Кафедра отечественной истории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебно-методическое пособие по курсу

«Отечественная история»

 

Планы семинарских занятий,

методические рекомендации и литература

Пенза – 2010

Печатается по решению редакционно-издательского совета Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского

 

 

УДК: 947 (075.5)

ББК 633 (2) я 73

П 37

 

Учебно-методическое пособие по курсу «Отечественная история». Планы семинарских занятий, методические рекомендации и литература. Пенза: ПГПУ, 2010. 40 с.

 

 

Составители: доценты А.В. Булкин (темы 4, 5), В.А. Власов (13, 17, 18), В.П. Гордеев (2, 14, 16), О.В. Доброва (6, 7), А.Г. Иванчина (8, 15), Н.С. Кузнецова (10, 11, 12), Э.Р. Кулахметова (3), О.В. Степанова (1), А.В. Тишкина (3, 9),

 

 

Ответственный редактор – заведующий кафедрой отечественной истории, профессор В.А. Власов

 

 

Пособие включает в себя планы семинарских занятий, методические рекомендации к ним, темы рефератов, списки источников и литературы

 

 

Для студентов дневного отделения неисторических факультетов

 

(с)  Пензенский государственный педагогический университет

      имени В.Г. Белинского

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема I.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (VI-XII вв.) ….……………………………………..5

Тема II.

МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XIII-XVI вв…………………………………………………..7

Тема III.

РОССИЯ В XVII в……………………………………………………………………………………9

Тема IV.

РЕФОРМЫ ПЕТРА I. ЗАВЕРШЕНИЕ ОФОРМЛЕНИЯ АБСОЛЮТИЗМА.……………………11

Тема V.

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ в 60-90-е гг. XVIII в.…………………………………13

Тема VI.                                                          

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА…………………………………………………….15

Тема VII.

БУРЖУАЗНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ в 60-90-е годы XIX в...……………………18

Тема VIII.

НАРОДНИЧЕСТВО И МАРКСИЗМ В РОССИИ…………………………………………………19

Тема IX.

РЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ 1905-1907 годов………………………………………………………22

Тема X.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.

ФЕВРАЛЬСКАЯ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ…………25

Тема XI.

1917 ГОД В СУДЬБЕ РОССИИ …………………………………………………………………….27

Тема XII.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ…………………………………………………………….30

Тема XIII.

СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО в 20-е годы XX в……………………………………………………..31

Тема XIV.

РАЗВИТИЕ СТРАНЫ В 30-е годы XX в.

СТАНОВЛЕНИЕ ТОТАЛИТАРИЗМА В СССР ……………………………………………….….34

Тема XV.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941-1945 гг.)……………………………………….. 38

Тема XVI.

СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО

В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-сер. 60-х гг.)………………………………………………….41

Тема XVII.

ОТ РЕФОРМ К СТАГНАЦИИ (1964-1985 гг.) …………………………………………………….44

Тема XVIII.

ПЕРЕСТРОЙКА В СССР. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XX-XXI в………………………………….46


 


Тема I .

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ( VI - XII вв.)

 

1. Восточные славяне и их соседи.

2. Образование и развитие Древнерусского государства в IX-XII вв.

3. Культура Киевской Руси.

Темы рефератов:

1. Быт, нравы и обычаи Древней Руси.

2. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди.

Литература

1. Хрестоматия по истории России в 4-х томах. Т. 1. С древнейших времён до XVII в. М., 1994. С. 11 – 45.

2. Агапкина Т. Праздники на Руси // Родина. 1994. № 6-8; 1996. № 4.

3. Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. 2000. № 3.

4. Арцибашева Т.Н. Славяне – русы – варяги – кто они? // Вопросы истории. 2004. № 1.

5. Богданов А.П. Княгиня Ольга // Вопросы истории. 2005. № 2.

6. Гергенова Н.М. Культура и быт Руси IX-XIII вв. // Преподавание истории в школе. 2008. № 3.

7. Горский А. Начало Руси: славяно-варяжская дилемма? // Родина. 2009. № 9.

8. Древняя Русь // Родина. 2002. №№ 11-12.

9. Зодчество Древней Руси // Родина. 2008. № 8.

10. История русской культуры IX – XX вв. / Под ред. Л.В. Кошман. М., 2006.

11. Кучкин В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX-XIII вв. // Отечественная история. 2003. № 3.

12. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. СПб., 2008.

13. Моця А. Русь на Днепре // Родина. 1999. № 8.

14. Петрухин В. От тех варяг прозвался… Русь: имя и история // Родина. 1997. № 10.

15. Плетнёва С. Беспокойное соседство. Русь и степные кочевники в домонгольское время // Родина. 1996. № 12.

16. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: вехи развития // Вопросы истории. 2008. №9.

17. Путилов Б. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. Спб., 1999.

18. Русские. М., 1999.

19. Скрынников Р.Г. Войны Древней Руси // Вопросы истории. 1995. № 1-12.

20. Славянский мир // Родина. 2001. № 1-2.

21. Славянский мир: общность и многообразие // Родина. 2006. № 4.

22. Соловьёв С.М. Древняя Россия. М., 2004.

23. Янин В.Л. Русь на Волхове // Родина. 1999. № 8. Он же. У истоков новгородской государственности // Отечественная история. 2000. № 6.

Методические советы

1 вопрос. Обратите внимание на дискуссионный характер проблемы происхождения и расселения восточных славян. Определите территорию расселения, особенности религиозных верований, эволюцию общественной жизни восточных славян. Какую роль в формировании уклада жизни, хозяйственной занятости сыграл природно-климатический фактор? Как складывались отношения славян с неславянским миром?

2 вопрос. При противоположных оценках процесса возникновения российской государственности (норманнская и антинорманская теории) следует иметь в виду объективную обусловленность формирования Древнерусского государства. Каковы эти объективные факторы и условия их реализации? Необходимо выяснить различные версии происхождения понятия «Русь». Определите характер Древнерусского государства. Каковы основные направления внутренней и внешней политики киевских князей? Каковы причины и последствия дробления Киевской Руси?

3 вопрос. Рассматривая вопрос о культуре Древнерусского государства, следует выявить основные направления развития культуры древних славян. Определить её связь с традициями скифских и раннеславянских племён, с культурой соседних стран. В области материальной культуры дать оценку орудиям по обработке земли, градостроительству, видам ремёсел (кузнечное, кожевенное, гончарное, стекольное, столярное и т.д.), ювелирному искусству. В духовной области – фольклору, появлению письма, бытовым традициям, язычеству и христианству.

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 272.