МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Здоровый ребёнок»

       

Фамилия --------------------------------------------------

Имя     --------------------------------------------------

Отчество --------------------------------------------------

Группа ------------------ Бригада -----------------

      

                                                 


Дата Место проведения Тема №1 Содержание самостоятельной работы
Период новорожденности. Доношенный новорожденный                             Цель: научиться уходу за здоровым новорожденным в условиях родильного дома и домашних условиях. Для выполнения поставленной цели необходимо: Уметь:
  • выявить признаки доношенного новорожденного.
  • оценить состояние новорожденного.
  • осмотреть ребенка,
  • измерить температуру,
  • подчитать ЧДД, пульс,
  • владеть техникой выполнения манипуляций по уходу за новорожденным ребенком.
  • обучить родителей уходу за новорожденным в домашних условиях
  • оформить медицинскую документацию
Знать:
  • Признаки доношенности.
  • Анатомо-физиологические особенности новорожденного
  • Показатели шкалы Апгар
  • Первый туалет новорожденного
  • Особенности ухода за новорожденным
  • Санитарно-эпидемиологический режим при уходе за новорожденным
  • Пограничные состояния новорожденного – клинические проявления, причины, сроки появления и исчезновения
  • Особенности ухода за новорожденным при пограничных состояниях
  • Сроки и правила проведения дородовых патронажей, патронажей к новорожденному
  • Рекомендации беременной по режиму, питанию, подготовке к кормлению грудью.
Манипуляции: 1) Дородовый патронаж 2) Патронаж к новорожденному ребенку 3) Техника проведения утреннего туалета грудного ребенка 4) Техника пеленания новорожденного 5)  Техника обработки пупочной ранки 6) Техника обработки пуповинной культи 7)  Техника подмывания грудных детей 8) Техника проведения гигиенической ванны 9) Техника кормления детей 1-го года жизни 10) Техника измерения температуры тела 11) Определение частоты дыхательных движений, исследование пульса, измерение артериального давления  
Дата Место проведения                               Тема № 2 Содержание самостоятельной работы
           Период грудного возраста. Цель: Научиться уходу за ребенком грудного возраста в условиях детской поликлиники и домашних условиях. Для выполнения поставленной цели необходимо Уметь: · Оценить физическое, психомоторное развитие ребенка · Составить схемы закаливающих мероприятий детям грудного возраста · Дать рекомендации по организации режима дня, игрушкам, занятиям с детьми младшего ясельного возраста · Консультировать родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья · Проконсультировать родителей по вопросам обеспечения безопасной окружающей среды дома и на улице. ·  Оценить физическое развитие детей    различных возрастов по центильным таблицам    Знать:
  • АФО детей данного возрастного периода
  • Основные показатели физического и психомоторного развития детей 1-го года жизни
  • Значение массажа, гимнастики закаливания
Манипуляции: 1) Техника взвешивания детей разного возраста 2) Техника измерение роста детям 3) Техника измерения окружности головы, груди, размеров большого родничка                                    
Дата Место проведения Тема № 3        Содержание самостоятельной работы
     Вскармливание детей 1 года жизни. Цель: Научиться основным принципам составления меню детям на различных видах вскармливания. Дать рекомендации по вопросам рационального вскармливания, профилактике гипогалактии. Для выполнения поставленной цели необходимо Уметь: · Собрать информацию о вскармливании ребенка · Рассчитать разовый, суточный объем питания · Составить схемы кормления (меню) в зависимости от возраста и характера вскармливания.
  • Дать рекомендации по технологии приготовления основных видов детского питания
  • Провести контрольное кормление
· Проконсультировать родителей по  Знать:
  • Сроки и правила первого прикладывания к груди
  • Преимущества естественного вскармливания
  • Правила кормления грудью
  • Режимы питания ребенка первого года жизни в зависимости от возраста, расчет его суточной и разовой потребности в питании
  • Правила питания и режима кормящей матери
  • Правила составления меню ребенку первого года жизни
  • Правила смешанного и искусственного вскармливания (понятие «докорм»)
  • Виды молочных смесей
  • АФО детей данного возрастного периода
  • Причины развития гипогалактии, методы борьбы и профилактики
Манипуляции: 1.Техника контрольного взвешивания 2.Техника кормления детей 1 го года жизни,       кормление из бутылочки 3.Техника взвешивания детей разного возраста 4.Техника приготовления основных видов         детского питания  
Дата Место проведения Тема № 4     Содержание самостоятельной работы
  Период преддошкольного и дошкольного возраста. Цель: Научиться основам сестринского ухода и воспитания детей раннего и дошкольного возраста Уметь: · Войти в психологический контакт с ребенком данного возрастного периода · Осмотреть ребенка, оценить физическое , психомоторное развитие. · Провести беседу с родителями на тему подготовки ребенка к поступлению в ДДУ и школу. · Провести беседу с родителями на тему профилактики детских инфекционных заболеваний у детей в данных возрастных периодах · Составить примерное меню детям преддошкольного и дошкольного возраста · Проконсультировать родителей по вопросам обеспечения безопасной окружающей среды дома и на улице.   Знать:
  • Анатомо-физиологические и психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста
§ Принципы формирования у ребенка раннего и дошкольного возраста привычек самоухода, соблюдения гигиены, организации игровой деятельности § Роль медсестры в организации рационального питания и распорядка дня ребенка § Правила подготовки детей к поступлению в ДДУ и школу
Манипуляции: 1) Определение частоты дыхательных движений, исследование пульса, измерение артериального давления 2) Техника измерения роста ребенка 3) Техника измерения окружности головы, грудной клетки
Дата Место проведения                                   Тема № 5                                     Содержание самостоятельной работы
                               Период преддошкольного и дошкольного возраста Цель: Научиться основами ухода и воспитания ребенка преддошкольного возраста        Уметь: · Консультировать родителей по вопросам подготовки ребенка к поступлению в ДДУ ,школу. · Провести антропометрию, оценить физическое развитие · Провести беседу с родителями по вопросам безопасной окружающей среды дома, на улице и в ДДУ, школе.   Знать:  
  • Анатомо-физиологические и психологические особенности, проблемы детей преддошкольного, дошкольного  возраста
  • Роль медсестры в организации рационального питания, распорядка дня и создании психо эмоционального комфорта для детей данных возрастов.
Манипуляции: 1) Определение частоты дыхательных движений, исследование пульса, измерение артериального давления 2) Техника взвешивания детей 3) Техника измерение роста детям 4) Техника измерения окружности головы, груди  
Дата Место проведения                                   Тема № 6           Содержание самостоятельной работы
Период школьного, подросткового и юношеского возраста Цель: Научиться основами ухода и воспитания ребенка школьного возраста        Уметь: · Консультировать родителей по вопросам полового воспитания · Провести антропометрию, оценить физическое развитие, половое развитие · Провести беседу с родителями по вопросам безопасной окружающей среды дома, на улице и в школе · Провести беседу с родителями и детьми по вопросам профилактики вредных привычек Знать:
  • Анатомо-физиологические и психологические особенности, проблемы детей школьного возраста
  • Основные показатели и сроки полового развития подростка
  • Роль медсестры в организации рационального питания, распорядка дня и создании психоэмоционального комфорта для ребенка школьного возраста
Манипуляции: 1) Техника измерения температуры тела 2) Определение частоты дыхательных движений, исследование пульса, измерение артериального давления 3) Техника взвешивания детей разного возраста 4) Техника измерение роста детям 5) Техника измерения окружности головы, груди,

                                              

                                                     Краткий конспект лекций



Лекция № 1

Антенатальный период

Антенатальный период или период внутриутробного развития – это первый и наиболее значимый этап в жизни любого человека. Именно в это время закладываются основные органы и системы ребенка, и определяется качество его здоровья.

