Лекция 1.(14.09.17).
Введение и общие положения.
Самолет и его агрегаты.
Самолет – это летательный аппарат (ЛА), тяжелее воздуха, подъёмная сила которого создаётся, как правило, неподвижным крылом при движении ЛА в воздухе. Необходимая сила тяги для движения создаётся силовой установкой.
Y=G – горизонтальный полёт
G –вес самолёта (сила F=ma, G=mg [Н])
МКГСС –техническая система единиц
G [кгс]=[кГ]
Х –сила лобового сопротивления
Р (R) –сила тяжести силовой установки

Агрегат – это часть конструкции самолёта, законченная в конструктивном и технологическом отношениях, имеющая своё функциональное назначение и, как правило, воспринимающая внешние нагрузки.

1 –отъёмная часть крыла (ОЧК);
2 –центроплан ;
3 –фюзеляж ;
4 –закрылки ;
5 –элерон ;
6 –предкрылок (отклоняемый носок);
7 –интерцептор ;
8 –фонарь ;
9 –двери ;
10 –двигатель (ТРД –турбо-реактивный двигатель);
11 –стабилизатор ;
12 –руль высоты;
13 –киль ;
14 –руль направления ;
15 –шасси.
Где 11 и 12 образуют горизонтальное оперение (ЦПГО), а 13 и 14 –вертикальное оперение (ЦПВО).
Аэродинамические схемы.
1). Нормальная (балансировочная) : когда есть ЦПГО и оно находится позади центра тяжести .
2). Утка: когда есть ЦПГО и оно находится впереди центра тяжести.
3). Бесхвостка: нет ЦПГО.
4). Триплан: есть крыло и ЦПГО и заднее и переднее.
Условия определяющие полёт самолёта.
- наличие подъёмной силы (Y);
- наличие силовой установки;
- равновесие сил и уравновешивание моментов;
- устойчивость самолёта;
- управляемость самолёта.
Подъёмная сила самолёта.
Принцип создания подъёмной силы (Y).


Уравнение Бернулли : pV= const .
Разность давлений по верхней и нижней поверхности контура создает подъёмную силу  .
  .
Чем больше кривизна контура, тем больше разность давлений и больше  .
 .
Теоретическая формула.
Формула Жуковского, 1906г.:   ,
  ,
где Г –циркуляция вектора скорости:  , направление действия
 , направление действия  . Чем больше кривизна, тем больше
  . Чем больше кривизна, тем больше  . При этом f – величина кривизны профиля:
 . При этом f – величина кривизны профиля:  =
 =  , Г > 0, Y > 0.
  , Г > 0, Y > 0. 

Кривизна создаётся отклонением закрылок, элеронов, руля высоты, интерцептором и т.д.

Кривизну создаёт угол атаки профиля α – угол между вектором скорости и хордой крыла.

Супер критический профиль.

Число маха – отношение скорости к скорости звука  .
  .
 (критическое) –число маха, соответствующее
 (критическое) –число маха, соответствующее  , при которой возникают местные скачки уплотнения.
  , при которой возникают местные скачки уплотнения.
 [кг/
  [кг/  ] ,
 ] ,  , где
 , где  [кг∙с/
 [кг∙с/  ],
 ],  ;
 ;
 ;
 ;
 .
  .
Лекция 2.(21.09.17).
Экспериментальная формула подъёмной силы самолёта (Y).
 , где
  , где  –коэффициент подъёмной силы, S –площадь;
  –коэффициент подъёмной силы, S –площадь;
 – скоростной напор [Н/
  – скоростной напор [Н/  ];
 ];
По формуле Жуковского:  ;
 ;
По экспериментальной формуле:  .
 .

 , где S –площадь с учётом подфюзеляжной части, b –корневая хорда, l –размах крыла;
  , где S –площадь с учётом подфюзеляжной части, b –корневая хорда, l –размах крыла;
 , где
  , где  –сужение крыла;
  –сужение крыла;
 , где λ – удлинение.
  , где λ – удлинение.
Для пассажирского самолёта λ=  ; для истребителя λ=4
 ; для истребителя λ=4  .
 .
 –угол стреловидности;
  –угол стреловидности;
 хорды;
 хорды;
 ;
 ;
  -толщина профиля;
 -толщина профиля;  –кривизна профиля; x –стреловидность;
  –кривизна профиля; x –стреловидность;
 –отношение давления у скоростному напору.
  –отношение давления у скоростному напору.
Выводим параметр:  , где
  , где  –коэффициент подъёмной силы.
  –коэффициент подъёмной силы.
 ;
  ;
 ;
 ;

