Вопрос 3.32 Бюджетный дефицит и государственный долг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений в текущем году составляет бюджетный дефицит.

Превышение доходов государства над его расходами образует бюджетный избыток (профицит).

Большинство стран сводит свой бюджет с дефицитом. По между­народным стандартам бюджетный дефицит не должен превышать 5 % суммы валового внутреннего продукта.

Способы финансирования дефицит госбюджета:

денежно-кредитная эмиссия (монетизация);

выпуск государственных займов;

увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

Бюджетный дефицит существует в двух видах – структурный и циклический.

Структурный дефицит представляет собой превышение государственных расходов над доходами в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

Циклический бюджетный дефицит – это дефицит государственного бюджета, вызванный циклическим падением производства.

Для уменьшения последствий бюджетного дефицита и стабилизации экономики государство проводит фискальную политику.

Фискальная политика – это целенаправленное регулирование госу­дарственных расходов и налоговых поступлений для обеспечения полной занятости, стабильного уровня цен и экономического роста.

Фискальная экономическая политика государства включает дискреционную и недискреционную политику.

Дискреционная (проводимая по усмотрению) фискальная политика представляет собой использование правительством государственных расходов и налогов для повышения реального ВВП и уровня занятости, уменьшения инфляции и стимулирования экономического роста.

Дискреционная (дискретная) фискальная политика означает, что она вырабатывается государством в определенные периоды времени для того, чтобы гасить колебания экономического цикла, поддерживать в растущей экономике высокую занятость при умеренной инфляции. Фискальная политика является мощным методом воздействия на производство в масштабе страны и используется правительством для регулирования деловой активности.

Экономическая политика государства проводится в условиях циклического развития экономики, в периоды подъемов и спадов производства. В связи с этим существуют стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.

Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада и направлена на экономический рост.

В условиях спада происходит значительное сокращение инвестиционных расходов и совокупного спроса. В результате реальный ВВП уменьшается, падение производства сопровождается ростом циклической безработицы.

Стимулирующая фискальная политика направлена на создание бюджетного дефицита, то есть превышения госу­дарственных расходов над налоговыми поступлениями.

Государство осуществляет стимулирующую фискальную политику следующими методами:

1 – путем увеличения государственных расходов;

2 – путем уменьшения налогов;

3 – путем сочетания данных методов.

Первым методом стимулирующей фискальной политики является рост государственных расходов.

При росте госу­дарственных расходов в период спада в экономике происходит увеличение совокупного спроса, предприятия увеличивают инвестиции капитала в производство, повышается спрос на рабочую силу, растет объем национального продукта, сокращается безработица в масштабе страны.

Вторым методом стимулирующей фискальной политики в условиях спада является снижение налогов.

При уменьшении налоговых ставок в масштабе экономики растут возможности предприятий и населения в увеличении деловой активности, увеличиваются инвестиции капитала, занятость рабочей силы, повышается объем реального ВВП.

Сдерживающая, или ограничительная, фискальная политика осуществляется в условиях высокого уровня совокупного спроса, инфляционного роста цен. Увеличение совокупного спроса в экономике может быть вызвано резким ростом инвестиционных расходов или ростом чистого экспорта.

Сдерживающая фискальная политика направлена на создание бюджетного избытка, то есть превышения налоговых поступлений над госу­дарственными расходами.

Государство выполняет сдерживающую фискальную политику следующими методами:

1 – путем сокращения госу­дарственных расходов;

2 – путем повышения налогов;

3 – путем сочетания данных методов.

повышение налогов.

Фискальная система включает, наряду с дискреционной политикой, недискреционные элементы автоматической стабилизации экономики. Существует механизм автоматического изменения величины поступающих налогов и расходов госу­дарства прямо пропорционально изменению величины ВВП.

Недискреционная фискальная политика включает следующие автоматические, или встроенные, стабилизаторы экономики:

1 – автоматическое изменение налоговых поступлений;

2 – система государственных трансфертов (в том числе посо­бия по безработице);

3 – система участия в прибылях.

В условиях подъема в экономике, активизации инвестиций, и увеличения объема производства на предприятиях растут доходы, что приводит к увеличению выплат налогов в бюджет без принятия правительством решений о повышении налоговых ставок. В результате повышения налоговых платежей сдерживается рост ВВП. В период инфляционного роста возникает превышение доходов над его расходами, что позволяет избежать «перегрева экономики» и наступления фазы спада производства в промышленном цикле.

В условиях депрессии, сокращения производства и высвобождения рабочей силы происходит уменьшение ВВП и падение доходов. В результате поступление налогов в бюджет уменьшается без принятия решения правительством о снижении ставок налогов. Это приводит с созданию бюджетного дефицита, правительство увеличивает расходы для стимулирования инвестиций, выхода предприятий из депрессии и вхождения экономики в фазу подъема в промышленном цикле.

Следовательно, действие налоговой системы является мощным фактором стабилизации экономики и смягчения колебаний промышленного цикла.

Выплаты пособий по безработице и другие социальные выплаты. Фонд посо­бий по безработице формируется за счет налогов. В условиях экономического подъема резко возрастают выплаты в резервный фонд средств, что не допускает слишком больших расходов и повышения инфляции, приводит к замедлению роста ВВП. При спаде производства в периоды низкой занятости, когда увеличивается количество безработных, выплаты из фонда посо­бий по безработице увеличиваются.

Следовательно, резервный фонд пособий по безработице приводит к сдерживанию роста производства в фазе подъема экономического цикла. В фазе спада пособия по безработице вызывают увеличение доходов людей, а также стимулируют производство предметов потребления, что смягчает последствия спада.

Система участия в прибылях. Стремление фирм сохранить уровень выплачиваемых дивидендов выступает стабилизирующим фактором при изменении доходов фирм, так как не позволяет значительно увеличивать выплаты при росте прибыли или уменьшать выплаты при падении прибыли.

Внутренние стабилизаторы обеспечивают частичное уменьшение колебаний экономики. Для поддержания полной стабильности государство должно проводить политику государственных расходов и налогов. Для этого правительство формирует государственный бюджет за счет налогов и других поступлений, а затем использует бюджет для развития экономики и перераспределения доходов населения.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Даже бездефицитный госбюджет не является признаком здоровья экономики, если у государства имеется большой долг. Ежегодный дефицит может покрываться либо путем эмиссии денег, либо за счет роста государственного долга.

Государственный долг представляет собой накопленную сумму задол­женности правительства владельцам государственных ценных бумаг.

Внутренний государственный долг – задолженность го­сударства населению и фирмам данной страны, являющимся держателями государственных ценных бумаг.

Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 234.