджмента?

6. Что лежит в основе менеджмента?

7. Дайте определение понятия менеджер?

8. Назовите преимущества и недостатки приглашения тренеров на контрактной основе?

9. Какие факторы влияют на повышение спортивного мастерства?

Лекция 3.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 262.