ИСТОРИЯ РОССИИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 05.03.06 Экология и природопользование (уровень «академический бакалавриат») очной формы обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
от __.__.2017
Содержание: УМК по дисциплине «История России» для студентов направления 05.03.06 Экология и природопользование (уровень «академический бакалавриат») очной формы обучения
Автор: Панарин Сергей Михайлович Объем: 36 стр.
Должность | ФИО | Дата согласования | Результат согласования | Примечание |
Заведующий кафедрой политологии | Анкушева Ксения Александровна | 10.02.2017 | Рекомендовано к электронному изданию | Протокол заседания кафедры от 10.02.2017 № 8 |
Председатель УМК Института наук о Земле | Столярова Ольга Александровна | __.__.2017 | Согласовано | Протокол заседания УМК от __.__.2017 № 0 |
Директор ИБЦ | Ульянова Елена Анатольевна | __.__.2017 | Согласовано | __.__.2017 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт истории и политических наук Кафедра отечественной истории
Панарин С.М.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 05.03.06 Экология и природопользование (уровень «академический бакалавриат») очной формы обучения
Тюменский государственный университет
2017
Панарин С.М. История России. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 05.03.06 Экология и природопользование (уровень «академический бакалавриат») очной формы обучения. Тюмень, 2016, 36 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История России [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой отечественной истории. Утверждено врио директора ИИиПН.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Анкушева Ксения Александровна, к.и.н., заведующий кафедрой отечественной истории Института истории и политических наук ТюмГУ.
© Тюменский государственный университет, 2017.
© Панарин Сергей Михайлович, 2017.
I. Пояснительная записка.
1.1. Цели и задачи дисциплины.
Цель курса – сформировать у студентов систематизированное представление об основных концепциях и содержании истории России.
Задачи курса:
1) дать представление о структуре и содержании предмета история;
2) раскрыть сущность основных категорий и концепций истории;
3) выявить место и роль России в истории мировой цивилизации;
4) усвоить содержание и развить способности к критическому осмыслению основных исторических событий и явлений;
5) охарактеризовать содержание и направленность политических, социальноэкономических и духовных процессов;
6) сформировать ценностные ориентации и убеждения студентов на основе осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма и патриотизма;
7) выработать умение применять приобретенные знания на практике.
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Дисциплина «История России» относится к базовой части блока Б 1 учебного плана. Для ее освоения студентам необходимо использовать знания, умения и навыки, сформированные в ходе школьного образования по истории, мирой художественной культуре, обществознанию. С этими дисциплинами предлагаемый курс взаимосвязан содержательно и методологически. В то же время, знания, полученные в ходе усвоения предметного поля дисциплины «история», необходимы для изучения таких курсов, как «философия», «социология», «экономика».
Прежде чем приступить к освоению программы курса «История России» студент должен обладать:
• знанием основных положений и закономерностей исторической науки, способностью на их основе представить адекватную современному уровню знаний картину мира;
• способностью выявить сущность общественных проблем и использовать эти знания в учебной работе;
• способностью понимать необходимость применения тех или иных методов для анализа исторических проблем;
• должен знать, что обязан посетить все лекции и семинарские занятия;
• должен предоставить на кафедру не позднее двух недель до даты начала сессии реферат.
Таблица 1.
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.
Семестр
№ п/п | наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||
1.1 | 1.2- 1.3 | 1.4- 1.5 | 1.6 | 2.1 | 2.2- 2.3 | 2.4- 2.5 | 3.1 | 3.2- 3.3 | ||
1 | философия | + | + | + | ||||||
2 | социология | + | + | + | + | + | ||||
3 | экономика | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.
В результате освоения ОП выпускник должен обладать способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиций (ОК-2).
1.4. Перечень планируемых результатов по дисциплине.
По окончании изучения дисциплины студент должен:
1) знать
ü ключевые понятия и основные факты российской истории;
ü движущие силы и закономерности исторического процесса;
ü роль экономических, социальных и культурных факторов в российской истории;
ü основные источники, содержащие идеи об этапах исторического процесса и организации российского общества.
2) уметь
ü находить зависимости между историческими фактами;
ü самостоятельно оценивать исторические события;
ü применять знания для отбора нужных исторических источников;
ü применять научные категории для анализа исторической ситуации; ü уважать культурные традиции нородов;
ü излагать свою мировоззренческую позицию.
3) владеть
ü понятийно-категориальным аппаратом исторической науки;
ü навыками анализа исторических источников и реферирования научных текстов;
ü культурой историческогомышления;
ü приемами критики несостоятельных исторических исследований.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 академических часов, из них 76,65 часа, выделенных на контактную работу с преподавателем (36 – лекции, 36 – практика, 4,48 – иные виды контактной работы: консультации по дисциплине, индивидуальные консультации, консультация перед экзаменом, экзамен), 67,52 часа, выделенных на самостоятельную работу.
3. Тематический план.
Таблица 2.
№ | Тема | Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Модуль 1
Всего
Модуль 2
Всего
Модуль 3
Всего
Итого (часов, баллов):
Из них в интерактивной форме
*Самостоятельная работа, включая иные виды контактной работы (консультации по дисциплине).
Таблица 3.
№ темы |
Устный опрос
Письменные работы
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
5. Содержание дисциплины[1].
Модуль 1.
Тема 1.3 Образование и развитие единого Российского государства в XIV-XVI веках
Причины объединения русских земель и возвышения Москвы. Московские князья, их политика по укреплению княжества, использование ордынского фактора. Куликовская битва. Этапы складывания Российского централизованного государства. Освобождение от ордынской зависимости. Судебник 1497 г. Формирование системы управления в центре и на местах. Россия эпохи Ивана Грозного. Реформы Избранной рады. Опричнина, ее ход и смысл. Восточное направление внешней политики: завоевание Казани и Астрахани, начало присоединения Сибири. Ливонская война.
