Вскармливание детей первого года жизни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

3 основных вида вскармливания:

1. Естественный – вскармливание на первом году жизни грудным молоком.

2. Смешанный – вскармливание грудным молоком и адаптированной молочной смесью.

3. Искусственный – вскармливание адаптированными молочными смесями.

Естественным вскармливанием новорожденного и ребенка грудного возраста является вскармливание грудью. Именно грудное молоко является идеальным пищевым продуктом, созданным самой природой для выкармливания ребенка. Отсутствие грудного вскармливания является экологической катастрофой.

Преимущества естественного вскармливания:

  1. Грудное молоко содержит все необходимые ингредиенты в оптимальных соотношениях Б:Ж:У=1:3:6
  2. В коровьем молоке больше белка, но он грубодисперсный (казеин), поэтому трудно расщепляется и усваивается, а белок грудного молока мелкодисперсный, практически не требует ферментов для расщепления и соответственно очень хорошо усваивается, поэтому значительно реже у грудничков развиваются аллергические реакции
  3. Белки женского молока содержат все необходимые аминокислоты
  4. Женское молоко содержит защитные антитела против различных инфекций
  5. Содержит значительно больше ненасыщенных жирных кислот, повышающих сопротивляемость к инфекциям
  6. Больше молочного сахара (лактозы), способствующего развитию мозга, нормализации микрофлоры кишечника
  7. Меньше минеральных солей по сравнению с составом коровьего молока (соли перегружают почки, способствуют в дальнейшем развитию гипертонии)
  8. Оптимальное количество витаминов, микроэлементов, ферментов
  9. Грудное молоко стерильно (ниже риск развития кишечных инфекций)
  10. Содержит лецитин, способствующий размножению клеток мозга
  11. На искусственном вскармливании закрепляется повышенная потребность в пище – риск  ожирения в более старшем возрасте.
  12. Физическое (биологическое созревание и старение) и половое развитие быстрее у искусственников, а психическое наоборот (интеллект, дарование - для их реализации необходимо вскармливание грудью не менее 6 месяцев)
  13. Ребенок накапливает (депонирует) в подкожно-жировой клетчатке лучше компоненты грудного молока и потом использует их в течение нескольких лет (для работы мозга)
  14. Сосание способствует правильной артикуляции, правильному формированию челюстно-лицевого черепа. У грудничков реже нарушения речи.

До сих пор огромное количество нутриентов грудного молока не расшифровано (например, таурин нужен для развития мозга, формирования сетчатки глаза, в коровьем молоке его нет т.к. телятам не нужно ходить в школу).

Невозможно создать полноценного заменителя женского молока еще и потому, что в зависимости от возраста ребенка состав женского молока меняется, отражая изменяющиеся потребности растущего организма, и вскармливание донорским молоком все равно будет не естественным, а псевдоестественным.

Преимущества раннего, в течение первых 30 минут после рождения, прикладывания к груди:

Для матери:

1.Способствует быстрому сокращению матки, снижая риск кровотечения, и быстрому восстановлению сил;

2.Стимулирует длительную лактацию;

3.Снижает риск развития мастита

4.Ранний контакт стимулирует чувство материнства, профилактика послеродовых депрессий

5.Профилактика новообразований в грудных железах, матке, яичниках

6.Восстановление фигуры после родов, снижение риска дисгормональных ожирений

7.Экономия времени

8.Экономия семейного бюджета

Для ребёнка:

1.Способствует формированию нормальной микрофлоры кишечника

2.Формируется надежная иммунологическая защита (на вторые сутки жизни ребенка число антител в молоке матери уменьшается в 2 раза)

3.Стимуляция сосательного рефлекса

4.Тесный психологический и эмоциональный контакт с матерью в первые часы после перенесенного стресса - рождения

Правила первого прикладывания к груди.

Первый раз ребёнка выкладывают на живот матери голеньким и накрывают стерильной простыней ещё до окончания пульсации пуповины (если позволяет состояние здоровья ребёнка и матери)

Малоэффективно прикладывание к груди или создание кожного контакта через 2 – 3 часа.

Рекомендации кормящей матери:

  1. Правильный режим дня: сон не менее 8 часов в сутки, дневной сон 1,5 – 2 часа, прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки, положительный эмоциональный настрой, избегание стрессовых ситуаций
  2. Количество жидкости в рационе увеличивается примерно на 1 литр
  3. Калорийность суточного рациона должна быть увеличена на 50% по сравнению с рационом некормящей женщины данного возраста. Ежедневно необходимы мясо и (или) рыба, молочные продукты (творог, сыр), витамины. Питание 4-5 раз в сутки (столько раз, сколько кормит ребенка), небольшими порциями, для стимуляции выработки молока за 10-15 минут до кормления выпить стакан чая с молоком и с сыром.
  4. Воздерживаться от приема продуктов, изменяющих запах и вкус молока (свежий лук, чеснок)
  5. Никаких лекарств до консультации с врачом
  6. Не злоупотреблять газообразующими (огурцы, виноград), послабляющими (слива, свекла) и закрепляющими (орехи, груша), аллергизирующими (клубника, ананас, красная рыба, яйца, мед) и тонизирующими (крепкий чай, кофе, шоколад) продуктами
  7. Длительность, полноценность лактации значительно зависят от анамнеза вскармливания самой женщины.

