Ни одна деталь в процессе анализа рисунка не может быть лишней. Вот на какие нюансы стоит обратить внимание при рассматривании изображения и толковании поведения ребёнка:
Критерий
| Толкование
|
Детали
| - Отсутствие дополнительных элементов на рисунке говорит о серьёзном эмоциональном потрясении или проблемах в умственном развитии.
- Избыток деталей выдаёт в «художнике» чувствительную и очень ранимую натуру. Часто такая особенность встречается при неумении испытуемого вступать с разговор.
- Хаотичное изображение или компоновка элементов выдаёт склонность к резким перепадам настроения.
|
Стирания
| - Если рисунок становится после таких действий лучше, то повода для беспокойства нет.
- А вот случаи, когда использование ластика приводит к ухудшению изображения, требуют выяснения причин возможной тревожности.
|
Линии земли
| Очень важный элемент рисунка, определяющий целеустремлённость.
- Отсутствие хоть какой-то опоры свидетельствует о том, что испытуемому некомфортно, его что-то тяготит.
- Слишком наведённый контур или толстые штрихи выражают тревожность, раздражительность.
- Линии, исходящие снизу и расходящиеся наверх, показывают нежелание сталкиваться с неизведанным.
- Если линия основы идёт вниз и сворачивает направо, то ребёнка всерьёз беспокоит его будущее. Этот элемент не учитывается при анализе результата совсем маленьких детей.
|
Контуры
| Этот нюанс даёт информацию о способности испытуемого сохранять личностное равновесие.
- Толстые линии символизируют озлобленность в сочетании с тревожностью.
- Одинаково сильно наведённый контур всех элементов — расстройство психики в анамнезе или скрытая (явная) враждебность к изображённому объекту.
- Чередование толстых и тонких штрихов говорит о растущем напряжении, предчувствии беды.
|
Расположение
| - Если малыш смещает рисунок вниз, то он склонен к импульсивности. Однако для испытуемых 4–5 лет такое расположение не считается выходящим за рамки нормы.
- Смещение влево характерно в основном для подростков, озабоченных тем, что ждёт их в будущем.
- Если изображение уходит в правый край, то ребёнок явно стремится избежать любых переживаний.
- Уход в верхнюю треть подразумевает выраженные агрессивные тенденции, а также повышенный эгоцентризм.
- Негативной тенденцией является и поворачивание листа — вероятно, испытуемый склонен избегать ответственности.
|
Перспектива
| - Если объекты повёрнуты боком, то личность испытуемого не может принять окружение, стремясь скрыть своё «я».
- Изображение анфас свидетельствует о прямолинейности и прямоте ребёнка. Довольно часто такие рисунки создаются детьми 6–8 лет — в возрасте, когда столкновение с новыми условиями (обучением в школе) даёт повод усомниться в абсолютной правоте взрослых.
- Если перспектива рисунка направлена вдаль, то это говорит о желании изолироваться от общества, испытуемый чувствует себя оторванным от окружающих.
|
Пропорция
| Соотношение деталей показывает, насколько сильна в ребёнке тенденция сторониться общения, а также степень его зажатости.
- Сильные нарушения пропорций говорят о серьёзном интеллектуальном отклонении (как обратимом, так и необратимом).
- Изображение объектов вдалеке показывает явное желание отвергнуть те ценностные значения, которые несут в себе дерево, дом и человек. Такой нигилизм особенно часто встречается в рисунках подростков.
|
Исправления и дополнения
| Если ребёнок дорисовывает элементы, не стерев предыдущие, то он склонен к внутренним и внешним конфликтам.
|
Неуверенное рисование
| - Зачастую подобное возникает из-за того, что «художнику» сложно представить конечный результат цельной картинкой.
- Однако иногда это может быть и показателем потери чувства равновесия.
- Если размер объекта ограничивается, выглядит сжатым, то испытуемый явно страдает от установленных в его жизни рамок.
|
Прозрачность
| Эта характеристика указывает на желание ребёнка игнорировать реальность. Но некоторые предметы, не заполненные цветом, не теряют связи с реальностью. Вот почему на такой компонент школьные психологи не обращают внимания (за исключением случаев, когда прозрачность присуща около 70% иллюстрации).
|