Преддошкольный период (ясельный, малышковый возраст) ограничивается временем от 1 года до 3 лет. Это крайне интересный и важный этап в жизни ребенка, в формировании функциональных особенностей его здоровья и личности.
Темпы физического развития начинают уменьшаться. В среднем масса тела увеличивается при мерно на 2-2,5 кг, а рост на 8-12 см. Типичен внешний вид ребенка ясельного возраста: хорошее развитие подкожно-жирового слоя, короткие конечности, физиологический шейный лордоз, выступающий живот. Активными темпами имеет нервно-психическое развитие ребенка. Совершенствуются моторные навыки, хотя координация движений оставляет желать лучшего (функциональная незрелость мозжечка):
- в 1,5 года ребенок бегает, поднимается по лестнице, придерживаясь за перила, перешагивает через препятствия приставными шагами, складывает домик из кубиков, пытается рисовать, сам ест жидкую пищу
- в 2 года спускается по лестнице сам, любит прыгать, лазать, рисует овальные линии, частично снимает и одевает одежду
- в 3 года танцует, собирает мозаику, сам одевается (застегивает пуговицы, шнурует ботинки)
Со второго года жизни ребенок вступает в период, когда он энергично осваивает окружающее пространство. Подражая взрослым, он четко проявляет индивидуальные черты характера, активно вступает в контакт с окружающим миром, взрослыми, детьми, очень любознателен и подвижен. Учитывая плохую координацию движений, еще не развитое абстрактное мышление (плохо представляет себе, что может случиться) и отсутствие жизненного опыта, крайне высок риск травматизации ребенка данного возраста, поэтому в этом периоде ребенка никогда нельзя оставлять одного. Для адекватного физического развития ребенка данного возраста необходима достаточная двигательная активность: регулярные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры (а не сидение в коляске). Игра ребенка преддошкольного возраста носит ярко выраженный предметный характер, в которой находят отражение наблюдаемые действия (кормит куклу, строит ворота), обычно не нуждается в компаньоне для игры (достаточно игрушек).
Каждый ребенок уникален, и в зависимости от типа нервной системы на сон отводится 15-12 часов (днем 2-3 часа). Очень полезны массаж, ЛФК, закаливающие мероприятия.
Развивается как понимание речи – с каждым днем расширяется запас понимаемых слов, так и активная речь. Вначале ребенок пользуется отдельными облегченными словами (говорит на «своем языке»), к концу второго года жизни появляются двухсловные предложения (обычно это существительное и глагол). К третьему году жизни ребенок строит предложения из 3 слов, появляются прилагательные и местоимения, вопросы «когда, где», словарный запас составляет несколько сотен слов. В процессе сенсорного развития учится отличать предметы по форме, величине и цвету (различает 4 основных цвета).
Дыхательная система еще не достигла своего совершенства. Дети довольно часто болеют ЗВДП, бронхитами, что связано и с низким иммунитетом. Отмечается физиологический аденоидит, что при минимальном воспалительном процессе носоглотки приводит к стойкому и длительному нарушению носового дыхания. Частым осложнением ЗВДП является отит. Поэтому особенно важными в преддошкольном возрасте представляются оздоровительные мероприятия (закаливание, массаж, витамино- и фитопрофилактика).
Со стороны ЖКТ отмечается снижение потребности в питании и как следствие снижение аппетита, функциональная незрелость пищеварительной системы диктуют необходимые ограничения в питании: исключение в рационе трудноусваиваемых продуктов (грибы, орехи, баранина, гусятина), острых приправ (майонез, кетчуп, горчица), маринадов, жареного, копченого, соленого. Суточная калорийность рациона должна составлять 100 ккал/кг, питание 4-х разовое, на завтрак и ужин должно приходиться 25% от общей калорийности, на обед 35% и на полдник 15%. Очень полезны для оптимального роста и развития ребенка продукты, богатые животным белком (мясо, рыба, молочные продукты – творог, сыр, яйца), жиры в основном должны поступать в виде полиненасыщенных жирных кислот, необходимо достаточное количество свежих овощей и фруктов. А вот легкоусваиваемыми углеводами (кондитерские и хлебобулочные изделия) злоупотреблять не желательно (повышается риск развития обменных нарушений вплоть до сахарного диабета и ожирения, аллергических реакций и кариеса зубов). Очень важно, чтобы питание ребенка было разнообразным, необходимо приучать ребенка к разным блюдам, кусочковой пище (к 2 годам у малыша уже есть 16-20 молочных зубов).