Тема 3.3 Современная Россия
Социально-экономические преобразования (1992-1999 гг.). Российский вариант рыночных реформ. «Шокотерапия». Либерализация. Приватизация. Олигархический капитализм. Социальная поляризация общества. Реформирование государственного устройства в 1992-1993 гг. Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти. Октябрьские события 1993 г. Конституция РФ 1993 г. Ослабление основ российской государственности. Чеченская война 1994-1996 гг. Политическое и социальноэкономическое развитие России в начале XXI в. Парламентские и президентские выборы. Трансформация политической системы: поиски путей стабилизации государственности. Экономические реформы. Усиление мер по борьбе с терроризмом. Вторая чеченская война. Внешняя политика Российской Федерации. Изменение внешнеполитического курса страны и места России в мире. Поиски новых союзников и потеря старых.
Планы семинарских занятий.
Модуль 1.
Тема 1.3 Образование и развитие единого Российского государства в XIV-XVI веках
1. Предпосылки и условия объединительного процесса в землях Северо-Восточной Руси. Причины возвышения Москвы.
2. Складывание единого русского государства во второй половине XV – первой трети XVI века.
3. Реформы 50-х гг. XVI века.
4. Опричнина Ивана IV Грозного.
Доклады:
1) Полководческий талант Ивана III и Ивана IV;
2) Присоединение Сибири;
3) Опричнина как инструмент управления государством и обществом: дискуссия.
Примерная тематика курсовых работ.
Не предусмотрено (для данной дисциплины) учебным планом ОП.
9. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.
Таблица 4.
№ |
Модули и темы
Виды СРС
Неде ля
Семес тра
Объем часов*
Колво
Бал лов
Модуль 1.
империя в XVIII веке | семинарским занятиям, проработка лекции | |||||
1.6 | Россия в первой половине XIX века | подготовка к семинарским занятиям, проработка лекции | опрос | 6 | 4 | 0-4 |
Всего по модулю 1 | 24 | 0-30 | ||||
Модуль 2. | ||||||
2.1 | Россия в эпоху буржуазной модернизации | подготовка к семинарским занятиям, проработка лекции | портрет | 7 | 4 | 0-5 |
2.2 | Общественная мысль и общественное движение в России в XIX веке | подготовка к семинарским занятиям, проработка лекции, работа над рефератом | презентация | 8 | 4 | 0-5 |
2.3 | Противоречия в развитии страны на рубеже XIX-XX веков | подготовка к семинарским занятиям, проработка лекции | таблица | 9 | 4 | 0-7 |
2.4 | Россия в начале XX века. Нарастание общенациональ ного кризиса | подготовка к семинарским занятиям, проработка лекции, работа над рефератом | таблица | 10 | 4 | 0-5 |
2.5 | Революция и гражданская война (1917-1922 гг.) | подготовка к семинарским занятиям, проработка лекции, | Презентация опрос | 11-12 | 8 | 0-8 |
Всего по модулю 2 | 24 | 0-30 | ||||
Модуль 3. | ||||||
3.1 | СССР в 1920-х – первой половине 1940х гг. | подготовка к семинарским занятиям, проработка лекции эссе, работа над рефератом | таблица | 13-14 | 8 | 0-12 |
3.2 | Советский Союз в 1945 – 1991 гг. | подготовка к семинарским занятиям, проработка лекции, эссе, работа над рефератом | рецензия | 15-16 | 12 | 0-13 |
3.3 | Современная Россия | подготовка к семинарским занятиям, | презентация опрос | 17-18 | 4 | 0-15 |
проработка лекции, работа над рефератом | ||||||
Всего по модулю 3 |
| 24 | 0-40 | |||
Итого: |
| 72 | 0-100 |
* Самостоятельная работа, включая иные виды контактной работы.
Задания по обязательным видам СРС
Тематика эссе:
По теме 1.2 Древняя Русь IX-XIII веков.
Принятие христианства – исторический выбор Руси.
По теме 1.4 Россия в начале Нового времени.
Движение народов в XVII в. за доброольное вступление в состав России как исторический феномен.
По теме 3.2 Советский Союз в 1945 – 1991 гг.
Августовский политический кризис 1991 г. в рамках теории «цветных» революций.
Темы рефератов:
1. «Откуда есть пошла земля Русская?» Образование Древнерусского государства.
2. Норманнская теория и образование Древнерусского государства.
3. Отношения Киевской Руси с соседями в IX-XI в.
4. Культура Древней Руси (X – XIII вв.).
5. Политическая раздробленность Руси (причины и последствия раздробленности, крупнейшие княжества).
6. Отношения Руси и Золотой Орды. Манголо-татарское иго и его историческое значение.
7. Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской.
8. Образование единого российского государства: политические и духовные лидеры XIV – XV вв.
9. Приказная система управления и ее особенности.
10. Опричнина и ее историческое значение.
11. Феномен самозванства в отечественной истории в начале XVII в.
12. Освободительная борьба против польско-шведских интервентов вначале XVII в. Народное ополчение К. Минина и Д. Пожарского.
13. «Бунташный век»: причины, характер, предводители социальных движений.
14. Государственный строй России в XVII в. Соборное уложение 1649 г.
15. Церковная реформа Никона.
16. Формирование служилого сословия в России.
17. Местничество, его эволюция в XIV – XVII вв.
18. Воцарение династии Романовых.
19. Государев Двор и государева служба в XVII вв.
20. Организация управления Сибирью в XVII в.
21. Городское и крестьянское самоуправление в Сибири XVII в. в трудах отечественных историков.
22. Петр великий – царь реформатор: цена преобразований.
23. Сподвижники Петра I: «птенцы гнезда Петрова».
24. Внешняя политика Российской империи в XVIII в. (направления, задачи, результаты.).
25. Образ эпохи Екатерины II в литературе и искусстве.
26. Дворянство Российской империи XVIII – XIX вв. (нравы, служба, быт).
