Очевидно, что наибольшего успеха при занятиях физическими упражнениями можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся. Этому будет способствовать четко поставленная преподавателем перед учеником цель в занятиях физическими упражнениями. Он должен "...довести до сознания занимающихся не только то, что и как выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение, почему необходимо соблюдать эти, а не другие правила его выполнения". Следствием сознательного отношения к физическим упражнениям при подборе увлекательного материала и соответствующей организации должна быть активность занимающихся, которая проявится в инициативности, самостоятельности и творческом отношении к делу.
Принцип наглядности
"Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью".
Для реализации этого принципа на практике применяются:
· показ двигательного действия преподавателем;
· демонстрация наглядных пособий;
· кинофильмы;
· видеофильмы;
звуковая и световая сигнализация.
Принцип доступности и индивидуализации
Он предполагает учет особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и посильность предлагаемых им заданий.
Прогресс в развитии физических качеств и в обучении движениям возможен лишь при определенной нагрузке (в пределах разумного), способной стимулировать эти процессы. Однако при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью занимающегося.
Принцип систематичности
Физиологической основой этого принципа является суперкомпенсация (сверхвосстановление энергоисточников, возбудимости нервной системы). Лишь при систематических занятиях могут произойти изменения морфологической структуры организма (например, увеличение поперечника мышц) и образовываться двигательные навыки.
Итак:
· физические упражнения оказывают стойкое влияние только при условии их повторения;
· физические упражнения приводят к утомлению, поэтому нужны перерывы для восстановления сил;
· во время физических упражнений и после них происходят приспособительные изменения, но держатся они только некоторое время.
Принцип динамичности (постепенного повышения требований)
В основе этого принципа лежит постоянное, но постепенное повышение требований к занимающимся. Это касается как физической нагрузки, так и координационной сложности двигательных действий. Только в этом случае может быть прогресс в развитии физических качеств и в разучивании новых упражнений (совершенствовании техники).
В плане многолетних занятий физическими упражнениями и спортом необходимо учитывать, что по мере увеличения возраста и приближения спортсмена к завершению спортивной карьеры кривая нагрузок и координационной сложности движений выравнивается, затем стабилизируется и далее постепенно снижается.
Методы физического воспитания
Все методы физического воспитания условно делятся на три группы.
Методы использования слова:
рассказ;
объяснение;
беседа;
разбор;
задание;
оценка;
указание;
команда.
Методы наглядного восприятия:
показ;
демонстрация плакатов, кинограмм, рисунков, кинофильмов;
световая сигнализация;
звуковая сигнализация.
Практические методы:
методы строго регламентированного упражнения;
методы частично регламентированного упражнения;
игровой метод;
соревновательный метод.
В процессе учебной деятельности широко используется метод слова. Слово доводит до сознания учащихся цели, задачи, содержание изучаемого материала, дает сведения о точном применении терминологии в обучении, способствует анализу и самоанализу результатов освоения двигательного действия, его техники, решает проблемы эмоционального воздействия на учащихся и т.д. Добиваться успешного применения каждого словесного способа обучения с учетом возрастных, половых особенностей, их физической подготовленности и условий прохождения учебного материала ит.д.
На этапах обучения физическому упражнению более других используются познавательные функции. На первом этапе обучения (ознакомление) на основе использования метода слова создается полный и более точный образ физического упражнения, происходит передача знаний о структуре всего двигательного действия и указание его значения, от которого зависит во многом успешность овладения техникой движения. На втором этапе (разучивание) метод слова широко используется для передачи знаний о структуре элементов физического упражнения, происходит указание на их назначение. На третьем этапе (формирование навыков) идет передача знаний о структуре деталей физического упражнения и указание на значения деталей в процессе совершенствования движения. На втором и третьем этапах обучения физическому упражнению метод слова должен применяться более широко, и доказательно, так как задачи обучения значительно сложнее. Некоторое уменьшение использования метода слова на этапе ознакомления объясняется тем, что освоение физического упражнения здесь еще только начинается.
