Резко очерченный профиль русской разночинной интеллигенции выступил на исторической арене в динамичную (и динамитную) эпоху раскрепостительных реформ, грюндерства, естественнонаучной популяризации и революционного нетерпения. Выходцы из народных низов, пробившиеся в университеты и журналистику, исполненные сострадания к обездоленной «серой массе» и веры в «зиждительные идеи», разночинцы напряженно вдыхали веявший с Запада преобразовательный дух наук о природе и человеке и чаяли направить его надело «осуществления на земле блага трудящихся классов».
Новое слово «интеллигенция» - в значении слоя работников умственного труда, быт и убеждения которых окрашены идеей «служения народу», - стало общераспространенным после появления романа писателя П.Д. Боборыкина «Солидные добродетели» (1870). Однако еще ранее о «социально-экономической интеллигенции» как о Представительнице «разума, творящего открытия в сфере умственной и материальной цивилизации», писал в статье«Реализм в применении к народной экономии» (1866) выдающийся историк-разночинец Афанасий Щапов. Идеолог «земского народосоветия», Щапов призывал к «естественнонаучной народной экономии» - «основывать по провинциям особы)3 экономические ассоциации», чтобы вносить научные знания в сельский общинный Mip, рационализировать земледелие и кустарные промыслы, вводить технику и новые отрасли промышленности.
Идейным самовыражением и самоопределением разночинной интеллигенции стало народничество. Народник был типом интеллигента-идеолога, распространявшего сферу идеологических исканий на «все, что выплывало на поверхность умственной жизни в Западной Европе» . Это касалось и политической экономии. Крупнейший идеолог-разночинец Чернышевский пытался на основе изучения Смита, Рикардо, Дж. Ст. Милля и социалистов сформулировать «экономическую теорию трудящихся». Щапов работал над созданием «Истории цивилизации в России», аналогичной знаменитой «Истории цивилизации в Англии» Т. Бокля. И Чернышевский, и Щапов в 1860-е годы были сосланы в Сибирь, однако самым влиятельным печатным органом пореформенной России стал культивировавший народническую идеологию «толстый» петербургский журнал «Отечественные записки». Его редакторы - поэт Н.А. Некрасов, публицист Г.Е. Елисеев, сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин, социолог Н.К. Михайловский - в самой яркой форме выразили антикапиталистические «умоначертания» разночинной интеллигенции: обличение «дельцов биржевых» Некрасовым и «плутократии» Елисеевым, гротескные образы «чумазых» наживал - деруновых, колупаевых, разуваевых - у Салтыкова-Щедрина, программная формула Михайловского, что задача интеллигенции «именно в том и состоит, чтобы бороться с развитием буржуазии на русской почве». Вокруг «Отечественных записок» сплотился круг журналистов-экономистов, виднейшими из которых были В.П. Воронцов и Н.Ф. Даниельсон, связанные на протяжении многих десятилетий личной дружбой.
Земский врач Василий Павлович Воронцов (1847-1918), писавший под псевдонимом «В. В.», сделал общеупотребительным в русском языке - на 20 лет раньше, чем Зомбарт на Западе, - слово «капитализм», вводя его в название ряда своих статей и главной работы «Судьбы капитализма в России» (1882). Бухгалтер (с 1877 г. - главный контролер) Петербургского Общества взаимного кредита Николай Францевич Даниельсон (1848-1918), писавший под псевдонимом «Николай-он», вместе с выдающимся революционером, личным другом Маркса и Энгельса Германом Лопатиным осуществил перевод I тома «Капитала» К. Маркса (1872). Русский язык стал первым, на который был переведен «Капитал» с языка оригинала, причем перевод вскоре дошел до восточносибирской тайги, где отбывали ссылку А.П. Щапов и его ученик Н.М. Ядринцев , и куда ездил Лопатин в попытке освободить Чернышевского. Вскоре после смерти Маркса, в 1884 г., Лопатин был арестован и более 20 лет провел в Петропавловской крепости, в то время как Даниельсон продолжал оставаться корреспондентом Энгельса, и осуществил перевод и издание II (1885) и III (1896) томов «Капитала».
Марксова теория трудовой стоимости и накопления капитала была интегрирована в политическую экономию народничества и придала ей цельность идеологической системы, построенной на следующих основаниях:
1) сугубо отрицательное отношение к капитализму в его как западных, так и в доморощенных российских проявлениях;
2) признание ценности русской общины как зачатка отличных от капитализма форм промышленного и сельскохозяйственного прогресса;
3) миссионерство интеллигенции как «представительницы науки» в поиске и организации этих форм;
4) опора на массив статистических данных, собранных в пореформенной России земскими статистиками.
«Зиждительная идея» народников - русская община как основа некапиталистического экономического строя - сходилась со славянофильством. Но славянофильский национальный провиденциализм народничество заменило рационалистической предпосылкой возможности выбора пути промышленного прогресса и организаций научных исследований в иных формах экономических отношений, чем западный капитализм с его теневыми сторонами. «Наша интеллигенция, - отмечал Воронцов, - не останавливаясь долго на конкретных формах западного либерализма, не имевших для России I практического значения и потому не особенно обаятельных, могли принимать с Запада прогрессивные идеи в их общечеловеческой чистоте» . Отсюда делался вывод, что «для России необязательно повторение форм, пройденных Европой, коль скоро в понятиях интеллигенции сложилось определенное представление о формах, болей идеальных» .
Политическая экономия разночинной интеллигенции не исчерпывалась рамками народнической журналистики: в основание большинства русских университетских курсов политэкономии легло сочетание трудовой теории Маркса с влиянием идей Чернышевского. Самым значительным был курс профессора Московского университета А.И. Чупрова (1842-1908), тяготевшего к историко-этической школе и катедер-социализму. Один из наиболее ярких политэкономов-разночинцев, Чупров стал основателем новой специализированной области - экономики транспорта - и признанным наставником русских земских статистиков, один из которых - Степан Блеклов (1860-1913) - дал очень емкую и точную формулу самосознания народнической интеллигенции - идейно-рабочая сила .
1856-1862 гг. - эпоха утверждения позитивизма, эволюционизма в естествознании и «выработки механического миросозерцания, охватывающего также развитие человеческих понятий и учреждений» (Кропоткин П.А. Современная наука и анархизм. Лондон, 1901. С. 22-28).
Овсянико-Куликовский Д.И. Психология русской интеллигенции // Вехи. Интеллигенция в России. М., 1990. С. 397.
Особое внимание народников-сибиряков привлекли две последние главы I тома «Капитала» - о первоначальном накоплении и теории колонизации, использованные в статье А.П. Щапова «Что такое рабочий народ в Сибири» (1875) и в книге Н.М. Ядринцева «Сибирь как колония» (1886).
Воронцов В.П. Наши направления // Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX - начала XX в. М., 1994. С. 56.
Там же.
Блеклов С.М. Земские учреждения // Энциклопедический словарь «Гранат». Т. 21. Стб. 249.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 470.