Иной способ определения предпринимательской функции предложил знаменитый австрийский экономист Йозеф Шумпетер.
Йозеф Алоиз Шумпетер (1883-1950) относится к самым оригинальным мыслителям первой половины XX в. После окончания юридического факультета Венского университета (среди его учителей были корифеи австрийской школы Бём-Баверк и Визер) Шумпетер преподавал в Черновцах, Граце, Бонне и Гарвардском университете, пробовал заниматься практической деятельностью (был советником Комиссии по социализации и министром финансов австрийского социалистического правительства, без особого успеха возглавлял частный банк).
Из книг Шумпетера всемирную известность получили три: «Теория экономического развития» (1912), глубокий экономико-социологический трактат «Капитализм, социализм и демократия» (1942) и огромная, хотя и недописанная до конца, «История экономического анализа» (издана после смерти автора в 1954 г.), которая до сих пор остается непревзойденной по охвату и глубине проникновения в материал. В 1949 г. Шумпетер первым из иностранных экономистов был избран президентом Американской экономической ассоциации. В 30-е годы Шумпетер вместе с несколькими единомышленниками основал международное Эконометрическое общество и журнал «Эконометрика», которые должны были осуществить его давнюю мечту - соединение экономической теории, математики и статистики.
«Теория экономического развития»
Эта книга принесла 29-летнему автору мировую славу - в 30-40-е годы она была переведена на итальянский, английский, французский, японский и испанский языки.
Шумпетер был убежденным сторонником и энергичным проповедником маржинализма, причем не в австрийском, а в математизированном его варианте. Теория общего равновесия Вальраса была для него высшим достижением мировой экономической мысли. Однако статическая теория общего равновесия, по мнению Шумпетера, должна быть дополнена динамической теорией экономического развития, которая призвана описать движение экономики между равновесными состояниями.
Предпринимательская функция. В главе 1 Шумпетер описывает гипотетическое стационарное состояние «кругооборота», которое характеризуется неизменным набором, количеством, а также способами употребления всех производимых благ. В этих условиях полной информации о настоящем и будущем продукт без остатка распределяется между владельцами производительных благ, так что не возникает не только остаточный доход, но и процент (здесь Шумпетер расходится с Бём-Баверком - см. гл. 11). Основные идеи теории экономического развития Шумпетера изложены в главе 2. Для того чтобы экономика сошла со своей привычной траектории и «резко изменила свои собственные показатели» , должны быть осуществлены так называемые «новые комбинации», основными видами которых являются: 1) производство новых благ; 2) применение новых способов производства и коммерческого использования благ существующих; 3) освоение новых рынков сбыта; 4) освоение новых источников сырья и 5) изменение отраслевой структуры (создание или подрыв монополии) . Всем этим экономическим новаторством занимаются люди, которых Шумпетер назвал предпринимателями . Но как извлечь производительные блага из старых комбинаций и привлечь в новые, потенциально более производительные? Шумпетер указывает два способа: командная власть и - для рыночной экономики - кредит (создаваемые банками деньги) . Взяв кредит, предприниматель может предложить собственнику производительных благ цену, превышающую ту, которую ему платили до сих пор. Экономическая функция предпринимателя является дискретной (она выполняется только до тех пор, пока новая комбинация не превратилась в рутину) и не закреплена навечно за определенным носителем. Как пишет Шумпетер, «предприниматель, остающийся таковым на протяжении десятилетий, встречается так же редко, как и коммерсант, который никогда в жизни не бывал хоть немного предпринимателем» . Поэтому предпринимательство не составляет профессию или устойчивый общественный класс. Новаторскую функцию предпринимателя Шумпетер четко отделяет от функции капиталиста: предприниматель в чистом виде не обязательно обладает правом собственности на какое-либо имущество и, следовательно, не несет какого-либо риска (он выпадает на долю капиталиста, ссужающего предпринимателя деньгами). В то же время своим новаторским характером она отличается и от рутинных функций менеджера. Но предприниматель - это и не изобретатель, а в лучшем случае человек, экономически реализующий изобретения. Поскольку предпринимательская функция требует отхода от привычного «движения против течения», иначе говоря, творчества, она тесно связана с особенностями личности типичного предпринимателя. Личные свойства предпринимателя отмечали многие теоретики, но только Шумпетер попытался их систематизировать. Это - специфическая мотивация, требующая не удовлетворения потребностей, а активной деятельности ради создания «империи», победы над соперниками и радости творчества. Это своеобразный интеллект: избирательный, но не глубокий, сильная воля и развитая интуиция.
