Мониторинг динамики развития детей, имеющих нарушение слуха, их успешности в освоении программы , корректировка коррекционных мероприятий.
Мониторинговая деятельность предполагает:
-отслеживание динамики развития учащихся, имеющих нарушение слуха, и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
- корректировку коррекционных мероприятий.
Мониторинг организуется на основе диагностических методов по этапам:
Стартовая диагностика (предварительный контроль) (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса (инструментальная готовность, личностная готовность). По результатам диагностики ставятся педагогические задачи на адаптационный период. Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе, проводимого психологами в рамках педагогической готовности к успешному обучению в начальной школе, выявляется личностная готовность первоклассников, включающая позитивное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности и мотивационную готовность ребенка решать учебные задачи высокого уровня сложности. Данная диагностика проводится на 3 –4 неделе сентября и является исходной для проводимых мониторинговых исследований метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
Входная диагностика - оценка уровня сохранности универсальных учебных действий, необходимых для качественного усвоения программного материала. Входная диагностика проводится в каждом классе в начале учебного года (сентябрь).
Текущая диагностика- систематический анализ процесса формирования УУД. Учитель оценивает надежность сформированности способов действий, выявляет динамику развития учащихся, намечает пути повышения успешности обучения отдельных учащихся. В текущем оценивании используются как субъективные или экспертные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.), так и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся, результатов тестирования.
Промежуточная диагностика - оценка уровня сформированности универсальных учебных действий, необходимых для продолжения обучения в следующем классе. Представляет собой тестирование, комплексные работы на межпредметной основе.
Итоговая диагностика - оценка уровня сформированности универсальных учебных действий, необходимых для продолжения обучения в основной школе. Представляет собой комплексные работы на межпредметной основе.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов по предметам коррекционно – развивающего направления базируется на результатах систематического мониторинга, проводимого по специально разработанным методикам.
Мониторинг результатов овладения обучающимися восприятием и воспроизведением устной речи (формирования речевого слуха и произносительной стороны устной речи) проводится, как правило, не реже двух раз в год.
Контрольный речевой материал составляется из пройденного программного материала (фраз), дозировка речевого материала определяется программными требованиями с учетом психофизического развития учащихся.
Результаты контрольных проверок, анализ достижения каждым обучающимся планируемых результатов обучения, причин неуспешности учеников и др. отражаются в отчетах учителей, ведущих данный учебный предмет.
Результаты фиксируются в форме протоколов обследований и проверок, сводных и динамических таблиц. И заносятся в слухоречевое дело обучающегося.
Восприятие текста
сл\зр
В конце года из отработанного в течение года речевого материала
в конце года
фраза считается воспринятой, если все ее слова распознаны и названы в правильной последовательности; если фраза воспроизведена близко к образцу- часть слов распознана правильно, часть изменена, но при этом не теряется смысл фразы; фраза будет не вос-принята, если большинство слов не соответствует предложенному образцу.
Подсчет процента (%) правильно воспринятых фраз
учитель-дефектолог
Показатели | Индикаторы оценки | Методы сбора информации | Периодичность | Форма предоставленной информации |
«Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» | Речь Развитие речевого слуха Речь Речь Обследование тонального слуха Обследование речевого слуха Развитие речевого слуха Развитие речевого слуха | Проверка внятности речи Проведение к/р по РСВ аналитическая проверка произношения. техника чтения Аудиометрия Обследование уровня речевого восприятия на слух (с ЗУА, без ЗУА, с ИА) Определение рабочего и резервного расстояний Проверка восприятия на слух текста | 0, 1 класс, 3 класс, 5класс,выпускной класс. Апрель-Май 1-2 раза в год Сентябрь, май 2-6 кл. 2 раза в год 0,1кл - нач\кон года 3,5,7,9,11кл – конец года 0,1-ый класс сентябрь , май 2-11 кл. май 0-1 1кл. сент, 2-5 кл- сент далее кл. по необходимости 1 кл-начало\ конец года 0, 2-11 кл –конец года | тетрадь аудитора. сводная таблица в слухоречевом деле к/р. таблица речевого состояния, звуковой профиль Заключение в слухо-речевом деле. Аудиограмма слухоречевое, личное дело ученика Заключение в слухо-речевом деле. Заключение в слухо-речевом деле. Заключение в слухо-речевом деле. |
«Музыкально – ритмические занятия», | Развитие речевого слуха | восприятие речевого материала | раз в четверть. | отчет учителя |
Развитие слухового восприятия | восприятие неречевых звучаний | раз в четверть. | отчет учителя | |
«Развитие слухового восприятия и техника речи», | Развитие речевого слуха | восприятие речевого материала | раз в четверть. | отчет учителя |
Развитие слухового восприятия | восприятие неречевых звучаний | раз в четверть. | отчет учителя |
Мониторинг формирования речевого слуха и произносительной стороны устной речи(РСВ и ФПCР) слабослышащих обучающихся в 1(д)-5 классах
Контрольные работы, проверки и обследования
Формирования речевого слуха и произносительной стороны устной речи(РСВ и ФПCР) слабослышащих школьников 1(д)-5 классов
Виды обследования | способ восприятия | классы | 3вар | время проведения, какой реч. материал | кто готовит материал | |
комплексное педагогическое обследование слуха и речи | на слух, сл\зр, зрит | 0-1 кл | в нач \ конце года | учит – деф , Учитель ИЗ | ||
уровень восприятия речи | на слух с ИА , ЗУА и на голое ухо (без аппарата | с 0 кл | проводится в 1 классе в начале и в конце года; в 0, 2-12классах — в конце года на рабочем расстоянии (список Неймана) | учит – деф | ||
рабочее, резервное расстояние | на слух с ИА, ЗУА, на голое ухо шепот | с 0 кл | 5-10 слов | В начале учебного года (список Леонгард) и по-необходимости | учит ИЗ, учит – деф | |
Фразы | на слух
| Подгот.кл. | в конце года знакомы реч. материал. | учит – деф
| ||
1–5 кл | 2 раза в год отработанные в полугодия фразы. | |||||
Тексты: | на слух | 0 кл | - | в конце года
новый текст, отвечающий потребностям устной коммуникации уч-ся и их соц. адаптации | учит – деф, учитель ИЗ
| |
1 кл | 4-6 предл | |||||
2 кл. | ||||||
3 кл. | ||||||
4 кл. | ||||||
5кл. | ||||||
навык чтения: (слов в минуту)
1полугодие \ 2 полугодие | 0 | - |
в конце 1 полугодия на знакомом тексте, а в конце учебного года на незнакомом тексте. | Проводится учи-телем класса и учителем-дефек-тологом | ||
1 | - | |||||
2 | - | |||||
3 | - | |||||
4 | -/25-30 | |||||
5 | -\30-35 | |||||
внятность произношения | 0, 1, 3, 5, 11 кл | 10-50 | в начале и конце года в конце года | 3аудито-ра | ||
звукопроизношение и произносительная сторона речи | с 0 кл | в начале и в конце года, альбом звукопроизношения | Учитель ИЗ |
**********************************************************************
Цель программы
Программа коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего, среднего общего образования направлена на создание
-системы комплексной помощи детям с ОВЗ, требующим особого педагогического подхода в освоении основной образовательной программы,
-коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии,
-социальную адаптацию.
Т.о. Программа коррекционной работы предусматривает
-создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей, имеющих нарушение слуха, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
- взаимодействие педагога, специалистов и ребёнка как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
ü своевременное выявление детей с трудностями адаптации;
ü определение особенностей организации образовательного процесса для детей с нарушением слуха и речи в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
ü создание условий, способствующих освоению детьми с нарушением слуха и речи основной образовательной программы НО, ОО, СОО образования;
ü осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушением слуха и речи с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
ü разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
ü оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с нарушением слуха и речи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Восприятие текста
сл\зр
В конце года из отработанного в течение года речевого материала
в конце года
фраза считается воспринятой, если все ее слова распознаны и названы в правильной последовательности; если фраза воспроизведена близко к образцу- часть слов распознана правильно, часть изменена, но при этом не теряется смысл фразы; фраза будет не вос-принята, если большинство слов не соответствует предложенному образцу.
Подсчет процента (%) правильно воспринятых фраз
учитель-дефектолог
Мониторинг развития речевого слуха,
слухозрительного восприятия речи, ее произносительной стороны.
· Обследование произносительной стороны речи.
Организованный учет состояния произношения учащихся – необходимое условие планомерной и эффективной работы по коррекции слуховой функции и произносительных навыков. В школе проводится текущий учет (осуществляется на коррекционных занятиях и отражается в фонетических дневнике ученика учителем индивидуальной работы) и синтетический учет.