Внутриутробный этап от момента зачатия до рождения продолжается в среднем 270 дней, но на практике расчет обычно ведут на 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла. Срочными родами считаются роды, происходящие на 37-40 неделе беременности, преждевременными - ранее 37 недели и запоздалыми – при сроке 42 недели и более.

Сейчас принято выделять несколько периодов внутриутробного развития:

1. Зародышевый период. Он начинается от момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается имплантацией образовавшегося бластоцита в слизистую оболочку матки. Его продолжительность – 1 неделя.

2. Период имплантации. Продолжается около 40 часов, т.е. около 2 суток. Эти два периода иногда объединяются, т.к. медико-биологическое значение их велико. В это время 50 – 70% оплодотворенных яйцеклеток не развивается, а тератогенные (неблагоприятно влияющие на плод) факторы, особенно относящиеся к группе сильных, вызывают патологию, несовместимую с выживанием зародыша (аплазия и гипоплазия), или формирует тяжелые пороки развития вследствие хромосомных аббераций или мутантных генов.

В настоящее время тератогенные факторы можно разделить на 3 группы:

А) Экзогенные:

- ионизирующая радиация (более 0,6-0,8 Гй), которая вызывает гибель клеток или мутации генов

- ряд вирусных инфекций – краснуха, в меньшей степени грипп, энтеровирусная инфекция, вирусный гепатит, цитомегалия и другие

- фармакологические препараты – цитостатики, стероиды, салицилаты в больших дозах

- некоторые промышленные и сельскохозяйственные ядовитые вещества, хозяйственные яды – пестициды, гербициды

- некоторые пищевые продукты – особенно испорченный картофель, зараженный грибком  

Б) Генетические:

- мутантные гены, вызывающие пороки развития с доминантным или рецессивным типом наследования (семейные случаи с расщеплением верхней губы, поли- или синдактилией)

- хромосомные абберации (числовые и структурные) – если имеют место абберации, то возникающие пороки развития чаще несовместимы с жизнью (60% спонтанных абортов до 3 месяцев обусловлены хромосомной абберацией), и только относительно небольшое число детей, например, с болезнью Дауна, жизнеспособны.  

В) Сочетанные:

                   Складываются из этих двух групп.

3. Эмбриональный период. Он длится 5-6 недель. Питание зародыша происходит из

желточного мешка. Важнейшей особенностью периода является закладка и органогенез почти всех внутренних органов будущего ребенка. Поэтому воздействие тератогенных факторов вызывает эмбриопатии, которые представляют собой наиболее грубые анатомические и диспластические пороки развития.

4. Эмбриофетальный период. Продолжается 2 недели, когда

  формируется плацента, что совпадает с окончанием формирования большинства

  внутренних органов (кроме ЦНС и эндокринной системы). Этот период имеет важное значение, т.к. правильное формирование плаценты, а следовательно и плацентарного кровообращения определяет дальнейшую интенсивность роста плода.

5. Фетальный период. Продолжается от 9 недели до рождения. Он характеризуется тем, что развитие плода обеспечивается гемотрофным питанием. В фетальном периоде целесообразно выделить два подпериода: ранний и поздний.

Ранний фетальный подпериод (от начала 9 недели до конца 28 недели) характеризуется интенсивным ростом и тканевой дифференцировкой органов плода. Воздействие неблагоприятных факторов обычно уже не приводит к формированию пороков строения, но может проявляться задержкой роста и дифференцировки (гипоплазии) органов или нарушением дифференцировки тканей (дисплазии). Поскольку иммунитет только начинает формироваться, то ответ на инфекции выражается соединительнотканными и пролиферативными реакциями, приводящими к циррозам и фиброзам. Однако возможно и рождение незрелого, недоношенного ребенка. Совокупность изменений плода, возникающих в этом периоде, называется общим термином – « ранние фетопатии ».

Поздний фетальный подпериод начинается после 28 недели беременности и длится до начала родов. Поражения плода в этом периоде уже не влияют на процессы формирования органов и дифференцировки тканей, но могут вызвать преждевременное прекращение беременности с рождением маловесного и функционально незрелого ребенка. При сохранении беременности может иметь место недостаточность питания плода (внутриутробная гипотрофия) или общее недоразвитие новорожденного ребенка.    

      Особенность повреждающего действия инфекции в этом периоде - совершенно определенная специфичность повреждения, т.е. возникновение уже настоящего инфекционного процесса с морфологическими и клиническими признаками заболевания, характерного для данного возбудителя. Наконец, поздний фетальный период обеспечивает процессы депонирования многих компонентов питания, которые не могут быть в достаточном количестве введены ребенку с материнским молоком. Так, депонированные соли кальция, железа, меди и витамин В12 могут в течение нескольких месяцев поддерживать баланс питания грудного ребенка. Кроме того, в последние 10-12 недель беременности достигается высокая степень зрелости и защиты функций жизненно важных органов плода от возможных нарушений оксигенации и травматизма в родах, а накопленные при трансплантационной передаче иммуноглобулины матери обеспечивают высокий уровень пассивного иммунитета. В последние недели беременности также осуществляется созревание «сурфактанта», обеспечивающего нормальную функцию легких и эпителиальных выстилок дыхательного и пищеварительного трактов. Поэтому рождение ребенка даже с соотносительно малой степенью недоношенности очень существенно сказывается на его адаптационных возможностях и риске возникновения самых различных заболеваний.

Критические периоды в развитии плода – периоды, в течение которых плод особенно чувствителен к воздействиям различных факторов. Основными критическими периодами для зародыша и плода человека являются:

1. Конец предимплантационного периода и период имплантации (первая неделя после зачатия)

2. Период образования зачатков органов (органогенез) – 3-6 неделя беременности

3. Период плацентации – 9-12 неделя беременности

4. Период фетогенеза – 18-20 и 22-24 недели беременности, когда возникают качественные изменения в биоэлектрической активности головного мозга, рефлекторных реакциях, гемопоэзе, продукции некоторых гормонов и организм плода как бы переходит в новое качественное состояние.  