27. Национальные окраины Российской империи в XVII – XIX вв.
28. Русская Америка в XVIII – XIX вв.
29. Политический сыск в России XVII – начала XVIII вв.
30. Чиновная бюрократия при Петре I.
31. Контроль деятельности государственного аппарата в первой четверти XVIII в.
32. Изменения в системе государственного управления в перио правления Павла I.
33. Императрица Анна Иоанновна в истории России.
34. Восточный вопрос во внешней политике России первой половины XIX в.
35. Великие реформы 1860 – 1870-х гг. Россия на пути перехода от традиционного общества к индустриальному.
36. Народничество: «от хождения в народ» к террору «народной воли».
37. Общественная жизнь России во второй четверти XIX в. Славянофилы и западники.
38. Реформаторы России новейшего времени и их судьбы (С.Ю. Витте, П.А. Столыпин,
Н.С. Хрущев, М.С. Горбачев и др. по выбору)
39. Положение российских рабочих на рубеже XIX – XX вв.
40. Российское общество и революция 1905-1907 гг.: восприятие революционных идей и событий, участие в революции.
41. Роль России в международных отношениях конца XIX – начала XX вв.
42. Первые российские парламентарии (исторический портрет).
43. Судьбы российских революционеров XX в. (на примере одного или нескольких представителей революционного движения).
44. Февраль – октябрь 1917 г.: политические события в документах и мемуарах.
45. Роль личности в истории (на примере жизни и деятельности государственных и политических деятелей России – СССР в XX вв.).
46. Православная церковь и советское государство: проблемы взаимоотношений в 1920 – 1980-е гг. (на примере конкретного исторического периода).
47. Первая волна русской эмиграции. Люди и их судьбы.
48. Россия нэповская в документах и мемуарах.
49. Жизнь и труд советских людей в годы первых пятилеток (в том числе на основе региональных и семейных источников).
50. Формирование культа личности Сталина в советском обществе 1920-1930-х гг.
51. Образ «кулака» в документах и мемуарах 1930-х гг.
52. «Страна за колючей проволокой» (политические процессы 1920 – первой половины
1950-х гг.).
53. Роль СССР в международной политике 1920-1980 гг. (на примере конкретного периода или региона).
54. Иностранцы о стране Советов (на мемуарных источниках 1920-1980-х гг.)
55. Советское искусство 1920-1980-х гг. как «зеркало общества» (на примере конкретного периода или вида искусства).
56. Вклад советской культуры, науки и техники 1930-1980-х гг. в мировую цивилизацию (на примере конкретного периода или направления).
57. СССР – Германия накануне Второй мировой войны.
58. Великая Отечественная война в судьбе моей семьи.
59. Триумф и трагедия народа-победителя в Великой Отечественной войне (в том числе на основе семейных архивов).
60. Дискуссии о Великой Отечественной войне в российском обществе и странах СНГ.
61. «Оттепель» середины 1950-х гг. в жизни советского общества.
62. Поколение «шестидесятников», их след в истории нашей страны.
63. «Жизнь с двойной моралью» (историко-психологическая характеристика советского общества в 1960-1980-е гг.).
64. Диссидентское движение в СССР в 1960-1980-е гг.
65. Беловежское соглашение 1991 г.: дискуссии продолжаются.
66. От СССР к России: проблемы обретения новой родины и нового гражданства в 1990-е годы.
67. Россия и СНГ: динамика отношений в конце XX - начале XXI вв.
68. Россия в современном мире (социально-экономические, социокультурные аспекты по выбору).
69. Всероссийское Учредительное собрание и демократическая альтернатива.
70. Вторая мировая война, ход боевых действий, расстановка сил, итоги и последствия.
71. Русско-японская война. Война 1904-1905 гг.
72. От конституционных проектов Александра I к «апогею самодержавия».
73. Николай I.
74. Историческое значение Отечественной войны 1812 года.
75. Проблема «Россия и Западная Европа» в официальной идеологии и общественном сознании времен николаевского царствования.
76. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпин – шаг в преобразовании страны «сверху».
77. Россия в первой мировой войне. Война и российское общество.
78. Становление и развитие Российского государства в 1992-2008 гг. Конституция РФ
1993 г.
79. НЭП: цели введения, дискуссии, противоречия, причины свертывания.
80. Создание однопартийной системы и общественно-политическая жизнь СССР в 1930-е.
81. Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны.
82. Реформаторская деятельность Хрущева: успехи и просчеты.
83. Распад СССР (внутри- и внешнеполитические аспекты). Образование СНГ.
84. Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е – 2008 гг.
85. Внезапное нападение Германии на СССР – миф или реальность?
86. Внешняя политика России в царствование Александра III (1881-1894 гг.)
87. Внешняя политика России в царствование Николая I.
88. Промышленный подъем 90-х гг. XIX века.
89. Русско-турецкая война 1877-1878 годов.
90. Общественное движение в 60-70-х гг. XIX века.
Задания по дополнительным видам СРС
Таблицы.
По теме 1.5 Российская империя в XVIII веке.
Военные кампании в период правления Екатерины II
№ п/п | Даты | Название кампании | Участники | Мирный договор и его условия | |
Победитель | Побежденный | ||||
1. |
По теме 2.3 Противоречия в развитии страны на рубеже XIX-ХХ веков.
Особенности экономической модернизации в России на рубеже XIX-ХХ веков.
№ п/п | Критерии оценки | Содержание оценки |
1. | Экономический уклад | Многоукладность: частный капитал, полунатуральное крестьянское хозяйство, кустарное производство |
2. | Этап промышленного переворота | |
3. | Новые отрасли промышленности | |
4. | Динамка формирования новых классов | |
5. | Противоречия в развитии | |
6. | Роль государства в экономике | |
7. | Степнь вмешательства иностранного капитала |
* в добавление к данному перечню допускаются другие показатели.