Правила кормления грудью:

  1. Принять удобное положение – сидя, лежа на боку
  2. Проследить за тем, чтобы ребенок находился в комфортных условиях, и его ничто не отвлекало от процесса кормления (чистый, сухой, тепло одетый)
  3. Убедиться, что носовое дыхание ребенка свободное (при необходимости удалить корочки из носа)
  4. Следить, чтобы при сосании ребёнок захватывал не только сосок, но и околососковый кружок и чтобы он не упирался носом в молочную железу
  5. При жадном сосании и (или) активном вытекании молока струей периодически держать ребенка вертикально несколько минут, а затем вновь прикладывать к груди
  6. При вялом сосании, засыпании ребенка во время кормления будить его ( гладить щечку, щекотать пяточки)
  7. Продолжительность первых кормлений обычно составляет 30-40 минут (это период формирования лактации), затем в среднем занимает 20 минут (в первые 5 минут кормления ребенок высасывает 50% объема молока)
  8. Если количества молока в одной молочной железе недостаточно для удовлетворения потребностей ребенка, то его прикладывают к другой, а в следующее кормление меняют последовательность
  9. После кормление ребенка необходимо подержать 3-5 минут вертикально для профилактики срыгивания, аэрофагии

В настоящее время для новорожденного ребенка и детей первых месяцев жизни рекомендуется свободное кормление – ребенка прикладывают к груди по первому знаку или требованию (до 12-16 раз в сутки). Это делается потому, что в первые недели после рождения идет процесс приспособления организма кормящей матери к потребностям ребенка и частое прикладывание решает проблему голода ребенка и стимулирует лактацию у матери. До 3-4 суток жизни ребенка молочные железы выделяют крайне мало молока, но оно содержит большое количество белка и жира, чтобы хоть как-то удовлетворить потребности ребенка. Такое молоко называется молозиво. Затем постепенно лактация увеличивается и состав молока (переходное) приближается к составу зрелого: белка – около 2,5 г, жира – в среднем 3 г, углеводов – 7 г. Состав молока кормящей женщины очень индивидуален и вариабелен, зависит и от качества и кратности ее питания, эмоционального состояния, наследственных особенностей лактации. Никто не знает нормы молока. Для каждой пары «мать – ребёнок» она индивидуальна (в «конечном» молоке жира до 17%, поэтому невозможно подсчитать). Вся коррекция питания должна идти через материнское молоко (питание кормящей женщины)

Затруднения при вскармливании грудью:

Со стороны ребенка:

  1. Ринит с нарушением носового дыхания (отсасывание секрета, удаление корочек из носа, использование сосудосуживающих капель перед кормлением)
  2. Молочница (кандидозный стоматит) – обработка слизистой полости рта 2% раствором питьевой соды (нистатином, кандидом, бурой с глицерином) после каждого кормления
  3. Отсутствие сосательного рефлекса (недоношенный ребенок) – кормление с ложечки или через зонд

Со стороны матери

  1. Плоский, втянутый сосок (используются специальные накладки, чтобы облегчить ребенку захват)
  2. Потертости и трещины соска (правильное прикладывание к груди, чтобы ребенок давил на ареолу, а не тянул сосок, специальные мази – бипантен)
  3. Застой молока – правильное кормление и сцеживание молока, использование молокоотсоса
  4. Гипогалактия

Гипогалактия – снижение лактации, очень частая в настоящее время проблема кормящих женщин.

Возможные признаки развития гипогалактии:

  1. Ребенок стал беспокойным, плохо спит, не выдерживает интервал между кормлениями
  2. Снизился суточный диурез (стал реже мочиться)
  3. Низкие весовые прибавки, плоская весовая кривая
  4. Субъективное ощущение «пустой» молочной железы у женщины

Диагностика гипогалактии – проведение контрольного кормления, когда ребенок взвешивается до прикладывания к груди и после, разница в весе сравнивается с нормой питания, полученной для данного ребенка по формуле

Профилактика и лечение гипогалактии:

Алгоритм действий при подозрении на гиnогалактию:

1. Успокоить мать. Положительный психологический настрой.

2. Нормализация режима сна (спать более 8 часов в сутки), питания, досуга, исключив стрессы (особенно через средства массовой информации).

