В настоящее время Российская Федерация идет по пути становления новой государственности, функционирующей на принципах демократии. Реальная демократия – это власть народа, осуществляемая посредством народа и в интересах народа. Поэтому не случайно в большинстве демократических стран обязательным элементом конституционного строя является местное самоуправление, суть которого заключается в праве населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения.
Являясь первичным звеном демократии, местное самоуправление создает необходимые условия для приближения власти к населению, формирует гибкую систему управления, хорошо приспособленную к местным условиям и особенностям, способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан.
В современной России местное самоуправление переживает свое второе рождение. Его традиции, отброшенные в годы Советской власти, возрождаются в новых исторических условиях, преодолевая ряд проблем организационного, правового, экономического характера. Эффективность их разрешения во многом зависит от правильного понимания сущности местного самоуправления его места в демократической системе управления обществом.
Понятие «самоуправление» еще недавно считалось в нашей стране чисто академическим в смысле его оторванности от реальной жизни. В настоящее время оно приобрело характер общеупотребительного. Однако «самоуправление» во многом остается для нас новым понятием. Рассмотрим его в сопоставлении с более общим и разработанным понятием – «управлением».
Управление – это целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую. Управление представляет собой внешнее воздействие, «поступающее» в систему извне, субъект управления воздействует на объект для достижения определенных результатов. В сложных социально-экономических системах существует несколько уровней управления. На нижнем уровне управления, когда субъект управления наиболее приближен к объекту, и при наличии у объекта управления определенной свободы и самостоятельности появляются элементы самоуправления.
В прямом смысле слова термин «самоуправление» означает «сам управляю собой, своими делами», что предполагает определенного рода автономность, независимость субъекта при решении своих внутренних проблем.
Самоуправление – это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой, когда субъект и объект управления совпадают.
Государство как особо сложная социально-экономическая система имеет несколько уровней управления и соответственно несколько уровней публичной власти. В демократичном обществе местная власть
функционирует на принципах самоуправления. В Российской Федерации как демократическом и федеративном государстве признается и гарантируется местное самоуправление.
Местное самоуправление сложилось как главный противовес государственной власти, как инструмент гражданского общества, благодаря которому самоорганизующееся население получило возможность отстаивать свои права.
В концепции местного самоуправления, принятой в настоящее время в мире, получило выражение либеральное представление о том, что граждане должны сами управлять своей жизнью, а роль государства – оберегать их от внешних врагов и следить за повсеместным соблюдением законов. Инструментом такого народного управления выступают органы местного самоуправления, которые в этом отношении нужно отличать от органов государственной власти по их роли и функциям в обществе.
Полноценное управление государством из единого центра или даже из центров субъектов федерации (в федеративном государстве) невозможно. Именно по этой причине в любой демократической стране существуют муниципальные органы управления. Их существование продиктовано необходимостью управлять более мелкими территориальными единицами, причем управление это носит по преимуществу не политический, а хозяйственно-бытовой характер.
Непосредственные насущные потребности человека в большей мере сосредоточены не в рамках государства или региона, а в рамках той непосредственной территориальной единицы, в которой он проживает. Ему необходимо, чтобы его дом обслуживался коммунальными службами, чтобы в его населенном пункте работали магазины, школы, детские сады, чтобы функционировали дороги и т. д. Все эти непосредственные жизненные потребности человек не может решить самостоятельно. В то же время они сосредоточены на небольшой территории, поэтому для их решения и сложилась схема деления государства или региона (в федеративном государстве) на небольшие территориальные единицы, имеющие единую инфраструктуру, которая может автономно управляться для обеспечения непосредственных нужд ее жителей. Это и есть местное самоуправление.
Понятие «местное самоуправление» вошло в современное отечественное обществоведение относительно недавно – в 1990 г., предпоследнем году советской власти, когда начался бурный процесс возникновения политических партий и общественных организаций, происходила активная самоорганизация людей во имя защиты своих интересов, закладывались основы гражданского общества в России.
В этих условиях первостепенное значение приобретает рассмотрение имеющихся в литературе разных взглядов на природу местного самоуправления, а также соответствующих теорий, не утративших научного значения до настоящего времени.
Понятие «местное самоуправление» многопланово и может быть рассмотрено в различных смысловых контекстах:
- как форма народовластия;
- как воплощение права граждан на управление местными делами;
- как один из ключевых принципов конституционного строя, обеспечивающий деление власти по вертикали;
- как способ осуществления народом своей власти посредством деятельности органов местного самоуправления, ответственных перед народом;
- как показатель развитости гражданского общества и зрелости демократии.
Исторически сложилось так, что современное определение понятия «местное самоуправление», его основополагающие идеи в нашей стране нашли отражение только в 1990 г. в общесоюзном законе «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» В нем давалась следующая трактовка этого понятия: «Местное (территориальное) самоуправление... – это самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административнотерриториальных единиц, на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы».
Подобное определение местного самоуправления содержалось и в последствии принятом законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» (1991 г.) в ст. 1 записано: «Местное (территориальное) самоуправление… -система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национальноэтнических и иных особенностей, на основе Конституции РСФСР и законов РСФСР, конституций и законов республик в составе РСФСР».
Как самостоятельный уровень публичной власти в России местное самоуправление состоялось 21 апреля 1992 г., когда в Конституцию РФ были внесены соответствующие изменения.
С образованием Российской Федерации, демонтажем системы Советов, принятием новой Конституции, переходом страны на демократические формы правления появилась настоятельная необходимость в разработке новых подходов к самоуправлению.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 212.