Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Таблица 6. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков.

 

Виды учебной работы Оцениваемые результаты Процедуры оценивания
Посещение лекций Знание теоретического материала по соответствующим темам Проверка конспектов лекций, письменный опрос
Подготовка к семинарским занятиям Основные умения и навыки, по соответствующим темам  Оценка участия в выполнении практических заданий, участие в коллоквиумах, выполнение контрольных работ, письменный опрос
Самостоятельная работа  Знания, умения и навыки, сформированные во время внеаудиторной самостоятельной работы Проверка эссе, реферата, дополнительных заданий, при наличии таковых, письменный опрос
Экзамен Знания, умения и навыки в рамках ОК-2, см. таблицу 5 Экзамен проводится в устной или письменной форме (на
  данного УМК усмотрение преподавателя) с учётом результатов текущего контроля, выраженных в баллах 

 

 

Таблица 7.

Шкала перевода баллов в оценки

 

Баллы Оценка
61-75 «удовлетворительно»
76-90 «хорошо»
91-100 «отлично»

 

                                                                              11. Образовательные технологии.

Таблица 8.

Модули и темы Форма занятий Наименование технологии

Модуль 1

 

1.1

Введение

Лекция вводная Семинар практикум

1.2

 Древняя Русь IX-XIII веков

Лекции проблемная Семинар развернутая беседа

1.3

Образование и развитие единого Российского государства в XIV-XVI

веках  

Лекции проблемная Семинар развернутая беседа

1.4

Россия в начале Нового времени

Лекции проблемная Семинар развернутая беседа

1.5

Российская империя в XVIII веке

Лекции интерактивная Семинар развернутая беседа

1.6

Россия в первой половине XIX века 

Лекции проблемная Семинар вопрос-ответная форма

Модуль 2

 

2.1

Россия в эпоху буржуазной модернизаци

Лекция интерактивная Семинар развернутая беседа

2.2

Общественная мысль и общественное движение в России в XIX веке 

Лекции проблемная Семинар вопрос-ответная форма

2.3

Противоречия в развитии страны на рубеже XIX-ХХ веков

Лекции проблемная Семинар вопрос-ответная форма

2.4

Россия в начале ХХ века. Нарастание общенационального кризиса 

Лекция информационная Семинар форум

2.5

Революция и гражданская война (1917-1922 гг.)

Лекция 1 Лекция 2 интерактивная интерактивная Семинар 1 круглый стол     Семинар 2 круглый стол     Модуль 3  

3.1

СССР в 1920-х – первой половине 1940-х гг.

Лекции 1 Лекция 2 проблемные проблемная Семинар 1 Семинар 2 развернутая беседа развернутая беседа

3.2

Советский Союз в 19451991 гг.

Лекции 1 Лекция 2 Лекция 3 информационная информационная информационная Семинар 1 Семинар 2 Семинар 3 вопрос-ответная форма вопрос-ответная форма ролевая игра

3.3

Современная Россия

Лекции интерактивная Семинар вопрос-ответная форма

 

По теме 1.1 читается вводная лекция. Целью ее является ознакомление студентов с предметом, методологией и традиимя науки, а также основными требованиями к изучению курса. Вводная лекция предполагает монологическое исполнение. В конце лекции преподавтель оставляет время для ответов на вопросы.

 

По темам 2.4 и 3.2 предполагается чтение информационных лекций. В первом случае это объясняется как правило слабыми знаниями этого периода русской истории, во втором случае чрезвычайно большим по хронологии и информационно насыщенным периодом. При чтении лекции используется объяснительно-иллюстративный способ изложения материала.

 

Большая часть лекций по темам 1.2-1.4, 1.6, 2.2, 2.3, 3.1 являются проблемными. Преподаватель в ходе лекции обращает внимание студентов на серьезные научные проблемы в изучении отечественной и отчасти мировой истории. Лектор раскрывает содержание каждой проблемы, называет историков занятых ее разрешением, показывает практическую значимость достижений историков, показывает вклад в решение проблем историков Тюменского государственного университета. Целью таких лекций является пропаганда научных достижений, возбуждение интереса у молодежи к реферативной деятельности и другой самостоятельной работе. Как правило такая лекция сопровождается иллюстративным материалом в виде презентаций. 

