ОФОРМЛЕНИЯ АБСОЛЮТИЗМА
1. Истоки преобразований в России на рубеже XVII-XVIII вв. Личность Петра I.
2. Реформы Петра I и их значение для дальнейшего развития страны.
3. Преобразования в сфере культуры, науки и образования.
Темы рефератов:
1. Личность Петра I.
2. Основание Санкт-Петербурга.
3. Внешняя политика России в эпоху Петра I.
Литература
1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Т.А. Сивохина. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2009
2. Агеева О.Г. Петровский Петербург глазами иностранцев // Отечественная история. 2003. № 3.
3. Альбедиль М. Дом монстров и чудес // Родина. 2003. № 2.
4. Анисимов Е.В. Петр I: рождение империи / История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. М., 1991.
5. Анисимов Е. Почему Петр? // Родина. 2007. № 11.
6. Водарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6.
7. Девятова С. Для какого декольте шею мыть? Как развивалась гигиена в XVIII в. // Родина. 2003. № 7.
8. Захарова О. Бал эпохи Петра Великого // Родина. 1995. № 1.
9. Кирсанова Р. Пошлина на штаны // Родина. 1997. № 1.
10. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990; Наука и жизнь. 1992. № 2. Он же. Меньшиков: полудержавный властитель. М., 1999.
11. Петрунцев Н. Прощание с разрухой в голове. // Родина. 2007. № 11.
12. Петрунцев Н. Россия Петра: маски и лица // Родина. 1994. № 8.
13. Полтавской баталии 300 // Родина. 2009. № 7.
14. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация. М., 1999.
15. Россия Петра Великого // Родина. 2007. № 1.
16. Санкт-Петербургу – 300 лет // Родина. 2003. № 1.
17. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984.
18. Шенкман Г. Великий Петр. СПб., 1999.
19. Шипилов А.В. Русская культура питания в первой половине XVIII в. // Вопросы истории. 2003. № 3.
20. Шишкин Л.А. Культурно-бытовые преобразования Петра Великого // Преподавание истории в школе. 2006. № 3.
Методические советы
1 вопрос. Покажите внутренние и внешнеполитические предпосылки петровских преобразований, расскажите о личности Петра I, идеях, которыми он руководствовался. Особо отметьте и свяжите с современностью вопрос вхождения России в общеевропейскую цивилизацию.
2 вопрос. Покажите процесс формирования в России военно-бюрократической системы, раскройте суть взглядов Петра I на принципы государственного устройства, законодательства, сословного деления, военное строительство, место и роль церкви в государстве и обществе. Расскажите, какими методами Петр I строил российскую экономику, как победа подневольного труда в ней предопределила в дальнейшем отставание страны.
3 вопрос. Расскажите об изменениях в быту в петровское время, о развитии культуры, науки, образования. Проанализируйте оценку петровских реформ современниками и сегодняшнюю точку зрения.
Тема V . РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В 60-90-е гг. XVIII в.
1. Суть политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
2. Идеология, культура, наука и просвещение в царствование Екатерины II.
3. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
Темы рефератов:
1. Екатерина Великая: штрихи к портрету.
2. Пугачевщина в Пензенском крае.
Литература
1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Т.А. Сивохина. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2009
2. Анисимов Е. Женщины на Российском престоле. СПб. 2008.
3. Брикнер А.Г. Иллюстрированная история Екатерины II. М., 2007.
4. Веселова А. Воспитательный дом в России и концепция воспитания И.И. Бецкого // Отечественные записки. 2004. № 3.
5. Виноградов В.Н. Дипломатия Екатерины Великой // Новая и новейшая история. 2001. № 3, 4.
6. Екатерина II Великая: Энциклопедия. М., 2008.
7. Каменский А.В. Сословная политика Екатерины II // Вопросы истории. 1995. № 3.
8. Козинов И.А. М.В. Ломоносов: главное величие России // Социально-политический журнал. 1996. № 4.
9. Курукин И. «Знать историю, а паче своего Отечества». Как изучали историю в русской школе XVIII – начала XIX века // Родина. 1999. № 3.
10. Манькова Л. Кровавая барыня. Уголовное дело «бесчеловечной вдовы» Салтычихи // Родина. 2002. № 2.
11. Михаил Ломоносов, ученый-энциклопедист, поэт, художник, радетель просвещения. М., 2010.
12. Моряков В.П. Поиск пути. Русская общественная мысль второй половины XVIII в. о государстве и обществе // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. М., 1991.
13. Наказ императрицы Екатерины // Вестник Московского университета. 1999. № 3.
14. Павленко Е.Н. Екатерина Великая. М., 1999; Фавориты // Родина. 1998. №№ 3, 9.
15. Пензенская энциклопедия. М., 2001.
16. Подбережников И. «Самиздат» осьмнадцатого века // Родина. 1994. № 5.
17. Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. «Золотой век» Екатерины и образование // Педагогика. 1999. № 1.
18. Рахматуллин М.А. Непоколебимая Екатерина // Отечественная история. 1996. № 6.
19. Середа Н.В. Преобразования Екатерины II // Преподавание истории в школе. 2006. № 4.
20. Эпоха «дворцовых переворотов». XVIII век. // Родина. 2009. № 2.
Методические советы
1 вопрос. Проанализируйте особенности развития России в 60-80-е гг. XVIII в., сформулируйте суть политики «просвещенного абсолютизма», причины ее проведения. Особое внимание уделите «Наказу» Екатерины II и деятельности Уложенной комиссии. Проследите, как шел в России процесс усиления крепостного гнета, изменение в связи с этим положения двух основных классов – дворянства и крестьянства.
2 вопрос. Подробно охарактеризуйте зарождение и развитие в России либеральной, просвещенческой и революционной идеологий. Покажите на конкретных примерах развитие в стране культуры, науки и образования, раскройте понимание Екатериной II вопроса о «новой породе» людей.
3 вопрос. Проанализировать суть внешней политики России в указанные годы. Как складывались отношения с ведущими европейскими державами, с ближайшими соседями: Швецией, Польшей, Турцией. Каким образом шел процесс расширения территории страны. Что способствовало росту влияния, авторитета и значимости России в Европе?
Тема VI .
Дата: 2018-11-18, просмотров: 297.