Нормальное развитие плода может быть обеспечено при условии раннего наблюдения за течением беременности, состоянием здоровья женщины, условиями ее жизни, т.к. именно в первые недели беременности эмбрион наиболее чувствителен к различным воздействиям внешней и внутренней среды. Поэтому один из важнейших аспектов антенатальной охраны плода – по возможности более раннее взятие беременной на учет.

     Диспансерное наблюдение за здоровьем беременной осуществляется женской консультацией. При проведении мероприятий по антенатальной охране плода и новорожденного необходима преемственность в работе между женскими консультациями и детскими поликлиниками. Патронажная медсестра детской поликлиники проводит за период беременности два дородовых патронажа к беременной женщине.

Первый дородовый патронаж осуществляется по возможности на ранних сроках (10 – 12 недель) беременности с целью установления тесного контакта между будущей матерью и персоналом детской поликлиники, обеспечения благоприятных условий жизни плоду.

При проведении патронажа медсестра знакомится с беременной женщиной, бытовыми и санитарно-гигиеническими условиями проживания, психологическим климатом семьи, собирает информацию о состоянии здоровья беременной, акушерском и семейном анамнезе, выявляя перинатальные факторы риска.

Во время беременности женщина должна категорически исключить употребление спиртных напитков, курение, прием каких бы то ни было лекарственных препаратов без консультации с врачом.

Рекомендуется ограничить жареное, жирное, соленое, копченое, острое, приправы, консервы, кофе, крепкий чай. В рационе желательны натуральные, свежеприготовленные блюда. Имеет значение ограничение продуктов, содержащих облигатные аллергены: мед, цитрусовые, клубника, малина, помидоры, красная рыба, яйца, шоколад. Особенно это важно для беременных, имеющих неблагоприятный аллергоанамнез.

Второй дородовый патронаж проводится обычно на сроке беременности 32-34 недели и его целью является, помимо контроля за состоянием здоровья беременной, выявление и решение ее проблем, подготовка молочных желез к лактации и проведение беседы, касающейся организации детской комнаты и приобретения детского "приданого".

Детская комната (уголок) должна находиться в светлом, сухом, хорошо проветриваемом помещении, где возможно проводить ежедневную влажную уборку (нет ковров, открытых книжных стеллажей). В этой комнате не должны жить животные. Детскую кроватку надо поставить в самом светлом месте комнаты, но не сквозняке. Матрац должен быть полужестким, обернут клеенкой и покрыт простынкой. Необходимо иметь пеленальный столик. Обычно им служит твердая поверхность детского комода для хранения белья.  

Детские вещи желательно приобретать из натуральных тканей, приятных для глаз расцветок. На первое время достаточно будет иметь 10-12 тонких пеленок, 5-7 теплых пеленок, 5-7 тонких распашонок, 3-4 теплые распашонки, 5-7 ползунков, 2-3 чепчика, байковое и шерстяное одеяла, памперсы (для пользования ночью, на прогулке, при посещении гостей и т.п.), в зависимости от времени года легкий или теплый комбинезон, шапочку, носочки. Детские вещи хранят отдельно от белья взрослых, стирают отдельно, гладят с обеих сторон, регулярно кипятят. Для стирки желательно использовать детское мыло, при применении специальных детских стиральных порошков тщательно прополаскивать белье.

Желательно заранее приобрести детскую ванночку и коляску, детскую аптечку.

 Она должна включать в себя:

1. стерильную вату и марлю

2. 3% раствор перекиси водорода

3. 70% и 95% спирт, спиртовые салфетки

4. перманганат калия

5. стерильное вазелиновое, растительное, оливковое масло (косметическое детское масло)

6. специальный детский крем

7. детскую присыпку

8. 5% спиртовой раствор йода

9. 2% раствор бриллиантового зеленого

10. специальные детские ножницы

11. термометры: медицинский, комнатный, водный

 

Возможно, понадобятся фитосбор для купания грудных детей, соски-пустышки, бутылочки, газоотводная трубка, резиновый грушевидный баллончик, интерферон, смекта.

Первые детские игрушки обязательно должны быть моющиеся (пластмассовые или резиновые), яркие, но однотонные, которые со 2-3 недели жизни ребенка будут подвешиваться на расстоянии 50-70 см, чтобы малыш мог их разглядывать.

При проведении патронажа медсестре необходимо справиться о самочувствии беременной женщины. В первую половину беременности у некоторых женщин могут отмечаться явления раннего токсикоза беременности, которые проявляются подташниванием, избирательностью в еде, обострением чувствительности вестибулярного аппарата, эмоциональной лабильностью.

Токсикоз первой половины беременности связан, как с гормональной перестройкой организма женщины, так и его адаптацией к процессу вынашивания плода. Легкие проявления раннего токсикоза физиологичны. В случае развития бурных клинических симптомов (тошнота, рвота, потеря аппетита, головокружение) необходимо обратиться за консультацией к врачу-гинекологу.

Во второй половине беременности у некоторых женщин могут развиваться проявления позднего токсикоза беременности (появление отечности, головные боли, связанные с повышением АД, появление в анализах мочи белка). Эти явления, в основном, связаны с избыточной нагрузкой на почки беременной, которым приходится очищать кровь и плода, и женщины. Любые проявления позднего токсикоза требуют консультации и постоянного наблюдения врача акушера-гинеколога.

При проведении первого дородового патронажа к беременной женщине необходимо провести беседу и дать рекомендации по режиму и диете беременной, наиболее благоприятных, как для здоровья женщины, так и для развития плода. Беременной желательно несколько снизить режим умственной и физической активности. Она должна полноценно отдыхать (сон 10 часов в сутки), избегать эмоциональных стрессов, психологического перенапряжения. Если работа беременной связана с какими-либо профессиональными вредностями, то как можно в более ранние сроки необходимо обратиться к администрации организации и временно перейти на другой участок работы.

Беременной очень важно остерегаться каких-либо инфекционных заболеваний, поэтому необходимо не контактировать с больными или носителями инфекции. В период эпидемий желательно не бывать в местах скопления людей.

Если беременность протекает без осложнений, то после консультации с врачом-гинекологом, можно рекомендовать легкие физические упражнения без поднятия тяжестей. Особенно полезна дыхательная гимнастика, упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса и промежности беременной. Рекомендуется больше бывать на свежем воздухе, совершать пешие прогулки (инсоляция нежелательна).

Одежда беременной желательна из натуральных тканей, свободного покроя, обувь на низком каблуке.

Очень важным моментом является поддержание внутренней психологической гармонии, необходимо черпать из окружающего мира максимум положительных эмоций. Многое здесь зависит как от самой беременной женщины, так и от ее семьи, коллег по работе. Поэтому, по возможности, стоит донести эту информацию и до ее близких.

