Обработка и интерпретация результата теста
Возрастные особенности
Существуют нюансы, которые необходимо учитывать при анализе рисунка, чтобы не принять за отклонение от нормы возрастные особенности ребёнка:
- Для пятилетних детей характерно использование двойных контуров при прорисовывании конечностей; место прикрепления рук, как правило, — середина туловища. К шести годам дети уже осознанно рисуют конечности в верхней части торса обычными линиями.
- В пять лет малыш может проигнорировать второстепенные детали, такие как волосы, брови, ногти, ресницы и прочее. Дополнять ими образ человека дети начинают в шестилетнем возрасте, причём девочки чаще «выписывают» элементы лица.
- В старшем дошкольном возрасте у детей формируются понятия вертикального и горизонтального, поэтому нарисованный персонаж уже не парит в наклоне, как у маленьких детей, а занимает чёткое положение.
- Дети младшего школьного возраста (7–9 лет) переходят от схематичного рисования к более подробному и реалистичному (или же между этими двумя способами изображения соблюдается баланс). Чем старше становится ребёнок, тем менее примитивным должен становиться рисунок.
Размер и положение
- Если нарисованный человек занимает незначительную часть листа, то это означает депрессию и незащищённость. Дети свободные и раскованные могут «позволить» себе использовать для рисования фигуры больше пространства бумажного листа. Такие испытуемые не страдают от тревожности и повышенного беспокойства.
- О несдержанности и отсутствии внутреннего контроля (или при его слабой выраженности) говорят гипертрофированные фигуры, размеры которых сразу бросаются в глаза.
- Психическая неуравновешенность и нестабильность присуща тем детям, у которых изображённые фигуры не имеют опоры и словно склоняются в ту или иную сторону.
- Правый уклон от центральной осевой линии бумаги означает ориентацию автора рисунка на внешний мир, левостороннее смещение — акцент на собственном «я». Если фигура приподнята и занимает верхнюю часть листа, то можно «причислить» такого ребёнка к оптимистам, в случае расположения человека внизу листа, возможно, стоит сделать вывод о подавленном и угнетённом состоянии испытуемого.
- О разрыве с реальностью и излишней мечтательности полагается судить по изображению, помещённому выше линии земли, обозначенной на рисунке.
Изображение персонажа внизу листа — признак не самый лучший
Общий анализ композиции
Чтобы исключить признаки психологической патологии, нужно обратить внимание на основные моменты в изображении человека. Оценивая каждый пункт, исследователю следует добавлять по одному баллу за каждое соответствие, а затем сложить получившиеся результаты. Минимальные показатели, которые свидетельствуют о том, что ребёнок не имеет отклонений, таковы:
- для малыша 4–5 лет — 10 баллов;
- 6-ти — 14;
- 7-ми — 18;
- школьника 8 лет — 22;
- 9-ти — 26;
- десятилетнего и более взрослого ученика — 30 очков и больше.
Существуют некоторые детали, добавленные к нарисованному человеку, которые можно считать дополнительным бонусом при оценке умственного развития ребёнка — тросточка у пожилого человека, оружие у солдата, ранец у школьника, коньки у фигуриста и так далее. Эти элементы должны соответствовать созданному образу и не выбиваться из «темы» (неуместно ружье в руках милой принцессы, хоккейная клюшка у бабушки и прочее).
Некоторые неблагоприятные моменты развития личности ребёнка может усмотреть хороший специалист, если в рисунке человека:
- руки изображены с отсутствующими пальцами;
- кисти нарисованы в виде обрубков или варежек;
- не прорисованы глаза;
- в профильном изображении человека два глаза, а в анфас — один;
- нет никаких намёков на принадлежность человека к тому или иному полу;
- персонаж изображён без одежды;
- есть явные нарушения пропорций тела.
О негативных моментах в жизни ребёнка также говорит факт рисования и стирания всей фигуры человека или отдельных её фрагментов.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 470.