 

Интерактивные лекции по темам 1.5, 2.1, 2.5 и 3.3 определены не случайно. В XVIII-XX вв. по сути были определены контуры современной России, она встала на путь европейского развития. Революция и гражданская война открыли путь активной модернизации страны. XXI в. требует ретроспективного диалаога, он непосредствеенно «переживается» современным человеком. Интерактивная лекция сложна в своем исполнении. Она требует не только высокой квалификации педагога, но и наличие у него хорошего контакта с аудиторией, а у последней искреннего интереса к проблематике. Разговор участников с лектором и друг с другом может состояться в различных формах, выбор которых зависит от преподавателя, и с применением документального материала полученного в режиме онлайн. 

 

Из 18 семинарских занятий 7 по темам 1.2-1.5, 2.2 и 3.1 проводятся в форме развернутой беседы. Цель занятия закрепить полученные на лекции знания, вовлечь в обсуждение вопросов наибольшее число студентов. Активизация студентов обеспечивается заранее продуманными логически взаимосвязанными вопросами, апелляцией к их личному опыту, концентрацией внимания на демонстрации схем и фрагментов видеофильмов. В качестве контроля усвоения знаний предусмотрен краткий тренинг по идентификации типа политической системы в той или иной стране, степени развития гражданского общества.

 

Семинарское занятие по теме 1.1 проходит в виде практикума. Цель занятия – закрепление знаний, отработка навыков работы с источниками и учебными текстами. Студенты разбиваются на группы по 3-4 человека. В группах занимаются конспектированием, работой с терминологией, рецензированием учебных текстов. Затем на общем форуме обмениваются впечатлениями от проделанной работы.

 

Семинарское занятие по теме 2.4 проходит в виде форума. Цель занятия – закрепление знаний, отработка навыков ведения дискуссии и теоретического анализа. Три студента, признающие консервативную, либеральную или социалистическую перспективу будущего России, и напротив отвергающие оппонентов делают обзорные доклады, обозначают проблемные точки. Все студенты участвуют в их обсуждении. Затем группа делится на три части: консерваторов, либералов и оциалистов и каждая из них пытается в виде тезисов представить три сценария развития событий по предмету форума.

 

 Два семинарских заннятия по теме 2.5 проходят в интерактивной форме. Цель занятий закрепить полученные на лекции знания, вовлечь в обсуждение наиболее актуальных вопросов российской истории наибольшее число студентов. Интерактивная составляющая выражается в виде проведения круглых столов «Революция 1917 г. в восприятии потомков» и «Альтернативы гражданской войны в России» с приглашением преподавателей кафедры отечественной истории, студентов других социальногуманитарных направлений, представителей политических партий и СМИ. Предварительно студенты осуществляют сбор информации по названным выше вопросам, в том числе опрос населения, и готовы к кратким сообщениям. В качестве контроля усвоения знаний предусмотрено составление типичных портретов представителей тех или иных политических групп, элит, типов политических лидеров и эссе «Возможные альтернативы приходу к власти большевиков».  

 

 Семинарское занятие 3 по теме 3.2 проходит в форме ролевой игры. Цель занятия состоит в освоении определенных ролей и отработке навыков принятия решений в рамках процесса «перестройки», развернувшейся в СССР во второй половине 1980-х годов. Технология состоит в том, что студенты делятся на группы в соответствие с ролями: правительственный лагерь, коммунисты-консерватеоры, демократы, патриотическая общественность и др. Преподаватель выступает арбитром в возможных столкновениях и осуществляет экспертные функции. По докладу одного из студентов, который составляется на основе основных положений из речей М.С. Горбачева, проходит минидискуссия.

 

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

 

12.1. Основная литература

 

1) История России: учебник [Электронный ресурс] / под ред. Г.Б. Поляк. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2015. 687 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=115299&sr=1 (дата обращения: 03.02.2017).

2) Кузнецов, И.Н. История: учебник для бакалавров [Электронный ресурс]. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. 576 с. 

URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450757 (дата обращения: 03.02.2017).

3) Матюхин, А.В. История России: учебник [Электронный ресурс] / А.В. Матюхин, Ю.А. Давыдова, Р.Е. Азизбаева; под ред. А.В. Матюхина. 2-е изд., стер. М. : Университет «Синергия», 2017. 337 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455427 (дата обращения: 03.02.2017).

