Статьи для конспектирования (одна на выбор):
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По теме 1.1: Введение.

 

1. Кирчанов М.В. Проблемы политизации исторической науки в россии (на примере националистических течений в историографии) // Общество: политика, экономика, право. 2014. № 2. С. 9-13.

2. Качин Н.А. В. Н. Татищев прообраз первого российского историка // Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 1. С. 98-102.

 

Темы электронных презентаций.

 

По теме 1.2 Древняя Русь IX-XIII веков.

 

Культура Древней Руси в IX-XIII веках.

 

По теме 2.2 Революция и гражданская война (1917-1922 гг.).

 

Центры белого движения в годы гражданской войны.

 

По теме 3.3 Современная Россия.

 

Политическая система России в XXI веке.

 

Таблицы.

 

По теме 1.5 Российская империя в XVIII веке.

 

Военные кампании в период правления Екатерины II

 

п/п

Даты

Название кампании

Участники

Мирный договор и его условия
Победитель Побежденный  
1.          

 

 

По теме 2.3 Противоречия в развитии страны на рубеже XIX-ХХ веков.

 

Особенности экономической модернизации в России на рубеже XIX-ХХ веков.

 

№ п/п Критерии оценки Содержание оценки
1. Экономический уклад Многоукладность: частный капитал, полунатуральное крестьянское хозяйство, кустарное производство
2. Этап промышленного переворота  
3. Новые отрасли промышленности  
4. Динамка формирования новых классов  
5. Противоречия в развитии  
6. Роль государства в экономике  
7. Степнь вмешательства иностранного капитала  

* в добавление к данному перечню допускаются другие показатели.

 

По теме 2.4 Россия в начале ХХ века. Нарастание общенационального кризиса.

 

Подходы к понятию гражданского обществаПолитические партии в начале ХХ в.: сравнительный анализ.

 

Критерии анализа

Идеологические направления

Консервативные Либеральные социалистические
Название и лидеры      
Социальная      
ориентация      
Цель      
Тактика овладения властью      

 

 

По теме 3.1 СССР в 1920-х – первой половине 1940-х гг.

 

Две модели экономического развития: «военный коммунизм» и НЭП

 

п/п

Критерии

Содержание политики

«военный коммунизм» НЭП
1. Форма собственности    
2. Методы хозяйственного управления    
3. Организация трудовых отношений    
4. Мероприятия       в товарно-денежной сфере    
5. Мероприятия в области сельского хозяйства    
6. Мероприятия       в области промышленности    

 

Потрет исторического деятеля.

 

По теме 2.1 Россия в эпоху буржуазной модернизации

 

Выбор персонажа допускается по желанию студента, но в пределах обозначенной темы.

 

Статьи для рецензирования.

 

По теме 1.3 Образование и развитие единого Российского государства в XIV-XVI веках.

 

Шилов Н.А. Причины образования русского централизованного государства // Знание, понимание, умение. 2014. № 1. С. 295-301.

 

По теме 3.2 Советский Союз в 1945-1991 гг.

 

Давыдова Ю.А., Громенко В.В. Экономические реформы в период «Застоя» // Теория и практика общественного развития. 2014. № 7. С. 76-80.

 

Баллы за ответ на семинаре, опросы, реферат, презентацию, эссе, конспектирование, выполнение комплексного ситуационного задания соответствуют значениям, указанным в таблице 3.

 

10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

10.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

 

Общеобразовательная компетенция 2 – «способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования мировоззренческих позиций» формируется только в рамках одной дисциплины «история».

 

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания.

 

Таблица 5.

Карта критериев оценивания компетенций

 

Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП

Виды занятий (лекции, семинар ские,

Практичес кие,

Лаборатор ные)

Оценочные средства

(тесты, творческие работы,

Проекты и

Др.)

пороговый (удовл.) базовый (хор.) повышенный (отл.) Знает: ключевые понятия и основные факты российской истории; движущие силы и закономерности исторического процесса. Знает: ключевые понятия и основные факты российской истории; движущие силы и закономерност и исторического процесса; роль экономических , социальных и культурных факторов в российской истории. Знает: ключевые понятия и основные факты российской истории; движущие силы и закономерности исторического процесса; роль экономических, социальных и культурных факторов в российской истории;  основные источники, содержащие идеи об этапах исторического процесса и организации российского общества. лекция, семинарское занятие, самостоятел ьная работа устный опрос, конспектиров ание источников, презентация, контрольная работа, эссе, тест, реферат, таблица.

