Процедура диагностики творческого мышления детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тестирование чаще всего проводится в групповой форме

С малышами дошкольного возраста проводить диагностику лучше в индивидуальной форме, в младшем и среднем звене — в группах по 10–15 человек, а в старших классах рекомендуется организовывать тест среди целого класса (до 30–35 школьников).

На выполнение заданий даётся столько времени, сколько испытуемым нужно (в пределах разумного). Но некоторые специалисты утверждают, что следует придерживаться оригинальной методики, где на работу отводится 10–20 минут.

Тестирование должно предваряться беседой о проблемах, беспокоящих детей в текущий момент (например, как сообщить маме, что маленького нарушителя ругали на уроке). Очень важно настроить испытуемых на атмосферу доверия и спокойствия. Для этого можно перед работой со стимульным материалом включить расслабляющую музыку или почитать вслух короткие стихотворения, сказки.

Инструкция по организации диагностики:

  1. Организатор раздаёт детям листы с элементами фигур и набор разноцветных овалов, а также пишущие инструменты — ручки или цветные карандаши.
  2. Дети коллективно подписывают бланки (под руководством взрослого).
  3. Экспериментатор объясняет испытуемым, как работать с каждым из субтестов (обязательно следует оговорить, что нужно экономно относиться ко времени, а при возникновении вопросов не кричать, а поднимать руку — при групповой работе):
    • 1-й. «Изобразите картинку и подпишите её, взяв за основу овал любого цвета».
    • 2-й. «Дополните каждую из 10 фигур так, чтобы получились целые рисунки, дайте название своим изображениям».
    • 3-й. «Из пар линий создайте неповторяющиеся картинки и обязтельно озаглавьте свои творения».
  4. Дети приступают к работе. При необходимости подписывать рисунки помогает взрослый.

Ребёнок не понял инструкцию? Следует объяснить ему ещё раз, более доступно. Приводить примеры того, как выполняются задания, ни в коем случае нельзя.

Если по окончании теста тестируемый не успел подписать какой-либо рисунок, то во что бы то ни стало полагается узнать название фигуры и добавить его, иначе результаты оценивания будут не вполне объективными. Вот почему проводить групповое тестирование нужно с помощниками, которые смогли бы взять на себя помощь в наблюдении за работой испытуемых.

Не стоит давить на ребёнка, если у него ничего не получается. Лучше перенести тест на другой день

Файл: Стимульный материал к тестированию

Картинки для проведения исследования

Обработка и интерпретация результатов

Анализ по критериям

Торренс утверждал идею пятиступенчатой структуры, формирующей творческое мышление. В процессе анализа теста определяется релевантность каждого критерия.

Беглость

Это показатель творческой продуктивности испытуемого, для его анализа важны 2 и 3 субтесты. Подсчитывается количество обработанных картинок с учётом исключительно понятных ответов, а также единичных изображений фигур (повторы засчитываются за один вариант). К непонятными относятся те, которые:

  • не задействуют стимул;
  • представляют собой абстракцию без смысла;
  • имеют невнятные заголовки.

Оригинальность

Для подсчёта используются все 3 субтеста (названия не учитываются!). Когда ответ встречается редко, то есть он не банален, ставится 1 балл; если часто — 0. Затем выводится итоговая оценка (сумма очков) за все рисунки. Перечень неоригинальных ответов, включая возможные цифры и литеры:

Номер бланка Картинка Предмет
Стимул №1   озеро, облако, ромашка, яйцо, рыба, лицо человека

Стимул №2

1 человеческое лицо, очки, любые виды птиц, яблоки
2 ветка дерева, любого размера рогатка, веник, мужское или женское лицо
3 колёса, пароход или корабль, лодка, фрукт
4 змейка, вопросительный знак, хобот слона, гусеница или червяк, хвост любого животного, фигура человека
5 губки, корабль, зонтик
6 ваза, грозовая молния, ракета
7 ключ, машина, монокль или очки, черпак
8 лицо или человеческая фигура, фасон платья, мужчина или женщина, ракета
9 горы, морские волны, ушки представителей фауны
10 клюв птицы, тело лисы, лицо, ветки-сучья
Стимул №3   книга, тетрадка, забор, коробочка с карандашами, окно, мебель

За объединение нескольких рисунков-стимулов в одну картинку испытуемому добавляются дополнительные баллы: двух — 2 очка, от трёх до пяти — 5, от шести до десяти — 10.

