В основе законодательства по ГО и ЧС - Конституция Российской Федерации, федеральные законы “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” от 21 декабря 1994 г., “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя” от 14 июля 1995 г., “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21 июля 1997 г., Постановление Правительства Российской Федерации “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” от 30 декабря 2003 г. № 794
Для предупреждения возникновения и развития ЧС, снижения размеров ущерба и потерь от них, ликвидации последствий ЧС в соответствии с Федеральным Законом «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» (от 11 ноября 1994 года) постановлением Правительства РФ № 1113 от 5.11.95 года создана «Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)» структура и функционирование которой уточняет Постановление Правительства РФ № 794 от 2003 г. РСЧС состоит из: территориальных (в областях, краях, республиках); функциональных (в министерствах и ведомствах) подсистем. РСЧС имеет 5 уровней: 1-федеральный; 2-региональный; 3-территориальный; 4-местный; 5-организаций (объект экономики), и объединяет органы управления, силы и средства организации.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является:
– разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов специального назначения в чрезвычайных ситуаций;
– обеспечение готовности и действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
– прогнозируемая оценка последствий чрезвычайных ситуаций;
– создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– ликвидация чрезвычайных ситуаций;
– осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведения гуманитарных акций;
– реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
– международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Гражданская оборона РФ
Гражданская оборона РФ, созданная в 1961 году в СССР в настоящее время представляет “систему мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий” (ст.1 Закона “О Гражданской обороне” от 12.02.1998 г.). В мирное же время ее органы управления, силы и средства могут привлекаться для ликвидации ЧС (Закон “Об обороне РФ”).
Исходя из той роли, которую должна решать ГО по защите населения и территории в военное время “Закон о ГО” определил основные задачи ГО:
1. Обучение населения способам защиты о опасностей, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий.
2. Оповещение населения об опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
4. Представление населению, убежищ и средств индивидуальной защиты.
5. Проведение мероприятий по световой маскировки и другим видам маскировки.
6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий.
7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер.
8. Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий.
9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.
10. Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведения других необходимых мероприятий.
11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий.
12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
13. Срочное захоронение трупов в военное время.
14. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
15. Обеспечение настоящей готовности сил и средств гражданской обороны.
Гражданская обороны также решает и проводит мероприятия по защите животных и растений.
Принципы организации ГО
Гражданская оборона организуется на территории РФ по территориально-производственному принципу.
Структура ГО
Руководство ГО РФ осуществляет Правительство РФ. Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности НГО указанных организаций.
Руководство ГО на территориях субъектов в РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно Главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности НГО (начальником гражданской обороны).
Силы гражданской обороны
Для решения задач гражданской обороны создаются силы ГО в состав которых входят: войска ГО; гражданские организации ГО. Для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ могут привлекаться ВС РФ, другие войска и воинские формирования в порядке, определенном Президентом РФ, а также профессиональные аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования.
В состав объективных формирований зачисление граждан производиться приказом соответствующего руководителя организации.
Формирования оснащаются техникой и имуществом организаций, не поставляемыми в войска при объявлении мобилизации. При необходимости они могут усиливаться техникой за счет других организаций решением начальника гражданской обороны города, района, на территории которых они создаются.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 288.