;
Пассажирский : ;
Истребитель: .
Поляра
Лекция 3.(28.09.17).
Система координат(СК) самолёта.
–скоростная (поточная) СК;
OXYZ –связанная (с ЛА) СК;
и ;
–угол между осью двигателя и ;
-угол атаки всего самолёта;
–для пассажирских самолётов;
+ .
сила тяги, дающая проекция на , но так как довольно мал, то проекции .
и => , где –потребная тяга ( ), –коэффициент аэродинамического качества.
Тяговооруженность.
–относительная тяга;
Для пассажирских самолётов : ; ;
Для истребителей: ; .
Перегрузка.
Перегрузка – отношение суммы векторов силы тяги и полной аэродинамической силы к величине силы тяжести , –полная аэродинамическая сила.
В скоростной системе координат:
, где -тангенциальная перегрузка; –угол скольжения; , где –нормальная скоростная перегрузка;
–боковая перегрузка.
В связанной системе координат:
–продольная перегрузка;
–нормальная перегрузка;
–поперечная перегрузка.
В горизонтальном полёте:
;
( так как -очень мала);
.
Случай нагружения крыла:
Пассажирский самолёт: ;
Спортивно-пилотный самолёт: ;
Истребитель: .
Э – эксплуатационные нагрузки.
Моменты, действующие на самолёт.
Принято показывать в связанной системе координат.
–момент крена (элероны, интерцепторы, ЦПГО).
;
Интерцептор также на крыле (дифференциальное ЦПГО)
–момент рысканья.
–угол скольжения.
, где ВО –вертикальное оперение.
–момент тангажа (руль высоты, ЦПГО).
–угол наклона траектории; ν –угол тангажа, .
Уравновешивание моментов. Балансировка ЛА.
Балансировка –сумма моментов относительно центра тяжести равна нулю .
Рассмотрим 2 случая:
❶
;
-на пикирование; -на кабрирование.
Ц.д. –точка приложения подъёмной силы самолёта без ГО (центр давления).
;
;
;
=> .
Особенность самолёта нормальной аэродинамической схемы в том, что на величину . Чтобы увеличить , нужно увеличить α , что приводит к уменьшению аэродинамического качества. Это называется потерей качества на балансировку.
Для самолёта аэродинамической схемы «Утка» направлена вверх в сторону и эта величина и аэродинамическое качество самолёта выше.
❷
и => .
Относительно ОX:
.
Устойчивость самолёта.
Устойчивость – способность самолёта самостоятельно возвращаться в исходное положение относительно вектора скорости при прекращении действия случайного возмущения.
W –порыв ветра
–приращение;
–аэродинамический фокус крыла ( )
;
.
Фокус –точка приложения приращения при возмущении. Если фоку находится позади ц.т., то приращение подъёмной силы вызывает момент на уменьшение приращения угла атаки.
, где –центровка(положение ц.т. самолёта от носка);
, где –фокус ;
, где (производная по ) –запас продольной статической устойчивости.
Если , то самолёт устойчив, а если –самолёт неустойчив.
Лекция 4.(05.10.17).
Содержание процесса проектирования конструкции.
Проектирование – процесс создания прототипа предполагаемого объекта от создания идеи до утилизации объекта. Делится на да этапа:
❶Проектирование конструкции –определение конструктивных параметров агрегата в целом и его элементов по условиям прочности, по критерию минимальной массы, при обеспечении требований технологичности, условий эксплуатации и стоимости.
Разделы, входящие в прочность:
- нормы прочности (1943г. ЦАГИ, 1956г. сборники, нормы лётной годности ЧЛГС-3, авиационные правила АП-23,25);
- статическая прочность –способность конструкции выдерживать статические нагрузки;
- динамическая прочность –восприятие ударных нагрузок и явление аэроупругости (флатер, дивергенция, реверс);
- усталостная прочность –сопротивление усталости:
1). появление усталостной трещины;
2). развитие трещины.
Учитываем критерий минимального веса конструкции.
❷Конструирование –силовая конструктивно-технологическая увязка элементов конструкции агрегата, выполнение общего сборочного чертежа агрегата или узла, или деталей, спецификация, расчет на прочность элементов конструкции с определением сводки запасов прочности.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 291.