По теме 2.4 Россия в начале ХХ века. Нарастание общенационального кризиса.
Подходы к понятию гражданского обществаПолитические партии в начале ХХ в.: сравнительный анализ.
Критерии анализа | Идеологические направления | ||
Консервативные | Либеральные | социалистические | |
Название и лидеры | |||
Социальная | |||
ориентация | |||
Цель | |||
Тактика овладения властью |
По теме 3.1 СССР в 1920-х – первой половине 1940-х гг.
Две модели экономического развития: «военный коммунизм» и НЭП
№ п/п | Критерии | Содержание политики | |
«военный коммунизм» | НЭП | ||
1. | Форма собственности | ||
2. | Методы хозяйственного управления | ||
3. | Организация трудовых отношений | ||
4. | Мероприятия в товарно-денежной сфере | ||
5. | Мероприятия в области сельского хозяйства | ||
6. | Мероприятия в области промышленности |
Статьи для рецензирования.
По теме 1.3 Образование и развитие единого Российского государства в XIV-XVI веках.
Шилов Н.А. Причины образования русского централизованного государства // Знание, понимание, умение. 2014. № 1. С. 295-301.
По теме 3.2 Советский Союз в 1945-1991 гг.
Давыдова Ю.А., Громенко В.В. Экономические реформы в период «Застоя» // Теория и практика общественного развития. 2014. № 7. С. 76-80.
Баллы за ответ на семинаре, опросы, реферат, презентацию, эссе, конспектирование, выполнение комплексного ситуационного задания соответствуют значениям, указанным в таблице 3.
10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
10.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.
Общеобразовательная компетенция 2 – «способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования мировоззренческих позиций» формируется только в рамках одной дисциплины «история».
Таблица 5.
Практичес кие,
Лаборатор ные)
Оценочные средства
(тесты, творческие работы,
Проекты и
Др.)
10.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
Тематика контрольных работ.
Вопрос о способе выполнения контрольной работы и отчете по ней решает преподаватель. Подготовка к контрольной работе может осуществляется в рамках внеаудиторной самостоятельной работы и сдаваться на проверку в письменном виде, или выполняться в аудитории, на очередном семинарском занятии.
По теме 1.1 Введение.
Назовите российские исторические школы, их представителей. Кратко охарактеризуйте особенности каждой из них.
По теме 1.5 Российская империя в XVIII веке.
Перечислите инициативы правительства по освобждению крестьян от крепостной зависимости. Обозначте общее и особеннное в их содержании и назовите причины непоследовательности.
По теме 1.8 Общественная мысль и общественное движение в России в XIX веке .
Выполнените контрольную работу в форме заполнения таблицы на основе работы с документами и изученного материала:
Русский либерализм и марксизм: идеологи, направления, положения.
Идеологи | Идеологии | Основные положения | |
Б.Н. Чичерин | А) | Б) | |
Г.В. Плеханов | В) | Г) | |
Д) | либерализм | Е) | |
Ж) | Социал-демократ | З) | |
К.Д. Кавелин | И) | К) |
* Заполните пропущенные в таблице ячейки, на основе предложенного ниже списка, состоящего из положений, имен, идеологий:
1. Выступал за расширение прав и свобод каждого человека, но против революции.
2. Социал-демократизм.
3. Либерализм.
4. С.А. Муромцев.
5. В России возможна революция, то только в тот момент, когда созреет рабочий класс.
6. В.И. Ленин.
7. В России возможна коммунистическая революция вне зависимости от количества рабочих и материальных предпосылок.
8. Сторонник парламентского правления, находился в оппозиции к власти и призывал оказывать ей пассивное сопротивление (не платить налогов и не идти на военную службу).
9. В России опорой общественного строя является крестьянская община, другая организация отсутствует. Поэтому выступал против частной собственности крестьян на землю.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
По теме 2.2 Революция и гражданская война (1917 – 1922 гг.).
Составьте портрет исторической деятеля эпохи революуции и гражданской войны в России. Покажите как повлияла эпоха на его биографию, изменение идейных позиций и почему?
По теме 2.5 Современная Россия.
Контрольная работа проводится в виде «Терминологического диктанта» в аудитории.
Примерный список терминов: путч, государственный переворот, конституция, референдум, президент, губернатор, мэр, политические выборы, избирательная система, многопартийность.
Возможные формы задания для письменного опроса.
Тесты для текущего контроля в рамках модулей не предоставляются студентам заранее. Они готовятся на основе материалов прочитанных лекций и отчасти проведенных семинарских занятий.
Образцы тестовых заданий:
1. Назовите форму выражения экономического кризиса 1998 г. в России:
а) крах финансовых пирамид,
б) резкое падение курса рубля по отношению к курсу доллара,
в) объявление РФ банкротом,
г) падение уровня нефтедобычи.
2. Соотнесите перечисленные ниже положения Конституции РФ (1993)и формы выражения властных отношений, для которых они свойственны:
1) национально-территориальная федерация | А) правительство несет ответственность и перед президентом и перед парламентом |
смешанная республика | Б) в России есть республики и территориальные субъекты |
3) правовое государство | В) источником власти является народ |
4) демократическое государство | Г) человек, его права и свободы являются высшей ценностью |
)
А | Б | В | Г |
3. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Реформа высшего образования в РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете раскрывать данную тему.
4. Назовите кампанию политического руководства СССР, к которой относится следующий отрывок из речи Сталина: «Наступать на кулачество – это значит подготовиться к делу и ударить по кулачеству, но ударить по нему так, чтобы оно не могло больше поднятья на ноги»:
а) индустриализация,
б) национализация,
в) коллективизации,
г) борьба с космополитизмом.
5. Назовите не менее пяти из известных вам «направлений» внешней политики России в
1990е – 2000е годы:_______________________
Вопросы к экзамену.
1. Происхождение и ранняя история славян. Восточные славяне VIII-IX вв.