Калорийность суточного рациона беременной женщины несомненно должна увеличиться в зависимости от срока на 20-50%. Очень полезны продукты, богатые животным белком, так как именно из аминокислот идет основное строительство клеток плода. Мясо-молочные продукты, рыба должны быть ежедневно в рационе беременной (мясо или рыба 200 граммов, творог 150 граммов, сыр 50 граммов, молоко или кисломолочные продукты 500 мл). Очень полезны так же продукты, богатые витаминами, растительной клетчаткой (свежие овощи и фрукты). Принимать пищу желательно чаще, небольшими порциями (не реже 4 раз в день). В первую половину беременности употребление жидкости не ограничивают. Во второй половине беременности жидкость и соль ограничиваются. Целесообразность применения поливитаминов и препаратов кальция необходимо обсудить с лечащим врачом.

Очень важным моментом проведения второго дородового патронажа является обсуждение с беременной женщиной вопроса подготовки молочных желез к лактации. За период беременности молочные железы увеличиваются в размерах, поэтому очень важно подобрать бюстгальтер, который бы не нарушал кровоснабжения железы. Во второй половине беременности у некоторых женщин возможно выделение из молочных желез молозивообразной жидкости. Это является физиологичным. Крайне важным моментом профилактики заболеваний молочной железы является тщательное соблюдение гигиенических правил ухода за ней. Улучшает кровообращение ткани молочной железы, а значит и ее трофику душ, массаж, которые могут быть рекомендованы.

Сестринские вмешательства:

  1. При проведении первого и второго дородового патронажа восполнить дефицит знаний у беременной в вопросах организации рационального питания, режима и распорядка дня, характера физической нагрузки, рациональной одежды, приобретения детских вещей, аптечки, организации детской комнаты, способах стимуляции лактации
  2. Провести беседу с беременной о необходимости избегать стрессовых ситуаций, контактов с инфекционными больными, табакокурения и употребления алкогольных напитков, возможных профессиональных вредностях
  3. При возникновении у беременной физиологических или психологических проблем срочно обратиться за помощью к врачу-гинекологу
  4. Осуществлять контроль за регулярным посещением беременной женщиной женской консультации

Вопросы по теме:

  1. Назовите сроки эмбрионального, раннего и позднего фетального периодов развития плода
  2. Что такое тератогенный фактор?
  3. Назовите сроки органогенеза
  4. Укажите сроки и задачи первого и второго дородовых патронажей к беременной
  5. Перечислите возможные проблемы беременной
  6. Дайте рекомендации беременной по питанию и организации режима дня
  7. Расскажите о подготовке детской комнаты и детской аптечки

 

Лекция № 2

Неонатальный период

Новорожденный – ребенок в возрастном периоде с момента рождения, первого вдоха и перевязки пуповины до окончания адаптации организма к новым условиям внеутробной жизни (28 дней).

Главная особенность периода новорожденности – переход ребенка в первые минуты жизни от внутриутробных к внеутробным условиям существования.

Период новорожденности характеризуется рядом морфологических, функциональных и биохимических изменений, возникающих при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной. С первым вдохом начинают функционировать органы дыхания. Изменяется кровоток, включается малый круг кровообращения: запустевают пупочные сосуды, закрывается венозный проток (аранциев проток, соединяющий пупочную и воротную вену), сообщение между предсердиями, артериальный (боталлов) проток – между легочной артерией и аортой, активизируется кровоснабжение печени, функция иммунной системы, включаются в действие механизмы терморегуляции. Происходит принципиальная замена питания ребенка. Если до рождения плод получал питательные вещества через плаценту, то после рождения основной путь их поступления – пероральный, с молоком матери. Одновременно формируются выделительные функции. В период новорожденности происходит адаптация метаболических процессов, что занимает продолжительное время.

Приспособление ребенка к окружающей среде происходит постепенно. Функции основных органов и систем находятся а состоянии неустойчивого равновесия, в связи с чем некоторые физиологические процессы могут легко переходить в патологические. Слабо выраженная иммунологическая защита ведет к повышенной заболеваемости новорожденных тяжелыми септическими и токсико – септическими заболеваниями. Поэтому до приобретения ребенком собственного местного и общего иммунитета естественное вскармливание, асептика и антисептика являются решающими в борьбе за снижение неонатальной заболеваемости и смертности. Одна из особенностей неонатального периода – наличие у ребенка так называемых пограничных (парафизиологических) состояний, связанных с первичной адаптацией его к окружающей среде.

В зависимости от гестационного возраста новорожденный может быть доношенным (при сроке беременности 37-42 недели), недоношенным (менее 37 недели) и переношенным (более 42 недели). Кроме того, по степени зрелости, т.е. по функциональному состоянию органов и систем, способных обеспечить внеутробное существование, новорожденных делят на зрелых и незрелых.

Доношенному новорожденному свойствен определенный комплекс морфофункциональных признаков:

  • масса тела 2700 – 4000 г, (более 2500г)
  • длина тела 46 – 53 см (более 45см)
  • окружность головы 34 – 36 см
  • окружность груди 32 – 34 см
  • пропорции тела: высота головы 25% от длины тела (у взрослых 12-13%), длина ноги – 40% от длины тела (у взрослых 50%)
  • бархатистая розовая кожа, покрытая первородной смазкой и незначительным количеством пушковых волос (лануго)
  • хорошо выраженная подкожная основа
  • пупочное кольцо расположено между мечевидным отростком грудины и лобком, что соответствует средней точке тела
  • кости эластичные, голова может быть вытянута, туловище и конечности короткие, одинаковые по длине,
  • большой родничок открыт, малый родничок может быть открыт или закрыт, боковые закрыты
  • грудная клетка имеет вид усеченного конуса
  • физиологичная частота дыхательных движений – 40-60 в минуту,
  • частота сердцебиений – 140 – 160 в минуту,
  • артериальное давление – 70/35,
  • у мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек малые половые губы прикрыты большими.

· гипертонус мышц – сгибателей и в связи с этим характерная флексорная поза.

· незрелостью головного мозга новорожденного

· беспорядочные, хаотичные, не носящие целевого характера движения

· при рождении у детей имеются только безусловные рефлексы, такие как: сосательный, глотательный, кашлевой, дефекации и др.

· из–за преобладания процессов торможения над процессами возбуждения в коре головного мозга, сон новорожденного составляет около 20 – 22 часов в сутки

· незрелость желудочно – кишечного тракта новорожденного (низкая ферментативная активность, слабость гладкой мускулатуры может приводить к функциональным расстройствам пищеварения, срыгиваниям.

· частота дефекаций у новорожденных составляет, в среднем, 3-4 раза в сутки, частота мочеиспусканий - 20-25 раз в сутки.                     

Необходимо отметить, наблюдающийся у новорожденных гипертонус мышц – сгибателей и в связи с этим характерная флексорная поза.

Для комплексной оценки функционального состояния новорожденного используют шкалу Апгар.