Малыш начинает сознавать, что он – личность, настойчиво стремиться к независимости. Необходимо поощрять желание ребенка помогать взрослым. Прививать необходимые привычки: умываться, чистить зубы и одеваться утром и вечером, мыть руки перед едой и после прогулки, аккуратно кушать, быть опрятным, убирать игрушки и т.д. Стоит предоставлять малышу возможность принимать самостоятельные решения. При этом ребенок должен чувствовать, что его любят и он заслуживает любви. Именно уверенность в этом помогает ему быть эмоционально устойчивым и сохранять это качество вне дома.
Очень важным и ответственным этапом в жизни ребенка является поступление в детский сад. Стресс, который переживает малыш при смене привычной обстановки, распорядка дня и окружения сравним с переживанием космонавта, выходящего на орбиту. Для смягчения периода адаптации ребенка к поступлению в ДДУ рекомендуется как минимум за 2-3 недели приблизить распорядок дня и режим питания ребенка к детсадовскому, расширить круг общения ребенка как со взрослыми, так и с детьми, желательно завести знакомства с детьми из той группы, которую будет посещать малыш. В первые дни посещения детского сада оставлять ребенка на полдня, дать любимую игрушку, пижаму (атрибуты дома). К моменту начала посещения детского сада желательно, чтобы ребенок владел навыками самоухода: сам одевался и раздевался, ел, умел пользоваться горшком, избавился от отрицательных привычек (сосание соски-пустышки, засыпание с укачиванием и пр.).
Перед поступлением в ДДУ ребенок должен быть осмотрен следующими специалистами: невропатолог, хирург, ЛОР-врач, окулист, стоматолог и дерматолог; сдает анализы: клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на яйца глистов, соскоб на энтеробиоз; делает все необходимые по возрасту прививки. Заключение о возможности посещения ребенком детского сада дает врач-педиатр.
Дети дошкольного возраста – это дети от 3 до 7 лет. В этом периоде жизни ребенка продолжает активно развиваться костно-мышечная система: нарастает масса крупных мышц, развивается скелет, ребенок становится боле гибким, ловким, выносливым. После 5 лет значительно улучшается координация движений, что дает ребенку возможность с хорошими результатами заниматься многими видами спорта (гимнастика, плавание, легкая атлетика), танцами. В возрасте 4-6 лет происходит первое вытяжение, которое приводит к изменению пропорций тела ребенка: вытягиваются конечности, уменьшается подкожно-жировой слой, ребенок как бы визуально худеет, хотя и продолжает активно расти. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов на постоянные.
Заканчивается первичная дифференцировка нервных клеток ЦНС. Значительно развивается интеллект (абстрактное и ассоциативное мышление, логика), улучшается память, мелкая моторика (ребенок хорошо рисует, лепит, собирает мозаику), большее время может эффективно заниматься умственной работой. Расширяются внешние контакты ребенка, словарный запас составляет в 5 лет более 2000 слов, речь становится более выразительной благодаря использованию прилагательных и деепричастных оборотов. Игра дошкольника постепенно становится ролевой, ассоциативной («дочки-матери», «магазин», «больница»), он уже нуждается в сверстниках для организации активной и интересной деятельности, спешит завести друзей. С 3-хлетнего возраста дети знают о своей половой принадлежности, а в более старшем возрасте, начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек, предпочтения при выборе игр и занятий. Личность ребенка формируется под воздействием того, как к нему относятся окружающие его люди и в первую очередь родители. Для ребенка дошкольного возраста родители – главные люди не земле, их авторитет вне критики. Очень важно с честью оправдывать, оказываемое ребенком доверие, воспитательные моменты всегда подкреплять личным примером, не забывать говорить о своей любви (даже если ребенком совершен предосудительный проступок). В этом возрасте морально-нравственные взгляды ребенка формирует его семья (то, что сказала мама хорошо), там же приобретаются основные привычки (предпочтения в еде, виде отдыха, распорядок дня). Дети дошкольного возраста уже осознают, что пока очень беспомощны в этом большом мире без помощи взрослых, поэтому очень важно сформировать для ребенка привычный уклад жизни, где события им прогнозируемы (сначала завтрак, потом прогулка, затем игра). Это правило поможет снизить риск невротических расстройств и отклонений в поведении дошкольника, которые часто развиваются в этом возрасте. Для рационального воспитания ребенка помимо личного примера требуется и наказания за плохое поведение. Следует обратить внимание родителей, что для получения воспитательного эффекта необходимо следующее: наказание должно сразу следовать за проступком, сила воздействия должна соответствовать серьезности вины, при наказании ребенка родители должны четко представлять цели наказания (эмоциональная реакция может только ухудшить ситуацию). Физические методы наказания недопустимы, т.к. унижают личность ребенка (возможно детям раннего возраста показать, как может быть больно кошке или братику, когда ребенок делает с ними тоже, что в настоящую минуту испытывает он).