 -угол атаки (нулевой подъём силы);
  -угол атаки (нулевой подъём силы);
 –несущая способность профиля (линейный закон).
  –несущая способность профиля (линейный закон).
Полётная конфигурация (  ).
 ).
 ;
 ;
Взлёт/посадка :  ;
 ;
В горизонтальном полёте:
 , где
  , где  -сила лобового сопротивления;
 -сила лобового сопротивления;
 ;
 ;
 –коэффициент при
  –коэффициент при  ;
 ;  ;
 ;
 при махе
  при махе  ;
 ;
 .
  .
Тяговооруженность.
 –относительная тяга;
  –относительная тяга;
Для пассажирских самолётов :  ;
 ;  ;
 ;
Для истребителей:  ;
 ;  .
 .
Перегрузка.
Перегрузка – отношение суммы векторов силы тяги и полной аэродинамической силы к величине силы тяжести  ,
  ,  –полная аэродинамическая сила.
  –полная аэродинамическая сила.
В скоростной системе координат:
  , где
  , где  -тангенциальная перегрузка;
 -тангенциальная перегрузка;  –угол скольжения;
  –угол скольжения;  , где
 , где  –нормальная скоростная перегрузка;
 –нормальная скоростная перегрузка;
  –боковая перегрузка.
 –боковая перегрузка.
В связанной системе координат:
 –продольная перегрузка;
  –продольная перегрузка;
 –нормальная перегрузка;
 –нормальная перегрузка;
 –поперечная перегрузка.
  –поперечная перегрузка.
В горизонтальном полёте:
 ;
 ;
 ( так как
  ( так как  -очень мала);
 -очень мала);
 .
 .
Случай нагружения крыла:

Пассажирский самолёт:  ;
  ; 
Спортивно-пилотный самолёт:  ;
  ; 
Истребитель:  .
 .
Э – эксплуатационные нагрузки.
Устойчивость самолёта.
Устойчивость – способность самолёта самостоятельно возвращаться в исходное положение относительно вектора скорости при прекращении действия случайного возмущения.

W –порыв ветра
 –приращение;
  –приращение;
 –аэродинамический фокус крыла (
  –аэродинамический фокус крыла (  )
 )
 ;
  ;
 .
  .
Фокус –точка приложения приращения  при возмущении. Если фоку находится позади ц.т., то приращение подъёмной силы вызывает момент на уменьшение приращения угла атаки.
  при возмущении. Если фоку находится позади ц.т., то приращение подъёмной силы вызывает момент на уменьшение приращения угла атаки.
 , где
  , где  –центровка(положение ц.т. самолёта от носка);
 –центровка(положение ц.т. самолёта от носка);
  , где
  , где  –фокус ;
 –фокус ;
 , где
  , где  (производная по
  (производная по  ) –запас продольной статической устойчивости.
 ) –запас продольной статической устойчивости.
Если  , то самолёт устойчив, а если
  , то самолёт устойчив, а если  –самолёт неустойчив.
  –самолёт неустойчив.
 
 
Лекция 4.(05.10.17).
Содержание процесса проектирования конструкции.
Проектирование – процесс создания прототипа предполагаемого объекта от создания идеи до утилизации объекта. Делится на да этапа:
❶Проектирование конструкции –определение конструктивных параметров агрегата в целом и его элементов по условиям прочности, по критерию минимальной массы, при обеспечении требований технологичности, условий эксплуатации и стоимости.
Разделы, входящие в прочность:
- нормы прочности (1943г. ЦАГИ, 1956г. сборники, нормы лётной годности ЧЛГС-3, авиационные правила АП-23,25);
- статическая прочность –способность конструкции выдерживать статические нагрузки;
- динамическая прочность –восприятие ударных нагрузок и явление аэроупругости (флатер, дивергенция, реверс);
- усталостная прочность –сопротивление усталости:
1). появление усталостной трещины;
2). развитие трещины.
Учитываем критерий минимального веса конструкции.
❷Конструирование –силовая конструктивно-технологическая увязка элементов конструкции агрегата, выполнение общего сборочного чертежа агрегата или узла, или деталей, спецификация, расчет на прочность элементов конструкции с определением сводки запасов прочности.
Крыло моноблочной КСС.

 – толщина обшивки;
  – толщина обшивки;
 –шаг между стрингерами;
  –шаг между стрингерами;
 ;
  ;
 .
  .

 ;
  ;
 ;
  ;
 ;
  ;  ;
 ;
Q нагружает обшивку потоком  и воспринимается стенкой лонжерона.
 и воспринимается стенкой лонжерона.  воспринимается обшивкой и контурами лонжерона
 воспринимается обшивкой и контурами лонжерона  и
 и  :
 :  .
 .
Таким образом, обшивка панели нагружается потоком касательных усилий  и потоком от крутящего момента
  и потоком от крутящего момента  :
 :  .
 .
Лекция 8.(02.11.17).
Обратная:
Алгоритм
1). Эскиз узла конструктивного элемента и определение нагрузки.
2). Определить деформации и условия прочности.
3). Записать формулу для расчета действующих напряжений, в которую входит конструктивный параметр.
4). Определить расчетное напряжено-разрушающее напряжение (усилие).
5). Записать условие прочности как уравнение:  .
 .
6). Решить прямую задачу прочности (определить запас прочности).
Лекция 1.(14.09.17).
Введение и общие положения.
Самолет и его агрегаты.
Самолет – это летательный аппарат (ЛА), тяжелее воздуха, подъёмная сила которого создаётся, как правило, неподвижным крылом при движении ЛА в воздухе. Необходимая сила тяги для движения создаётся силовой установкой.
Y=G – горизонтальный полёт
G –вес самолёта (сила F=ma, G=mg [Н])
МКГСС –техническая система единиц
G [кгс]=[кГ]
Х –сила лобового сопротивления
Р (R) –сила тяжести силовой установки

Агрегат – это часть конструкции самолёта, законченная в конструктивном и технологическом отношениях, имеющая своё функциональное назначение и, как правило, воспринимающая внешние нагрузки.