Произносительные навыки учащихся оцениваются при проведении всех проверок.
-Аналитическая проверка произношения.
Задача: получить общее представление о речи, особенностях речевого дыхания, голоса, воспроизведения звуков в словах и слогах, а также звуков изолированно. Проверить навык воспроизведения словесного ударения, некоторых орфоэпических норм. Оценить динамику развития произносительных навыков.
Тестовый материал: примерный речевой материал для проверки произношения из учебника «Произношение».
Методика обследования: аналитическая проверка состояния произносительной стороны устной речи (аналитический учет) проводится по методике, разработанной Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной (1981г.). Обследование ритмико-интонационной структуры речи проводится по методике, разработанной Яхниной Е.З. (2001)
Анализ результатов: На основе данных учитель составляет индивидуальную программу слухоречевого развития.
Оценка результата обследования: в протоколе звукопроизношения фиксируется результат воспроизведения звуков, с указанием характеристики дефекта, и особенностей развития произносительных навыков.
-Обследование внятности (разборчивости) речи ученика.
Данные синтетического учета служат не столько объективной оценкой внятности речи ученика, сколько оценкой изменений в произношении ученика. Уровень внятности произношения учащихся школы 1 вида является индивидуальным для каждого ребенка, исходя из его психофизических особенностей развития, уровня снижения слуха.
Задача: определить степень понимания произносимого учеником речевого материала слушающими его людьми (аудиторами).
Методика проведения: в качестве дикторов приглашаются слышащие люди. В прослушивании участвуют 3-4 аудитора. Проверка внятности речи учащихся проводится в 8кл и выпускном классах.
Тестовый материал: сбалансированные списки слов Э.Леонгард.
Анализ результатов : внятность речи определяется на материале воспринятых слов и выражается в процентах (отношение количества правильно воспринятых к общему количеству слов, произнесенных диктором).
Оценка результата обследования: подсчитывается кол-во правильно услышанных слов аудиторами и выводится средний %.1.Речь внятная. 2.Достаточно внятная. 3.Ближе к достаточно внятной. 4.Недостаточно внятная. 5.Маловнятная 6.Невнятная
· Аудиометрическое обследование тонального слуха
проводится в1(доп)-1 кл в начале и конце года, в 3,5 кл в конце года.
Задачи: уточнение степени снижения слуха, совершенствование работы по развитию слухового восприятия; проведение мониторинга развития слуха обучающихся; подбор и настройка ЗУА фронтального и индивидуального пользования.
Методика проведения: обследование тонального слуха начинается с лучше слышащего уха с частоты1000, 500,250, 125Гц,затем 2000, 4000,6000,8000 Гц. Аналогично проводится обследование хуже слышащего уха.
Анализ результатов: Как правило, берутся во внимание данные по лучше слышащему уху. При этом учитывается не только диапазон воспринимаемых частот (Дб), но и пороги восприятия основных речевых частот на 500,1000, 2000, 4000 Гц. /Кузьмичева Е.П. «Методика развития слухового восприятия глухих учащихся 1-12 кл. Пособие для учителя.-М.Просвещение.1991г./Данные тональной аудиометрии фиксируются в карте на протяжении всего обучения ребенка в школе, что позволяет проследить сохранность остаточного физического слуха и динамику его развития. На основе этих данных делаются рекомендации по использованию типа аппаратуры и режима усиления учителем-дефектологом.
Оценка результата обследования: определение степени снижения слуха.
· Восприятие устной речи.
Проверки проводятся ежегодно на всех этапах слуховой тренировки
-Восприятие слов на слух .
Проверка проводится ежегодно на всех этапах слуховой тренировки .
Задачи проверки:-выявить возможности ученика в восприятии слов; оценить динамику развития речевого слуха; изучить потенциальные возможности ученика в развитии восприятия слов (определение длины слова, восприятие количества слогов, ударного слога, отдельных звуков, слогов и слогосочетаний в слове).
Тестовый материал: используются сбалансированные списки слов, разработанные Нейманом Л.В. (1965), сбалансированные списки слов, разработанные Леонгард Э.И. (1965 г.), сбалансированные списки слов, разработанные Штерн А.С. (1984г.)Использование в качестве тестового материала специально созданных сбалансированных списков слов соответствующего уровню речевого развития учащихся, позволяет осуществлять длительное изучение динамики развития слуховой функции, исключая запоминание тестового материала.
Методика проведения проверки:При проведении проверки ученику предъявляется весь список целиком. Учащийся воспринимает каждое слово по два раза и каждый раз повторяет то, что воспринял. Ассистент записывает ответы ребенка в протоколе. Если ребенок отказывается от ответов, то это также отмечается в протоколе. Учитель не дает оценку ответам ученика.
Анализ результатов: Слово распознано - все звуки в нем узнаны и названы в правильной последовательности (вторник - вторник); Слово воспринято близко к образцу – названо другое слово, с которым совпадают с образцом ритмический рисунок и часть звуков (масло – мама) или воспроизведена часть слова (вторник - торн).Ответ признается ошибочным, если называется другое слово, резко отличающееся от образца по звуковому составу (дом - Сережа).
В ошибочных ответах анализируется случаи правильного восприятия слогоритмической структуры, отдельных звуков (гласных, согласных) и звукокомплексов, что имеет важное значение для оценки резервов в развитии восприятия слов у глухих детей. Результаты обследования являются важными для оценки динамики развития слуховой функции у глухих учащихся.
Оценка результата обследования: При оценке результатов отмечается количество правильно воспринятых слов.
- Восприятие фраз на слух в 1(дополнительном) классе.
Задачи обследования:
-выявить уровень восприятия фраз на слуховой основе(с помощью слухового аппарата);
-оценить динамику развития восприятия фраз на слух.
Тестовый материал Для проверки учащихся подготовительного класса используется список из 10 слов+5 фраз, который составляется учителем - дефектологом на основе пройденного учащимися материала.
Методика проведения обследования: при обследовании применяют ЗУА, слова и фразы предъявляются последовательно, каждая фраза по 2 раза.
Анализ результатов: Фраза (слово) распознана – все ее слова распознаны и названы в правильной последовательности (Сегодня морозная погода. – Сегодня морозная погода. Принеси книгу. – Выполняет задание и говорит: Я принес книгу.);
Фраза(слово) воспроизведена близко к образцу - часть слов распознана правильно, часть изменена (Сегодня морозная погода. – Сегодня холодная погода. Принеси книгу - Показывает на книгу и говорит: вот книга.).
Ответ признан ошибочным, если фраза (слово) не распознана – большинство слов не соответствует предложенному образцу (Сегодня морозная погода.- Сегодня дежурная Наташа. Принеси книгу. – дает карандаш и говорит: Я дал карандаш.)
Задание считается не выполненным при ошибочных ответах, а также в тех случаях, когда ученик не смог грамотно оформить ответ.
Результаты обучения оцениваются с учетом следующих показателей: оценкой «отлично» - если задание выполнено на 80%, «хорошо» - если задание выполнено на 79-70%, «удовлетворительно» - на 69-60%. Программные требования считаются не усвоенными, если ученик выполнил менее 60% предложенных заданий.
Оценка результата обследования: При оценке результатов отмечается % правильно воспринятых речевых единиц..
- Восприятие фраз разными сенсорными способами (слухозрительно, зрительно и на слух.)
Задачи обследования:
-выявить уровень слухо-зрительного восприятия фраз (с помощью слухового аппарата);
-оценить динамику развития слухо-зрительного восприятия фраз с учетом соотношения разных способов восприятия
Тестовый материал Для проверки учащихся 1-4классов используются три списка по 5фраз, для учащихся 5 классов три списка по 10 фраз, которые составляются учителем - дефектологом на основе пройденного учащимися материала.
Методика проведения обследования: при обследовании применяют ЗУА, фразы предъявляются последовательно, каждая фраза по 2 раза.
Анализ результатов: Фраза распознана – все ее слова распознаны и названы в правильной последовательности (Сегодня морозная погода. – Сегодня морозная погода. Принеси книгу. – Выполняет задание и говорит: Я принес книгу.);
Фраза воспроизведена близко к образцу - часть слов распознана правильно, часть изменена (Сегодня морозная погода. – Сегодня холодная погода. Принеси книгу - Показывает на книгу и говорит: вот книга.).
