Цели – это идеальное представление о конечном результате процесса, т.е. сознательно определяемые ожидаемые результаты.
Определение цели воспитательно-образовательных систем зависит от характера общественных, идеологических, политических, экономических, правовых отношений, сложившихся в данном обществе
В XVII в. Я.А. Коменский выделял три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание).
И.Г. Песталоцци (XVIII в.) считал, что цель воспитания – развить все природные силы ребенка и его способности.
К.Д. Ушинский (XIX в.) считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно, нравственно и гармонически развит, причем нравственное составляет главную задачу воспитания, более важную, чем развитие ума вообще (наполнение головы познанием).
К. Маркс подчеркивал, что цель как закон определяет способ и характер действий человека[1], и рассматривал три задачи воспитания: умственное, физическое, техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и дает ребенку навыки обращения с простейшими орудиями труда.
Л.Н. Толстой говорил о плодотворном творчестве детей под руководством преподавателей, разрабатывая идею свободного воспитания.
Современные научные концепции к содержанию образования
Педагогика неотомизма предпочтение отдает душе, духовному началу в воспитании.
Необихевиористы– формирование «управляемого индивида», который поддерживает существующую систему, понимает права и обязанности демократического общества, обладает чувством ответственности.
Педагогика экзистенциализма видит цель воспитания в том, чтоб научить человека творить себя как личность.
И.П. Подласый[2] считает, что всесторонне гармоническое развитие личности – «это не отдельный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель». Главная цель общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемирно развивать творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка, с учетом его возрастных особенностей.
современная педагогическая наука, формируя цели и задачи педагогического процесса, учитывает объективные потребности общественного развития.
Цели педагогического процесса – это прогнозирование результатов, которых необходимо добиться стране, государству с помощью сложившейся системы образования в настоящее время и в ближайшем будущем. Они социально значимы и зависят от характера общества, уровня развития культуры, всей системы просвещения и воспитания в стране, от системы ценностей данного общества. В современном обществе учитываются не только социальный заказ государства и общества, но и цели отдельного человека, желающего получить то или иное образование, его склонности, способности, интересы.
В соответствии с целями и задачами отбирается содержание образовательного, педагогического процесса.
СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Содержание образования – это совокупность системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающая картину мира; опыта осуществления способов деятельности человека, опыта творческой деятельности личности, обеспечивающей развитие способностей человека к активной деятельности в области культуры, науки, общества, опыта ценностного отношения к миру; система знаний, обеспечивающая ранее гармоническое развитие личности.
Советской педагогикой была разработана система требований к содержанию образования:
- содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление цели всестороннего гармонического развития личности. В соответствии с этим содержание образования включает учебные предметы естественно-математического, гуманитарного, общественно-политического, эстетического цикла, занятия по физической и трудовой подготовке;
- содержание должно строиться на научной основе и иметь четкую социалистическую направленность;
- содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе, свойственной данной науке;
- содержание образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами, чтобы показать учащимся, что каждая наука изучает одну из сторон развития природы, общества, человека, что один предмет готовит ученика к освоению знаний по другим основам наук;
- содержание образования должно раскрывать связь теории с практикой, соединение обучения с производительным трудом;
- общее образование должно осуществляться в единстве политехнического, трудового обучения и способствовало профессиональной ориентации учащихся.
Многие из этих требований к содержанию образования сохраняются и в современной России. Образование, его содержание рассматриваются как общечеловеческая ценность.
Под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой обеспечит формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.
Принципы отбора содержания образования
В педагогической теории разрабатываются принципы (руководящие положения) отбора содержания общего образования. Так В.А. Караковский[3] предложил рассмотреть следующие принципы:
- принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры, личности;
- принцип единой содержательной и процессуальной сторон обучения;
- принцип структурного единства содержания образования;
- принцип гуманизации содержания образования;
- принцип фундаментализации содержания образования.
Первый из перечисленных принципов требует включения в содержание образования не только традиционных предметов, но и тех знаний, умений, навыков, которые отражают современный уровень развития общества, культурной жизни, возможности личностного роста.
Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения предлагает, что проектируя содержание необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения; действия с ним связанные.
Принцип структурного единства содержания образования предполагает согласованность таких составляющих, как наука, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося, его деятельность.
Принцип гуманизации содержания образования многоаспектный: это мировоззренческая подготовка; через содержание образования, формирование наиболее важных компонентов гуманитарной культуры личности (культуры жизненного самоопределения, экономической культуры и культуры труда; политической и нравственной, экологической, художественной, физической культуры; культуры общения и семейных отношений).