1 –отъёмная часть крыла (ОЧК);
2 –центроплан ;
3 –фюзеляж ;
4 –закрылки ;
5 –элерон ;
6 –предкрылок (отклоняемый носок);
7 –интерцептор ;
8 –фонарь ;
9 –двери ;
10 –двигатель (ТРД –турбо-реактивный двигатель);
11 –стабилизатор ;
12 –руль высоты;
13 –киль ;
14 –руль направления ;
15 –шасси.
Где 11 и 12 образуют горизонтальное оперение (ЦПГО), а 13 и 14 –вертикальное оперение (ЦПВО).
Аэродинамические схемы.
1). Нормальная (балансировочная) : когда есть ЦПГО и оно находится позади центра тяжести .
2). Утка: когда есть ЦПГО и оно находится впереди центра тяжести.
3). Бесхвостка: нет ЦПГО.
4). Триплан: есть крыло и ЦПГО и заднее и переднее.
Условия определяющие полёт самолёта.
- наличие подъёмной силы (Y);
- наличие силовой установки;
- равновесие сил и уравновешивание моментов;
- устойчивость самолёта;
- управляемость самолёта.
Подъёмная сила самолёта.
Принцип создания подъёмной силы (Y).


Уравнение Бернулли : pV= const .
Разность давлений по верхней и нижней поверхности контура создает подъёмную силу  .
  .
Чем больше кривизна контура, тем больше разность давлений и больше  .
 .
Теоретическая формула.
Формула Жуковского, 1906г.:   ,
  ,
где Г –циркуляция вектора скорости:  , направление действия
 , направление действия  . Чем больше кривизна, тем больше
  . Чем больше кривизна, тем больше  . При этом f – величина кривизны профиля:
 . При этом f – величина кривизны профиля:  =
 =  , Г > 0, Y > 0.
  , Г > 0, Y > 0. 

Кривизна создаётся отклонением закрылок, элеронов, руля высоты, интерцептором и т.д.

Кривизну создаёт угол атаки профиля α – угол между вектором скорости и хордой крыла.

Супер критический профиль.

Число маха – отношение скорости к скорости звука  .
  .
 (критическое) –число маха, соответствующее
 (критическое) –число маха, соответствующее  , при которой возникают местные скачки уплотнения.
  , при которой возникают местные скачки уплотнения.
 [кг/
  [кг/  ] ,
 ] ,  , где
 , где  [кг∙с/
 [кг∙с/  ],
 ],  ;
 ;
 ;
 ;
 .
  .
Лекция 2.(21.09.17).
Экспериментальная формула подъёмной силы самолёта (Y).
 , где
  , где  –коэффициент подъёмной силы, S –площадь;
  –коэффициент подъёмной силы, S –площадь;
 – скоростной напор [Н/
  – скоростной напор [Н/  ];
 ];
По формуле Жуковского:  ;
 ;
По экспериментальной формуле:  .
 .

 , где S –площадь с учётом подфюзеляжной части, b –корневая хорда, l –размах крыла;
  , где S –площадь с учётом подфюзеляжной части, b –корневая хорда, l –размах крыла;
 , где
  , где  –сужение крыла;
  –сужение крыла;
 , где λ – удлинение.
  , где λ – удлинение.
Для пассажирского самолёта λ=  ; для истребителя λ=4
 ; для истребителя λ=4  .
 .
 –угол стреловидности;
  –угол стреловидности;
 хорды;
 хорды;
 ;
 ;
  -толщина профиля;
 -толщина профиля;  –кривизна профиля; x –стреловидность;
  –кривизна профиля; x –стреловидность;
 –отношение давления у скоростному напору.
  –отношение давления у скоростному напору.
Выводим параметр:  , где
  , где  –коэффициент подъёмной силы.
  –коэффициент подъёмной силы.
 ;
  ;
 ;
 ;

 -угол атаки (нулевой подъём силы);
  -угол атаки (нулевой подъём силы);
 –несущая способность профиля (линейный закон).
  –несущая способность профиля (линейный закон).
Полётная конфигурация (  ).
 ).
 ;
 ;
Взлёт/посадка :  ;
 ;
В горизонтальном полёте:
 , где
  , где  -сила лобового сопротивления;
 -сила лобового сопротивления;
 ;
 ;
 –коэффициент при
  –коэффициент при  ;
 ;  ;
 ;
 при махе
  при махе  ;
 ;
 .
  .
Дата: 2018-11-18, просмотров: 297.