2. Норманнская теория и ее критика.
3. Киевская Русь в IX – первой половине XI в.
4. Политический и социально-экономический строй русских земель во второй половине XI – первой трети XIII в.
5. Культура и быт домонгольской Руси.
6. Установление ордынского ига и его последствия (1243-1304 гг.).
7. Борьба Москвы и Твери за Великое княжение Владимирское. Иван Калита. Причины возвышения Москвы.
8. Новый этап борьбы за политическое главенство на Руси. Дмитрий Донской. Феодальная война второй четверти XV в.
9. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы (вторая половина XV – первая треть XVI в.). Освобождение от ордынского ига.
10. Россия в правление Ивана Грозного. Реформы 50-х гг. XVI в. Опричнина и её последствия.
11. Россия в период Смутного времени.
12. Социально-экономическое развитие после «смуты». Соборное уложение 1649 г.
13. Эволюция государственного строя в XVII в. Церковный раскол. Народные движения.
14. Внешняя политика России при первых Романовых.
15. Русская культура XV-XVII вв.
16. Реформы Петра I и оформление абсолютизма. Внешняя политика Петра I.
17. Россия в эпоху дворцовых переворотов.
18. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II. «Просвещённый абсолютизм».
19. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.
20. Внутренняя и внешняя политика Александра I и Николая I.
21. Общественное движение в России в первой половине XIX в. Декабристы. Западники и славянофилы. Утопический социализм.
22. Культура России XVIII – первой половины XIX в.
23. Либеральные реформы Александра II. Отмена крепостного права.
24. Социально-экономическое развитие пореформенной России.
25. Контрреформы Александра III. Консервативное реформаторство С.Ю. Витте. Экономическая модернизация конца XIX – начала ХХ вв.
26. Общественное движение в России во второй половине XIX в. Консервативные, либеральные и радикальные течения. Распространение марксизма в России.
27. Революция 1905-1907 гг.
28. Россия в 1907-1917 гг. Реформы П.А. Столыпина. Первая мировая война.
29. Культура России во второй половине XIX – начале XX в.
30. Внешняя политика России во второй половине XIX – начале XX в.
31. Революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю.
32. Гражданская война: причины, этапы, итоги.
33. Политика «военного коммунизма».
34. Становление советской государственности. Образование СССР.
35. Новая экономическая политика.
36. Формирование тоталитарной системы в СССР 1920-1930-х гг.
37. Социально-экономическая модернизация страны в конце 1920-х – 1930-е гг. Индустриализация и коллективизация.
38. Внешняя политика СССР в 1920-1930-х гг. и накануне Великой Отечественной войны.
39. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
40. Наука и культура в 1917-1945 гг.
41. «Апогей сталинизма»: социально-экономическое развитие и общественнополитическая жизнь в 1945-1953 гг.
42. Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. Начальный этап «холодной войны».
43. Советский Союз в 1953-1964 гг. Реформы Н.С. Хрущева.
44. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в 1965-1985 гг.
45. Внешняя политика СССР в 1953-1985 гг. Кризисы «холодной войны» и разрядка.
46. Экономические и политические преобразования периода Перестройки. «Новое политическое мышление». Распад СССР.
47. Наука и культура в 1945-1991 гг.
48. Российская Федерация в 1990-е годы. Экономические реформы. Становление новой российской государственности.
49. Внешняя политика России в 1992-2015 гг.
50. Российская Федерация на современном этапе (2000-2015 гг.)
Таблица 7.
Шкала перевода баллов в оценки
Баллы | Оценка |
61-75 | «удовлетворительно» |
76-90 | «хорошо» |
91-100 | «отлично» |
11. Образовательные технологии.
Таблица 8.
№ | Модули и темы | Форма занятий | Наименование технологии |
Модуль 1
1.1
Введение
1.2
Древняя Русь IX-XIII веков
1.3
Образование и развитие единого Российского государства в XIV-XVI
веках
1.4
Россия в начале Нового времени
1.5
Российская империя в XVIII веке
1.6
Россия в первой половине XIX века
Модуль 2
2.1
Россия в эпоху буржуазной модернизаци
2.2
Общественная мысль и общественное движение в России в XIX веке
2.3
Противоречия в развитии страны на рубеже XIX-ХХ веков
2.4
Россия в начале ХХ века. Нарастание общенационального кризиса
2.5
Революция и гражданская война (1917-1922 гг.)
3.1
СССР в 1920-х – первой половине 1940-х гг.
3.2
Советский Союз в 19451991 гг.
3.3
Современная Россия
По теме 1.1 читается вводная лекция. Целью ее является ознакомление студентов с предметом, методологией и традиимя науки, а также основными требованиями к изучению курса. Вводная лекция предполагает монологическое исполнение. В конце лекции преподавтель оставляет время для ответов на вопросы.
По темам 2.4 и 3.2 предполагается чтение информационных лекций. В первом случае это объясняется как правило слабыми знаниями этого периода русской истории, во втором случае чрезвычайно большим по хронологии и информационно насыщенным периодом. При чтении лекции используется объяснительно-иллюстративный способ изложения материала.
Большая часть лекций по темам 1.2-1.4, 1.6, 2.2, 2.3, 3.1 являются проблемными. Преподаватель в ходе лекции обращает внимание студентов на серьезные научные проблемы в изучении отечественной и отчасти мировой истории. Лектор раскрывает содержание каждой проблемы, называет историков занятых ее разрешением, показывает практическую значимость достижений историков, показывает вклад в решение проблем историков Тюменского государственного университета. Целью таких лекций является пропаганда научных достижений, возбуждение интереса у молодежи к реферативной деятельности и другой самостоятельной работе. Как правило такая лекция сопровождается иллюстративным материалом в виде презентаций.