 

Признак О 1 2
Частота сердечных сокращений Отсутствует 100 и меньше в 1 минуту Больше 100 в 1 минуту ЧСС - 120 – 140
Глубина дыхания Отсутствует Аритмичное, крик слабый ЧДД менее 40 Нормальная, крик громкий ЧДД - 40 -60  
Мышечный тонус Отсутствует Гипотонус мышц Гипертонус мышц   Слегка приближен к гипертонусу, «флексорная» поза
Состояние рефлексов Введение носового катетера Сосательный Глотательный Отсутствует Слабо выражены (гримаса) Чихание, кашель
Окраска кожных покровов Синюшная или бледная Розовое туловище, Цианоз рук и ног Розовая

 

Суммарная бальная оценка проводится через 1, 5 и 30 минут после рождения ребенка. Оценка складывается из суммы цифровых показателей всех пяти признаков, каждый из которых максимально может дать 2 балла. При показателе по шкале Апгар 8-10 баллов состояние новорожденного хорошее, 6-7 баллов – удовлетворительное, легкая степень асфиксии 4 – 5 баллов – асфиксия средней тяжести, 1-3 балла – тяжелая асфиксия. В случае выявления средней тяжести или тяжелого состояния у новорожденного немедленно приступают к лечебным мероприятиям.

Первичный туалет новорожденного.

Для предупреждения инфекции первичную обработку новорожденного производят с соблюдением асептики рук, перевязочного материала, инструментов. В момент рождения головы акушерка проводит отсасывание содержимого из ротовой полости и верхней части глотки (с целью профилактики аспирации (асфиксии)), затем из носовых ходов при помощи электроотсоса.

После этого ребенка помещают на живот к матери, обеспечивая тесный тактильный контакт и создавая комфортные эмоциональные условия и для младенца, и для его мамы. Профилактику гонобленореи проводят тотчас после рождения ребенка, еще до отделения его от матери, 20% раствором сульфацила – натрия (натриевой соли альбуцида). На флаконе с альбуцидом должна быть этикетка с четкой надписью: «Глазные капли» и дата их приготовления (срок хранения не более 24 часов).

Акушерка моет руки и далее шариками снимает с кожи век ребенка первородную смазку и затем, оттянув вниз поочередно нижнее веко, закапывает стерильной пипеткой по 1 капле 20% раствора сульфацила-натрия. Затем веки смыкают и осторожно протирают оба глаза. Повторно закапывают в конъюнктивальный мешок обоих глаз по капле 20% раствора сульфацила-натрия через 2 часа после рождения уже в отделении новорожденных. Необходимо избегать попадания раствора на роговицу (опасность изъязвления). Девочкам в родильном зале в половую щель однократно закапывают по 1-2 капли 20% раствора сульфацил-натрия.

Перевязку и обработку пуповины осуществляют в два этапа: через 3-5 минут после рождения на пуповину накладывают два стерильных зажима Кохера: первый – на расстоянии 10 см от пупочного кольца, второй – 2 см кнаружи от него. Затем участок пуповины, находящийся между двумя зажимами, обрабатывают 5% спиртовым раствором йода или 96 % этиловым спиртом и пересекают его. Отделенного от матери младенца заворачивают в стерильную пеленку, находящуюся на лотке, и кладут с наклоном 16 градусов (в положении Тренделенбурга) на пеленальный стол, обогреваемый сверху источником лучистого тепла, чтобы свести к минимуму потери ребенка в результате испарения околоплодной жидкости.

Для удаления избыточной первородной смазки, слизи, крови с кожи ребенка используют стерильную марлевую салфетку, обильно смоченную стерильным вазелиновым или растительным маслом, из индивидуальных флаконов вместимостью 30 мл. Остаток пуповины протирают спиртовой, а затем стерильной сухой марлевой салфеткой, туго отжимают между указательным и большим пальцами. Затем накладывают стерильную одноразовую скобку, пуповину вводят между браншами скобы так, чтобы нижний ее край был расположен на расстоянии 0,2 – 0,3 см от кожного края пупочного кольца. Новорожденным от матерей с резус-отрицательной кровью вместо скобы на остаток пуповины длиной 2-3 см накладывают стерильную шелковую лигатуру, поскольку им может понадобиться заменное переливание крови. На расстоянии 1,5 см от места наложения скобы или лигатуры пуповину рассекают стерильными ножницами, поверхность среза пуповины обрабатывают 5% спиртовым раствором йода или 5-10% раствором калия перманганата. После описанной обработки на остаток пуповины накладывают стерильную марлевую повязку.

Новорожденного еще раз внимательно осматривает врач, оценивает состояние его здоровья, выявляет врожденные пороки развития. Затем проводится антропометрия. Взвешивают новорожденного в стерильной пеленке на медицинских весах. Длину тела новорожденного измеряют от затылочного до пяточного бугров. Первые дни жизни характеризуются некоторым уменьшением длины тела за счет выравнивания деформации черепа и исчезновения родовой опухоли, возникших во время родов. Окружность головы измеряют через линию надбровных дуг и затылочный бугор. Окружность грудной клетки измеряют по линии, идущей через соски и нижние углы лопаток.

     Браслетки с обозначением фамилии, имени, отчества матери, даты, часа рождения, пола, массы и длины тела ребенка, номера истории родов закрепляются на запястьях новорожденного.

Здорового новорожденного прикладывают к груди матери не позднее чем через 30 минут после рождения.

Перевод в отделение новорожденных осуществляется в зависимости от состояния ребенка, но не позднее чем через 1 час после рождения. Новорожденного заворачивают в стерильные пеленки, прикрепив поверх них медальон с теми же обозначениями, что и на ручных браслетах.

В родильном зале заполняется история развития новорожденного.

Один из важнейших факторов, определяющих степень адаптации новорожденных, - правильно организованное, рациональное вскармливание, оказывающее огромное влияние на последующий рост и развитие ребенка, способствующее его нормальному психомоторному развитию. Количественно недостаточное или качественно неполноценное питание приводит к нарушению роста и развития детей, отрицательно влияет на деятельность головного мозга.

Новорожденный ребенок подготовлен к усвоению материнского молока, которое является наиболее адекватным продуктом питания и по составу ингредиентов, и по степени их усвоения. Важность раннего прикладывания к груди для активации механизмов лактации, установления эмоционального контакта матери и ребенка, а также возможно раннее получение ребенком пассивного иммунитета за счет иммуноглобулинов, содержащихся в материнском молозиве, неоценимы. И лишь при наличии противопоказаний к раннему прикладыванию к груди со стороны ребенка или матери от последнего воздерживаются.

Для нормального развития ребенка необходим своевременно установленный, регулярный контакт между матерью и новорожденным. Обычно этот контакт, начавшийся еще до рождения ребенка, во время беременности, после родов усиливается, благодаря возможности непосредственной близости матери и ребенка.

Это вызывает положительные эмоции, привязанность и любовь друг к другу.

В периоде новорожденности может возникнуть ряд состояний, вызывающих озабоченность родителей и требующих помощи медицинских работников. Это, прежде всего, пограничные состояния, которые могут быть истолкованы матерью как патологические.