 

12.2. Дополнительная литература

 

1) Рябов, П.В. История русского народа и российского государства (с древнейших времён до начала XX века) [Электронный ресурс]: в 2 т. М.: Прометей, 2015. Т. 1. 424 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438602 (дата обращения: 03.02.2017).

2) Рябов, П.В. История русского народа и российского государства (с древнейших времён до начала XX века) [Электронный ресурс]: в 2 т. М.: Прометей, 2015. Т. 2. 324 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438604 (дата обращения: 03.02.2017).

3) История России: учебник / А.С. Орлов [и др.]. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. - 528 с. 

4) Мунчаев Ш.М. История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2013. - 752 с. 

 

12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

 

13.1. Электронные библиотечные системы.

 

1) Электронно-библиотечная       система-Университетская библиотека «Онлайн»: http://biblioclub.ru.

2) Электронно-библиотечная система «Znanium.com»: http://znanium.com.

3) Электронно-библиотечная       система     «Архив     научных    журналов»: http://archive.neicon.ru/xmlui.

4) Электронно-библиотечная система «E-library»: http://elibrary.ru/defaultx.asp.

 

13.2. Электронные библиотеки.

 

1) Межвузовская электронная библиотека (МЭБ): https://icdlib.nspu.ru 2) Электронная библиотека «Гумер»: http://www.gumer.info.

3) Электронная библиотека «ibooks»: http://ibooks.su./

4) Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/ussr.htm

5) Электронная библиотека по гуманитарным, экономическим и юридическим дисциплинам: http://www.jourclub.ru.

 

13.3. Электронный   каталог    Информационно-библиотечного центра ТюмГУ: http://www.tmnlib.ru/jirbis/index.php?option=com_irbis&Itemid=300.

 

14. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

 

Для освоения дисциплины необходимы: компьютеры, проектор для демонстрации презентаций, программы для электронного практикума, доступ в интернет студентам для выполнения самостоятельной работы, географические карты Тюменской области, базовые учебники и пособия в университетской библиотеке.

 

15. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.

Успешное освоение дисциплины требует посещения всех лекций и семинарских занятий. Пропуски занятий при желании успешной сдачи экзаменов не допускаются. Студентам рекомендуется готовиться к лекции заранее путем повторения прежнего лекционного материала, который будет проверен и оценен с помощью опросов или коллоквиума. Кроме того, перед лекцией стоит прочесть раздел в учебнике, соответствующий новой теме. Это позволит воспринимать лекцию не как рутинную информацию, а как проблемный текст, вступать по приглашению лектора в дискуссию. Есть смысл лекцию конспектировать, так как в процессе запоминания задействуется визуальная память. К тому же на прослушивание аудиозаписи лекции в последующем уходит много времени. Конспект лекции целесообразно размещать на листах бумаги с широкими полями. Это позволит сделать необходимые записи при подготовке к семинарскому занятию, отметить неясные места.

 

1. Характеристика выполнения обязательных видов самостоятельной работы студентов.

 

1.1. Проработка лекций. Лекционный материал спланирован так, что включает в себя все основные вопросы к зачету. Лекции в обязательном порядке конспектируются студентами и заучиваются. Проверка усвоения лекционного материала осуществляется преподавателем напрямую через блиц-опросы и косвенно через ответы на семинарских занятиях. 

1.2. Подготовка к семинарскому занятию зависит от технологии, которая на нем применяется. Чаще всего студенты готовят к семинарскому занятию доклады. Доклад – это устная презентация комплексного анализа литературы по определенному вопросу, вынесенному на семинарское занятие. Занятие одними докладами не решает проблему высокого рейтинга студента по предмету. Пожалуй, большее значение здесь имеет активная работа на семинаре: выступление с оппонированием, дополнениями в виде озвучивания позиций отдельных авторов, статистического, биографического и другого справочного материала. Ценится рецензирование доклада, уточняющие вопросы сформулированные студентами, но особенно вопросы поддерживающие дискуссию, раскрывающие какой-то новый аспект проблемы.