Ответ признан ошибочным, если фраза не распознана – большинство слов не соответствует предложенному образцу (Сегодня морозная погода.- Сегодня дежурная Наташа. Принеси книгу. – дает карандаш и говорит: Я дал карандаш.)
Задание считается не выполненным при ошибочных ответах, а также в тех случаях, когда ученик не смог грамотно оформить ответ.
Результаты обучения оцениваются с учетом следующих показателей: оценкой «отлично» - если задание выполнено на 80%, «хорошо» - если задание выполнено на 79-70%, «удовлетворительно» - на 69-60%. Программные требования считаются не усвоенными, если ученик выполнил менее 60% предложенных заданий.
Оценка результата обследования: При оценке результатов отмечается % правильно воспринятых фраз.
- Проверка восприятия текста.
Проверка восприятия текста в 0-1-х классах не проводится
Задачи обследования: выявить уровень слухо-зрительного восприятия (с помощью электроакустической аппаратуры) текста; изучить динамику развития слухо-зрительного восприятия текстового материала.
Тестовый материал Для учащихся 2-4 классов текст составляется учителем - дефектологом из отработанного в течение учебного года речевого материала.
Для учащихся 5 классов текст составляется учителем-дефектологом из отработанного в течение года речевого материала и материала, который не использовался в специальной тренировке.
Методика обследования и анализ результатов учащихся 2- 4 классов.
Текст ученик воспринимает 2 раза на слух, при затруднении – слухозрительно, каждый раз воспроизводит, что понял. Затем текст предъявляется по элементам (отдельные фразы, слова, словосочетания). В заключении учащийся отвечает на вопросы по тексту.
Учитель оценивает восприятие текста: понят ли смысл текста, текст воспринят точно, приближенно или не воспринят. Также оцениваются восприятие элементов текста, ответы учащегося на вопросы.
Методика обследования и анализ результатов учащихся 5классов
Текст ученик воспринимает 2 раза слухозрительно и каждый раз воспроизводит, что понял. Затем текст предъявляется по элементам (отдельные фразы, слова, словосочетания). В заключении учащийся отвечает на вопросы по тексту, выполняет задания и перессказывает текст.
Учитель оценивает восприятие текста: понят ли смысл текста, текст воспринят точно, приближенно или не воспринят. Также оцениваются восприятие элементов текста, ответы учащегося на вопросы, выполнение заданий и перессказ текста.
Приоценивании восприятия элементов текста фраза считается воспринятой, если все ее слова распознаны и названы в правильной последовательности; если фраза воспроизведена близко к образцу- часть слов распознана правильно, часть изменена, но при этом не теряется смысл фразы; при встречающихся аграмматизмах при воспроизведении речевого материала.
фраза будет не воспринята, если большинство слов не соответствует предложенному образцу.
Оценка результата обследования: При оценке результатов отмечается % правильно воспринятых предложений.
· Комплексное обследование состояния нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи проводится на начало обучения детей в школе и включает
-педагогическое обследование слуховой функции (без использования электроакустической аппаратуры);
-педагогическое обследование состояния и резервов развития слухового восприятия речи (слов и фраз) при использовании электроакустической аппаратуры;
- педагогическое обследование самостоятельной связной речи и слухозрительного восприятия текста;
-аналитическая проверка произношения, педагогическое обследование восприятия и воспроизведения ритмико-интонационной структуры речи.
Комплексное обследование начинается с выяснения причин и характера нарушения слуха, данных аудиометрического обследования за весь дошкольный период на основе медицинского обследования (снижения слуха, средняя потеря слуха в «дБ» и диапазон воспринимаемых частот правым и левым ухом), педагогической характеристики дошкольного учреждения, а также беседы с родителями. Прежде всего, выясняется, когда ребенок слухопротезирован, какими аппаратами, как пользуется ими (постоянно или периодически), выясняются причины непостоянного пользования аппаратом. При поступлении ученика в школу данные, полученные из характеристики дошкольного учреждения и беседы с родителями, записываются в карту слухоречевого дела. По результатам данного обследования как части общего медико-психолого-педагогического обследования детей на начало школьного обучения делается заключение об уровне слухоречевого развития каждого ученика и определяются направления его психолого-педагогического сопровождения, включая выбор разноуровневых программ по развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия речи, ее произносительной стороны для первоначального обучения.
Приведем содержание и методики мониторинга развития восприятия и воспроизведения устной речи учащихся на начало обучения в школе.
· Проверка условной двигательной реакция при слуховом восприятии речевых стимулов (проводится в первом классе в начале и конце учебного года).
Задачи обследования:
- выявление у ученика наличия условной двигательной реакции при восприятии на слух (без электроакустической аппаратуры) речевых стимулов.
- определение оптимального расстояния, на котором ученик уверенно реагирует на голос разговорной громкости.
Речевые стимулы: слогосочетания типа папапа...пупупу...пипип......., слова: имя ребенка, дом, барабан, бабушка, собака, шишка, чай и др.
Методика проведения обследования:
В процессе обследования выявляется реакция ученика на определенные речевые стимулы, предъявляемые ему учителем на слух. Обследуются сначала лучше слышащее, затем хуже слышащее ухо.
Обследование может занимать несколько занятий.
Стойкая условная двигательная реакция выражается в том, что в момент предъявления речевого стимула, ребенок реагирует определенным действием: поднимает руку, перекладывает различные предметы или игрушки и др. Ученик умеет ждать сигнал и действует точно на начало сигнала. При этом он может сопровождать движение речью или действовать молча. Учитель не побуждает ученика к повторению данные стимулов. Однако, является важным реакция ученика: выполняет он задания молча или пытается воспроизвести предъявленные речевые стимулы.
Учитель произносит различные речевые стимулы голосом нормальной разговорной громкости, постоянно меняя продолжительность паузы между сигналами, с тем, чтобы ученик ждал сигнал и действовал одновременно с началом речевого сигнала.
Необходимо исключить при предъявлении речевого сигнала ориентацию ученика на изменение положения учителя во время подачи сигнала ( приближение к уху с началом говорения), отображение в зеркале его лица и другие “подсказки”. Если ученик не проявляет интереса к выполнению задания, необходимо изменить дидактический материал.
Ученик воспринимает данные стимулы сначала зрительно и одновременно с сигналом выполняет определенное действие, например, на каждый речевой сигнал перекладывает один предмет (складывает муляжи фруктов в корзину, маленькие кубики в коробку или кузов машинки и т.п.). При этом ребенок может повторять стимулы или действовать молча. Когда ученик четко выполняет задание, учитель подает речевые сигналы у уха ребенка (без экрана). При точном выполнении задания, ученик воспринимает речевые стимулы на слух (тактильное и зрительное восприятие исключается с помощью экрана).
При стойкой реакции на предъявленные стимулы на слух у ушной раковины ребенка, расстояние постепенно увеличивается до тех пор, пока ученик уверенно действует в ответ на предъявленные стимулы.
Оценка результата обследования:
В протоколе отмечается расстояние, на котором выявлена стойкая условная двигательная реакция. Это расстояние является исходным на данный период обучения. В дальнейшем, оно может быть увеличено.
Анализ полученнных результатов.
При анализе учитываются прежде всего наличие у ученика стойкой условной двигательной реакции на речевые стимулы, а также расстояние, на котором он четко реагирует на данные стимулы (следует иметь в виду, что на низкочастотные стимулы глухой ребенок может реагировать на более далеком расстоянии, чем на высокочастотные).
Рекомендации
1. Если у ребенка не вырабатывается стойкая условная двигательная реакция на слух на речевые стимулы, предъявляемые голосом разговорной громкости, то он нуждается в дополнительном медицинском и психолого-педагогическом обследовании. На занятиях в слуховом кабинете учитель-дефектолог продолжает работу по выработке данной реакции.
2. В первоначальный период обучения на занятиях в слуховом кабинете следует проводить специальную работу по выявлению максимального расстояния, на котором ученик четко реагирует на слух на предъявляемые речевые стимулы.
· Проверка восприятия слов.
Важным показателем для оценки уровня и выявления резервов развития речевого слуха учащихся являются данные о возможности восприятия слов разными сенсорными способами (на слух, слухо-зрительно, зрительно) и их соотношение.
В процессе обследования используется специально разработанный тестовый материал. Содержание и методика обследования зависит от уровня речевого развития детей, их опыта слухового восприятия речи, а также от возраста учащихся.