Для новорожденных характерны особые физиологические состояния. Эти состояния называются пограничными, так как возникают на границе двух периодов жизни (внутриутробного и внеутробного) и находятся на границе между физиологией и патологией. Их развитие связано в первую очередь с процессом адаптации ребенка к условиям внеутробной жизни

Синдром «только что родившегося ребенка» - мгновенное обездвиживание, глубокий вдох, крик, повышенный мышечный тонус и типичная поза новорожденного-конечности согнуты и приведены к туловищу, кисти сжаты в кулачки.

Особенности акта дыхания и кровообращения (кардиореспираторная адаптация): у детей первых 2-3 дней жизни отмечается физиологическая гипервентиляция легких; она в 1,5-2 раза больше, чем у более старших детей. Закрываются зародышевые кровеносные пути: боталлов проток, овальное отверстие, остатки пупочных сосудов (Аранциев проток), начинают функционировать малый и большой круги кровообращения.

Наиболее часто или почти у всех новорожденных развиваются:

1. Транзиторные изменения кожных покровов. Простая (физиологическая) эритема - гиперемия кожи, иногда с легким цианотичным оттенком в области кистей и стоп. Данное состояние связано с расширением кровеносных сосудов кожи новорожденного в ответ на изменение температуры окружающей среды (температура воздуха 20С против температуры околоплодных вод 40С). У здоровых доношенных детей она держится от нескольких часов до 2-3 дней. У недоношенных эритема выражена ярче и сохраняется 5-7 дней. Иногда наблюдается шелушение кожи в области кистей и стоп. Появление физиологической эритемы не требует какого-либо особенного ухода и проходит самостоятельно по мере адаптации организма ребенка к новым условиям жизни. Важно соблюдать тщательный гигиенический уход за ребёнком, своевременно менять подгузники, памперсы. Одежда малыша должна быть из натуральных тканей, швы наружу. Участки шелушения кожи можно обработать стерильным маслом (оливковым, вазелиновым ,растительным).

2. Транзиторная желтуха новорожденных обусловлена повышением в крови и тканях свободного билирубина, образующегося при распаде фетальных эритроцитов (фетальный гемоглобин заменяется на гемоглобин взрослого) Физиологическая желтуха появляется на 2-3 день жизни в виде желтушного окрашивания кожных покровов, слизистых оболочек рта и склер. Иктеричность кожи сохраняется обычно в течение 7-10 дней, у травмированных и недоношенных детей 2-3 недели. Данное состояние не требует особого ухода, может быть рекомендовано обильное питье, курс УФО 3 – 5 сеансов. При сохраняющейся желтухе рекомендовано взять у новорожденного кровь на билирубин.

3. Транзиторные нарушения теплового баланса (гипертермия). Температура тела новорожденного неустойчива и в первые часы жизни может снижаться на 1-2 С. У некоторых детей на 3-5 день жизни отмечается транзиторная лихорадка, при которой температура тела повышается, и в течение нескольких часов сохраняется на уровне 38-39 С. Данное состояние связано как с несовершенством терморегуляции новорожденного, так и с дефектами ухода за ним: температурный режим помещения не соответствует одежде ребенка (укутан, в комнате жарко). Тактика медсестры при выявлении повышения температуры у новорожденного:

· распеленать ребенка

· физиологические методы охлаждения (холод на крупные сосуды)

· проветрить помещение (комфортная температура в помещении 20 – 22 градуса)

· обильное питье комнатной температуры(5 % глюкоза, вода)

· через 30 минут повторно измерить температуры

· если температура не снижается вызвать врача

· жаропонижающие, при назначении врача (Эффералган, Нурафен, Парацетамол)

4. Физиологическая потеря первоначальной массы тела. Наблюдается в первые 3-4 дня у всех новорожденных и составляет обычно 3-6% (не должна превышать 10%, у недоношенных- 12-14%). Данное состояние связано как с потерей веса ребенка вследствие голодания в первые сутки жизни (количество вырабатываемого молозива не соответствует потребности ребенка в еде), потерей веса с опорожнением кишечника (меконий), отпадением пуповинного остатка и пр. Восстановление массы происходит к 7-10-му дню жизни. Состояние не требует дополнительных мер ухода. Важно соблюдать режим свободного вскармливания новорожденного. Ежедневно контролировать массу тела ребёнка, составлять график убыли массы. При затруднении вскармливания, проблемах, гипогалактии провести беседу с мамой, показать технику кормления, сцеживания. Дать рекомендации по питанию, питьевому режиму кормящий женщины.

5. Половой (гормональный) криз. Он обусловлен переходом эстрогенов от матери к плоду в периоде внутриутробного развития и с грудным молоком после рождения ребенка. Развивается в первую очередь у детей, находящихся на грудном вскармливании, у которых с 3-4 суток жизни появляется увеличение и припухлостью молочных (грудных) желез как новорожденных девочек, так и мальчиков. Иногда из железы может выделяться секрет, напоминающий молозиво. Кроме того, у новорожденных девочек могут появиться слизистые и кровянистые выделения из влагалища. Появление на крыльях носа милиа – угрей так же связано с повышенной секрецией сальных желез из-за гиперэстрогении. В периоде развития полового криза требуется тщательный гигиенический ухода за ребенком: ежедневная гигиеническая ванна, регулярные подмывания. Ни в коем случае не следует выдавливать из молочной железы секрет. Можно рекомендовать обильное питье (вода,5 % глюкоза) сухое тепло на область грудных желез под распашонку. Состояние исчезает к 7 – 10 дню жизни  новорожденного.

6. Меконий - первородный кал. Выделяется кишечником в первые сутки жизни в виде замазкообразной темно-зеленого цвета массы без запаха. Первородный кал формируется в кишечнике плода в результате слущивание эпителия слизистых оболочек кишечника и проглоченных околоплодных вод.

7. Мочекислый инфаркт. Физиологическое состояние связано с избыточным выделением с мочой солей и белка. В первые дни жизни ребенка в связи с адаптацией его организма к новым условиям жизни происходит разрушение большого количества клеток, и почки не справляются с процессом утилизации. В связи с чем, на подгузниках и памперсах новорожденного можно обнаружить темно-бурые пятна мочи с кристаллами соли. При выявлении развития мочекислого инфаркта ребенка следует обильно поить.

8. Транзиторная олигурия. Малое выделение мочи. Снижение диуреза с 20 – 25 раз до 3 – 5 раз в сутки.

9. Транзиторный дисбактериоз и физиологическая диспепсия встречаются у всех новорожденных. Дисбактериоз связан с особенностями заселения микроорганизмов в стерильном при рождении ребенка кишечнике, низкой барьерной функцией кишечника, характером питания (грудное или искусственное), соблюдения СЭРа. Физиологическая диспепсия проявляет себя временным расстройством стула, метеоризмом, срыгиванием и связана с низкой ферментативной активностью ЖКТ ребенка, процессом приспособления пищеварительной системы к энтеральному питанию.