С возрастом ассортимент пищевых продуктов и блюд на столе ребенка значительно расширяется и дошкольник уже питается за общим столом за исключением конченых, жареных, маринованных и острых блюд. Калорийность суточного рациона составляет около 2000 ккал при 4-х разовом питании. Продолжительность ночного сна составляет около 10 часов, дневного около 2 часов.
В дошкольном возрасте ребенок регулярно (не реже 1 раза в год) проходим, профилактический осмотр с участие врачей специалистов, сдает анализы крови и мочи, делает прививки согласно календарю. Данной работой занимается участковая медсестра детской поликлиники, если ребенок не посещает ДДУ или медсестра детского сада. Они же дают ребенку и его родителям рекомендации по проведению закаливания, профилактике инфекционных и соматических заболеваний, витаминотерапии, способах стимуляции физического и нервно-психического развития, рациональном питании
Очень важным моментом является подготовка ребенка к поступлению в школу. 6-8 лет – оптимальный возраст для начала обучения в школе. Готовность ребенка к школьному обучению определяет медико-педагогическая комиссия. Основными функциональными (физиологическими) критериями готовности организма ребенка к обучению в школе являются:
К группе риска по готовности к школьному обучению относятся дети с хроническими заболеваниями, особенно с частыми обострениями в течение года; при наличии функциональных отклонений (логоневроз, нарушение осанки, зрения, сосудистая дистония). Родители должно четко представлять себе, что важны не срок, когда ребенок пойдет в школу, а его успешность как ученика и личность при обучении. Лучше сначала решить имеющиеся у ребенка проблемы со здоровьем, повысить качество психофизических показателей, чем долгое время решать возникающие трудности в обучении и бороться с комплексами неполноценности. Порой в течение всей жизни.
Контрольные вопросы по теме:
1. Расскажите об особенностях развития ребенка раннего и дошкольного возраста
2. Перечислите основные требования к организации рационального питания и распорядка дня ребенка раннего и дошкольного возраста
3. Расскажите об основных правилах подготовки ребенка к поступлению в ДДУ
4. Какие Вы знаете мероприятия по смягчению адаптации ребенка при поступлении в ДДУ?
5. Расскажите о принципах формирования гигиенических навыков у ребенка дошкольного возраста
6. Назовите критерии готовности ребенка к школьному обучению
Лекция № 7
Период школьного возраста
Школьный возраст делится на младший – 7-12 лет и старший – 13-18 лет.
Младший школьный возраст.
У детей младшего школьного возраста масса тела увеличивается в среднем на 3-3,5 кг в год. Затем период относительно стабильного роста заканчивается препубертатным скачком или «вытягиванием» у девочек приблизительно в возрасте 10-11 лет, у мальчиков – 12-13 лет (в это возрасте большинство девочек опережают по своему физическому развитию и силе мышц мальчиков). В младшем школьном возрасте чаще своего выявляются недостатки в физическом развитии: занятия в школе в значительной степени ограничивают двигательную активность, часто туловище на длительное время фиксируется в неправильном положении, что при недостаточном обеспечении гигиенических условий (плохо подобранная школьная и домашняя мебель, недостаточное освещение и др.) и еще сохранившейся гибкости костей позвоночника, ведет к нарушению осанки и зрения (сколиоз, миопия). Очень полезны для школьников занятия физкультурой и спортом, регулярное достаточное пребывание на свежем воздухе. В 12 лет ребенок может успешно заниматься всеми видами спорта за исключением тяжелой атлетики и конькобежного спорта (негативное влияние на осанку и недостаточное еще развитие мускулатуры). Уже упоминалось, что биологическая зрелость ребенка определяется по костному возрасту, в частности, у школьников, по срокам прорезывания постоянных зубов. К возрасту 12 лет у детей должно быть в среднем 25 постоянных зубов.