Различение учениками на слух слов (без слухового аппарата)
Особую трудность при обследовании глухого ребенка, с которым в силу разных причин не была проведена интенсивная слуховая тренировка в дошкольный период, составляет выявление его возможностей в восприятии на слух слов как основы развития речевого слуха. Данная проверка позволяет выявить способность ученика к различению на слух слов в условиях ограниченного выбора. Предъявляемые группы слов сначала резко противопоставлены по временным и ритмическим характеристикам ( например, мяч, рыба, бабушка), затем используются слова с одинаковой слоговой структурой, но различным местом ударного слога - в начале, середине и конце слова (например, бабушка, собака, самолет).
Задачи проверки:
- выявить возможности ученика в восприятии на слух (без слухового аппарата) в условиях ограниченного выбора различных по фонетическому составу и ритмической структуре групп слов;
- соотнести полученные данные с состоянием слуха ученика по данным субъективной тональной пороговой аудиометрии.
Тестовый материал - списки слов, разработанные Кузьмичевой Е.П.
Первая группа слов - мяч, рыба, корзина.
Вторая группа слов - папа, рыба, бумага
Третья группа слов - самолет, собака, бабушка.
Методика проведения обследования
Обследование проводится на нескольких занятиях. Сначала обследуется лучше слышащее ухо, затем - хуже слышащее.
Перед проверкой учитель убеждается в том, что ученик знает слова, которые ему будут предъявлены. Для этого ребенок самостоятельно подкладывает письменную табличку к картинке (предмету или игрушке) и читает ее вслух.
Ребенок учится различать слова первой группы на основе зрительного восприятия и соотносить воспринятое с картинкой (предметом или игрушкой). Учитель два-три раза говорит (голосом нормальной разговорной громкости) каждое слово и показывает соответствующие картинку, предмет или игрушку. Ученик по подражанию учителю повторяет его действие и говорит слово (в соответствии со своими возможностями). Затем ребенку предъявляются данные слова в последовательности, исключающей догадку (т.е. не по порядку). Каждое слово предъявляется не менее трех раз. Ученик, восприняв слово, показывает на соответствующий предмет или табличку и называет их.
После того, как учитель убеждается, что задание школьником понято, аналогично проводится обучение восприятию данных слов на слух. При этом образец звучания слов ученик воспринимает сразу на слух у ушной раковины (экран не используется) при одновременном показе учителем картинки. Ученик воспринимает слово, показывает соответствующую картинку (предмет, игрушку) и называет его.
Если ребенок уверенно различает на слух слова первой группы (не менее 60% правильных ответов), ему предлагается следующая группа слов, более близких по слогоритмической структуре, например. папа, рыба, бумага. Обучение проводится аналогично. Если ученик справляется и с этим заданием, т.е. уверенно различает на слух слова второй группы, ему предлагается следующая группа слов, одинаковых по слогоритмической структуре, например, самолет, корзина, бабушка. Обучение и проверка проводится аналогично.
В случае уверенного выполнения задания на слух, ребенку предлагаются слова из всех трех групп. Обучение и проверка проводятся аналогично. Кроме этого ученику предлагаются на слух слова, незнакомые по звучанию, например, погода, чай, карандаш и др. Как правило, в этом случае , дети воспроизводят контур воспринятых на слух слов.
Полученные данные записываются в протоколе.
Анализ результатов.
Полученные результаты соотносятся с данными субъективной тональной пороговой аудиометрии.
Если с учениками не проводилась достаточная коррекционная работа по развитию слухового восприятия, то дети, воспринимающие ограниченный диапазон частот (до 500Гц) различают только первую группу слов, иногда с трудом. Ученики, воспринимающие более широкий диапазон частот (до1000Гц) различают на слух слова первой и второй группы, но испытывают затруднения при различении третьей группы слов. Ученики, воспринимающие широкий диапазон частот (до4000 -6000Гц) различают слова первой, второй и третьей группы. Глухие дети со значительными остатками слуха различают слова из всех трех групп и воспринимают контур незнакомых по звучанию слов.
Если с учеником проводилась работа по развитию слухового восприятия в полном объеме программных требований по дошкольному коррекционному обучению, то он, в большинстве случаев, будет различать на слух предлагаемый речевой материал.
Оценка результата обследования:
восприятие речевого материала в ограниченном диапазон частот (до 500Гц) соответствует II группе глухоты, восприятие в диапазоне частот (до1000Гц) соответствует III группе глухоты, восприятие в диапазоне частот (до4000 -6000Гц) соответствует IV группе глухоты.
Полученные данные проверки не будут точно соотноситься с состоянием его тонального слуха.
· Опознавание и различение слов на слух(с помощью слухового аппарата).
Проверка проводится на начало обучения в школе.
Задачи проверки:
- проверить навыки ученика в опознавании знакомых слов на слух,
- проверить возможности ученика в различении слов на слух, определить оптимальный выбор, при котором ученик уверенно различает на слух контрольные слова.
Тестовый материал:
Специально разработанные сбалансированные комплекты слов для обследования учащихся младших классов (Кузьмичева Е.П., Шевцова О.В., Яхнина Е.З., 2001).
Комплект составлен из слов, хорошо знакомых учащимся по значению. Каждый список включает 10 слов с разной слогоритмичекой структурой: по два односложных слова, по два - двухсложных с ударением на первом и втором слоге, шесть трехсложных -по два с ударением на первом, втором и третьем слоге. Последовательность расположения речевых единиц, с точки зрения их слогоритмичекой структуры в списках свободная.
Использование в качестве тестового материала специально созданных сбалансированных списков слов позволяет исключать запоминание тестового материала.
Методика обследования.
Учитель сначала предъявляет ученику слова по порядку. Ученик воспринимает каждое слово на слух с аппаратом, которым пользуется на занятиях постоянно, и повторяет. Если после двух предъявлений, ученик слово не воспринял, ему показывается соответствующая картина, и ребенок называет слово.[1]
Ответы ученика фиксируются в протоколе.
Затем ученик различает данные слова на слух после предъявления образца звучания каждого слова. При этом сначала используется выбор из 12, затем, если ученик затрудняется выбор постепенно уменьшается (в наборе используется слова с разной слого-ритмической структурой). Учитель определяет, при каком выборе ученик уверенно различает слова на слух.
Анализ результатов.
В проверке выявляются возможности ученика в опознавании знакомых слов на слух и в различении данных слов в условиях ограниченного выбора. Развитие у глухих детей данных навыков является основой для формирования речевого слуха, развития в дальнейшем умения воспринимать на слух разнообразный речевой материал. При обследовании определяется то количество речевых единиц, при выборе из которого возможно продолжить слуховую тренировку учащегося на первоначальном этапе обучения в школе.
Оценка результата обследования: количество речевых единиц.
· Восприятие фраз учащимися (на начало обучения в школе).
Тестовый материал .
Оригинальные сбалансированные списки фраз, разработанные с учетом уровня речевого развития глухих детей на начало обучения в школе (Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., 2001).
Данные списки включают по 10 наиболее простых фраз. Каждый список состоит из 4 поручений, 2 повествовательных предложений и 4 вопросов с вопросительным словом и без вопросительного слова. В списки включены 9 наиболее употребительных глаголов (в соответствии с программой дошкольного коррекционного обучения). Списки фраз сбалансированы по количеству слов внутри списков и в каждой фразе, по использованным грамматическим конструкциям слов (слова в определенной грамматической форме точно повторены в обоих списках), по интонационным структурам фраз, по порядку предъявления поручений, повествовательных и вопросительных предложений.
Методика проведения обследования
Обследуется слухозрительное восприятие фраз (с помощью электроакустичсской аппаратуры).
Перед учеником на столе лежат картинки. Предварительно ученик картинки рассматривает, но не называет. Использование картинок позволяет создать более естественную ситуацию общения, выявить некоторые особенности речевого поведения детей. Предполагается использование разных картинок на одно задание. Например, при выполнении задания: ” Дай большую чашку”, учитель может использовать картинки с разными по размеру чашками и тем самым попутно получить некоторое представление о дифференциации учеником понятий “большой -маленький”. Понятно, что данная проверка не заменяет специального обследования речевого развития, которое проводится учителем класса.
Учитель предлагает: «Выполни поручения» (перед учеником находятся часть картинок или предметов, которые используются при выполнении данного задания). Учитель предъявляет фразу. Ученик воспринимает ее слухозрительно и выполняет задание. Желательно, чтобы ученик отчитался о сделанном, однако в процессе обследования учитель его к этому специально не побуждает. Если ученик не воспринял фразу после первого предъявления, учитель повторяет ее. В том случае, если фраза вновь не воспринята, ребенок прочитывает ее по табличке и выполняет задание. Тем самым учитель выясняет причину затруднений ученика (во владении речевым материалом или в восприятии) .
