Введение в анализ фактора времени позволило Маршаллу интегрировать в своем анализе условий равновесия факторы спроса с факторами издержек. Представители австрийской школы и Джевонс в полемике с классической теорией, определяющей меновую ценность товара издержками его производства, вообще отрицали их роль и ограничивались объяснением ценности со стороны спроса (полезности). Маршалл преодолел эту односторонность, указав, что факторы, действующие со стороны предложения (издержек), играют столь же важную роль, но эта роль зависит от длительности рассматриваемого периода: чем он короче, тем больше влияние спроса, чем он длиннее, тем больше влияние издержек производства. Это объясняется тем, что «влияние изменений в издержках производства требует для своего проявления, как правило, больше времени, чем влияние изменений в спросе» . Влияние обеих групп факторов на определение ценности Маршалл сравнивает с ролью двух лезвий ножниц в разрезании бумаги: когда одно из лезвий неподвижно (фиксировано), то может сложиться обманчивое впечатление, что бумагу режет только второе .
Там же. Т. II С. 33.
Там же. С. 32.
Элементы теории благосостояния
Используемые Маршаллом категории потребительского излишка и различной динамики отдачи в долгосрочном периоде позволили ему в какой-то мере заложить основы экономической теории благосостояния. (Правда, впоследствии эта теория была подвергнута критике со стороны Парето - см. главу 13, но затем вновь реабилитирована Хиксом .)
Государственное вмешательство и общественное благосостояние
Свой анализ потребительского излишка и тенденций к возрастающей и убывающей отдаче Маршалл использовал для решений теоретического вопроса, имеющего большое практическое значение: какое влияние оказывают назначаемые государством надбавки к (косвенные налоги) или скидки с цены (субсидии) отдельных товаров на общественное благосостояние. Согласно Маршаллу, ответ на этот вопрос зависит от соотношения получаемой или расходуемой при этом государством денежной суммы и изменения потребительского излишка. Введение косвенного налога повысит общественное богатство, если собранная сумма налога превысит неизбежное при повышении цены сокращение потребительского излишка. Субсидия, выплачиваемая производителям и понижающая цену товара, увел общественное благосостояние, если прирост потребительского лишка превысит расходы государства на субсидирование.
Более конкретный ответ обусловлен тем, является ли долгосрочная кривая предложения в данной отрасли горизонтальной (постоянная отдача), возрастающей (убывающая отдача) или убывающей (возрастающая отдача).
В общем случае геометрические иллюстрации Маршалла показывают, что для повышения общественного благосостояния hbj следует облагать отрасли с убывающей отдачей, а субсидировать - отрасли с возрастающей отдачей. В отрасли с постоянной отдачей государство вмешиваться не должно.
См.: Хикс Дж. Р. Реабилитация потребительского излишка // Теория потребительского поведения и спроса / Под. ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993. С. 176-207.
Проблема монополии
Своеобразен подход Маршалла к проблеме монополии и ее влияния на общественное благосостояние. Вопреки принятой в то время точке зрения Маршалл показал, что экономия на масштабах и возможность финансировать технологические усовершенствование, которыми может располагать монополистическая фирма, часто приводят к тому, что долгосрочная кривая предложения монополизированной отрасли будет проходить ниже, чем для той же отрасли в условиях свободной конкуренции . Если монополист движим альтруистическими мотивами, то его целью может быть максимизация не только своего монопольного дохода, но и потребительского излишка. Это, естественно, приведет к тому, что равновесная цена будет ниже, а выпуск продукции больше, чем у «чистого» монополиста. Таким альтруистически настроенным монополистом, по мысли Маршалла, может оказаться государство (особенно в случаях естественной монополии).
Там же. С. 182-183
Рекомендуемая литература
Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993.
Кейнс Дж.М. Альфред Маршалл, 1842-1924// Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. I. С. 5-44.
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Гл. 9, § 6-8, 11, 13, 16; гл.10, §1-8, 10-37.
Негиши Т. История экономической теории. М., 1995. Гл. 10.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 420.