3. Обратить внимание матери, что при кормлении ребёнка грудью нельзя отвлекаться (читать, слушать радио- и телепередачи и др.

4. Стимулировать автоматизм функции грудной железы за счет увеличения числа кормлений, прикладывания ребёнка в одно кормление ко 2-ой груди.

5. Использование физических факторов, улучшающих лактацию: массаж грудных желез, УВЧ, УФО, тепло на железы.

6. Включение в диету растительных лактогенов (салат, укроп, грецкие орехи и др.)

7. Использование и некоторых лекарственных средств (никотиновая кислота, пивные дрожжи, апилак, торумин и др.).

8. Не давать ребенку сосок – пустышек, рожков.

9. Увеличить обьём жидкости на 1 литр за 30 минут до кормления (чай с молоком, вода, морсы осветленные, бульоны и т.д.).

10. Поощрять ночные кормления.

Уход за грудью включает в себя:

· соблюдение гигиенических правил;

· хлопчатобумажное бельё (синтетическое бельё может раздражать соски, приводить к образованию трещин);

· для более полного отхождения молока можно рекомендовать циркуляторный душ на молочную железу за 20 минут до каждого кормления;

· сцеживание (в первые сутки после родов сцеживание даже небольшого количества молока является обязательным, так как это стимулирует процесс прихода молока).

Фитотерапия.

· смесь хмеля (шишки) 20 г, укропа (семена) 25 г, тмина (семена) 25 г, крапивы сухой (листья) 25 г, бобов 50 г. Ha 1 л кипятка заваривают 30-40 г смеси, настоять 5-7 минут и принимать до или вовремя еды по 50 мл.

· смесь фенхеля (плоды), аниса и укропа (семена): 1 чайн. ложку смеси заварить на 1 стакан кипятка, настоять в течение 10-15 минут. Принимать по 3-4 чашки настоя в течение суток;

· 3 чайн. ложки сухой крапивы завариваются 2 стаканами кипятка, настаиваются в течение 10-15 минут (свежую траву настаивают 2 минуты), принимают полученный объём в течение дня.

 

Мы уже достаточно подробно говорили о грудном, естественном вскармливании новорожденного. Но грудным возрастом считается возраст ребёнка до 1 года, и все это время ребёнок может и должен получать грудное молоко. Однако, по мере его вырастания одно грудное молоко уже не может удовлетворить потребности растущего организма в питательных веществах и ингредиентах. Сроки введения в рацион ребёнка пищевых добавок и прикормов очень индивидуальны и зависят:

  1. Характера вскармливания – на грудном вскармливании они вводятся позже, на искусственном раньше
  2. Характера лактации и темпов физического развития ребёнка – если лактация достаточная, ребёнок хорошо растет и развивается, то добавки и прикормы вводят не раньше 6 месяцев (коррекция питания через материнское молоко)
  3. Времени года и климатической зоны проживания – осенью и зимой, в северных широтах сбалансированное питание кормящей женщины не всегда возможно и приходится вести коррекцию питания ребенка, раньше вводя пищевые добавки и прикормы
  4. Состояния здоровья, режима питания и дня кормящей женщины и состояния здоровья ребенка
  5. Готовности ребенка к усвоению качественно новой пищи: угасание рефлекса «выталкивания» пищи (языком) при хорошо скоординированном рефлексе проглатывания; готовность ребёнка к жевательным движениям при попадании в рот соски или других предметов, состоявшееся или текущее прорезывание зубов
  6. Наличие признаков относительной недостаточности питания: уменьшение подкожно-жирового слоя, замедление прироста массы тела.

Различают такие витаминные и белковые добавки, как:

1. Фруктовые соки (пюре) - яблочный, из белой черешни, из белой смородины, абрикосовый, персиковый, грушевый, сливовый (даны в порядке предпочтения). Начинают вводить в рацион с капель, постепенно увеличивая количество до 40-60 мл. Желательно чтобы первые соки ребёнка были натуральными и свежими (домашнего приготовления)

2. Творог. Начинают вводить в рацион с крупинок и доводят до 40 грамм в сутки

3. Яичный желток вкрутую сваренного яйца. С крупинок до 1/12 – 1/8 добавляют в молоко или овощное пюре (с осторожностью вводить в рацион аллергиков)

Прикорм – это качественно новый вид питания ребенка, который полностью заменяет одно из кормлений и дается до прикладывания к груди или дачи молочной смеси.