Затем ученик выполняет задание: «Послушай и повтори».Учитель предъявляет повествовательную фразу из списка. Ученик повторяет услышанное и показывает соответствующую картинку: «Вот...». Если ученик затрудняется в выполнении задания, то работа проводится аналогично предъявлению поручений.
После этого учитель предлагает задание: «Ответь на вопрос» и предъявляет соответствующую фразу из списка. Ученик должен ответить на вопрос. В случае затруднения работа с вопросительными предложениями проводится аналогично предыдущей.
Подчеркнем, что учитель не побуждает ребенка ни к каким действиям, т.к. важно оценить естественные коммуникативные речевые и неречевые реакции ученика. Ответы ребенка на протяжении всей проверки учителем не оцениваются.
Ассистент записывает в протоколе ответы ребенка (отмечаются грамматические ошибки и особенности произношения), фиксируются особенности его речевого поведения (включая, действует ли ребенок молча или дает речевой ответ).
Анализ результатов. отмечается количество правильно воспринятых фраз, правильно выполненных заданий и грамотных ответов. В ошибочных ответах анализируется случаи правильного восприятия смысла фразы, а также количество правильно воспринятых слов.
Оценка результата обследования: подсчитывается количество правильно воспринятых фраз.
· Проверка возможностей ученика понимать собеседника и быть понятным в процессе устной коммуникации
Задачи обследования при поступлении в школу:
- проверить возможности ученика в последовательном разложении серии картинок, умении самостоятельно составить рассказ по серии картинок,
- проверить возможности ученика быть понятым при устной коммуникации на материале связной речи,
- получить представление об особенностях фонетической структуры самостоятельной связной речи ученика, проверить возможности исправления произношения на основе подражания,
- проверить возможности ученика в слухо-зрительном ( с помощью слухового аппарата) восприятии небольшого текста с опорой на серию картинок.
Тестовый материал:
Специальные разноуровневые по сложности короткие тексты (с сериями картинок к ним ), близкие жизненному и эмоциональному опыту учащихся, включающие речевой материал, соответствующий программе дошкольного обучения данного контингента детей. Тексты сочетают диалогическую и монологическую речь, раскрывают контрастные эмоциональные состояния, включают фразы с разными интонационными конструкциями. Примерные тексты разработаны Кузьмичевой Е.П., Яхниной Е.З. (2001). Выбор текста осуществляется учителем в зависимости от уровня речевого развития ученика. К каждому тексту используются по три картинки
Методика проведения обследования
Методика включает несколько этапов обследования.
Первый этап: Ученик самостоятельно раскладывает картинки, затем рассказывает по серии картинок. Рассказ ученика (желательно в фонетической транскрипции) и последовательность картинок записываются в протоколе.
Второй этап.Ученик дважды слухо-зрительно воспринимает рассказ учителя по этой же серии картинок и каждый раз повторяет то, что воспринял. Речь ученика фиксируется в протоколе.
После этого ученик воспринимает текст по фразам. Каждую фразу он воспринимает слухо-зрительно дважды и повторяет то, что понял. Оба ответа ученика записываются в протоколе ( в фонетической транскрипции).
Затем ученик читает данную фразу на табличке и самостоятельно подкладывает табличку к картинке. В протоколе отмечаются особенности речи при чтении, а также соотносит ли ученик прочитанное с картинкой.
После этого учитель выразительно читает каждую фразу и просит ученика повторить. В процессе данной работы делаются пробы на подражание речи учителя (ее эмоциональной окрашенности речи, слитности, ритмико-интонационной и звуковой структуры). В протоколе отмечаются возможности ученика в подражании речи учителя.
Анализ полученных результатов.
По результатам обследования отмечается лексический и грамматический состав речи ученика (владеет ли он фразовой грамотной речью, фразой распространенной или нераспространенной, фразовой речью с аграмматизмами или в речи только отдельные полные слова, отдельные слова с искажением звукослогового сотава и т.п. ), общее впечатление о самостоятельной речи, ее внятности, естественности звучания, выразительности, эмоциональности, использовании учеником невербальных средств устной коммуникации (соответствующего выражения лица, движений рук, позы, пластики и т.п.) . Указывается, какой у ученика голос (по силе, высоте, тембру). Характеризуется слитность речи, умение воспроизводить ритмическую структуру слов и ритмико-мелодическую структуру фраз, звуковой состав речи. Отмечается способности ученика к подражанию речи учителя, его возможности исправлять определенные нарушения речи по подражанию. Кроме этого указываются особенности произношения ребенка при чтении.
Также отмечаются результаты слухо-зрительного восприятия текста: воспринял точно, воспринял приближенно, не воспринял (понял только отдельные фразы, слова, отказ речевого ответа), Анализируются также возможности в восприятии текста по фразам: количество точно воспринятых фраз, приближенно воспринятых фраз, не принятых фраз.
Оценка результата обследования: количество точно воспринятых фраз в %
· Обследование произносительной стороны речи.
Произносительные навыки учащихся оцениваются при проведении всех проверок.
Специальная проверка состояние произносительной стороны устной речи проводится по методике, разработанной Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной (1981г.). Обследование ритмико-интонационной структуры речи проводится по методике, разработанной Яхниной Е.З. (2001)
Специальное обследование слухового восприятия и воспроизведения основных элементов ритмико-интонационной структуры фраз позволяет выявить у учащихся особенности овладения каждой структурой на различном речевом материале (слогосочетаниях и фразах). Обследование восприятия и воспроизведения ритмико-интонационной структуры фраз проводится по методике, разработанной Яхниной Е.З.(2001).
Подготовительный период: до обследования детей учитель должен отработать собственное правильное естественное воспроизведение основных интонационных структур, при возможности контролируя свою речь с помощью визуальных приборов (например, интонограф, специальные модули компьютерной программы “Видимая речь” и др.) или, опираясь на экспертные оценки коллег.
Методика проведения обследования: в процессе проверок учитель воспроизводит все элементы интонации естественно. При многократном повторении характер воспроизведения интонационных структур учителем не меняется (например, при различении слитности речи и пауз обязательно сохраняется ровное естественное звучание голоса, его нормальная сила, темп речи).
Методика проведения обследования при проверке восприятия и воспроизведения разных интонационных структур не меняется. Каждая проверка включает две части: подготовительную и контрольную.
В подготовительной части учитель сначала неоднократно (2-3- раза) предъявляет образец звучания обследуемых ритмико-интонационных структур: воспроизводит данные структуры (тестовый материал: слоги, слогосочетания и фразы даны при описании каждой проверки), показывая на письменные таблички, которые лежат на столе перед учеником, и сопровождая речь движениями (описание движений приводится в каждой проверке) Необходимость сопровождения речи учителя движениями в данной части проверки обусловлена тем, что ученик может слухо-зрительно не воспринимать определенные элементы речи (например, базовые мелодические модуляции голоса); не используя движения, учитель не может убедиться, что ученик понял задание.
Ученик слухозрительно воспринимает речь учителя и каждый раз повторяет за ним, сопровождая речь движениями.
Затем учитель в последовательности, исключающей догадку, повторяет данные структуры, сопровождая речь соответствующими движениями, а ученик самостоятельно показывает табличку и повторяет, двигательно моделируя элементы интонации.
После того, как ученик самостоятельно уверенно выполняет задание, проводится контрольная часть проверки.
В контрольной части ученик воспринимает тестовый материал на слух, показывает на соответствующую табличку и воспроизводит его (с движениями и без движений). Проверочный материал предъявляется в последовательности, исключающей догадку, каждая структура повторяется по три раза.
В процессе проверки рекомендуется, при возможности, использовать визуальный прибор, что позволяет учителю более точно определить особенности воспроизведения учеником отдельных элементов интонации, особенно мелодических структур.
Ассистент фиксирует полученные данные в протоколе, отмечаются результаты слухового восприятия и воспроизведения (с движениями и без движений) проверяемых структур.
Оценка результата обследования:
Результаты слухового восприятия считаются положительными, если ученик дал правильный ответ в двух случаях из трех в каждой проверяемой структуре.
Аналогично оценивается воспроизведение интонационных структур.
Проверкавосприятия на слух и воспроизведения слитности речи и пауз включает два опыта:
а/ Восприятие и воспроизведение слитного и раздельного произнесения слогов (папапапа, па па па па).
Проверяются возможности ученика в слуховом восприятии и воспроизведении слитного и раздельного звучания четырех слогов.