Часто много беспокойств у матери вызывают визуально кажущиеся кривыми ножки ребенка, что связано с имеющимся физиологическим гипертонусом мышц-сгибателей. После 3 месяцев тонус мышц будет нормальным.

Нередко матери кажется, что, у ее ребенка косят глаза. Поскольку главные мышцы у новорожденного недостаточно развиты, чтобы координировать движения глаз, такое возможно и при отсутствии косоглазия.

Срыгивание и рвота – частое явление у новорожденных детей. В большинстве случаев это простые срыгивания вследствие перекармливания или заглатывания воздуха (аэрофагия), связанные со слабостью гладкой мускулатуры кардиального сфинктера у желудка.

Вакцинации новорожденного. Всех новорожденных детей, не имеющих медицинских противопоказаний в первые 24 часа жизни прививают против вирусного гепатита В. Вакцина против гепатита живая ослабленная, готовая. Внутримышечно в мышцу бедра вводится 0,5 мл вакцины. Вакцинация проводится трехкратно: в первые сутки, в 1 и 6 месяцев.

Профилактика туберкулеза. Вакцина БЦЖ – М, содержит ослабленные живые бактерии туберкулезной палочки, высушенные вакуумом из замороженного состояния. Вакцина выпускается в ампулах, которые содержат 1мг сухой белой массы, что соответствует 20 дозам. К каждой ампуле вакцины прилагается ампула с 2 мл стерильного изотонического раствора натрия хлорида. Вакцинацию против туберкулеза проводят всем здоровым новорожденным на 3-6 день жизни.

Наружную поверхность левого плеча новорожденного тщательно обрабатывают ватным шариком с 70% спиртом. Вакцину вводят внутрикожно на границе верхней и средней трети плеча, в месте прикрепления дельтовидной мышцы. При проведении прививки необходимо соблюдать следующее правило: игла должна находиться срезом вверх, сначала вводят небольшое количество вакцины, чтобы убедиться в том, что игла введена внутрикожно, и только затем вводят остальное количество вакцины. На месте инъекции образуется папула беловатого цвета диаметром 5-6 мм. Через 15-20 минут папула исчезает. Использованные шприцы и иглы, остатки неиспользованной вакцины перед тем, как выбросить, замачивают в дезинфицирующем растворе. После вакцинации прививочная реакция у новорожденных появляется через 4-6 недель в виде инфильтрата диаметром 5-8 мм с небольшим узелком в центре и корочкой или без нее. Такая реакция считается нормальной и подвергается обратному развитию без всякого лечения.

Иммунитет против туберкулеза после вакцинации БЦЖ-М образуется через 1,5-2 месяца у 98 – 100% привитых, а достаточная напряженность и длительность его сохраняются в течение 3-5 лет.

 

Вопросы по теме:

  1. Перечислите основные признаки доношенного новорожденного
  2. Назовите анатомо-физиологические особенности новорожденного
  3. Какие этапы первичного туалета новорожденного Вы знаете?
  4. Перечислите показатели шкалы Апгар
  5. Назовите сроки вакцинации новорожденного против вирусного гепатита В и туберкулеза
  6. Расскажите об особенностях санитарно-эпидемиологического режима в отношении ухода за новорожденным ребенком
  7. Перечислите основные моменты гигиенического ухода за новорожденным
  8. Расскажите о причинах развития физиологических пограничных состояний у новорожденного ребенка
  9. Перечислите основные физиологические пограничные состояния: сроки появления и исчезновения, клинические симптомы
  10. Расскажите об особенностях ухода за ребенком при развитии физиологических состояний.

 

Лекция № 3

Недоношенный новорожденный

Новорожденный ребенок независимо от массы тела при рождении считается недоношенным, если родился с 22-й по 37-ю неделю внутриутробного развития (у доношенных этот срок составляет 38-40 недель).

Исходя из гестационного возраста, выделяют четыре степени невынашивания:

· первая степень – срок гестации 37-35 недель

· вторая степень – 34-32 недели

· третья степень – 31-29 недели

· четвертая степень – 28-22 недели.

 Причины преждевременного рождения:

1. Акушерский анамнез (три и более предшествующих прерываний беременности, короткие интервалы между родами, многоплодная беременность, тазовое предлежание, оперативное вмешательство)

2. Тяжелые соматические и инфекционные заболевания матери

3. Заболевания плода: внутриутробные инфекции, хромосомные заболевания, иммунологический конфликт между беременной и плодом

4. Социально-экономические факторы: профессиональные вредности, алкоголь, курение, нежелательная беременность

5. Социально-биологические факторы - первородящие в возрасте до 18 лет и старше 30 лет, рост менее 150 см, масса тела ниже 45 кг, низкий социальный статус, генетическая предрасположенность.

Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка.

Некоторые признаки используют для определения срока гестации. К ним относятся: кожные покровы, борозды на ступнях, ушные раковины, ареолы сосков, половые признаки. У глубоконедоношеного ребенка тонкая морщинистая кожа темно-красного цвета, обильно покрытая пушком (лануго). Ушные раковины мягкие, прилегают к черепу, при малом сроке гестации лишены рельефа, бесформенные вследствие недоразвития хрящевой ткани. Ареолы сосков недоразвиты, менее 3 мм, при глубоком недонашивании могут не определяться. Борозды на ступнях редкие, короткие, неглубокие, появляются на 37 неделе беременности, на 40-й неделе гестации они становятся многочисленными. Мошонка у мальчиков часто пустая, яички находятся в паховых каналах либо в брюшной полости. Для девочек характерно зияние половой щели – большие половые губы не прикрывают малые, хорошо виден гипертрофированный клитор. Недоношенный ребенок имеет относительно большую голову и туловище, короткие шею и ноги, низкое расположение пупочного кольца. Швы черепа и роднички открыты. Подкожный жировой слой не выражен.

Функциональные признаки недоношенности: мышечная гипотония, снижение физиологических рефлексов и двигательной активности, нарушение терморегуляции, слабый крик ребенка. Дети периодически беспокойны, отмечается непостоянный тремор подбородка и конечностей. Дыхание составляет 40-90 дыхательных движений в 1 мин, неравномерное по ритму и глубине, прерывается судорожными вдохами и паузами (апноэ) продолжительностью до 10-15 с, что чаще наблюдается у глубоконедоношенных детей с гипоксическими поражениями ЦНС. При более длительной остановке дыхания может развиться асфиксия (удушье). Частый синдром дыхательных расстройств (СДР) связан и с дефицитом выработки сурфактанта, обеспечивающего тургор альвеолярной мембраны, что приводит к ателектазу (спадению ткани легкого). Пульс лабилен, от 100-180 в минуту. Артериальное давление не превышает 60-70 мм рт. ст. Тонкая сосудистая стенка и ее низкий мышечный тонус могут привести к кровоизлияниям. Рефлексы сосания и глотания слаборазвиты. Нередко нарушение наблюдается координации сосания и глотания. Имеется наклонность к срыгиванию, рвоте, метеоризму, запорам. Отсутствие кашлевого рефлекса способствует аспирации пищи. По сравнению с доношенным новорожденным у недоношенного еще более низкая сопротивляемость организма, частые инфекционные заболевания. Своеобразно у недоношенных детей развиваются пограничные физиологические состояния: более выражены  и длительны физиологическая эритема, убыль первоначальной массы тела, желтуха. Незначительная по выраженности желтуха может сопровождаться билирубиновой энцефалопатии. Пуповинный остаток отпадает позже, чем у доношенных (на 5-7 день жизни), пупочная ранка заживает к 12-15-му дню, при массе менее 1000 г – на 1-2 недели позже.