 

Умеет: находить зависимости между историческими фактами; самостоятельно оценивать исторические события; уважать культурные традиции нородов; излагать свою мировоззренчес кую позицию.  Умеет: находить зависимости между историческими фактами; самостоятельно оценивать исторические события;  применять знания для отбора нужных исторических источников, уважать культурные традиции нородов; излагать свою мировоззренче скую позицию.     Умеет: находить зависимости между историческими фактами; самостоятельно оценивать исторические события;  применять знания для отбора нужных исторических источников; применять научные категории для анализа исторической ситуации; уважать культурные традиции нородов; лекция, семинарское занятие, самостоятел ьная работа устный опрос, конспектиров ание источников, презентация, контрольная работа, эссе, тест, реферат, таблица.     излагать свою мировоззренческу ю позицию.     Владеет: понятийно- категориальны м аппаратом исторической науки; навыками анализа исторических источников и реферирования научных текстов. Владеет: понятийно- категориальны м аппаратом исторической науки; навыками анализа исторических источников и реферирования научных текстов; культурой исторического мышления.     Владеет: понятийно- категориальным аппаратом исторической науки; навыками анализа исторических источников и реферирования научных текстов; культурой историческогомы шления; приемами критики несостоятельных исторических исследований. лекция, семинарское занятие, самостоятел ьная работа устный опрос, конспектиров ание источников, презентация, контрольная работа, эссе, тест, реферат, таблица.

 

 

10.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

 

Тематика контрольных работ.

 

Вопрос о способе выполнения контрольной работы и отчете по ней решает преподаватель. Подготовка к контрольной работе может осуществляется в рамках внеаудиторной самостоятельной работы и сдаваться на проверку в письменном виде, или выполняться в аудитории, на очередном семинарском занятии.

 

По теме 1.1 Введение.

 

Назовите российские исторические школы, их представителей. Кратко охарактеризуйте особенности каждой из них.

 

По теме 1.5 Российская империя в XVIII веке.

Перечислите инициативы правительства по освобждению крестьян от крепостной зависимости. Обозначте общее и особеннное в их содержании и назовите причины непоследовательности.

По теме 1.8 Общественная мысль и общественное движение в России в XIX веке .

Выполнените контрольную работу в форме заполнения таблицы на основе работы с документами и изученного материала:

 

Русский либерализм и марксизм: идеологи, направления, положения. 

 

Идеологи Идеологии   Основные положения
Б.Н. Чичерин А) Б)  
Г.В. Плеханов В) Г)  
Д) либерализм Е)  
Ж) Социал-демократ З)  
К.Д. Кавелин И) К)  

* Заполните пропущенные в таблице ячейки, на основе предложенного ниже списка, состоящего из положений, имен, идеологий:

 

1. Выступал за расширение прав и свобод каждого человека, но против революции.

2. Социал-демократизм.

3. Либерализм.

4. С.А. Муромцев.

5. В России возможна революция, то только в тот момент, когда созреет рабочий класс.

6. В.И. Ленин.

7. В России возможна коммунистическая революция вне зависимости от количества рабочих и материальных предпосылок.

8. Сторонник парламентского правления, находился в оппозиции к власти и призывал оказывать ей пассивное сопротивление (не платить налогов и не идти на военную службу).

9. В России опорой общественного строя является крестьянская община, другая организация отсутствует. Поэтому выступал против частной собственности крестьян на землю.

 

А Б В Г Д Е Ж З И К
                   

 

По теме 2.2 Революция и гражданская война (1917 – 1922 гг.).

 

Составьте портрет исторической деятеля эпохи революуции и гражданской войны в России. Покажите как повлияла эпоха на его биографию, изменение идейных позиций и почему?

 

По теме 2.5 Современная Россия.

 

Контрольная работа проводится в виде «Терминологического диктанта» в аудитории.

Примерный список терминов: путч, государственный переворот, конституция, референдум, президент, губернатор, мэр, политические выборы, избирательная система, многопартийность.

 

Возможные формы задания для письменного опроса.

 

Тесты для текущего контроля в рамках модулей не предоставляются студентам заранее. Они готовятся на основе материалов прочитанных лекций и отчасти проведенных семинарских занятий. 

 

Образцы тестовых заданий: 

1. Назовите форму выражения экономического кризиса 1998 г. в России: 

а) крах финансовых пирамид, 

б) резкое падение курса рубля по отношению к курсу доллара,

в) объявление РФ банкротом, 

г) падение уровня нефтедобычи.

