Процедура проведения проективного психологического теста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Перед началом тестирования пациенту предлагают расслабиться, не думать о чём-либо постороннем. Организатор даёт испытуемому лист бумаги формата А4, расположенный вертикально (если испытуемый настаивает на горизонтальном варианте, не стоит ему запрещать), и призывает приступить к рисованию: «Изобрази человека. Можешь использовать то, что тебе больше нравится: краски, карандаши, фломастеры, пастельные мелки, маркеры». Когда ребёнок закончит, нужно предложить ему ещё один чистый лист со словами: «А теперь представь человека под дождём и нарисуй его».

Если ребёнок желает выполнить цветной рисунок, необходимо предоставить ему эту возможность

Разрешается выполнение только одного рисунка — персонажа в дождливых условиях. Диагностическая ценность при этом не исчезает, но обязательное условие — проведение этапа обсуждения изображения.

После окончания рисования необходимо побеседовать с пациентом и постараться вывести его на подробное описание изображённого. Для этого нужно задать ряд вопросов:

  • Что ощущает человек под дождём, как он себя чувствует?
  • Человеку комфортно в этой ситуации?
  • Как ты думаешь, каким может быть его настроение?
  • Что этот человек хочет сделать в первую очередь?
  • Какой дождь изображён на рисунке (ливень, затяжной, мелкий, грибной)?
  • Нравится или не нравится человеку дождь?
  • Если изображённый персонаж испытывает дискомфорт, то каким образом можно изменить его состояние?
  • Как человек может сам себе помочь в этой ситуации? Что нужно для этого сделать?
  • Персонаж был готов к тому, что пойдёт дождь?
  • Есть ли у него с собой зонт? При утвердительном ответе можно поинтересоваться, почему он им не воспользовался.
  • Есть ли у персонажа желание спрятаться от дождя?
  • В случае изображённых на листке мест для укрытия от дождя спросить ребёнка, почему человек не использовал их (возможные варианты ответа: закрыто, не пустили, не дошёл до этого места и так далее).

В разговоре желательно выяснить, как сам испытуемый относится к дождю, есть ли у него негатив к нему, какие хорошие и плохие нюансы, по его мнению, связаны с этим явлением, что за меры можно предпринять, чтобы избежать неприятностей, связанных с дождём. Всё это поможет правильно истрактовать результаты рассмотрения получившегося рисунка.

Обработка и интерпретация результатов

Целостное восприятие

Восприятие рисунка целиком заключается в улавливании настроения персонажа (радуется, расстроен, удручён). Психолог, проводящий тестирование, должен рассмотреть в изображении готовность человека бороться с возникшими трудными обстоятельствами (дождём) или, напротив, беспомощность, спокойствие и адекватность в оценке ситуации или панику и нервозность.

По одной только реакции персонажа на дождь психолог уже может сделать вывод о состоянии испытуемого

Таблица: Основные тенденции в рисунках

Название симптомокомплекса Характерные признаки
Благоприятная ситуация Редкие дождевые капли; прозрачные неглубокие лужи; обычного размера зонтик в руках у человека; пол ребёнка и изображённого объекта одинаков. Человек на рисунке идёт вправо, одет сообразно погодным условиям.
Чувство неполноценности Прослеживается тенденция к уменьшению размеров и возраста человека; чаще всего объект бежит или уходит; одежда не подходит ситуации; тело может быть лишено рук или ног, или конечности оказываются спрятанными за спиной. Руки короткие, плечи слишком узкие.
Чувство незащищённости Средств защиты от дождя, предметов одежды нарисовано сразу несколько (больше чем обычно необходимо). Изображены люди, помогающие удерживать маленький зонт, который может пропускать дождевые капли.
Эмоциональная холодность Нарисован взрослый мужчина, одетый в деловой костюм, в строгой позе, неэмоциональный.

Размер и положение

При сравнении двух рисунков могут быть замечены существенные нюансы в экспозиции, трансформации фигуры, анализируя которые психолог может сделать определённые выводы:

Изменение в рисунке Расшифровка
Человек уходит, бежит Уход автора рисунка от решения трудных жизненных ситуаций
Объект уверенно идёт Хорошие адаптационные возможности личности
Изображение фигуры человека спиной, затылком Самозащита, отрешение от внешнего мира, замкнутость, уход от решения конфликтов
Объект под дождём смещён в верхнюю часть листка Склонность к фантазированию, отрешённости, неоправданный оптимизм
Маленькая (слишком) фигура вверху рисунка Автор ощущает себя «непризнанным гением»
Смещение всего рисунка в нижнюю часть листа Заниженная самооценка, склонность к неуверенности в своих силах, нерешительности
Объект под струями дождя внизу листа Большая вероятность депрессивных тенденций в настроении
Изображение перемещено влево Поведенческая импульсивность, возможно сильное материнское влияние; если персонаж повёрнут влево — ориентация на прошлое
Объект смещён вправо Большая вероятность зависимости от отца, нацеленность на внешний мир; если объект повёрнут вправо — активность, устремление в будущее
Отсутствие почвы под ногами Напряжённое состояние, неустойчивость в жизни, суждениях

Когда фигура больше нормального размера, это значит, что автор такого изображения мобилизуется в трудных ситуациях, он становится более сильным и уверенным в себе. Если объект на рисунке слишком маленький, то это может свидетельствовать о необходимости защиты или переложении ответственности в сложных моментах на плечи других людей. Сдержанность, заторможенность, неумение проявлять свои чувства в общении с окружающими — характеристики ребёнка, рисующего крошечного человека. Стрессовые ситуации ввергают таких детей в состояние депрессии.

