Педагогическая закономерность – объективно существующая, устойчивая связь явлений воспитания, обеспечивающая их существование, функционирование и поступательное развитие (Б.Н. Коротяев. Педагогика как совокупность педагогических теорий, М., 1986. С.45).
Закономерности определяются как научные законы в том случае, когда четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь, исследованы вид, форма, характер этой связи, установлены пределы действия проявления связи/ Подласый И.П. Педагогика. М., 1999, книга 1. С.420.
Законы и закономерности – главные компоненты педагогической теории. В разных учебниках педагогики раскрываются разнообразные законы и закономерности. Это, очевидно, связано с тем, что авторы более занимались теорией обучения (И.П. Подласый) или теорией воспитания (Б.Т. Лихачев).
Основной закон педагогического процесса – закон обязательного присвоения подрастающими поколениями опыта, накопленного человечеством.
Трудно представить прогресс человеческого общества, если бы детям пришлось все заново открывать (технологию добывания пищи, законы биологии, физики, химии и т.д.). Этот закон является всеобщим и неизменно проявляется в любой общественно-экономической формации. В конкретно исторических условиях различные слои населения могут овладевать той или иной отраслью знаний, но в любом обществе должны быть люди, подготовленные к участию в производстве материальных и духовных ценностей. К. Маркс сформулировал законы: воспитание носит исторический, общественный, а в классовом обществе – классовый характер.
Объективным законом является цель воспитания. Она возникает из потребности общества в личности определенного типа. Субъективно члены общества не всегда осознают полностью эту объективную необходимость: одни более полно, другие – менее, некоторые вообще не ставят цели воспитания. Это усиливает противоречивость педагогического процесса, противоречивость общественного развития.
С основным законом связан закон обязательного соответствия цели, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания развитию производительных сил и характеру производственных отношений, соответствующей им надстройке.
Есть законы, которые регулируют целостный педагогический процесс с учетом развития и формирования личности
Личность формируется в деятельности и общении. Отсюда закономерности – чем педагогически целесообразнее организовала деятельность ребенка, тем эффективнее педагогический процесс. В чем педагогическая целесообразность деятельности? Дело в том, что любая деятельность имеет определенную цель. Если эта цель адекватна мотивам деятельности ребенка, то он не только ее достигает, но и в процессе деятельности развивается, формируются его определенные качества личности (активность, трудолюбие, самостоятельность, целеустремленность, усидчивость, закаляется воля). От взрослого (педагога, родителя) зависит как мотивирована деятельность, как она организована.
Законы и закономерности учеными фиксируются сравнительно недавно, а народная педагогика веками утверждает: с кем поведешься, от того наберешься. Эти же идею, только иными словами формулируют ученые: чем педагогически целесообразнее строится общение воспитанников, тем эффективнее педагогический процесс. Поэтому важно знать с кем и по поводу чего обращается ребенок, какие идеи усваивает при этом.
А.С. Макаренко, И.Ф. Козлов сформировали закон «параллельного действия»: труд, события, любые жизненные ситуации кроме непосредственного жизненного значения, формируют личность. Б.Т. Лихачев этот закон формулирует иначе: возновение неизбежных воспитательных последствий в результате взаимодействия детей с миром, в жизненных ситуациях, конфликтах, процессах (Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1996. С.75).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 541.