К 6-8 годам заканчивается созревание большей части коры головного мозга, формируются активные тормозные процессы, легко вырабатываются сложные условные рефлексы. Двигательная функция развита достаточно хорошо, ускоренно развиваются сложные координированные движения мелких мышц, что позволяет успешно осваивать тонкие движения руками, необходимые при письме, рисовании, моделировании и др. К 12 годам двигательная область коры головного мозга становится вполне сходной по строению с таковой у взрослых, заканчивается формирование периферической нервной системы. Происходит освоение более сложной деятельности и игр, требующих совершенствования двигательных и мышечных навыков. Ускоренными темпами развиваются такие качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость. Словарный запас постепенно приближается к взрослому, устная речь более выразительна и логически развита, ребенок успешно овладевает навыками чтения и письма. Для высшей нервной деятельности характерны стабилизация тех отношений, которые были достигнуты до 7-летнего возраста и идет их дальнейшее развитие. Однако еще отсутствуют возможности длительного сосредоточения, самоконтроля и самокритики, преобладают, в основном игровые элементы деятельности. Мальчики, как правило, менее готовы к пассивной роли учеников, чем девочки. Период с 8 до 12 лет считают наиболее спокойным в развитии высшей нервной деятельности. У детей улучшается память, повышается интеллект и волевые качества. Обучение школе дисциплинирует их, приучает к самостоятельности, умению следовать не только своим интересам, но и уступать чужим. В этом возрасте у ребенка формируются чувство долга, ответственности. У ребенка младшего школьного возраста уже появляются любимые виды деятельности, которые заполняют его досуг (хобби). Очень важным моментом развития социальной сферы личности ребенка является формирование взаимоотношений с друзьями, в коллективе сверстников. Большинство детей этого возраста не очень уверены в своей значимости, нуждаются в признании и уважении кого-то, кроме своих родителей. Для личной успешности ребенка необходимо быть человеком, уважаемым в компании одноклассников и на это надо обратить внимание и семьи, и медиков (часто родители больше интересуются оценками ребенка в школе, нежели наличием у него психологического комфорта и уверенности в себе). Следует отметить, что обычно у детей младшего школьного возраста сохраняются моральные принципы и нравственные ценности, принятые в семье, но авторитет родителей уже не безоговорочен, т.к. ребенок становится более независимым и вне дома пытается усваивать стандарты поведения сверстников (моральные принципы других семей). С конца периода младшего школьного возраста начинается половое развитие ребенка. У девочек раньше, чем у мальчиков.
Для нормального физического и интеллектуального развития ребенка и сохранения его здоровья необходимо:
Старший школьный возраст.
Возраст с 12 до 18 лет называют старшим школьным, а период от 12 до 16 лет периодом полового развития ребенка или пубертатным периодом. Это очень важный этап в развитии человека и формировании его репродуктивной функции. Часто его называют переходным возрастом, и это справедливо, т.к. ребенок находится в промежуточном состоянии между детством и взрослой жизнью, как с физиологической, так и с психологической точки зрения (еще не взрослый, но уже не ребенок). Естественно, что проблем у детей подросткового возраста больше, чем в любом другом, за исключением, пожалуй, периода новорожденности.
Надо сказать, что сроки наступления пубертатного периода очень вариабельны и зависят:
В Северо-Западном регионе РФ периодом полового развития ребенка считается у девочек возраст 12-15 лет, у мальчиков – 13-16 лет (у девочек начало полового развития наступает раньше, чем у мальчиков). Следует отметить, что у 2/3 детей подросткового возраста их паспортный возраст не соответствует биологическому. Это является особенностью развития организма в данном возрастном периоде (вспомните юношу из романа Л.Н.Толстого «Юность», которому 15 лет и подростка из романа Ф.М.Достоевского «Подросток», которому 20 лет).