Интерактивные лекции по темам 1.5, 2.1, 2.5 и 3.3 определены не случайно. В XVIII-XX вв. по сути были определены контуры современной России, она встала на путь европейского развития. Революция и гражданская война открыли путь активной модернизации страны. XXI в. требует ретроспективного диалаога, он непосредствеенно «переживается» современным человеком. Интерактивная лекция сложна в своем исполнении. Она требует не только высокой квалификации педагога, но и наличие у него хорошего контакта с аудиторией, а у последней искреннего интереса к проблематике. Разговор участников с лектором и друг с другом может состояться в различных формах, выбор которых зависит от преподавателя, и с применением документального материала полученного в режиме онлайн.
Из 18 семинарских занятий 7 по темам 1.2-1.5, 2.2 и 3.1 проводятся в форме развернутой беседы. Цель занятия закрепить полученные на лекции знания, вовлечь в обсуждение вопросов наибольшее число студентов. Активизация студентов обеспечивается заранее продуманными логически взаимосвязанными вопросами, апелляцией к их личному опыту, концентрацией внимания на демонстрации схем и фрагментов видеофильмов. В качестве контроля усвоения знаний предусмотрен краткий тренинг по идентификации типа политической системы в той или иной стране, степени развития гражданского общества.
Семинарское занятие по теме 1.1 проходит в виде практикума. Цель занятия – закрепление знаний, отработка навыков работы с источниками и учебными текстами. Студенты разбиваются на группы по 3-4 человека. В группах занимаются конспектированием, работой с терминологией, рецензированием учебных текстов. Затем на общем форуме обмениваются впечатлениями от проделанной работы.
Семинарское занятие по теме 2.4 проходит в виде форума. Цель занятия – закрепление знаний, отработка навыков ведения дискуссии и теоретического анализа. Три студента, признающие консервативную, либеральную или социалистическую перспективу будущего России, и напротив отвергающие оппонентов делают обзорные доклады, обозначают проблемные точки. Все студенты участвуют в их обсуждении. Затем группа делится на три части: консерваторов, либералов и оциалистов и каждая из них пытается в виде тезисов представить три сценария развития событий по предмету форума.
Два семинарских заннятия по теме 2.5 проходят в интерактивной форме. Цель занятий закрепить полученные на лекции знания, вовлечь в обсуждение наиболее актуальных вопросов российской истории наибольшее число студентов. Интерактивная составляющая выражается в виде проведения круглых столов «Революция 1917 г. в восприятии потомков» и «Альтернативы гражданской войны в России» с приглашением преподавателей кафедры отечественной истории, студентов других социальногуманитарных направлений, представителей политических партий и СМИ. Предварительно студенты осуществляют сбор информации по названным выше вопросам, в том числе опрос населения, и готовы к кратким сообщениям. В качестве контроля усвоения знаний предусмотрено составление типичных портретов представителей тех или иных политических групп, элит, типов политических лидеров и эссе «Возможные альтернативы приходу к власти большевиков».
Семинарское занятие 3 по теме 3.2 проходит в форме ролевой игры. Цель занятия состоит в освоении определенных ролей и отработке навыков принятия решений в рамках процесса «перестройки», развернувшейся в СССР во второй половине 1980-х годов. Технология состоит в том, что студенты делятся на группы в соответствие с ролями: правительственный лагерь, коммунисты-консерватеоры, демократы, патриотическая общественность и др. Преподаватель выступает арбитром в возможных столкновениях и осуществляет экспертные функции. По докладу одного из студентов, который составляется на основе основных положений из речей М.С. Горбачева, проходит минидискуссия.
12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
12.1. Основная литература
1) История России: учебник [Электронный ресурс] / под ред. Г.Б. Поляк. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2015. 687 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=115299&sr=1 (дата обращения: 03.02.2017).
2) Кузнецов, И.Н. История: учебник для бакалавров [Электронный ресурс]. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. 576 с.
URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450757 (дата обращения: 03.02.2017).
3) Матюхин, А.В. История России: учебник [Электронный ресурс] / А.В. Матюхин, Ю.А. Давыдова, Р.Е. Азизбаева; под ред. А.В. Матюхина. 2-е изд., стер. М. : Университет «Синергия», 2017. 337 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455427 (дата обращения: 03.02.2017).
12.2. Дополнительная литература
1) Рябов, П.В. История русского народа и российского государства (с древнейших времён до начала XX века) [Электронный ресурс]: в 2 т. М.: Прометей, 2015. Т. 1. 424 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438602 (дата обращения: 03.02.2017).
2) Рябов, П.В. История русского народа и российского государства (с древнейших времён до начала XX века) [Электронный ресурс]: в 2 т. М.: Прометей, 2015. Т. 2. 324 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438604 (дата обращения: 03.02.2017).
3) История России: учебник / А.С. Орлов [и др.]. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. - 528 с.
4) Мунчаев Ш.М. История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2013. - 752 с.
12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
13.1. Электронные библиотечные системы.
1) Электронно-библиотечная система-Университетская библиотека «Онлайн»: http://biblioclub.ru.
2) Электронно-библиотечная система «Znanium.com»: http://znanium.com.
3) Электронно-библиотечная система «Архив научных журналов»: http://archive.neicon.ru/xmlui.
4) Электронно-библиотечная система «E-library»: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
13.2. Электронные библиотеки.
1) Межвузовская электронная библиотека (МЭБ): https://icdlib.nspu.ru 2) Электронная библиотека «Гумер»: http://www.gumer.info.
3) Электронная библиотека «ibooks»: http://ibooks.su./
4) Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/ussr.htm
5) Электронная библиотека по гуманитарным, экономическим и юридическим дисциплинам: http://www.jourclub.ru.
13.3. Электронный каталог Информационно-библиотечного центра ТюмГУ: http://www.tmnlib.ru/jirbis/index.php?option=com_irbis&Itemid=300.
14. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.
