Условия определяющие полёт самолёта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 1.(14.09.17).

Введение и общие положения.

Самолет и его агрегаты.

Самолет – это летательный аппарат (ЛА), тяжелее воздуха, подъёмная сила которого создаётся, как правило, неподвижным крылом при движении ЛА в воздухе. Необходимая сила тяги для движения создаётся силовой установкой.

Y=G – горизонтальный полёт

G –вес самолёта (сила F=ma, G=mg [Н])

МКГСС –техническая система единиц

G [кгс]=[кГ]

Х –сила лобового сопротивления

Р (R) –сила тяжести силовой установки

Агрегат – это часть конструкции самолёта, законченная в конструктивном и технологическом отношениях, имеющая своё функциональное назначение и, как правило, воспринимающая внешние нагрузки.

1 –отъёмная часть крыла (ОЧК);

2 –центроплан ;

3 –фюзеляж ;

4 –закрылки ;

5 –элерон ;

6 –предкрылок (отклоняемый носок);

7 –интерцептор ;

8 –фонарь ;

9 –двери ;

10 –двигатель (ТРД –турбо-реактивный двигатель);

11 –стабилизатор ;

12 –руль высоты;

13 –киль ;

14 –руль направления ;

15 –шасси.

Где 11 и 12 образуют горизонтальное оперение (ЦПГО), а 13 и 14 –вертикальное оперение (ЦПВО).

Аэродинамические схемы.

1). Нормальная (балансировочная) : когда есть ЦПГО и оно находится позади центра тяжести .

2). Утка: когда есть ЦПГО и оно находится впереди центра тяжести.

3). Бесхвостка: нет ЦПГО.

4). Триплан: есть крыло и ЦПГО и заднее и переднее.

Условия определяющие полёт самолёта.

- наличие подъёмной силы (Y);

- наличие силовой установки;

- равновесие сил и уравновешивание моментов;

- устойчивость самолёта;

- управляемость самолёта.

Подъёмная сила самолёта.

Принцип создания подъёмной силы (Y).

Уравнение Бернулли : pV= const .

Разность давлений по верхней и нижней поверхности контура создает подъёмную силу  .

Чем больше кривизна контура, тем больше разность давлений и больше .

Теоретическая формула.

Формула Жуковского, 1906г.:  ,

где Г –циркуляция вектора скорости: , направление действия  . Чем больше кривизна, тем больше . При этом f – величина кривизны профиля: =  , Г > 0, Y > 0.

Кривизна создаётся отклонением закрылок, элеронов, руля высоты, интерцептором и т.д.

 

Кривизну создаёт угол атаки профиля α – угол между вектором скорости и хордой крыла.

Супер критический профиль.

Число маха – отношение скорости к скорости звука  .

(критическое) –число маха, соответствующее  , при которой возникают местные скачки уплотнения.

 [кг/ ] , , где [кг∙с/ ], ;

;

 .

Лекция 2.(21.09.17).

Экспериментальная формула подъёмной силы самолёта (Y).

 , где  –коэффициент подъёмной силы, S –площадь;

 – скоростной напор [Н/ ];

По формуле Жуковского: ;

По экспериментальной формуле: .

 , где S –площадь с учётом подфюзеляжной части, b –корневая хорда, l –размах крыла;

 , где  –сужение крыла;

 , где λ – удлинение.

Для пассажирского самолёта λ= ; для истребителя λ=4 .

 –угол стреловидности;

хорды;

;

-толщина профиля;  –кривизна профиля; x –стреловидность;

 –отношение давления у скоростному напору.

Выводим параметр:  , где  –коэффициент подъёмной силы.

 ;

;

 -угол атаки (нулевой подъём силы);

 –несущая способность профиля (линейный закон).

Полётная конфигурация ( ).

;

Взлёт/посадка : ;

В горизонтальном полёте:

 , где -сила лобового сопротивления;

;

 –коэффициент при ; ;

 при махе ;

 .

Тяговооруженность.

 –относительная тяга;

Для пассажирских самолётов : ; ;

Для истребителей: ; .

Перегрузка.

Перегрузка – отношение суммы векторов силы тяги и полной аэродинамической силы к величине силы тяжести  ,  –полная аэродинамическая сила.

В скоростной системе координат:

 , где -тангенциальная перегрузка;  –угол скольжения; , где –нормальная скоростная перегрузка;

–боковая перегрузка.

В связанной системе координат:

 –продольная перегрузка;

–нормальная перегрузка;

 –поперечная перегрузка.

В горизонтальном полёте:

;

 ( так как -очень мала);

.

Случай нагружения крыла:

Пассажирский самолёт:  ;

Спортивно-пилотный самолёт:  ;

Истребитель: .

Э – эксплуатационные нагрузки.

Устойчивость самолёта.

Устойчивость – способность самолёта самостоятельно возвращаться в исходное положение относительно вектора скорости при прекращении действия случайного возмущения.

W –порыв ветра

 –приращение;

 –аэродинамический фокус крыла ( )

 ;

 .

Фокус –точка приложения приращения  при возмущении. Если фоку находится позади ц.т., то приращение подъёмной силы вызывает момент на уменьшение приращения угла атаки.

 , где –центровка(положение ц.т. самолёта от носка);

 , где –фокус ;

 , где  (производная по ) –запас продольной статической устойчивости.

Если  , то самолёт устойчив, а если  –самолёт неустойчив.

Лекция 4.(05.10.17).

Содержание процесса проектирования конструкции.

Проектирование – процесс создания прототипа предполагаемого объекта от создания идеи до утилизации объекта. Делится на да этапа:

Проектирование конструкции –определение конструктивных параметров агрегата в целом и его элементов по условиям прочности, по критерию минимальной массы, при обеспечении требований технологичности, условий эксплуатации и стоимости.