Для физического развития детей подросткового возраста характерны большие ростовые прибавки (скачек в росте), причем вначале активно растут дистальные отделы, а затем проксимальные (стопы, голень, бедро), поэтому визуально ребенок подросткового возраста (чаще мальчики) может выглядеть неуклюже. У детей меняется фигура: у девочек идет отложение подкожно-жировой клетчатки по женскому типу – бедра, живот, у мальчиков – прирост мышечный массы спины и плечевого пояса. Многие дети испытывают психологические проблемы, связанные с изменением своей внешности и фигуры («синдром гадкого утенка», дисморфофобия, неврогенная анорексия). В старшем школьном возрасте анаболические процессы значимо преобладают над катаболическими, идет активный синтез белка, окончательное строительство организма. Половое развитие ребенка связано с перестройкой в деятельности эндокринной системы. До 9-10 лет у ребенка количество женских и мужских половых гормонов в крови примерно одинаково. После 9 лет у девочек и 10 лет у мальчиков постепенно женские и мужские половые железы начинают вырабатывать все большее количество эстрогенов и тестостерона, что и обуславливает половое развитие ребенка. Очень степень его развития и соответствие по срокам с возрастными нормами мы может по вторичным половым признакам:
Вторичный половой признак | Девочки | Мальчики |
Оволосение лобка P | 12-13 лет | 13-14 лет |
Оволосение подмышечных впадин Ax | 13-14 лет | 14-15 лет |
Увеличение молочных желез Ma | С 12 лет | |
Становление менструальной функции Me | С 13 лет | |
Мутация голоса V | С 12 лет | |
Рост надгортанника («кадык») L | 12-13 лет |
Под влиянием выработки половых гормонов активизируется деятельности потовых и сальных желез (повышенная потливость, угревая сыпь, перхоть). Сроки полового развития ребенка очень индивидуальны, но мы будет говорить о необходимости консультации у эндокринолога и о задержке полового развития, если при осмотре ребенка не обнаруживаем, ни одного вторичного полового признака у девочки старше 13 лет, у мальчика старше 14 лет и о преждевременном половом развитии, если при осмотре обнаруживаем, хотя бы один вторичный половой признак у девочки моложе 8 лет и у мальчика младше 9 лет.
Перестройка эндокринной системы, когда ранее функционировавшие нейрогуморальные и ферментативные связи уже не работают, а новые находятся только в процессе создание и отработки приводит к высокой лабильности функционирования организма ребенка в целом. В данных условиях часто могут возникать разнообразные сбои, примером которых могут служить физиологические пограничные состояния подросткового периода:
- вегето-сосудистая дистония (лабильность тонуса сосудистой стенки)
- функциональные сердечные шумы, кардиалгии
- кардио-, эзофаго-, гастроспазмы
- дискинезия желчевыводящих путей
- неустойчивый стул (запоры, поносы)
- нестабильность веса, уровня сахара в крови
- нарушение овариально-менструального цикла у девочек
- латентная дефицитная анемия
- нарушения осанки, сна и прочее
Активный рост организма наряду со значительной перестройкой его функционирования приводит к снижению в этом периоде функциональных возможностей. У детей подросткового возраста снижена работоспособность, (быстрая утомляемость, дневная сонливость), они с трудом выдерживают длительные физические и умственные нагрузки. Об этом необходимо помнить всем, кто работает и общается с детьми старшего школьного возраста: родители, учителя, медицинские работники (они не ленятся, они устают). В подростковом возрасте так же резко снижается иммунитет, дети чаще болеют инфекционными заболеваниями (многие хронические инфекционные заболевания взрослого уходят своими корнями в частые рецидивирующие инфекции подросткового периода).