Чаще в качестве первого прикорма используют овощное пюре (картофель, капуста, кабачок, тыква, и в последнюю очередь морковь). Начинают с 1 – 2 чайных ложек и постепенно в течение 1- 2 недель заменяют полностью 1 кормление (это примерно 150 мл). Далее 2 -3 недели не вводя ничего нового – период адаптации

Через месяц вводят второй прикорм – кашу (предпочтительнее начинать с безглютеновых злаков – рис, кукурузная, гречневая мука). Наиболее удобны сухие растворимые каши: они обогащены витаминами, кальцием, железом, имеют гарантированный состав и безопасность. У детей с хорошим весом прикормы начинают с овощей, при дефиците веса первым прикормом становится каша. В овощное пюре обычно вводится 5мл растительного масла (желательно чередовать подсолнечное, оливковое, кукурузное), а в кашу сливочное.

Мясо отварное (телятина, кролик, индейка) дважды пропускается через мясорубку и дается ребенку, начиная с 1 чайной ложки, постепенно доведя количество до 60-80 грамм в сутки.

 

С момента введения первого прикорма ребенок переходит на 5-ти разовое питание. Прикормы необходимо разделять кормлениями грудью, обычно первое, третье и последнее кормление – грудное молоко или молочная смесь, второе – каша, а четвертое – овощи.

В 9 – 10 месяцев вводят 3 прикорм: неадаптированные молочные продукты: молоко, кефир, йогурты и полностью грудным остается только первое и последнее кормление.

Правила введения прикормов:

· Прикорм следует вводить когда ребенок здоров.

· Нельзя сочетать введение прикорма и новых блюд прикорма с проведением профилактических прививок. Это объясняется тем, что при заболеваниях или реакциях на прививки отмечается значительное снижение ферментативной активности пищеварительных желез. В это время процессы ферментативной адаптации к новым видам пищи значительно затруднены.

· Первый прикорм должен быть монокомпонентным.

· Каждый вид прикорма вводится постепенно в течение 5-7 дн., а в отдельных случаях и более длительно до 10-12дн.(максимальный обьем одного прикорма 150 – 200 мл)

· Продукт должен предлагаться неоднократно, не менее 8-10 раз, повышение положительного восприятия пищи происходит после 12-15 раз.

· Начинайте вводить прикорм с небольшого количества, постепенно (с 1 чайной ложки), так как ферментативная адаптация к качественно разнообразным белкам (молочным, растительным, мясным) требует времени и развивается постепенно, в течение 7-10 дней.

· Прикорм следует давать перед кормлением грудью, начиная с ма­лых количеств, в утренние часы переходить к другому виду прикорма только пос­ле того, как ребенок привыкнет к первому виду.

· Одномоментно можно вводить только одно новое блюдо, чтобы оценить реакцию организма ребенка.

· Один и тот же вид прикорма два раза в день не давать

· Утром (в первое кормление ) и на ночь (в последнее кормление) прикормы не вводить.

· Важно соблюдать принцип механического щажения. Пища должна быть гомогенной (до периода, когда ребенок сможет жевать пищу), не вызывать затруднений при глотании. По мере привыкания ребенка к новому блюду и увеличению возраста следует переходить к более густой пище, приучая ребенка есть с ложки.

· Творог и желток назначать не ранее 7 месяцев жизни, так как раннее введение чужеродного белка приводит к аллергизации

· Мясные бульоны изъяты из прикорма, так как содержат много пуриновых оснований, что приводит к повреждению функционально незрелых почек.

· Супы-пюре готовятся на овощных отварах. Пища должна быть слабосоленой: почки грудного ребенка плохо выводят из организма натриевую соль. В пюре, выпускаемом промышленным способом, содержание натрия не должно превышать 150 мг/100 г — в овощах и 200 мг/100 г — в смесях мяса и овощей.

· С 9 месяцев в качестве прикорма можно назначать кефир или другую кисломолочную смесь. Не рекомендуется разводить творог кефиром, так как это резко увеличивает количество употребляемого белка. Творог следует использовать с фруктовым либо овощным пюре

 

Под термином «смешанное вскармливание» следует понимать такой вид питания младенца, когда объем докорма в виде искусственных смесей составляет от 1/3 до 2/3 суточного объема пищи. При искусственном вскармливании грудное молоко в суточном рационе ребенка либо полностью отсутствует, либо его доля составляет менее 1/3 суточного объема пищи.

Смешанное вскармливание переносится ребенком гораздо легче, чем полное лишение грудного молока. Поэтому как бы мало ни было молока у матери, его надо давать ребенку в каждое кормление. Содержащиеся в нем ферменты будут способствовать лучшему перевариванию «инородной» пищи, какой являются все, даже самые совершенные искусственные смеси.

Для максимального сохранения хоть малых количеств грудного молока необходимо в каждое кормление прикладывать малыша к груди (сначала к одной, потом к другой), и только когда обе груди будут опорожнены, можно приступать к докорму. Такая тактика абсолютно необходима при вскармливании детей первых месяцев жизни, когда ценна каждая капля материнского молока.

Чтобы ребенок не потерял навыка сосания груди, смесь рекомендуется давать ему из ложечки.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 241.