Абстрактность наименования

Для анализа способности делать акцент на главном также необходимо обработать все 3 субтеста, добавляя или не добавляя баллы за каждое название:

  • 0 очков выставляется за незамысловатые заголовки, называющие класс принадлежности изображённого предмета («Горы», «Булка» и так далее);
  • 1 балл — за наименование, дающее представление о классе, к которому картинка относится («Мурка», «Нарядная ёлка» и прочие);
  • 2 очка — за названия-образы («Таинственная русалка», «Драконий хвост» и другие);
  • 3 балла — за заголовки описательного характера, передающие глубокий смысл («Мои отголоски», «А выход есть?..»).

Противостояние замкнутости

Этот критерий характеризует возможность долгое время сосредотачиваться, чтобы выдать качественно новую идею. Анализируется только субтест №2:

  • 0 баллов выставляется в следующем случае: для замыкания фигуры используются ровные или волнистые линии, штрихи, заполненные цветом участки. Буквы и цифры — 0 баллов.
  • 1 очко: фигура имеет элементарные соединения, но снаружи «украшается» элементами (при дополнении изнутри ставится 0 баллов).
  • 2 балла: для смыкания используется сложная конфигурация или изображение стимула остаётся открытым (в том числе внутри сомкнутой дорисованной фигуры). Если есть буквы или цифры на рисунке, то ничего не засчитывается.

Разработанность

Образцы оценки нарисованных детьми картинок: «птица» — 0 баллов, «сердце из золота» — 4 балла, «бабочка с двумя глазками» — 12 баллов

Анализ того, насколько испытуемый может детализировать идею, проводится по 3 субтестам. Начисляется 1 балл за каждую несущую смысл деталь рисунка.

  • Элементы одного класса оцениваются как один (например, за любое количество листьев ребёнок получает 1 очко).
  • За идею нарисовать несколько единообразных деталей также выставляется одна оценка (например, одинаковые деревья в лесу).
  • Единообразные предметы, но с оригинальными элементами заслуживают 1 балла за каждое отличие (например, цветы разного вида — розы, тюльпаны, пионы).

За примитивные рисунки с минимальным количеством деталей выставляется 0 очков. К таковым относятся, например, деревья в виде прямых линий, цветы со стеблями-штрихами, цветы с лепестками-полукругами и так далее.

Подсчёт баллов

По итогам суммирования всех выставленных баллов можно составить представление об уровне креативности ребёнка. Для этого делим получившуюся сумму на 5 и сравниваем со шкалой:

  • 30 очков — низкий уровень творческих способностей;
  • 30–34 — ниже необходимого уровня;
  • 35–49 — немного хуже нормы;
  • 40–60 — стандартный уровень;
  • 66–70 — выше принятого стандарта;
  • 70 и больше — отличный результат.

При показателях меньше 49 баллов с ребёнком необходимо заниматься дополнительно, используя возможности интерактивного творчества, например, онлайн-мастер-классы по рисованию, лепке и так далее. Также полезно будет приобщать чадо к познанию прекрасного — посещению музеев, картинных галерей, театров и прочих мест и культурных мероприятий. Если результат получился ниже 25, то следует обратиться к дефектологу для разработки индивидуальной программы коррекции.

Лучший способ развить креативность в ребёнке — познакомить его с историей и творчеством в музее

Тест Торренса — быстрый и доступный способ оценки творческих способностей ребёнка. Полученные результаты помогут разработать стратегию дальнейшей работы с испытуемым, чтобы помочь ему реализовать свой потенциал и вырасти многогранной и всесторонне развитой личностью.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 411.