Основной закон: обязательное присвоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений.
Закономерности:
- обусловленность содержания, форм и методом пед. деятельности уровнем развития производительных сил общества
- эффективность ПП зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенич., психологических и т.д.)
- зависимость результатов ПП от особенностей взаимодействия детей с окр. Миром.
Принципы педагогического процесса
Принципы ПП – отражают основные требования к организации пед. деятельности, указывают ее направление.
Выделяют две группы принципов:
1. П. организации ПП
2. П. руководства деятельностью воспитанников
П. организации ПП
1. Принцип гуманистической направленности ПП. Сочетание целей общества и личности, исключение стихийного развития, всестороннее развитие личности
2. П связи с жизнью и практикой. Отрицание абстрактно просветительской направленности. Активное включение в общественную и социально-экономическую жизнь. Привлечение опыта учащихся.
3. П. научности. Знания доводятся до научных понятий, оставаясь при этом доступными. Базовый материал отбирается с позиции однозначности, дискуссионными являются дополнительные данные.
4. П. обучения и воспитания в коллективе. Оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения.
5. П. преемственности, последовательности и систематичности. Закрепление ранее усвоенных ЗУН, их последовательное развитие и совершенствование. Новый материал является логическим продолжением ранее изученного, переход от простых знаний к более сложным.
6. П. наглядности. («золотое правило дидактики» Я.А. Коменский). Привлечение к обучению всех органов чувств.
7. П. эстетизации окружающей жизни. Красота умственного труда, деловых отношений, познания, предметов культуры и др.
П. руководства деятельностью воспитанников
1. П. сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности.
2. П. сознательности и активности учащихся
3. П. опоры на положительные качества человека: предвосхищение достижений, возвышение достоинств
4. Согласование требований школы, семьи и общественности
5. П. доступности и посильности: учет реальных возможностей, предупреждение перегрузок
6. П. прочности и действенности результатов образования и развития
Субъекты педагогического процесса
С: Педагог, педагогический коллектив, учащиеся
Выдающиеся педагоги о требованиях к педагогу.
К.Д. Ушинский: Систематически пополнять свои знания: «Учитель учит до тех пор, пока учиться сам. Как только он перестает учиться, у нем умирает учитель».
Гельвеций: Быть носителем глубоких и всесторонних знаний: «Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно».
Я. А. Коменский призывал учителя любить свою профессию, понимать, что она «настолько превосходная, как никакая другая под солнцем»
А.С. Макаренко: быть патриотом своего Отечества, активным носителем моральных убеждений
В.А. Сухомлинский: Быть великим гуманистом, любить детей, «чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им сове сердце».
Виды педагогической деятельности:
- Организаторская
- Методическая
- Преподавательская
- Воспитательная
- Управленческая
- Внешкольная
- Научно-исследовательская
- Самообразовательная
Функции педагогической деятельности:
- Диагностическая
- Организационно-прогностическая
- Конструктивно-проектировчная
- Организаторская
- Информационно-объяснительная
- Коммуникативно-стимулирующая
- Аналитико-оценичная
- Творческая
Стили педагогической деятельности
Авторитарный, Демократический, Попустительский
Дата: 2018-11-18, просмотров: 516.