Глава 8 Историческая школа в политической экономии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОГЛАВЛЕНИЕ

• «Измы»
• Фридрих Лист - экономист-геополитик
• «Старая» историческая школа
• «Новая» историческая школа: историко-этическое направление
• «Юная» историческая школа: в поисках «духа капитализма»





Измы»

С первой половины XIX в. общественная мысль Запада стала развиваться под определяющим воздействием идеологических «измов». Понятие «идеология» ввел в обиход французский политэконом А.Л.К. Дестют де Траси («Элементы идеологии», 1801-1815). Он предлагал развивать под таким названием науку об общих законах происхождения идей из опыта. Однако вскоре под «идеологиями»стали понимать системы взглядов , оформленных в программы и лозунги политических партий и общественных движений - разного рода «измы», число которых быстро росло в течение первой половины XIX в.
Классическая политическая экономия в схематизированный изложениях английских эпигонов Рикардо (Дж. Милль, Р. Мак-Куллох) и французских эпигонов Сэя (Ж.-О Бланки, Ш. Дюнуайе, Ф. Бастиа) стала идеологией экономического либерализма, с резюме в формуле laissez-faire:невмешательство государства в экономику, в том числе в отношения между нанимателями и рабочими; отмена ограничений внешней торговли. Экономический либерализм, наиболее ярко выраженный манчестерскими фабрикантами-фритредерами, сомкнулся с утилитаризмом И. Бентама(перефразировавшего laissez fairer по-английски как leave us alone) и философско-политическим либерализмом французского писателя-конституционалиста Б. Констана, обосновавшего новую трактовку свободы - не как деятельного участия в осуществлении народовластия (античный и просветительский смысл понятия «свобода»), а как независимости личности во всем, что касается ее занятий, предприятий и фантазий. Констан противопоставлял права личности как авторитарному деспотизму, так и угрозе, исходящей от масс (деспотизм большинства), и подчеркивал, что свободой дорожат лишь зажиточные образованные классы, поэтому ее охраной в конституционном государстве является имущественный избирательный ценз.
Противоположностью фритредерскому и цензовому либерализму стали оформившиеся в 1830-40-е годы доктрины социализма и коммунизма, отрицавшие частную собственность и стихию рынка, призывавшие к общественной организации производства и справедливому распределению продуктов. Понятие «социализм» ввели и сделали популярным сен-симонистПьер Леру и французская писательница Жорж Занд (Аврора Дюпен), понятие «коммунизм» - английский журналист Дж. Гудвин Бармби и автор утопического романа «Путешествие в Икарию» (1840) француз Этьен Кабе. Прогремевший на всю Европу «Манифест коммунистической партии» К. Маркса и ф. Энгельса уже содержал отдельную главу с разбором разных направлений социалистической мысли и действия.
Общей для либерализма, социализма и коммунизма была воспринятая от философии Просвещения предпосылка об универсальной тенденции общественного прогресса. Эту предпосылку отвергли идеологии консерватизмаи романтизма, оформившиеся на волне разочарования в последствиях французской революции - якобинской диктатуре и бонапартизме. Эпоха революционного террора и наполеоновской империи предстала как воплощение рационалистической философии и подавление свободы и духовных устоев. Консерватизм выразил феодально-клерикальную реакцию на просветительский материализм и революционный эгалитаризм; романтизм - рост национального гражданского самосознания и трагическое восприятие разрушительной теневой стороны исторического «прогресса».
Выявление романтизмом национальной самобытности (в противовес просветительскому универсализму) подготовило оформление идеологии буржуазного национализма, с особой силой проявившейся в европейских странах, лишенных государственности, - Германии, Италии, Польше. Национализм в политической экономии выразило историческое направление, заявившее о себе в 1840-е годы в Германии и выставившее идеалом третий путь между крайностями экономического либерализма и утопического социализма. Сторонники теоретической школы отвергали революцию и не ставили под сомнение частную собственность. Но для них были неприемлемы и модель ото economicus, принцип laissez faire и космополитизм классической школы, выраженный в выводе Сэя: «Административные границы государств, которые все в глазах политика, для политической экономии являются лишь преходящими явлениями» . Почву для исторической школы в политической экономии подготовила германская историческая школа права, установившая понятие «инстияр обобщение норм, не являющееся постоянным типом связных отношений, а имеющее значение лишь для данного времени.


Наполеон Бонапарт, между прочим, пренебрежительно называл «идеологами» людей, проповедующих взгляды, оторванные от практических вопросов общественной жизни и от реальной политики.

Цит. по: Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М., 1995. С. 97.






Дата: 2018-11-18, просмотров: 438.