Менеджмент, как наука, возник на Западе более 70 лет назад. Его отцами являются американец Ф. Тэйлор, француз А. Файоль. Например, Ф. Тэйлор рассматривал управление как искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом. Для того, чтобы достичь этого, по мнению Ф. Тэйлора. необходимо осуществить четыре управленческие функции:
- выбор цели;
- выбор средств;
- подготовка средств;
- контроль результатов.
А. Файоль, на основе обобщения богатого практического опыта, пришел к выводу: «Управлять - это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы...». По А. Файолю, менеджмент заключается в том, чтобы:
- предвидеть (изучать будущее и устанавливать программу действий);
- организовывать (создавать материальную базу и трудовой коллектив предприятия, фирмы);
- распоряжаться (приводить в действие персонал предприятия);
- согласовывать (соединять действия и усилия):
- контролировать (наблюдать, чтобы всё происходило в соответствии с отданными распоряжениями).
Рационалистический менеджмент исходил из того, что фирма является «закрытой системой» и её успех на рынке зависит, прежде всего, от внутренних резервов (рационализации производства эффективности труда). Решающее значение отдавалось контролю со стороны высших руководителей за всеми видами деятельности персонала и четкое выполнение указаний сверху. Современный менеджмент существенно изменился, особенно за последние два десятилетия. Это связано с информационным взрывом и человеческим фактором. Фактически произошла смена старой системы рационалистического менеджмента на новую - маркетинговую, ситуационную.
Маркетинговый (ситуационный) менеджмент строится на новых подходах. В частности, фирма считается «открытой системой». Ее успех связывается не столько с внутренними ресурсами (материальными, людскими, финансовыми) сколько со способностью вписаться во внешнюю среду и приспособиться к ней.
Ситуационный подход для фирмы означает, что все построенные системы управления основываются на ответной реакции на различные воздействия внешней среды. Фирма приспосабливается к выявлению новых проблем и выработке новых решений.
Маркетинговый менеджмент в качестве исходных предпосылок берёт следующее:
- фирма рассматривается как живой организм, состоящий из индивидуальностей, объединённых совместными ценностными установками, как на-пример, «семья»;
- фирма должна быть нацелена на постоянное обновление, чтобы приспособиться к внешним факторам, главным из которых является покупатель; - ставка делается на человека самореализующегося, а не на «человека – исполнителя».
Менеджмент сегодня – постоянные изменения и непрерывное совершенствование. Специалисты считают, что не существует идеальной и единой модели менеджмента. Для каждой фирмы менеджмент является уникальным. Есть лишь общие закономерности и элементы, которые используются, как правило, всеми.
В современных условиях система управления фирмой должна быть простой и гибкой, чтобы быть конкурентоспособной. По мнению специалистов, она должна иметь:
- небольшое число уровней управления;
- небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом, но более квалифицированными специалистами;
- производство товара и организацию работы, ориентированные на потребителя.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Кто является инициатором создания первого руководства по спортивному управлению? С какой целью оно было создано?
2. Основная суть теории управления Дугласа Макгрегора (теории «Х» и
теории «У»)?
3. Дайте определение понятия «менеджмент» и «маркетинг»?
4. В чём отличаются отличия понятий «управление» и «менеджмент»?
5. Как экономисты Запада относятся к планированию?
6. Что такое управленческое решение?
7. Какие роли менеджера входят в содержание профессиональной деятельности работников физической культуры образовательных учреждений?
8. Из каких основных подсистем состоит система менеджмента в физической культуре и спорте?
9. Каковы основные и конкретные функции менеджмента в физической культуре и спорте?
10. Каковы основные этапы разработки управленческих решений?
11. Что такое управленческое решение, какие требования предъявляются к его разработке?
12. Что такое информационные ресурсы и каковы их основные виды в сфере физической культуры и спорта?
13. Что такое методы управления физической культурой и спортом и каковы основания их классификации?
Лекция 2.
Спортивный менеджмент
План
1. Функции и принципы спортивного менеджмента
2. Менеджер и искусство менеджмента
3. Органы управления фирмой
Дата: 2018-11-18, просмотров: 288.