Если ученик затрудняется в слитном воспроизведении четырех слогов, то следует выяснить, сколько слогов на одном выдохе ребенок может произносить. В случаях затруднений воспоизведения ребенком слитно даже двух слогов, данная проверка не проводится. Особенности речевого дыхания отмечаются в протоколе.
В процессе проверки слитное произнесение слогосочетаний сопровождается спокойным плавным непрерывным движением руки вправо-влево на каждый слог, при раздельном произнесении на каждый слог воспроизводится непродолжительное движение поочередно правой и левой рукой, подчеркивающее неслитность звучания слогов.
б/. Восприятие и воспроизведение синтагматического членения фразы (с помощью паузы).
Проверяется восприятие на слух и воспроизведение учеником паузы во фразе “Тамара готова к уроку” при различном синтагматическом членении (после первого слова во фразе “Тамара // готова к уроку” и после второго слова во фразе “Тамара готова // к уроку”).
В данном контрольном речевом материале все слова (к уроку прочитывается как одно слово) совпадают по количеству слогов, начинаются с согласного и заканчиваются на гласный, ударение падает на второй слог. По ритмическому рисунку фразы отличаются только синтагматическим членением.
В процессе проверки речь учителя и ученика сопровождается движениями рук: одной -до паузы, а другой -после паузы. В синтагме движение плавное, нисходящее более интенсивное на слог, на который падает синтагматическое ударение.
· Проверка восприятия на слух и воспроизведения элементарных ритмических структур и фразового ударения также включает два опыта:
а/. Восприятие и воспроизведение ударения в слогосочетании.
Проверяется восприятие на слух и воспроизведение ударного слога в двух-, трех-и четырехсложных слогосочетаниях (папа, папа; папапа, папапа, папапа; папапапа, папапапа, папапапа, папапапа[2]). Воспроизведение слогов сопровождается одновременным их отхлопыванием.
При оценивании полученных результатов особое внимание уделяется анализу воспроизведения ударения: за счет каких компонентов интонации оно выражено - более длительного произнесения гласного в ударном слоге, более громкого произнесения ударного слога или за счет обоих интонационных средств выделения ударного слога. Это отмечается в протоколе в примечании.
б/. Восприятие и воспроизведение логического ударения во фразе.
Проверяется восприятие на слух и воспроизведение логического ударения во фразах, состоящих из одинаковых слов:
Тома дома. Тома дома.
Данные контрольные фразы отличаются только местом логического ударения. Они состоят из одинаковых слов, оба слова двусложные, с ударением на первом слоге, что позволяет исключить влияние ритмической структуры слов, а также, в определенной мере, устранить влияние разногромкого звучания гласных.
Воспроизведение фраз сопровождается движением руки, с помощью которого моделируется слитность речи, ее темп, фразовое ударение: движение рукой по горизонтали от себя, плавное, на месте фразового ударения более напряженное и сильное, направленно чуть вниз, что моделирует понижение голоса, в заударной позиции - свободное плавное движение продолжается. Темп движения руки соответствует речи в нормальном темпе.
При обсуждении результатов особое внимание уделяется анализу воспроизведения ударения: за счет каких компонентов интонации оно выражено - более длительного произнесения гласного в ударном слоге, более громкого произнесения ударного слога или за счет обоих интонационных средств выделения ударного слога. Это отмечается в протоколе в примечании.
Проверка восприятия на слух и воспроизведения изменения высоты основного тона (мелодики речи) предполагает проведение трех опытов: (Здесь и далее жирным шрифтом выделен ударный слог.)
а/. Восприятие на слух и воспроизведение разной высоты голоса (низкого, среднего и высокого) при произнесении слогового материала.
Перед испытуемым лежат три картинки, на которых нарисованы медведь, заяц и птичка. В подготовительной части опыта ребенок учится соотносить картинки с высотой голоса. Учитель говорит: ”Послушай, как говорит медведь, заяц и птичка и повтори”
Учитель воспроизводит слогосочетания папапапа голосом разной высоты, моделируя ее высотным положением руки (средний голос - рука посередине, высокий - выше, низкий -ниже срединного положения) и передавая выражением лица характер героев. При этом высота голоса остается в пределах диапазона, сила и тембр голоса, а также темп речи не меняются.
При анализе полученных результатов особое внимание уделяется тому, умеет ли ребенок при изменении высоты голоса сохранять его силу и нормальный тембр. Это отмечается в протоколе в примечании.
б/. Восприятие на слух и воспроизведение базовых мелодических модуляций голоса : ровная интонация, повышение голоса от среднего уровня, понижение от высокого уровня и от среднего
па па
1.папа 2. па 3. па 4. па
па
Испытуемый воспринимает на слух данные структуры при выборе из двух во всех возможных парах. Если он с этим заданием справляется, то базовые мелодические модуляции голоса различаются им при выборе из четырех.
Высота голоса моделируется соответствующим высотным положением руки: посередине, выше, ниже.
При анализе полученных результатов особое внимание уделяется тому, умеет ли ребенок при изменении высоты голоса сохранять его силу и нормальный тембр, что в протоколе отмечается в примечании.
в/. Восприятие на слух и воспроизведение повествовательной, воспросительной и побудительной интонации.
Перед учеником на столе лежат таблички с фразами:
Тома дома. Тома дома? Тома дома!
Выбор данного речевого материала обусловлен прежде всего совпадением звукового состава слов, т.к. большинство учащихся младших классов звонкий “д” оглушают и произносят его как глухой “т”. Кроме того логическое ударение в процессе опытов не меняется, сохраняясь на втором слове. Это позволяет наиболее точно изучить возможности учеников в восприятии мелодической структуры данных фраз.
Ученик воспринимает на слух и воспроизводит фразы при выборе из двух во всех возможных вариантах: вопросительная и повествовательная, вопросительная и восклицательная, повествовательная и восклицательная.
Учитель произносит фразы выразительно (с соответствующим выражением лица) и естественно, с одинаковым логическим ударением - на втором слове. Мелодический контур речи, слитное произнесение слов во фразе моделируется плавным непрерывным движением, как бы описывающем в воздухе интонационную огибающую, логическое ударение отмечается более интенсивным движением на слог “до”.
Если ученик различает данные фразы при выборе из двух, то проверяется различение на слух мелодической структуры данных фраз при выборе из трех: вопросительная, повествовательная, восклицательная. При переходе к данной части опыта точное воспроизведение данных структур не является обязательным. Ребенок может различать на слух повествовательную, воспросительную и побудительную интонацию, но не уметь ее воспроизводить.
При анализе полученных результатов отмечается, использует ли ученик невербальные средства коммуникации при передаче соответствующей интонации (по подражанию учителю). Это фиксируется асистентом в протоколе в примечании.
Проверка восприятия на слух и воспроизведения динамики и темпа речи включает четыре опыта:
а/. Восприятие и воспроизведение разной громкости речи (нормально- громко-тихо) на материале слогосочетаний.
Проверяется восприятие на слух громкого, тихого и нормального звучания голоса при выборе сначала из двух (при всех возможных сочетаниях (громко-нормально, громко-тихо, тихо-нормально), а затем из трех и воспроизведение учеником слогосочетания “папапапа “ голосом заданной силы (нормально-громко-тихо).
Сила голоса моделируется соответствующими по интенсивности хлопками (нормально-громко-тихо).
При анализе полученных результатов в протоколе (примечание) отмечается, умеет ли ученик изменять силу голоса, сохраняя нормальную высоту и тембр.
б/. Восприятие и воспроизведение разной громкости речи на материале фразы.
Проверка проводится аналогично предыдущей, но ученик каждый раз слушает фразу “Тамара готова к уроку”, которую экспериментатор произносит нормальным голосом, громко и тихо и повторяет соответствующим по силе голосом. Движения не используются.
в/. Восприятие и воспроизведение разного темпа речи на материале слогосочетания.
Проверка проводится аналогично предыдущей. Ученик воспринимает на слух слогосочетание (“папапапа”), произносимое учителем нормально, быстро, медленно и повторяет услышанное. Движениями руки вправо-влевона каждый слог в заданном темпе моделируют соответствующий темп речи.
г/. Восприятие и воспроизведение разного темпа речи на материале фразы.
Проверка проводится аналогично предыдущей. Используется фраза “Тамара готова к уроку”. При произнесении фразы моделирование рукой ее темпо-ритмической структуры соответствует проверяемому темпе речи.
· Восприятие речевого материала разговорно-обиходного характера, терминологического материала .
Проверка проводится ежегодно в 1-5 кл
Задачи обследования:-выявить уровень слухо-зрительного восприятия слов, словосочетаний, фраз (с помощью слухового аппарата,ЗУА);
-оценить динамику развития слухо-зрительного восприятия речевого материала.
