Лабораторная установка, представляет собой герметичную ем-кость 4 с жидкостью 3, температура которой может увеличиваться с помощью нагревательного элемента 5. В стенку емкости ввернуты исследуемые датчики 8 , 9 , 10. Температура жидкости измеряется цифровым термометром 2. Приборы 11 служат для измерения электрического сопротивления датчиков.
В автомобилях для контроля температуры в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания применяют термометры с первичными преобразователями (датчиками) в виде термобиметаллической пластины или термистора (терморезистора с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления – ТКС).
В исследуемых датчиках ТМ 106 и 405.213 функцию чувстви-тельного элемента и резистивного преобразователя выполняет тер-мистор. Отрицательным ТКС обладают полупроводниковые термо-резисторы, диапазон рабочих температур которых лежит в пределах
от –60 до +180 °С, что полностью отвечает требованиям датчиков автомобиля.
Зависимость электрического сопротивления датчика ТМ 106 от температуры приведена в соответствии с таблицей 3.1
| ||||
Таблица 3.1- Зависимость электрического сопротивления датчика | ||||
Температура, °С | 30 | 50 | 90 | 130 |
Сопротивление, Ом | 1350…1880 | 585…820 | 155…196 | 52…65 |
Датчик 405.213входит в состав электронной системы автоматического управления двигателем ЭСАУ Д автомобиля. Датчик представлен в соответствии с рисунком 3
Рисунок 3
Терморезистор 3 помещен в защитный корпус 2 с крепежной резьбой для установки датчика и электрическими контактами 1. По мере прогрева двигателя автомобиля сопротивление чувствительного элемента датчика уменьшается, что приводит к уменьшению напряжения на его выходных зажимах . В зависимости от значения этого напряжения контроллер ЭСАУ Д рассчитывает режим работы двигателя
t° = (–25 … +65) °C – для холодного двигателя; t° = (+65 … +120) °C – для прогретого двигателя.
Если температура двигателя опускается ниже –25 °С, то контроллер не позволяет запускать двигатель автомобиля.
Датчик ТМ 108 (рис. 1.5) используется в качестве сигнализатора температуры включения и отключения электрического вентилятора охлаждения радиатора двигателя. Основой датчика служит биметаллическая пластина, выполненная из двух слоев металлов с разными значениями температурного коэффициента линейного расширения. Если температура окружающей среды увеличивается, биметаллическая пластина меняет свою кривизну. При достижении определенной температуры соединяются контакты 3 и 4, замыкая тем самым электрическую цепь питания вентилятора.
Основные характеристики датчика ТМ108 [1] приведены в табл. 3.4.
Таблица 3.4- Основные характеристики датчика ТМ108 | |||||
Тип | Темпера- | Темпера- | Чувстви- | Масса, | Применяе- |
датчика | тура | тура вы- | тельный эле- | г | мость |
включе- | ключения, | мент | |||
ния, °С | °С | ||||
Термо-биме- | Москвич-2141, | ||||
ТМ108 | таллическая | -21412, ИЖ- | |||
87 | 82 | пластина | 50 | 2126 | |
ТМ108 | 92 | 87 | То же | 50 | ВАЗ-2104…-07 |
ТМ108 | |||||
(66.3710) | 99 | 94 | То же | 50 | ВАЗ-2108…-15 |
Температурная зависимость сопротивления терморезистора Rт достаточно точно описывается формулой:
Rт(t°) = А еВ/θ,
где θ – абсолютная температура; А – коэффициент, имеющий размерность сопротивления;
В – коэффициент, имеющий размерность температуры.
Коэффициенты А и В можно определить экспериментально, если известны значения сопротивлений термистора R1 и R2, соответст-вующие значениям температуры θ1 и θ2.
Поскольку R1 = А еВ/θ1 и R2 = А еВ/θ2, то В = | θ1θ2 | ln | R1 | . | |
θ1 − θ2 | |||||
R2 |
Определив значение коэффициента В, значение коэффициента А можно получить из выражения R1 = А е В/θ1:
А = R1 е –B/θ1.
Температурный коэффициент термистора отрицателен и умень-шается обратно пропорционально квадрату абсолютной температуры
α= θB2 .
Дата: 2018-11-18, просмотров: 309.