Тема XIV . РАЗВИТИЕ СТРАНЫ В 30-е годы XX в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СТАНОВЛЕНИЕ ТОТАЛИТАРИЗМА В СССР

1. Экономическое развитие в 30-е годы:

а) форсированная индустриализация: замыслы и результаты;

б) коллективизация в СССР: цели, средства, результаты;

2. Эволюция политической системы:

а) складывание режима личной власти Сталина;

б) политические процессы 30-х гг., массовые репрессии;

в) противодействие сталинизму.

3. Советская культура в 30-е годы.

 

Темы рефератов:

1. Политический портрет И.В. Сталина.

2. Коллективизация в пензенской деревне.

3. Ликвидация неграмотности в Пензенском крае.

 

Литература

1. Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). М., 1996.

2. Аксютин Ю.В. «Большой террор»: девятая версия // Преподавание истории в школе. 2009. № 1.

3. Блюм А. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929-1953. СПб., 2000. Он же. Буржуазная курочка Ряба и православный Иван-дурак // Родина. 2000. № 3.

4. Винокуров Г.Ф. Коллективизация: репрессии в пензенских селах в 1928-1933 гг. // Новая Газета – Мир Людей. 1999. №№ 26, 28. Он же. Коллективизация. Ликвидация кулачества // Пензенская энциклопедия. М., 2001.

5. Власов В.А. Школа и общество. Пенза, 1998. Разд. IV.

6. Власов В.А., Степанова О.В., Тишкина А.В. Коллективизация и раскулачивание в Пензенском крае. Пенза: ПГПУ, 2009.

7. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) – ВКП(б) – ВЧК – ОГПУ – НКВД о культурной политике. 1917-1953. М., 1999.

8. Гинзберг Л.И. Массовая депортация крестьян в 1930-1931 гг. и условия их существования в северных краях // Отечественная история. 1998. № 2.

9. Гордон Л., Клопов Э. Что это было? Размышление о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы. М., 1989.

10. Гулаг: экономика и принудительный труд. М., 2009.

11. Данилов В.П., Зеленин И.Е. Организованный голод. К 70-летию общекрестьянской трагедии // Отечественная история. 2004. № 5.

12. Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 года // Вопросы истории. 2002. № 1.

13. Зеленин И.Е. «Революция сверху»: завершение и трагические последствия // Вопросы истории. 1994. № 10; Он же. Кульминация «Большого Террора». Зигзаги аграрной политики (1937-1938 гг.) // Отечественная история. 2004. № 1.

14. Зелёв С.В. Сурская Голгофа. Пензенская епархия в годы гонений (1917 – 1941). Пенза. 2007.

15. Ивницкий Н.А. Голод 1932 – 1933 гг.: кто виноват? // Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. № 2, 3.

16. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). М., 1994. Он же. Судьба раскулаченных в СССР. М., 2004.

17. Кондрашин В. Голод 1932-1933 годов: трагедия российской деревни. М., 2008.

18. Кропачев С.А. Новейшая отечественная историография о масштабах политических репрессий в 1937 – 1938 гг.// Вопросы истории. 2010. № 1.

19. Курляндский Н.А. 1937 год: власть не от Бога // Вопросы истории. 2009. № 1.

20. Лебедева Е. Политические процессы 1920 – 1930 гг. // Родина. 2007. № 12.

21. Мельтюхов М.И. Репрессии в Красной Армии: итоги новейших исследований // Отечественная история. 1997. № 3.

22. Мосякин А. Антикварный экспортный фонд // Наше наследие. 1991. № 2, 3.

23. Мурашко Г.П. К дискуссии о типах тоталитаризма // Вопросы истории. 2001. № 8.

24. Овчинникова Л. Дети в сталинских лагерях // История. 2003. № 11, 16-22 марта.

25. Павлова В.И. Власть и общество в СССР в 1930-е годы // Вопросы истории. 2001. № 10. Она же. 1937: Выборы как мистификация, террор как реальность // Вопросы истории. 2003. № 10.

26. Синицын Ф.Л. Политические настроения депортированных народов СССР. 1939 – 1956 // Вопросы истории. 2010. № 1.

27. Хлевнюк О.В. Государственный террор в СССР в 30-е годы XX века // Преподавание истории в школе. 2003. № 2.

Методические советы

1 вопрос. Рассматривая проблемы коллективизации и индустриализации, обратите внимание, с одной стороны, на энтузиазм народа, социалистическое соревнование, а с другой – на узурпацию экономической деятельности, на внеэкономические методы наведения порядка в экономике («закон о пяти колосках» в колхозах, борьба с «вредительством» в промышленности), на неспособность партийной номенклатуры учитывать объективные потребности экономики, на внеэкономические методы хозяйственной политики ВКП(б) и как результат – на возникновение затратной экономики, диспропорцию в развитии различных отраслей народного хозяйства. Заключая обсуждение вопроса следует ответить на вопрос: существовала ли взаимосвязь между форсированной индустриализацией и насильственной коллективизацией?

2 вопрос. Политическую основу тоталитаризма составляет полное отстранение народа от управления делами общества, сосредоточение политической деятельности в партийно-государственном аппарате. Проследите процессы установления тоталитарного партийно-государственного контроля над обществом, насаждение системы террора, принуждения и насилия под флагом «социалистической демократии». Изучая документы судебных процессов 30-х гг., покажите массовую фальсификацию органами НКВД судебных дел на «террористов и шпионов».

3 вопрос. При его подготовке необходимо показать то, что тоталитарное государство считает культуру средством идеологического обеспечения существующего режима, средством для внедрения в массовое сознание политических мифов: о мудром Вожде, о коварном враге, о мессианстве социалистической России, о новом человеке и т.д. Рассмотрите взаимоотношения власти и интеллигенции, противоречия в развитии образования, роль моностилистической культуры в тоталитарном обществе. Проанализируйте шаги советского правительства по созданию новой системы школьного образования, выделите цели народного образования, его противоречия и результаты.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 383.