1.3. Написание эссе заключается в изложение поставленной проблемы, кратком описание ее решения. Эссе пишется по изученной накануне литературе. Оформление эссе: титульный лист с указанием темы эссе и Ф.И.О. автора, номера группы; основная часть, список изученной литературы. Объем эссе не более 5 страниц, написанных на листах формата А-4, сброшюрованных при помощи скоросшивателя.

1.1. Реферат пишется студентов в течение семестра. Требования к содержанию работы: соответствуют выбранной теме, имеет внутреннее единство, строгую логику изложения, смысловую завершенность раскрываемой темы, научность языка. Работы сдается преподавателю по электронной почте. К тексту в 10-15 страниц предъявляются следующие технические требования:

• текстовый процессор: Microsoft Word (OpenOffice Writer).        шрифт «Times New Roman», кегль – 14.

• язык – русский.

• отступ абзаца: слева – 0; справа – 0; первая строка – 1,25 см.

• интервал абзаца: перед – 0; После – 0; пежстрочный интервал – полуторный.

• первый страница реферата: по центру – название оаганизации, тема, Ф.И.О., номер группы, Ф.И.О. и должность руководителя, место и время.

• текст реферата: форматирование – по ширине.

• размер страницы – А4, ориентация листа – «книжная».

• поля страницы: верхнее – 2 см.; нижнее – 2 см.; левое – 3 см.; правое – 1,5 см.

2. Характеристика выполнения дополнительных видов самостоятельной работы студентов.

 

2.1. Конспектирование первоисточников приводит к созданию краткого, но по существу верного изложения оригинального текста, выполняется на листах А 4. Оно предполагает развитие культуры работы с первоисточником, способствует развитию памяти и точному выражению мысли.

2.2. Презентация – электронный документ, который создается в в PowerPointв виде ленты слайдов. По содержанию презентация – это краткое изложение того или иного вопроса лекции, выступления на семинаре, наброски любой речи, где отражается самое главное. Она помогает выступающему сохранять сюжетную линию, а слушателям воспринимать информацию равно как по слуховому, так и зрительному каналу. Использование цветового фона, схем, графиков, иллюстраций в виде рисунков, фото, анимации способствует лучшему запоминанию текста. Изготовление презентации – идеальный способ прочно запомнить информацию самому автору. Структура презентации: не менее 15 слайдов; первый слайд содержит название темы доклада (проекта), Ф.И.О. автора, номер группы; последующие слайды раскрывают тему; последний содержит список литературы.

2.3. При заполнении или составлении таблиц как правило проводиятся сравнения исторических событий и явлений. Здесь следует придерживаться следующего алгоритма:

1) Проанализируйте событие или явление, выделите линии сравнения.

2) Определите черты сходства и различия.

3) Если возможно, выделите этапы в явлении, определите, что изменилось в этих этапах, а что осталось без изменений.

4) Сделайте все необходимые выводы из проведенного сравнения.

2.4. При подготовке рецензии рекомендуется придерживаться следующей структуры: 

1) Актуальность темы, её значение для изучения курса истории; 

2) Задачи, которые ставит перед собой автор статьи; 

3) Источниковая база автора (например, законодательные источники, переписка и т.д.); 

4) Структура статьи с указанием основных аспектов, о которых пишет автор; 

5) Основные выводы с их аргументацией; 6) Ваше мнение относительно статьи и выводов автора.

 

3. Характеристика работы студентов с контрольно-измерительными материалами.

 

3.1. Среди предложенных контрольных работ есть одна связанная схарактеристикой исторической личности, для ее выполнения необходимо учитывать следующее:

1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2. Задачи, которые стремится решать исторический деятель, и методы их решения.

3. Интересы какого класса (страты) выражает исторический деятель.

4. Портрет: изображение, словесный (по воспоминаниям современников); описание черт характера (по воспоминаниям современников), значение его личных качеств. 5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

 

3.2. Письменный опрос направлено на исчерпывающую проверку и закрепление знаний полученных студентами в рамках каждого модуля. Формы вопросов разнообразны и в виде образцов приводятся в пункте 10.3.

 


[1] Содержание дисциплины соответствует приведенному в базовом УМК: Бакулина Т.И., Бирюков А.А. История. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов неисторических направлений (специальностей) очной формы обучения [Электронный ресурс]. Тюмень, 2015. Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru (дата обращения: 16.10.2016).


Дата: 2018-11-18, просмотров: 167.