Разделы, входящие в прочность:

- нормы прочности  (1943г. ЦАГИ, 1956г. сборники, нормы лётной годности ЧЛГС-3, авиационные правила АП-23,25);

- статическая прочность –способность конструкции выдерживать статические нагрузки;

- динамическая прочность –восприятие ударных нагрузок и явление аэроупругости (флатер, дивергенция, реверс);

- усталостная прочность –сопротивление усталости:

1). появление усталостной трещины;

2). развитие трещины.

Учитываем критерий минимального веса конструкции.

Конструирование –силовая конструктивно-технологическая увязка элементов конструкции агрегата, выполнение общего сборочного чертежа агрегата или узла, или деталей, спецификация, расчет на прочность элементов конструкции с определением сводки запасов прочности.

Крыло моноблочной КСС.

 – толщина обшивки;

 –шаг между стрингерами;

 ;

 .

 ;

 ;

 ; ;

Q нагружает обшивку потоком и воспринимается стенкой лонжерона. воспринимается обшивкой и контурами лонжерона и : .

Таким образом, обшивка панели нагружается потоком касательных усилий  и потоком от крутящего момента : .

Лекция 8.(02.11.17).

Обратная:

Алгоритм

1). Эскиз узла конструктивного элемента и определение нагрузки.

2). Определить деформации и условия прочности.

3). Записать формулу для расчета действующих напряжений, в которую входит конструктивный параметр.

4). Определить расчетное напряжено-разрушающее напряжение (усилие).

5). Записать условие прочности как уравнение: .

6). Решить прямую задачу прочности (определить запас прочности).

Лекция 1.(14.09.17).

Введение и общие положения.

Самолет и его агрегаты.

Самолет – это летательный аппарат (ЛА), тяжелее воздуха, подъёмная сила которого создаётся, как правило, неподвижным крылом при движении ЛА в воздухе. Необходимая сила тяги для движения создаётся силовой установкой.

Y=G – горизонтальный полёт

G –вес самолёта (сила F=ma, G=mg [Н])

МКГСС –техническая система единиц

G [кгс]=[кГ]

Х –сила лобового сопротивления

Р (R) –сила тяжести силовой установки

Агрегат – это часть конструкции самолёта, законченная в конструктивном и технологическом отношениях, имеющая своё функциональное назначение и, как правило, воспринимающая внешние нагрузки.

1 –отъёмная часть крыла (ОЧК);

2 –центроплан ;

3 –фюзеляж ;

4 –закрылки ;

5 –элерон ;

6 –предкрылок (отклоняемый носок);

7 –интерцептор ;

8 –фонарь ;

9 –двери ;

10 –двигатель (ТРД –турбо-реактивный двигатель);

11 –стабилизатор ;

12 –руль высоты;

13 –киль ;

14 –руль направления ;

15 –шасси.

Где 11 и 12 образуют горизонтальное оперение (ЦПГО), а 13 и 14 –вертикальное оперение (ЦПВО).

Аэродинамические схемы.

1). Нормальная (балансировочная) : когда есть ЦПГО и оно находится позади центра тяжести .

2). Утка: когда есть ЦПГО и оно находится впереди центра тяжести.

3). Бесхвостка: нет ЦПГО.

4). Триплан: есть крыло и ЦПГО и заднее и переднее.

Условия определяющие полёт самолёта.

- наличие подъёмной силы (Y);

- наличие силовой установки;

- равновесие сил и уравновешивание моментов;

- устойчивость самолёта;

- управляемость самолёта.

Подъёмная сила самолёта.

Принцип создания подъёмной силы (Y).

Уравнение Бернулли : pV= const .

Разность давлений по верхней и нижней поверхности контура создает подъёмную силу  .

Чем больше кривизна контура, тем больше разность давлений и больше .

Теоретическая формула.

Формула Жуковского, 1906г.:  ,

где Г –циркуляция вектора скорости: , направление действия  . Чем больше кривизна, тем больше . При этом f – величина кривизны профиля: =  , Г > 0, Y > 0.

Кривизна создаётся отклонением закрылок, элеронов, руля высоты, интерцептором и т.д.

 

Кривизну создаёт угол атаки профиля α – угол между вектором скорости и хордой крыла.

Супер критический профиль.

Число маха – отношение скорости к скорости звука  .

(критическое) –число маха, соответствующее  , при которой возникают местные скачки уплотнения.

 [кг/ ] , , где [кг∙с/ ], ;

;

 .

Лекция 2.(21.09.17).

Экспериментальная формула подъёмной силы самолёта (Y).

 , где  –коэффициент подъёмной силы, S –площадь;

 – скоростной напор [Н/ ];

По формуле Жуковского: ;

По экспериментальной формуле: .

 , где S –площадь с учётом подфюзеляжной части, b –корневая хорда, l –размах крыла;

 , где  –сужение крыла;

 , где λ – удлинение.

Для пассажирского самолёта λ= ; для истребителя λ=4 .

 –угол стреловидности;

хорды;

;

-толщина профиля;  –кривизна профиля; x –стреловидность;

 –отношение давления у скоростному напору.

Выводим параметр:  , где  –коэффициент подъёмной силы.

 ;

;

 -угол атаки (нулевой подъём силы);

 –несущая способность профиля (линейный закон).

Полётная конфигурация ( ).

;

Взлёт/посадка : ;

В горизонтальном полёте:

 , где -сила лобового сопротивления;

;

 –коэффициент при ; ;

 при махе ;

 .

Дата: 2018-11-18, просмотров: 202.