Старший школьный возраст – период социализации личности ребенка, формирования собственных моральных принципов и нравственных убеждений, определение жизненных целей и поиск своего места в обществе. Понятно, что задачи, которые ставит перед собой ребенок очень сложны и для взрослого, поэтому и проблем эмоционального и психологического порядка у него крайне много. Во-первых собственные моральные представления и жизненные цели подростка подчас вступают в противоречие с родительскими, поэтому очень важно для подростка не только любовь, но и уважение его личности, взглядов со стороны семьи. Ребенок находится в активном поиске себя, это пора смятения и максимализма, острой неуверенности в своих возможностях и задача всех взрослых, которые общаются с ним максимально поддержать и ободрить. Другой важной составляющей формирования личности ребенка являются его взаимоотношения со сверстниками. Большинство подростков – люди остро неуверенные в себе и остро нуждающиеся в признании и дружбе. Поэтому так часто они становятся заложниками этих отношений, слепо перенимая у кампании взгляды, поведение, стиль («лишь бы не перестали дружить со мной»). Часто именно подросток задает себе вопросы: «Есть ли за что меня уважать?», «Может ли кто-нибудь кроме родителей меня любить?». Более сложно идет процесс внутреннего формирования личности у мальчиков, т.к. они чаще ставят перед собой более серьезные жизненные цели, девочки в большинстве своем ориентированы на семейные ценности и успешность в роли жены и матери. Период полового развития – это и период психосексуального развития подростка, т.е. окончательного восприятия себя в роли мужчины или женщины (каким (ой) хочу быть в этой роли, строительство взаимоотношений с противоположным полом). Обычно более уверены в себе и успешны мальчики, у которых половое развитие идет с некоторым опережением и девочки, у которых половое развитие идет с некоторой задержкой. Частыми проблемами пубертатного периода являются нарушения сна (бессонница), аппетита (анорексия), депрессивные состояния (30% причин смерти лиц 16-19 лет – это суицид), формирование вредных привычек (табакокурение, прием алкоголя, наркотиков) – «за кампанию». Следует отметить серьезные проблемы со здоровьем и дальнейшим развитием у девочек-подростков, которые вступают в половые отношения. Обычно сексуальная активность подростков носит еще игровой характер, призвана помочь решить различные психологические проблемы (утвердиться в собственных глазах и глазах сверстников), но увы, может завершиться нежелательной беременностью, которая значимо нарушает личностные планы, абортом, заболеванием половой сферы, которые могут нарушить репродуктивную функцию.
Рекомендации детям подросткового возраста для сохранения и укрепления здоровья и нормального развития:
Контрольные вопросы по теме:
1. Расскажите об анатомо-физиологических и психологических особенностях детей младшего и старшего школьного возраста
2. Перечислите вторичные половые признаки и сроки их появления
3. Назовите наиболее актуальные психологические проблемы подросткового периода
4. Расскажите о роли медсестры в организации рационального питания, распорядка дня, профилактике формирования вредных привычек и развития заболеваний у детей школьного возраста.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
АКРОЦИАНОЗ – синюшнее окрашивание конечностей
АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД – период до рождения ребёнка
АПНОЭ – остановка дыхания
АСФИКСИЯ – состояние, которое характеризуется отсутствием дыхания или отдельными нерегулярными дыхательными движениями
АЭРОФАГИЯ – заглатывание воздуха
БЦЖ – вакцина, применяемая для вакцинации туберкулёза
ГИПЕРТОНУС – повышенный мышечный тонус
ГИПОГАЛАКТИЯ – снижение секреторной деятельности молочных желёз
ГИПОТОНИЯ – снижение мышечного тонуса
ЗАПОР – задержка стула
ИКТЕРИЧНОСТЬ – желтушное окрашивание кожи и слизистых
ИНТРАНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД – период в родах
КОПРОГРАММА – макроскопическое и микроскопическое исследование кала
ЛАКТАЦИЯ – секреторная деятельность молочных желёз
МЕКОНИЙ – первый стул новорожденного
МЕТЕОРИЗМ – вздутие живота, обусловленное повышенным газообразованием в кишечнике
