прочно закрепилось название «Смута», под которым понималось «общее неповиновение, раздор меж народом и властью».
Современники событий, деятели церкви: искали первопричины этих испытаний в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья, соблазнившим православный народ. Смута – это кара за безбожную жизнь и одновременно мученический венец, давший народу возможность понять силу православной веры.
С.М. Соловьёв: считал Смуту результатом падения народной нравственности и борьбы казачества как антигосударственной силы против прогрессивных государственных порядков.
К.С. Аксаков: рассматривал Смуту как случайное явление, затронувшее интересы влиятельных людей, которые боролись за власть после пресечения династии Рюриковичей.
Н.И. Костомаров: обратил внимание на социальные причины Смуты, показывая, что в ней повинны все слои русского общества, но главной причиной считал интриги папства, иезуитов и польскую интервенцию.
В.О. Ключевский: изучал в основном социальные аспекты Смуты. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости из-за борьбы всех его слоёв за лучшее для себя соотношение между обязанностями и привилегиями.
С.Ф. Платонов: тоже не рассматривал социальный кризис как причину и сущность Смуты. Он не считал определяющей для понимания этих явлений борьбу внутри господствующего сословия русского общества.
Советская историография: термин «Смута» не использовался. Этот период определялся как социальный конфликт, центральное место в котором занимали крестьянская война под предводительством И. Болотникова и иностранная интервенция.
Современная историческая литература: термин «Смута» используется достаточно широко, но в осмысление этих событий почти ничего нового, не привнесено, если не считать попытку связать события начала XVII в. с идеей первого системного кризиса российского общества, по своему развитию похожего на гражданскую войну.
О крепостничестве
В.О. Ключевский: считал крепостное право «сложным институтом, который трудно поддаётся точному определению». В дореволюционной историографии существовали «указная» и
«безуказная» теории возникновения крепостного права.
Советская историческая наука: (начиная с Б.Д. Грекова) утверждается концепция постепенного зарождения и развития крепостного права со времён Русской Правды и через Судебники XV–XVI вв. до Соборного уложения 1649г.
Большинство историков: относили начало этого процесса не ранее, чем к концу XV в. Некоторые из них стали использовать два понятия, вкладывая в них разный смысл: «крепостничество» – проявление внеэкономического принуждения на разных этапах феодализма и «крепостное право» – прикрепление крестьян к земле феодала, отразившееся в законодательстве.
В России: неоднозначность роли крепостного права:
1) оно помогало государству в восстановлении и подъёме экономики, регулировании процесса колонизации огромной территории и решении внешнеполитических задач,
2) но, с другой стороны, это явление консервировало на долгие десятилетия неэффективные социально-экономические отношения.
Об эпохе Петра I
Н.М. Карамзин: порицал царя-реформатора за попрание русских обычаев.
Славянофилы: утверждали, что Пётр своими реформами заставил Россию свернуть с естественного пути развития.
С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский: давали однозначно положительную оценку его преобразовательной деятельности, приписывая все успехи, достигнутые как внутри страны, так и во внешней политике, кипучей натуре Петра.
В ХХ в.:
М. Волошин (поэт): назвал Петра «первым большевиком» за крутую ломку всех устоев русской жизни
Советские и современные специалисты: (н-р, Н.И. Павленко и К.В. Анисимов): с некоторыми оговорками положительно оценивают преобразовательную деятельность Петра.
Споры о закономерном характере петровских преобразований:
1) в какой степени реформаторская деятельность царя была подготовлена всем предыдущим развитием России;
2) реформы были только реакцией на внешнеполитическую ситуацию
3) носили более целенаправленный и продуманный характер.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 467.