Манера рисования

Если нажим прослеживается лёгкий, то такой человек может быть скованным, неактивным, вполне возможно, что он энергетически истощён. Высокая твёрдость нажатия на пишущий инструмент говорит о том, что ребёнок подвержен агрессивным настроениям, он властен, насторожен и настойчив. О тревоге, импульсивности, нестабильности свидетельствует неровный нажим.

По контуру фигуры тоже можно сделать определённые выводы. Об изоляции говорят неразрывные линии, о наличии конфликтов с окружающими — разрыв линий. Если в рисунке присутствуют элементы штриховки, то можно смело утверждать о тревожности. Дублирует линии человек мнительный, находящийся в состоянии страха и волнения.

Примитивно нарисованный объект сигнализирует о нехватке одобрительных суждений. Негативное отношение к проводимому исследованию, сопротивление тестированию может быть выражено ребёнком в фигуре, составленной из одних палочек. Кроме того, если контур фигуры состоит из множества остроугольных фрагментов — это признак плохой адаптации ребёнка и его агрессивности.

Тело и образ персонажа

  • Голова характеризует интеллектуальные способности тестируемого и контроль. Значимость мышления, интеллекта подтверждает слишком большая голова, изображённая на рисунке. Если у нарисованного объекта она маленькая, то это говорит о неполноценности и неадекватности.
  • Шея свидетельствует о наличии связи разумного и чувственного. При изображении короткой и толстой можно задуматься о потакании испытуемого своим желаниям, слабостям. Длинная и тонкая шея — символ заторможенности в осознании телесных импульсов. Крупная — сознательный контроль над желаниями.
  • Плечи символизируют физическую силу, поэтому чем больше они у нарисованного объекта, тем сильнее нуждается тестируемый в признании. Ребёнок осознаёт свою малоценность и ничтожность, если плечи у человека под дождём маленькие. Покатость говорит о наличии чувства вины, отчаяния и уныния.
  • Крупный торс рисует испытуемый, чем-то неудовлетворённый. «Униженным и оскорблённым» ощущает себя ребёнок, изображающий слишком маленькое туловище. Фигура имеет форму квадрата — признак мужественности.
  • Лицо не прорисовано как следует или скрыто под головным убором — велико желание тестируемого уйти от неприятностей. Когда же оно подчёркнуто, то это свидетельствует о том, что ребёнку важен его внешний вид и отношения с другими людьми.
  • Маленькие глазки — признак сосредоточенности, обращения внутрь себя, большие характеризуют человека, у которого сильно развито стремление контролировать всех и вся. Пририсованные ресницы говорят о склонности к кокетству, демонстративности.
  • Зависимость от положительного мнения окружающих, лестных высказываний «демонстрируют» большие уши. Человеку, «забывшему» о рисовании этих деталей или изобразившему их маленькими, мнение окружающих неинтересно или болезненно.
  • Руки рассматриваются как символ взаимоотношений между людьми. Открытость и стремление к активным действиям — широко раскрытые конечности ладонями вперёд; амбициозность — очень длинные руки; части тела отсутствуют вовсе — неготовность к общению, собственная неадекватность. Если конечности спрятаны за спиной нарисованного персонажа, то это свидетельствует о том, что автор изображения не привык уступать. О напряжении можно судить по рукам, прижатым к туловищу. Отсутствие контроля над желаниями распознаётся по конечностям, нарисованным отдельно от тела.

Объект изображён с незначительным количеством одежды (или полным её отсутствием) — вероятнее всего, автор игнорирует общепринятые нормы поведения, склонен к импульсивным реакциям; когда вещей слишком много, это говорит о потребности в опеке, гиперзащите.

Если мальчик рисует персонажа женского пола или девочка изображает объект мужского, то такой рисунок интерпретируется как готовность к включению поведенческих программ, полученных от лиц ближайшего окружения (мамы, бабушки, отца и так далее). Аналогичный вывод можно сделать, когда человек на бумаге гораздо старше автора.

Характеристика дождя

Дождь в тестировании — символ неблагоприятных обстоятельств. О готовности к преодолению сложных ситуаций можно судить об изображении капель: редкие — отношение ребёнка к трудностям как к временным и преодолимым состояниям; капли закрашены или нарисованы в виде линий — тестируемый воспринимает препятствия как постоянные и тяжёлые.

Штрихи одинаковой длины — уравновешенность и гармония с окружающим миром, прерывистость и беспорядочность дождевых линий — нестабильность, тревожность. Упрямство и решительность испытуемого можно увидеть в вертикальных линях, короткие штрихи говорят о враждебности к окружающей действительности, тревоге.

Чёрная туча на рисунке — свидетельство депрессии и тревожности

Если в рисунке присутствую тучи, то их можно расценивать как ожидание неприятностей, по их количеству и плотности судят об уровне тревожности испытуемого. Тяжёлые грозовые облака человек рисует, находясь на грани депрессивного состояния. Если изображены тучи и грязь, то это свидетельствует об остатках прошедшей депрессии. По нарисованной луже тоже легко сделать определённые выводы: левое её расположение говорит о переходе проблемы в разряд прошлых, правое — об ожидании грядущих трудностей. Внутренняя неудовлетворённость ребёнка «зашифрована» в помещении человека в лужу.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 423.