МОЛОЗИВО – молоко, высококалорийное, богатое белком, минеральными солями, жиром, вырабатывается в первые дни лактации
МОЧЕКИСЛЫЙ ИНФАРКТ – повышенное выделение мочевой кислоты с мочой
НЕОНАТОЛОГИЯ – раздел педиатрии, изучающий физиологические особенности и болезни детей первого месяца жизни
ОПРЕЛОСТЬ – воспалительный процесс кожи в складках
ПАТРОНАЖ – активное посещение ребёнка (без вызова родителей) на дому
ПЕДИАТРИЯ – наука о развитии и заболеваниях детей
ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД – период после рождения
ПРИКОРМ – качественно новый вид пищи
РЕЖИМ – правильное чередование сна, бодрствования, кормления
СРЫГИВАНИЕ - пассивное забрасывание небольших количеств пищи из желудка в пищевод, в глотку и ротовую полость в сочетании с отхождением воздуха
ЦИАНОЗ – синюшность
ШКАЛА АПГАР – шкала оценки состояния новорожденного
ЭРИТЕМА – покраснение кожи
Приложение№1
Ситуационные задачи и тестовые задания
Профессиональная задача № 1
Вы, медицинская сестра детской поликлиники осуществляете первый дородовый патронаж к 20 летней беременной женщине. Во время беседы выяснилось, что беременность у женщины первая, желанная, брак зарегистрирован. Она состоит на диспансерном учёте по поводу хронического заболевания почек, работает на предприятии по производству удобрений, в цехе. Со слов женщины, через месяц ей обещали перевод из цеха на другое рабочее место. Работа суточная, питание не регулярное. До наступления беременности курила, сейчас старается этого не делать, хотя считает, что одна сигарета в день не может нанести существенного вреда ребёнку. На момент проведения патронажа состояние будущей матери удовлетворительное, беременность протекает хорошо.
Часть А.
Перечислите проблемы беременной женщины, в данной ситуации.
Расскажите об оптимальных сроках проведения 1 дородового патронажа
Часть В.
Какую дополнительную информацию необходимо собрать медсестре при проведении первого патронажа?
Составьте план сестринских рекомендаций.
Часть С.
Проведите беседу с беременной женщиной при проведении первого дородового патронажа.
Профессиональная задача № 2
Вы, медицинская сестра проводите первичный патронаж к новорожденному.
Ребёнок родился от первой нормально протекавшей беременности. Роды в срок. Закричал сразу. Оценка по шкале Апгар 8-9 баллов. Масса при рождении -3.350г,длина тела -51 см. К груди приложен сразу. Сосёт активно, молока у матери достаточно. БЦЖ проведена на 4 день. Ребёнок выписан на 5 сутки с массой 3300г. Состояние удовлетворительное. Кожные покровы, слизистые розовые, с умеренно-желтушной окраской. Пульс 130 ударов в минуту, частота дыхания 50 в минуту. Пупочная ранка под корочкой. Стул кашицеобразный, светло-жёлтый.
Часть А.
Оцените состояние ребёнка.
Часть В.
Перечислите цель и содержание первичного патронажа к новорожденному.
Часть С.
Дайте рекомендации маме по уходу за новорожденным на дому.
Профессиональная задача № 3
Вы, медицинская сестра детской поликлиники, осуществляете второй дородовый патронаж к 23 летней беременной женщине. Она состоит на учёте в женской консультации. На момент проведения патронажа состояние будущей матери удовлетворительное, беременность протекает хорошо, женщину ничего не беспокоит. Беременная просит дать ей советы по приобретению детских вещей, аптечки, организации детской комнаты.
Часть А.
Перечислите проблемы беременной женщины, в данной ситуации.
Расскажите об оптимальных сроках проведения 2 дородового патронажа
Часть В.
Составьте план сестринских рекомендаций во время проведения 2 дородового патронажа.
Часть С.
Проведите беседу с беременной женщиной при проведении второго дородового патронажа.
Профессиональная задача № 4
Вы, медицинская сестра детской поликлиники, осуществляете второй дородовый патронаж к 29 летней беременной женщине. Она состоит на учёте в женской консультации. На момент проведения патронажа состояние будущей матери удовлетворительное, беременность протекает хорошо, женщину ничего не беспокоит. Собирается выйти после родов на работу, уход за ребёнком возложить на няню, считает, что адаптированная смесь является хорошей заменой грудному молоку.
Часть А.
Перечислите проблемы беременной женщины, в данной ситуации.