Для освоения дисциплины необходимы: компьютеры, проектор для демонстрации презентаций, программы для электронного практикума, доступ в интернет студентам для выполнения самостоятельной работы, географические карты Тюменской области, базовые учебники и пособия в университетской библиотеке.
15. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.
Успешное освоение дисциплины требует посещения всех лекций и семинарских занятий. Пропуски занятий при желании успешной сдачи экзаменов не допускаются. Студентам рекомендуется готовиться к лекции заранее путем повторения прежнего лекционного материала, который будет проверен и оценен с помощью опросов или коллоквиума. Кроме того, перед лекцией стоит прочесть раздел в учебнике, соответствующий новой теме. Это позволит воспринимать лекцию не как рутинную информацию, а как проблемный текст, вступать по приглашению лектора в дискуссию. Есть смысл лекцию конспектировать, так как в процессе запоминания задействуется визуальная память. К тому же на прослушивание аудиозаписи лекции в последующем уходит много времени. Конспект лекции целесообразно размещать на листах бумаги с широкими полями. Это позволит сделать необходимые записи при подготовке к семинарскому занятию, отметить неясные места.
1. Характеристика выполнения обязательных видов самостоятельной работы студентов.
1.1. Проработка лекций. Лекционный материал спланирован так, что включает в себя все основные вопросы к зачету. Лекции в обязательном порядке конспектируются студентами и заучиваются. Проверка усвоения лекционного материала осуществляется преподавателем напрямую через блиц-опросы и косвенно через ответы на семинарских занятиях.
1.2. Подготовка к семинарскому занятию зависит от технологии, которая на нем применяется. Чаще всего студенты готовят к семинарскому занятию доклады. Доклад – это устная презентация комплексного анализа литературы по определенному вопросу, вынесенному на семинарское занятие. Занятие одними докладами не решает проблему высокого рейтинга студента по предмету. Пожалуй, большее значение здесь имеет активная работа на семинаре: выступление с оппонированием, дополнениями в виде озвучивания позиций отдельных авторов, статистического, биографического и другого справочного материала. Ценится рецензирование доклада, уточняющие вопросы сформулированные студентами, но особенно вопросы поддерживающие дискуссию, раскрывающие какой-то новый аспект проблемы.
1.3. Написание эссе заключается в изложение поставленной проблемы, кратком описание ее решения. Эссе пишется по изученной накануне литературе. Оформление эссе: титульный лист с указанием темы эссе и Ф.И.О. автора, номера группы; основная часть, список изученной литературы. Объем эссе не более 5 страниц, написанных на листах формата А-4, сброшюрованных при помощи скоросшивателя.
1.1. Реферат пишется студентов в течение семестра. Требования к содержанию работы: соответствуют выбранной теме, имеет внутреннее единство, строгую логику изложения, смысловую завершенность раскрываемой темы, научность языка. Работы сдается преподавателю по электронной почте. К тексту в 10-15 страниц предъявляются следующие технические требования:
• текстовый процессор: Microsoft Word (OpenOffice Writer). шрифт «Times New Roman», кегль – 14.
• язык – русский.
• отступ абзаца: слева – 0; справа – 0; первая строка – 1,25 см.
• интервал абзаца: перед – 0; После – 0; пежстрочный интервал – полуторный.
• первый страница реферата: по центру – название оаганизации, тема, Ф.И.О., номер группы, Ф.И.О. и должность руководителя, место и время.
• текст реферата: форматирование – по ширине.
• размер страницы – А4, ориентация листа – «книжная».
• поля страницы: верхнее – 2 см.; нижнее – 2 см.; левое – 3 см.; правое – 1,5 см.
2. Характеристика выполнения дополнительных видов самостоятельной работы студентов.
2.1. Конспектирование первоисточников приводит к созданию краткого, но по существу верного изложения оригинального текста, выполняется на листах А 4. Оно предполагает развитие культуры работы с первоисточником, способствует развитию памяти и точному выражению мысли.
2.2. Презентация – электронный документ, который создается в в PowerPointв виде ленты слайдов. По содержанию презентация – это краткое изложение того или иного вопроса лекции, выступления на семинаре, наброски любой речи, где отражается самое главное. Она помогает выступающему сохранять сюжетную линию, а слушателям воспринимать информацию равно как по слуховому, так и зрительному каналу. Использование цветового фона, схем, графиков, иллюстраций в виде рисунков, фото, анимации способствует лучшему запоминанию текста. Изготовление презентации – идеальный способ прочно запомнить информацию самому автору. Структура презентации: не менее 15 слайдов; первый слайд содержит название темы доклада (проекта), Ф.И.О. автора, номер группы; последующие слайды раскрывают тему; последний содержит список литературы.
2.3. При заполнении или составлении таблиц как правило проводиятся сравнения исторических событий и явлений. Здесь следует придерживаться следующего алгоритма:
1) Проанализируйте событие или явление, выделите линии сравнения.
2) Определите черты сходства и различия.
3) Если возможно, выделите этапы в явлении, определите, что изменилось в этих этапах, а что осталось без изменений.
4) Сделайте все необходимые выводы из проведенного сравнения.
2.4. При подготовке рецензии рекомендуется придерживаться следующей структуры:
1) Актуальность темы, её значение для изучения курса истории;
2) Задачи, которые ставит перед собой автор статьи;
3) Источниковая база автора (например, законодательные источники, переписка и т.д.);
4) Структура статьи с указанием основных аспектов, о которых пишет автор;
5) Основные выводы с их аргументацией; 6) Ваше мнение относительно статьи и выводов автора.
3. Характеристика работы студентов с контрольно-измерительными материалами.
3.1. Среди предложенных контрольных работ есть одна связанная схарактеристикой исторической личности, для ее выполнения необходимо учитывать следующее:
1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
2. Задачи, которые стремится решать исторический деятель, и методы их решения.
3. Интересы какого класса (страты) выражает исторический деятель.