Предпринимательский доход. Сущности предпринимательского дохода посвящена глава 4 книги. В состоянии «кругооборота» вознаграждение каждого фактора соответствует его предельной производительности. Предприниматель, изымающий ресурсы из старых комбинаций, должен предложить за них больше, чем было принято раньше, так что издержки его еще более возрастут. За счет чего они будут покрыты и вдобавок будет получен остаточный доход - прибыль? Источником этого дохода Шумпетер считает временное монопольное положение, которое приобретает добившийся успеха предприниматель. Он рассматривает здесь два типа новых комбинаций. Первый связан с усовершенствованием производства старого блага и снижением издержек (внедрение новой технологии, использование нового источника сырья, укрупнение фирмы) . Второй связан с открытием новых рынков: производство совершенно нового блага или нахождение новых рынков сбыта для блага уже существующего . В обоих случаях процесс можно разделить на три стадии. На первой стадии предприниматель, увидевший возможность новой комбинации, получает кредит, налаживает выпуск и выходит на рынок. Для новых комбинаций первого типа (например, речь идет о внедрении ткацкого станка в текстильной отрасли, где господствует ручной труд) это связано с затратами на то, чтобы «перекупить» факторы производства (хлопок и труд) у прежних производителей. Перед предпринимателями, осуществляющими новые комбинации второго типа, задача стоит более сложная: им надо, кроме того, найти рынок сбыта, на котором данное благо пока не укоренилось. Для этого «вначале его надо навязать потребителям хотя бы даром» , чтобы разбудить потребительский спрос. Очевидно, что на этой первой стадии предприниматель не только получит никакого остаточного дохода, но и наоборот - осуществит чистые дополнительные затраты. Окупаться эти затраты начнут лишь на второй стадии, когда предприниматель укрепится на рынке и окажется монополистом (в первом случае на применяемый более дешевый способ изготовления блага, во втором - на его производство как таковое). На этой стадии ему удастся получить монопольный доход: в первом случае за счет более низких, чем у других производителей, издержек , во втором - за счет того, что цены на новое благо «некоторое время непосредственно формируются на основе потребительских оценок», а «издержки, которые и здесь состоят из необходимых услуг труда и земли, учтенных по прежним ценам, не имеют в данном случае определяющего значения» .
Наконец, на третьей стадии, привлеченные высокими доходами в отрасль, приходят конкуренты и временной монополии приходит конец. В результате цены снижаются и вновь сравниваются с издержками, но уже на другом уровне. Чистый доход предпринимателя исчезает, и весь получаемый доход вновь распределяется между собственниками факторов производства.
Из новаторской функции предпринимателя Шумпетер выводит не только прибыль, но и процент и даже экономический цикл.
В целом, как пишет М. Блауг, влияние концепции Шумпетера на теорию предпринимательства было подавляющим, однако магистральное направление экономической теории продолжало ее игнорировать, поскольку она не укладывалась в рамки статического равновесного анализа . Впрочем, это можно сказать обо всех теориях предпринимательства и предпринимательской прибыли как остаточного дохода.
Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс 1983 С. 153.
Там же. С. 159.
«Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» (там же. С. 169-170).
Там же. С. 169.
Там же. С. 174.
Там же. С. 278-283.
Там же. С. 283-285.
Там же. С. 285.
При этом необходимо, чтобы в результате выхода на рынок нашего предпринимателя цена блага не опустилась слишком низко, а цена факторов производства, в свою очередь, не поднялась слишком высоко, чтобы поглотить весь выигрыш, полученный от применения более производительной комбинации.
Там же. С. 285.
Блауг М. Указ. соч. С. 430.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 663.