 

2. Соотнесите перечисленные ниже положения Конституции РФ (1993)и формы выражения властных отношений, для которых они свойственны:

 

1) национально-территориальная федерация А) правительство несет ответственность и перед президентом и перед парламентом        
 смешанная республика Б) в России есть республики и территориальные субъекты
3) правовое государство В) источником власти является народ
4) демократическое государство Г) человек, его права и свободы являются высшей ценностью

)

 

 

А Б В Г
       

 

3. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Реформа высшего образования в РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете раскрывать данную тему.

 

4. Назовите кампанию политического руководства СССР, к которой относится следующий отрывок из речи Сталина: «Наступать на кулачество – это значит подготовиться к делу и ударить по кулачеству, но ударить по нему так, чтобы оно не могло больше поднятья на ноги»:

а) индустриализация,

б) национализация,

в) коллективизации,

г) борьба с космополитизмом.

 

5. Назовите не менее пяти из известных вам «направлений» внешней политики России в

1990­е – 2000­е годы:_______________________

 

Вопросы к экзамену.

 

1. Происхождение и ранняя история славян. Восточные славяне VIII-IX вв.  

2. Норманнская теория и ее критика. 

3. Киевская Русь в IX – первой половине XI в. 

4. Политический и социально-экономический строй русских земель во второй половине XI – первой трети XIII в. 

5. Культура и быт домонгольской Руси.

6. Установление ордынского ига и его последствия (1243-1304 гг.). 

7. Борьба Москвы и Твери за Великое княжение Владимирское. Иван Калита. Причины возвышения Москвы. 

8. Новый этап борьбы за политическое главенство на Руси. Дмитрий Донской. Феодальная война второй четверти XV в. 

9. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы (вторая половина XV – первая треть XVI в.). Освобождение от ордынского ига. 

10. Россия в правление Ивана Грозного. Реформы 50-х гг. XVI в. Опричнина и её последствия.  

11. Россия в период Смутного времени. 

12. Социально-экономическое развитие после «смуты». Соборное уложение 1649 г. 

13. Эволюция государственного строя в XVII в. Церковный раскол. Народные движения.

14. Внешняя политика России при первых Романовых. 

15. Русская культура XV-XVII вв. 

16. Реформы Петра I и оформление абсолютизма. Внешняя политика Петра I. 

17. Россия в эпоху дворцовых переворотов.  

18. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II. «Просвещённый абсолютизм».  

19. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. 

20. Внутренняя и внешняя политика Александра I и Николая I.  

21. Общественное движение в России в первой половине XIX в. Декабристы. Западники и славянофилы. Утопический социализм. 

22. Культура России XVIII – первой половины XIX в. 

23. Либеральные реформы Александра II. Отмена крепостного права. 

24. Социально-экономическое развитие пореформенной России. 

25. Контрреформы Александра III. Консервативное реформаторство С.Ю. Витте. Экономическая модернизация конца XIX – начала ХХ вв. 

26. Общественное движение в России во второй половине XIX в. Консервативные, либеральные и радикальные течения. Распространение марксизма в России. 

27. Революция 1905-1907 гг. 

28. Россия в 1907-1917 гг. Реформы П.А. Столыпина. Первая мировая война.  

29. Культура России во второй половине XIX – начале XX в. 

30. Внешняя политика России во второй половине XIX – начале XX в. 

31. Революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю.  

32. Гражданская война: причины, этапы, итоги. 

33. Политика «военного коммунизма». 

34. Становление советской государственности. Образование СССР.  

35. Новая экономическая политика. 

36. Формирование тоталитарной системы в СССР 1920-1930-х гг.  

37. Социально-экономическая модернизация страны в конце 1920-х – 1930-е гг. Индустриализация и коллективизация. 

38. Внешняя политика СССР в 1920-1930-х гг. и накануне Великой Отечественной войны.

39. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 

40. Наука и культура в 1917-1945 гг.  

41. «Апогей сталинизма»: социально-экономическое развитие и общественнополитическая жизнь в 1945-1953 гг.  

42. Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. Начальный этап «холодной войны». 

43. Советский Союз в 1953-1964 гг. Реформы Н.С. Хрущева. 

44. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в 1965-1985 гг. 

45. Внешняя политика СССР в 1953-1985 гг. Кризисы «холодной войны» и разрядка. 

46. Экономические и политические преобразования периода Перестройки. «Новое политическое мышление». Распад СССР. 

47. Наука и культура в 1945-1991 гг.  

48. Российская Федерация в 1990-е годы. Экономические реформы. Становление новой российской государственности. 

49. Внешняя политика России в 1992-2015 гг. 

50. Российская Федерация на современном этапе (2000-2015 гг.)

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 225.