Таким образом, применение форм передачи знаний о содержании физического упражнения и его технике заключается в том, что от этапа к этапу обучения увеличивается про цент использования метода слова.
К методам наглядного восприятия на учебных занятиях относятся непосредственный показ изучаемого действия и показ опосредованной наглядности. Кроме этого, существуют методы направленного прочувствования двигательного действия и методы срочной информации.
К непосредственному показу относятся различные формы натуральной демонстрации, то есть показ упражнения учителем или студентом (в целом, по элементам, в обычном, медленном или быстром темпе и т.д.). Целевое назначение этого метода состоит в создании умственного и наглядного восприятия о технике выполнения двигательного действия. Показ должен сопровождаться методом слова, о чем более подробно говорилось выше. Использование метода показа зависит от ряда обстоятельств. К ним относятся: учет возрастных, половых особенностей, этапов обучения и т.д. У студентов развита способность глубоко анализировать увиденное и услышанное на уроке и других учебных занятиях. Метод показа играет ведущую роль на первых двух этапах обучения, на третьем в процессе совершенствования двигательного действия показ в основном используется для исправления имеющихся ошибок.
Методы строго регламентированного упражнения обеспечивают оптимальные условия для обучения двигательным действиям и развития физических качеств и предполагают:
ü твердо предписанную программу движений (состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);
ü точную дозировку нагрузки и отдыха;
ü создание или использование внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся.
Более подробно методы строго регламентированного упражнения будут рассмотрены в разделах, посвященных технической подготовке, обучению двигательным действиям и физической подготовке.
Методы частичного регламентированного упражнения допускают относительно свободный выбор действий занимающихся для решения поставленной задачи. Основными здесь являются игровой и соревновательный методы.
Игровой метод в физическом воспитании реализуется в основном через подвижные игры. Среди подвижных игр различают собственно (элементарные) подвижные игры и спортивные игры. Спортивные игры - высшая ступень подвижных игр. Подвижные игры следует рассматривать как средство комплексного развития физических качеств, которое можно применять на любом этапе физической подготовки. В процессе же обучения двигательным действиям игры следует применять лишь на этапе совершенствования навыка, т.е. когда движение автоматизируется и внимание сосредотачивается не столько на движении, сколько на его результате. В условиях игры навык не только стабилизируется, но и становится вариативным. На начальных этапах обучения игры могут затруднять формирование навыка. Признаки игрового метода:
ярко выраженные элементы соперничества и эмоциональности в игровых действиях;
изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения движений. Сформированные при этом двигательные навыки отличаются гибкостью, приспособляемостью к изменившимся условиям;
ü высокие требования к творческой инициативе в движениях;
ü отсутствие строгой регламентации в характере движений и их нагрузке;
ü комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств.
Соревновательный метод. Основная определяющая черта соревновательного метода - сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или высокое достижение. Соревновательный метод может выступать как самостоятельная форма организации занятия (официальные соревнования, контрольно-зачетные и т.п.) и как способ стимулирования интереса к занятиям при выполнении отдельных упражнений - кто лучше? кто выше? кто быстрее? и т.п.
Соревновательная обстановка приводит к существенному изменению функционального состояния человека - происходит настройка на новый, более высокий уровень двигательной активности, большая мобилизация ресурсов организма. При этом изменяются объективные показатели - ЧСС увеличивается до 130 - 140 уд /мин., легочная вентиляция возрастает до 20-30 л/мин., в 2-2,5 раза увеличивается потребление кислорода, повышается температура тела, артериальное давление, усиливается потоотделение.
Все это способствует выведению организма на новый, более высокий функциональный уровень и повышает эффект от физических упражнений. Поэтому влияние одного и того же физического упражнения будет различным, в зависимости от того, где оно выполняется - на тренировке или на соревновании.
В связи с этим соревновательный метод в физическом воспитании приобретает особое значение.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 272.