4. Портрет: изображение, словесный (по воспоминаниям современников); описание черт характера (по воспоминаниям современников), значение его личных качеств. 5. Оценка результатов деятельности исторической личности.
3.2. Письменный опрос направлено на исчерпывающую проверку и закрепление знаний полученных студентами в рамках каждого модуля. Формы вопросов разнообразны и в виде образцов приводятся в пункте 10.3.
[1] Содержание дисциплины соответствует приведенному в базовом УМК: Бакулина Т.И., Бирюков А.А. История. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов неисторических направлений (специальностей) очной формы обучения [Электронный ресурс]. Тюмень, 2015. Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru (дата обращения: 16.10.2016).
ИСТОРИЯ РОССИИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 05.03.06 Экология и природопользование (уровень «академический бакалавриат») очной формы обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
от __.__.2017
Содержание: УМК по дисциплине «История России» для студентов направления 05.03.06 Экология и природопользование (уровень «академический бакалавриат») очной формы обучения
Автор: Панарин Сергей Михайлович Объем: 36 стр.
Должность | ФИО | Дата согласования | Результат согласования | Примечание |
Заведующий кафедрой политологии | Анкушева Ксения Александровна | 10.02.2017 | Рекомендовано к электронному изданию | Протокол заседания кафедры от 10.02.2017 № 8 |
Председатель УМК Института наук о Земле | Столярова Ольга Александровна | __.__.2017 | Согласовано | Протокол заседания УМК от __.__.2017 № 0 |
Директор ИБЦ | Ульянова Елена Анатольевна | __.__.2017 | Согласовано | __.__.2017 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт истории и политических наук Кафедра отечественной истории
Панарин С.М.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 05.03.06 Экология и природопользование (уровень «академический бакалавриат») очной формы обучения
Тюменский государственный университет
2017
Панарин С.М. История России. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 05.03.06 Экология и природопользование (уровень «академический бакалавриат») очной формы обучения. Тюмень, 2016, 36 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История России [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой отечественной истории. Утверждено врио директора ИИиПН.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Анкушева Ксения Александровна, к.и.н., заведующий кафедрой отечественной истории Института истории и политических наук ТюмГУ.
© Тюменский государственный университет, 2017.
© Панарин Сергей Михайлович, 2017.
I. Пояснительная записка.
1.1. Цели и задачи дисциплины.
Цель курса – сформировать у студентов систематизированное представление об основных концепциях и содержании истории России.
Задачи курса:
1) дать представление о структуре и содержании предмета история;
2) раскрыть сущность основных категорий и концепций истории;
3) выявить место и роль России в истории мировой цивилизации;
4) усвоить содержание и развить способности к критическому осмыслению основных исторических событий и явлений;
5) охарактеризовать содержание и направленность политических, социальноэкономических и духовных процессов;
6) сформировать ценностные ориентации и убеждения студентов на основе осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма и патриотизма;
7) выработать умение применять приобретенные знания на практике.
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Дисциплина «История России» относится к базовой части блока Б 1 учебного плана. Для ее освоения студентам необходимо использовать знания, умения и навыки, сформированные в ходе школьного образования по истории, мирой художественной культуре, обществознанию. С этими дисциплинами предлагаемый курс взаимосвязан содержательно и методологически. В то же время, знания, полученные в ходе усвоения предметного поля дисциплины «история», необходимы для изучения таких курсов, как «философия», «социология», «экономика».
Прежде чем приступить к освоению программы курса «История России» студент должен обладать:
• знанием основных положений и закономерностей исторической науки, способностью на их основе представить адекватную современному уровню знаний картину мира;
• способностью выявить сущность общественных проблем и использовать эти знания в учебной работе;
• способностью понимать необходимость применения тех или иных методов для анализа исторических проблем;
• должен знать, что обязан посетить все лекции и семинарские занятия;
• должен предоставить на кафедру не позднее двух недель до даты начала сессии реферат.
Таблица 1.
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.
Семестр
№ п/п | наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||
1.1 | 1.2- 1.3 | 1.4- 1.5 | 1.6 | 2.1 | 2.2- 2.3 | 2.4- 2.5 | 3.1 | 3.2- 3.3 | ||
1 | философия | + | + | + | ||||||
2 | социология | + | + | + | + | + | ||||
3 | экономика | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.
В результате освоения ОП выпускник должен обладать способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиций (ОК-2).
1.4. Перечень планируемых результатов по дисциплине.
По окончании изучения дисциплины студент должен:
1) знать
ü ключевые понятия и основные факты российской истории;
ü движущие силы и закономерности исторического процесса;
ü роль экономических, социальных и культурных факторов в российской истории;
ü основные источники, содержащие идеи об этапах исторического процесса и организации российского общества.
2) уметь
ü находить зависимости между историческими фактами;
ü самостоятельно оценивать исторические события;
ü применять знания для отбора нужных исторических источников;
ü применять научные категории для анализа исторической ситуации; ü уважать культурные традиции нородов;
ü излагать свою мировоззренческую позицию.
3) владеть
ü понятийно-категориальным аппаратом исторической науки;
ü навыками анализа исторических источников и реферирования научных текстов;
ü культурой историческогомышления;
ü приемами критики несостоятельных исторических исследований.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 академических часов, из них 76,65 часа, выделенных на контактную работу с преподавателем (36 – лекции, 36 – практика, 4,48 – иные виды контактной работы: консультации по дисциплине, индивидуальные консультации, консультация перед экзаменом, экзамен), 67,52 часа, выделенных на самостоятельную работу.
3. Тематический план.
Таблица 2.
№ | Тема | Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Модуль 1
Всего
Модуль 2
Всего
Модуль 3
Всего
Итого (часов, баллов):
Из них в интерактивной форме
*Самостоятельная работа, включая иные виды контактной работы (консультации по дисциплине).
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля.
Таблица 3.
№ темы |
Устный опрос
Письменные работы
Дата: 2018-11-18, просмотров: 202.