Организация медицинской помощи.

Основная цель первого этапа - сохранить жизнь ребенку. Недоношенный ребенок рождается в потоке теплого воздуха. После рождения выкладывается под лампу лучистого света в подогретые пеленки, первичный туалет чаще всего проводится без обмывания. Очень часто преждевременные роды происходят на дому и в таком случае необходимо в первую очередь обеспечить проходимость дыхательных путей ребенка (отсосать слизь) и согреть до приезда скорой помощи. В первые часы и дни после рождения при необходимости осуществляется интенсивная терапия, обеспечиваются тщательный уход и наблюдение за ЧДД, пульсом, температурой. Дети менее 1000 г переводятся в специализированное отделение для второго этапа выхаживания. Лечебные мероприятия направлены на ликвидацию гипоксии, нарушений мозговой ликвородинамики, желтухи, пневмопатии, профилактику анемии, рахита, гипотрофии, ретинопатии, СДР, инфекционных процессов и пр.

Особенности ухода.

При выхаживании недоношенных необходимо создать комфортные микроклиматические условия. Температура в палате должна составлять 24-26 С, влажность – 60%. В зависимости от степени недоношенности ребенка и способности его организма поддерживать постоянную температуру тела возможно выхаживание в кроватке с подогревом «беби-терм» или в кувезе. В кувезах поддерживается температура от 36С до 32С, влажность воздуха в первые сутки составляет до 90%, затем -60-55%, концентрация увлажненного кислорода – около 30%. При выхаживании недоношенного в кувезе все манипуляции как гигиенического, так лечебного характера производятся, не вынимая ребенка из кувеза, тщательно контролируется соблюдение параметров температуры, влажности и оксигенации. Ребенок находится в кувезе не более 7-10 дней (чем малыш становится старше, тем тяжелее ему будет привыкнуть и адаптироваться к условиям окружающей обстановки), затем обогревается в кроватке «беби-терм» и только потом в обычной кроватке в палате с температурой воздуха 24-26С. Каждые 3-4 дня ребенку меняют кувез, т.к. высокая температура и влажность способствуют быстрому размножению микробов, находящихся в воздухе и повышают риск инфицирования недоношенного. В помещение, где находится недоношенный ребенок необходимо тщательно соблюдать санитарно-эпидемиологический режим. В целях профилактики развития ретинопатий, особенно у глубоконедоношенных детей, рекомендуется в первые дни жизни затенять помещение, где находится ребенок или надевать ему защитные очки.

Вскармливание недоношенных детей.

Самой полезной для недоношенного ребенка едой является материнское молоко, содержащее защитные антитела, сбалансированные пропорции незаменимых аминокислот для формирования ткани мозга, оно лучше переваривается и усваивается. При отсутствии материнского молока используют специальные адаптированные молочные смеси для недоношенных и маловесных детей. Время первого кормления ребенка определяется  индивидуально. Число кормлений в зависимости от степени недоношенности и общего функционального состояния составляет 8-10 раз в сутки (потребность в росте и соответственно еде огромна, а объем желудка очень мал). Если у недоношенного ребенка есть и глотательный и сосательный рефлекс, он может быть приложен к груди, но обычно в силу функциональной слабости несколько раз ребенок сам высасывает молоко из груди, а на несколько кормлений получает сцеженное материнское молоко из бутылочки. Дети со слабым сосательным рефлексом кормятся материнским молоком с ложечки, а при отсутствии и сосательного, и глотательного рефлекса получают молоко через зонд 7-8 раз в сутки. Количество пищи на одно кормление в первый день жизни обычно составляет 5-10 мл молока, во второй -10-15 мл, третий -15-20 мл. Формула Ромелля: (10+n) х m: 100, где n-число дней жизни, m-масса ребенка в граммах - используется для расчета суточного количества пищи в первые 10 дней жизни.

Выхаживание в домашних  условиях.

При выхаживании недоношенных детей следует чаще проветривать помещение, поддерживать в комнате температуру воздуха 20-22C, при купании 22-26C. Правильному развитию недоношенных детей способствует благоприятная домашняя обстановка, индивидуальные занятия, рациональное питание, строжайшее соблюдение санитарно-гигиенического режима. Необходим регулярный контроль за весовыми прибавками ребенка, особенно если он находится на естественном вскармливании. В этом случае следует порекомендовать иметь дома весы для проведения контрольного взвешивания, т.к. недоношенный не может себе позволить голодать или худеть. Первая прогулка проводится не раньше, чем через неделю после выписки малыша из стационара

Особенности развития недоношенных детей.

Физическое развитие недоношенных характеризуется более высокими темпами нарастания массы и длины в течение первого года жизни по сравнению с детьми, родившимися в срок. В первый месяц жизни отмечается низкая прибавка массы тела за счет большей, чем у доношенных, потери первоначальной массы. Рост за первый год увеличивается на 27-38 см. Большинство недоношенных детей обладают нормальным умственным развитием, но могут отличаться неустойчивым психическим состоянием, реакциями негативизма, беспокойством, бессонницей, нарушениями аппетита, затруднением в приеме твердой пищи. Если родителям недоношенного ребенка удастся организовать рациональное питание и уберечь от инфекционных заболеваний, то в ближайшее время он по показателям физического и нервно-психического развития догонит своих доношенных сверстников. Необходимо провести беседу с родителями ребенка, о том что очень многие знаменитые люди родились недоношенными и данный факт нисколько не помешал им в жизни.

Профилактика преждевременного рождения детей. Охрана здоровья будущей матери, предупреждение медицинского прерывания беременности, создание благоприятных условий для беременной в семье и на производстве, своевременное выявление беременных с угрозой преждевременных родов и наблюдение за ними во время беременности.

 

 Вопросы по теме:

 

1. Расскажите об основных причинах преждевременных родов

2. Перечислите анатомо-физиологические признаки недоношенного ребенка

3. Назовите степени тяжести недоношенности

4. Расскажите о способах выхаживания и кормления недоношенного

 

Лекция № 4

Дата: 2018-11-18, просмотров: 294.