Принцип фундаментализма содержания образования требует интенсификации образования, освобождения учебных предметов от перегрузки информацией (даются только фундаментальные знания) создают возможность для творческой самореализации личности.
Государственный образовательный стандарт, его компоненты
В образовательных системах разных стран существует стандартизация содержания образования. Понятие стандарт (означает «норма, образец, мерило») вошло в педагогику России в конце XX века.
Стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С. Леднев).
В государственном стандарте образования выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.
Федеральный компонент определяет нормативы содержания образования, позволяющие обеспечить единую систему образования России и интеграцию личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный компонент определяет количество часов и учебных предметов, вводимых региональными учреждениями образования с учетом особенностей региона, национальных традиций жителей.
Школьный компонент содержания образования отражает специфику данного образовательного учреждения.
На основании государственного стандарта разрабатываются учебные планы – базисный, типовой и учебный план учебного заведения.
Базисный план общеобразовательной школы – это основной государственный документ, являющийся частью государственного образовательного стандарта. Для основной школы он утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы – Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Базисный учебный план служит основой типовых и рабочих учебных планов и является исходным документом для функционирования учебных заведений.
Типовые учебные планы носят рекомендательный характер.
В учебных планах как и в государственном стандарте выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
Типовые учебные планы носят рекомендательный характер.
Федеральный компонент включает в себя в полном объеме такие знания как «математика», «информатика», частично «окружающий мир», «искусство», в которых выделяются курсы общекультурного и общенационального значения.
Национально-региональный компонент включает «Родной язык и литература», «Второй язык», частично остальные области знаний, где выделяются учебные курсы и разделы, отражающие национальное своеобразие культуры республик, региона.
По каждому учебному предмету создается учебная программа, которая является нормативным документом. В ней раскрывается содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, логика изучения мировоззренческих идей, последовательность изучения мировоззренческих идей, последовательность изучения тем и количество часов на изучение каждой темы, подчеркиваются межпредметные связи, выделяются понятия, которые необходимо усвоить учащимся.
Типовые учебные программы утверждаются министерством общего и профессионального образования.
Авторские учебные программы должны учитывать требования государственного стандарта, получить положительную рецензию ученых и утверждаются педагогическим советом школы.
В соответствии с государственным стандартом и типовыми программами создаются учебники, учебные пособия и другая учебная литература.
Существуют разные способы конструирования программ и учебников. Это может быть линейное построение, когда учебный материал располагается непрерывно, последовательно, одна тема за другой, образуя раздел, а разделы – весь курс. Каждый раздел изучается один раз. При концентрическом способе один и тот же материал изучается несколько раз, например, в начальной школе представлены элементы геометрии, которые в основной школе будет изучаться на уроке геометрии. Существует спиральный способ, когда ставится проблема, над решением которой учитель и учащийся работают постоянно, при новом возвращении круг знаний по этой проблеме расширяется, обогащается за счет знаний, способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности. Модульный способ,[4] при котором содержание каждой учебной темы целостной единицы содержания образования распределяется по таким направлениям, как ориентировочное, мировоззренческое (методологическое), содержательно-описательное, информационно-деятельностное, контрольно-проверочное).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание внеклассной работы не регламентируется строго
Такой подход в 90-е гг. XX века подвергли критике за то, что в таком подходе отсутствует личностная направленность. Н.Е. Щуркова[5] предложила модель программы воспитания из шести разделов:
- формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни (гигиена, право, экономика, экология);
- формирование представлений о человеке как субъекте жизни и высшей ценности на Земле (виды деятельности, профессии, семья, общение, достоинство);
- формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (Родина, государство, прошлое, настоящее);
- формирование образа жизни, достойного Человека (ориентация на Истину, Добро, Красоту);
- формирование жизненной позиции, развитие способности индивидуального выбора жизненного пути.
Содержание образования и воспитания на уроке и во внеурочное время в единстве как содержание целостного педагогического процесса
Содержание внеурочной воспитательной работы осуществляется на основе системы планирования данного учебного заведения – (плана школы, лицея, колледжа), планов классных руководителей, руководителей предметных кружков, планов творческих коллективов и объединений (клубов, студий, спортивных секций).
Методы обучения и их проектирование: см. раздаточный материал №1
Формы обучения и их классификация: См. раздаточный материал № 2
Дата: 2018-11-18, просмотров: 461.