Тестовый материал:Для проверки учащихся используется список из 5-10 речевых едениц, который составляется учителем - дефектологом на основе материала, соответствующего уровню речевого развития учащихся и программных требований.
Оценка результата обследования: При оценке результатов отмечается % правильно воспринятого предъявленного речевого материала. характеристика восприятия речи(чтения с лица):
1.Понимание речи оптимально. 2.Незначительно снижено, снижено. 3.Значительно снижено. 4.Ограничено
5.Резко ограничено. 6.Отсутствует
Итоговая оценка выпускника.
Ø На итоговую оценку на уровне начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующем уровне, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в планируемых результатах начального общего образования.
Ø Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфолио достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение четырёх итоговых работ (по русскому языку, предметно-практическому обучению, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
Ø Накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, эффективность коррекционно-развивающей работы, комплексную оценку овладения глухими обучающимися жизненными компетенциями, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения.
Ø Оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.
Ø На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:
1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующем уровне, и способен использовать их для решения простых учебнопознавательных и учебнопрактических задач средствами данного предмета.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
2) Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующем уровне образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня.
3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующем уровне образования.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.
На основании рекомендаций ПМПК и на основании результатов успешного прохождения промежуточной аттестации решение о переводе на следующий уровень образования принимает педагогический совет ОУ.
Решение о переводе обучающегося на следующий уровень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:
– отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;
– определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
– даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующем уровне обучения.
АОП глухих детей, вариант 3
Диагностическая работа.
Данное направление коррекционной работы включает проведение комплексного психолого-педагогического обследования обучающихся при поступлении в образовательную организацию с целью выявления их особых образовательных потребностей; систематического мониторинга (в конце каждой учебной четверти) достижения обучающимися планируемых результатов освоения образования на основе адаптированной основной общеобразовательной программы; систематического мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов коррекционно-развивающей работы, изменение коррекционной программы по результатам обследования в соответствии с выявленными особенностями и потребностями учащихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания;
Консультативная работа.
Это направление работы обеспечивает непрерывность специального психолого–педагогического сопровождения обучающихся и их семей по вопросам образования и социализации слабослышащих и позднооглохших детей, повышение уровня родительской компетентности и активизацию роли родителей в воспитании и обучении ребенка.
Консультативная работа включает выработку совместных рекомендаций специалистами, работающими в образовательной организации, и родителями (законными представителями) по реализации основных направлений коррекционно – развивающей работы с каждым обучающимся, выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов образования и др.; оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам семейного воспитания, образования и проведения коррекционно- развивающей работы во внешкольное время.
Диагностическая работа.
Данное направление коррекционной работы включает проведение комплексного психолого-педагогического обследования обучающихся при поступлении в образовательную организацию с целью выявления их особых образовательных потребностей; систематического мониторинга (в конце каждой учебной четверти) достижения обучающимися планируемых результатов освоения образования на основе адаптированной основной общеобразовательной программы; систематического мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов коррекционно-развивающей работы, изменение коррекционной программы по результатам обследования в соответствии с выявленными особенностями и потребностями учащихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания;
Консультативная работа.
Это направление работы обеспечивает непрерывность специального психолого–педагогического сопровождения обучающихся и их семей по вопросам образования и социализации слабослышащих и позднооглохших детей, повышение уровня родительской компетентности и активизацию роли родителей в воспитании и обучении ребенка.
Консультативная работа включает выработку совместных рекомендаций специалистами, работающими в образовательной организации, и родителями (законными представителями) по реализации основных направлений коррекционно – развивающей работы с каждым обучающимся, выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов образования и др.; оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам семейного воспитания, образования и проведения коррекционно- развивающей работы во внешкольное время.
Курсы коррекционно –развивающей области.
Коррекционно -развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. В учебный план в состав предметной области внеурочной деятельности включены следующие обязательные занятия коррекционно – развивающей области:
• формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия), проводимые на всех годах обучения.
для НОО:
• музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия);
• развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия), фонетическая ритмика(для слабослышащих обучающихся).
• СБО (для глухих обучающихся)
• коррекционные занятия «Развитие познавательных способностей»
Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР обучающихся.
При реализации АООП НОО одним из основных направлений образовательно – коррекционной работы является формирование у детей восприятия и воспроизведения устной речи, а также восприятия неречевых звуков окружающего мира, включая музыку, что является важным условием наиболее полноценного личностного развития, качественного образования, социальной адаптации и интеграции в обществе.
• На обязательных занятиях коррекционно – развивающей области «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные занятия) осуществляется эстетическое воспитание, развитие эмоционально – волевой и познавательной сферы, творческих способностей обучающихся, обогащение их общего и речевого развития, расширение кругозора. На этих занятиях решаются важные коррекционно – развивающие задачи: развитие двигательной сферы, слухового восприятия и произносительной стороны речи. Дети учатся воспринимать музыку (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) в исполнении учителя и в аудиозаписи; с помощью учителя и самостоятельно словесно определять ее характер и доступные средства музыкальной выразительности. На занятиях у них целенаправленно формируется правильная осанка, развиваются правильные, координированные, выразительные и ритмичные движения под музыку (основные, элементарные гимнастические и танцевальные); дети учатся выполнять построения и перестроения, исполнять под музыку несложные композиции народных, бальных и современных танцев, импровизировать движения под музыку. У обучающихся формируются также навыки декламации песен под музыку в ансамбле при точном воспроизведении в эмоциональной и достаточно внятной речи, реализуя произносительные возможности, темпоритмической организации мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков. Одним из важных направлений работы является формирование умений эмоционально, выразительно и ритмично исполнять музыкальные пьесы на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле под аккомпанемент учителя. На музыкально – ритмических занятиях важное значение придается закреплению произносительных умений обучающихся при широком использовании фонетической ритмики и музыки.
• На обязательных занятиях коррекционно – развивающей области«Развитие слухового восприятия и техника речи» (фронтальные занятия) у детей целенаправленно развивается слуховое восприятие (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) звучаний музыкальных инструментов /игрушек , определению на слух количества звуков, продолжительности их звучания, характера звуковедения, темпа, громкости, ритмов, высоты звучания. В работе над просодическими компонентами речи - темпом, ритмом, паузацией, словесным и фразовым ударениями, интонацией. Важное значение придается развитию слухозрительного и слухового восприятия устной речи, достаточно внятного и естественного воспроизведения речевого материала при реализации произносительных возможностей. На данных занятиях у обучающихся формируется слуховое восприятие неречевых звучаний окружающего мира - социально значимых бытовых и городских шумов; голосов животных и птиц; шумов связанных с явлениями природы и др.; шумов, связанных с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека; различение и опознавание разговора и пения, мужского и женского голоса. Приобретенный опыт в устной коммуникации и в восприятии неречевых звуков окружающего мира дети реализуют в учебной и внеурочной деятельности, в том числе, совместной со слышащими детьми и взрослыми
• В процессе развития у обучающихся речевого слуха, слухозрительного восприятия речи, ее произносительной стороны речи реализуется дифференцированный подход. Это обусловлено тем, что к началу школьного обучения контингент детей, имеющих нарушение слуха, неоднороден по важнейшим показателям слухоречевого развития: по владению устной речью - от отсутствия в самостоятельной речи даже отдельных полных слов до развернутой фразой речи (иногда с аграмматизмами); по развитию слухового восприятия - от отсутствия стойкой условной двигательной реакции на речевые стимулы (предъявленные на слух у уха ребенка голосом разговорной громкости) и неумения различать на слух (с помощью звукоусиливающей аппаратуры) даже резко противопоставленные по звучанию слова до восприятия на слух (с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры или индивидуальных слуховых аппаратов) не только знакомых по звучанию слов и фраз, но и незнакомых (точно или приближенно при правильном повторении слогоритмической структуры и отдельных звукокомплексов); по состоянию произношения - от неразборчивой речи с грубыми нарушениями до достаточно разборчивой речи в темпе, приближающимся к нормальному, с соблюдением в знакомом речевом материале звукового состава (точно или приближенно с регламентированными и допустимыми заменами), ритмической структуры слов, орфоэпических правил, ритмической, а иногда и мелодической структуры фраз.
• Развитие восприятия и воспроизведения устной речи осуществляется на основе данных о фактическом уровне развития речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, состоянии произношения каждого обучающегося, полученных в процессе специального комплексного обследования при поступлении в школу, а также при систематическом проведении мониторинга результатов обучения (не реже двух раз в год, как правило, в конце каждого полугодия) при использовании специальных методик.