Расскажите об оптимальных сроках проведения 2 дородового патронажа
Часть В.
Составьте план сестринских рекомендаций во время проведения 2 дородового патронажа
Часть С.
Проведите беседу с беременной женщиной о преимуществах естественного вскармливания для мамы и ребёнка
Профессиональная задача № 5
Вы, медицинская сестра родильного дома. При проведении утреннего осмотра ребенка 3 дней, находящегося на естественном вскармливании выявили: состояние удовлетворительное, сосет грудное молоко активно, лактация у матери достаточная, масса тела 3.400 г. (при рождении масса тела 3 600 г), стул у ребенка после каждого кормления кашицеобразный, желтый, без примесей слизи. Мама обеспокоена появлением желтушности кожных покровов.
Часть А.
Оцените состояние ребенка.
Перечислите проблемы в данной ситуации.
Часть В.
Составьте план сестринского ухода
Часть С.
Назовите причины данных состояний, укажите сроки их появления и исчезновения.
Дайте рекомендации маме по уходу за новорожденным.
Профессиональная задача № 6
Вы пришли на 1-й патронаж к новорождённому 5 дней.
После беседы с мамой выяснили: ребёнок родился от первой беременности, первых срочных родов с массой 3,500г, длиной 50см, по шкале Апгар 8/9 баллов. Беременность и роды без патологии, родители молодые, профессиональных вредностей нет, папа курил. Родители просят дать рекомендации по уходу за ребёнком.
Часть А.
Оцените состояние ребенка.
Перечислите проблемы в данной ситуации.
Часть В.
Перечислите цель и содержание первичного патронажа к новорожденному
Часть С.
Дайте рекомендации маме по уходу за новорожденным.
Профессиональная задача № 7
Вы участковая медицинская сестра. Проводите патронаж ребенку 5 дней. При осмотре ребенка обратили внимание на умеренное, симметричное увеличение грудных желез, кожа над ними обычной окраски. Со слов мамы самочувствие ребенка не нарушено, сон спокойный, грудь сосет активно, лактация достаточная, в весе прибавляет удовлетворительно. Мама обеспокоена состоянием ребёнка, просит дать рекомендации по уходу.
Часть А.
Оцените состояние ребенка.
Перечислите проблемы в данной ситуации.
Часть В.
Составьте план сестринского ухода
Часть С.
Назовите причину данного состояния, укажите сроки появления и исчезновения.
Перечислите возможные осложнения, обусловленные данным состоянием.
Дайте рекомендации маме по уходу за новорожденным.
Профессиональная задача № 8
Вы участковая медицинская сестра. При проведении патронажа к ребенку 1 мес. Выявлено: состояние ребенка удовлетворительное, масса тела 3 700 г. (при рождении 3 500 г.) получает грудное вскармливание. Мама обеспокоена тем, что в течение последнего времени ребенок капризный, засыпает с трудом, при кормлении жадно сосёт грудь, но не засыпает после кормления, а плачет, перерывы между кормлениями сократились с 3 часов до 1,5 -2 ч, общая продолжительность сна 8 часов в сутки. Стул 3 раза в день желтый кашицеобразный, без слизи.
Часть А.
Перечислите проблемы в данной ситуации.
Назовите причину данного состояния.
Часть В.
Составьте план сестринского ухода.
Часть С.
Дайте рекомендации маме по профилактике и тактике в данной ситуации.
Профессиональная задача № 9
Вы – участковая медицинская сестра детской поликлиники. При проведении осмотра мальчика 5 месяцев, находящегося на грудном вскармливании выявлено, что состояние ребенка удовлетворительное, имеет следующие показатели антропометрии – длина тела 65см, масса тела 7100 – окружность груди – 42 см, окружность головы – 42см. в полости рта прорезываются 2 нижних резца. При рождении имел массу тела 3.650,длину тела 53 см, окружность груди 35см, окружность головы 33см.
Часть А.
Оцените параметры антропометрии ребёнка при рождении
Часть В.
Оцените физическое развитие ребенка в 5 месяцев, пользуясь центильной таблицей
Часть С.
Проведите беседу с мамой по основным показателям психомоторного развития ребёнка данного возраста и питанию.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 301.