• Успешность овладения детьми слухозрительным и слуховым восприятием устной речи, произносительными навыками в значительной мере зависит от реализации преемственности в данном направлении работы в ходе всего образовательно-коррекционного процесса.
• В результате обучения у детей накапливается определенный слуховой словарь, объем которого зависит от индивидуальных особенностей их общего и слухоречевого развития; формируется качественно новая слухозрительная основа восприятие речи, достаточно внятное произношение, что способствует достижению ими планируемого уровня предметной, социальной и коммуникативной компетенции, расширению и активизации социальных связей во внеурочное время, в том числе со слышащими взрослыми и сверстниками на основе устной коммуникации. Это имеет важное значение для их более полноценного личностного развития, социальной адаптации и интеграции в обществе.
• Учебный предмет коррекционно –развивающей области «Социально-бытовая ориентировка» направлен на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности. У детей развиваются представления о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе. Важное значение придается становлению гражданской идентичности, воспитанию патриотических чувств, накоплению опыта социального поведения, развитию морально-этических представлений и соответствующих качеств личности. На занятиях развивается культура поведения детей, они знакомятся с речевым этикетом, культурой устной коммуникации в условиях активизации речевой деятельности. Важное значение придается формированию у обучающихся представлений об особенностях культуры и специфических средствах коммуникации лиц с нарушениями слуха, развитию взаимоотношений с детьми и взрослыми - слышащими людьми и лицами, имеющими нарушения слуха, на основе толерантности, взаимного уважения. Осуществляется обучение основам личной гигиены и здорового образа жизни; развитие навыков самообслуживания, помощи близким, в том числе, выполнения различных поручений, связанных с бытом семьи. У детей формируются элементарные знания о технике безопасности и их применения в повседневной жизни, осуществляется знакомство с трудом родителей и других взрослых, они знакомятся с элементарными, необходимыми им экономическими и правовыми основами жизнедеятельности.
• На обязательных занятиях коррекционно – развивающей области «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» (индивидуальные занятия) осуществляется обучение восприятию речевого материала на слух (с помощью звукоусиливающей аппаратуры – стационарной и / или индивидуальных слуховых аппаратов), что способствует созданию качественно новой слухозрительной основы восприятия устной речи, а также обучение произношению, развитие умений пользоваться слуховыми аппаратами, проводится работа по активизации устной коммуникации, навыков речевого поведения. У обучающихся целенаправленно развивается мотивация к овладению восприятием и воспроизведением устной речи. Важное значение на занятиях придается отработке восприятия и воспроизведения речевого материала знакомого детям и необходимого на уроках, а также и во внеурочное время в типичных коммуникативных ситуациях.
В соответствии с учебным планом на проведение индивидуальных занятий «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» предусматривается по 3-2-1 часа в неделю на каждого обучающегося.
Учебный предмет состоит из двух взаимосвязанных разделов: формирование речевого слуха и формирование произносительной стороны речи. Время, отведенное на эти разделы на индивидуальных занятиях, делится пополам: половина времени отводится на работу по формированию речевого слуха, половина времени – на работу по обучению произношению.
Календарное планирование осуществляется по четвертям, план работы составляется для каждого обучающегося с учетом результатов обследования восприятия и воспроизведение им устной речи, его индивидуальных особенностей.
Проектирование содержания работы обучающихся на начальном этапе обучения в школе осуществляется при использовании разноуровневых программ, учитывающих результаты комплексного обследования каждого ребенка на начало школьного обучения, прежде всего, его речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи.
• В соответствии с полученными данными разноуровневые программы базируются на содержании первоначального или основного периодов развития речевого слуха и отличаются требованиями к слуховому словарю, его объему, а также к основным речевым единицам, используемым в начале обучения для развития речевого слуха - слова или фразы, к способам первичного восприятия речевого материала обучающимися - слухозрительно или сразу на слух, а также к условиям его восприятия – различение, опознавание и распознавание. В разноуровневых программах планируемые результаты развития речевого слуха, слухозрительного восприятия речи последовательно усложняются. Постепенному развитию слухового и слухозрительного восприятия речи у каждого обучающегося способствует концентрическое построение программ при повторении на каждом году обучения большинства тем, включающих необходимый детям в общении и знакомый речевой материал.
• Речевой материал, используемый в работе по развитию речевого слуха у глухих обучающихся,включает фразы, слова и словосочетания, а также небольшие по объему тексты диалогического и монологического характера по следующим темам: «В классе (лексика по организации учебной деятельности, коммуникации в процессе учебной деятельности)», «Я и моя семья», «Завтракаем, обедаем, ужинаем», «Здоровье», «Каникулы», «Времена года», «Мои друзья», « Школьная жизнь», «Спорт», «В гостях», «Речевой этикет (знакомство, приветствия, прощание и др.)», «Тематическая и терминологическая лексика общеобразовательных дисциплин» и др. В процессе обучения в начальных классах темы, в большинстве случаев, повторяются при расширении лексического состава речевого материала, усложнении грамматических и синтаксических конструкций, увеличении объема текстов (с учетом уровня общего и слухоречевого развития каждого обучающегося).
• При подборе речевого материала учитывается, прежде всего, его знакомость и необходимость детям для устной коммуникации на уроках, занятиях, во внеурочное время. В первоначальный период обучения детей, у которых речевой слух в дошкольном возрасте практически не был развит, отбор речевого материала осуществляется, в том числе, с опорой на фонетический принцип: используются слова, словосочетания и короткие фразы, резко отличающиеся по слогоритмической структуре (типа, мяч - ручка – карандаш).
• На одном занятии в процессе работы по развитию восприятия устной речи используется речевой материал не менее, чем из двух тем.
• Начиная с первого года обучения, дети также учатся воспринимать на слух слоги, слогосочетания и даже отдельные звуки в процессе работы по формированию, коррекции и автоматизации произносительных навыков, а также при исправлении в речи грамматических ошибок.
ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ направлено на развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию. Развитие внятной, достаточно естественной речи необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими.
• Содержание специального обучения произношению включает ряд разделов работы, направленных на формирование у обучающихся умений правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на синтагмы; формирование и развитие умений пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и высоте; развитие навыков правильного воспроизведения звукового состава речи и ее ритмико –интонационной структуры, слов и фраз; развитие естественной манеры речи, умение пользоваться при передаче речевой информации соответствующими неречевыми средствами – выражением лица, позой, естественными жестами; формирование самоконтроля произносительной стороны речи.
• Система работы по развитию произносительной стороны речи у глухих школьников предполагает поэтапное обучение произношению.
На первоначальном этапе формирование звукового состава речи осуществляется на основе концентрического метода при использовании сокращенной системы фонем.
Второй этап предполагает автоматизацию и совершенствование у учеников произносительных навыков. Предусматривается коррекция недостатков произношения, а также формирование ряда новых навыков. В этот же период школьники усваивают определенные знания по фонетике, орфоэпии, овладевают необходимой терминологией, связанной с процессом формирования устной речи. У них активно формируются навыки самоконтроля, повышается сознательность при овладении произносительной стороной речи.
• Речевой материал для специальной работы по формированию произносительной стороны устной речи учащихся включает слова, словосочетания, фразы, а также слоги, слогосочетания и звуки; в процессе обучения используются короткие тексты диалогического и монологического характера, стихотворения и др. Речевой материал отбирается с учетом знакомости детям и необходимости им в общении в различных видах учебной и внеурочной деятельности, соответствия фонетической задачи занятия
• В процессе обучения произношению реализуется индивидуально – дифференцированный подход.
• В процессе обучения произношению реализуется аналитико-синтетический, концентрический, полисенсорный метод.
• В процессе обучения произношению применяются специальные компьютерные программы, визуальные приборы, при необходимости применяются вибротактильные устройства.
• В процессе обучения на каждом занятии используются разные виды речевой деятельности (от менее самостоятельных – подражание, чтение, к более самостоятельным – называние картинок, рядовая речь, ответы на вопросы, самостоятельная речь) и различные виды работы, способствующие развитию у детей интереса и высокой работоспособности на занятии.
• В ходе занятий используется фонетическая ритмика.
• Планирование работы над произношением каждого обучающегося осуществляется с учетом фактического состояния его произносительной стороны речи, особенностей психофизического и слухоречевого развития.
• Допускается , что сроки усвоения школьниками звукового состава речи зависят от индивидуальных особенностей учащихся.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 304.