Методика «Найди и вычеркни»: автор, суть, предназначение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В период обучения ребёнка (это касается не только школьного возраста детей) очень важный показатель восприятия информации — внимание. Именно от этой категории зависит умственная и физическая деятельность малыша, вычленение и усвоение полезных знаний.

Тестирование по методике «Найди и вычеркни» даёт возможность проанализировать умение ребёнка длительно удерживать интерес на каком-либо предмете или понятии — устойчивость внимания. Также диагностика позволяет сделать вывод о продуктивности этого состояния сознания, сосредоточенности, его объёме.

Устойчивость внимания находится в непосредственной связи с состоянием здоровья девочки или мальчика, а также нервной системой. На этот показатель могут влиять любые посторонние отвлекающие моменты: внешний шум, свет, общение взрослых или детей, запахи и так далее.

Доктор психологических наук Марцинковская Татьяна Давидовна стоит у истоков создания и применения этого исследования. Сначала методика предназначалась для определения переживаний деток в период социализации (дошкольников 5–6 лет и младших школьников). В дальнейшем тестирование было адаптировано под малышей 3–4 лет. Сделал это доктор наук в области психологии Доценко Евгений Леонидович при изучении психологического состояния личности в период взросления.

Суть диагностики заключается в вычёркивании определённых фигур, представленных на бумажном листе. Рисунки простые и не вызывают у детей трудностей в восприятии: домики, грибочки, мячи, флажки, ведёрки.

Татьяна Давидовна Марцинковская — автор методики

Порядок проведения теста среди детей разного возраста

Для дошкольников

Время, отведённое на выполнение задания, составляет две с половиной минуты. Этот период делится на пять отрезков по тридцать секунд, в течение которых испытуемому требуется вычёркивать по 2 предмета, названных экспериментатором. Делать это ему нужно предложенным организатором способом. Например, грибок помечать горизонтальной линией, а ведёрко — вертикальной.

Инструкция, которая даётся ребёнку перед началом проведения теста, такова: «Я приглашаю тебя сыграть в игру. Предлагаю посмотреть карточки с картинками знакомых предметов. Как только дам команду «Начинай», ты будешь внимательно проглядывать ряды, искать те фигурки, которые я назову, и вычёркивать их. Всё это тебе нужно делать до следующей моей команды — «Стоп». Когда услышишь её, сразу же прекрати рассматривание и вычёркивание и укажи на изображение, которое ты обнаружил последним. В это время я обозначу место, где произошла остановка, и снова скажу «Начинай!» После этой команды необходимо будет продолжить находить и зачёркивать предметы, которые я назову. Так будем играть до моей команды «Конец»».

Исследователь выделяет на карточках места подачи команд самостоятельно.

При тестировании детей-дошкольников методика используется в двух вариантах:

  • Для испытуемых 3–4 лет используются следующие изображения: ёлочки, звёздочки, грибки, домики и так далее.
  • Малыши 5–6лет получают бланк с простейшими геометрическими фигурами (кругами, прямоугольниками, половинками круга), а также рисунки, изображающие флажки, звёздочки.

Для младших школьников

Если у ребёнка что-то не получается, исследование лучше отложить

В младшем школьном возрасте ребятам предлагают корректурную пробу Ландольта. Она представляет собой бланк с нанесёнными разрывными полукольцами, причём направление этих разрывов абсолютно разное.

Один из вариантов инструкции: «Давай поиграем с тобой в интересную игру. Для победы в ней нужно быть очень внимательным и быстрым. Постарайся просматривать ряды с кольцами с наибольшим вниманием. Все колечки отличаются лишь местом расположения разрыва. Ищи те фигуры, в которых линии прерываются только вверху и внизу, и зачёркивай их». Затем исследователь объясняет ребёнку его действия в момент, когда организатор подаст команду «Черта!» и «Стоп!» (по аналогии с инструкцией к тестированию дошкольников).

На выполнение такого задания отводится времени вдвое больше — пять минут. Команда «Черта!» подаётся исследователем через каждые шестьдесят секунд. В это время ребёнок ставит отметку на бланке там, где его «застало» слово организатора, после чего диагностика продолжается. По истечении пяти минут взрослый даёт команду «Стоп!», и школьник ставит двойную вертикальную черту на бланке, означающую окончание теста.

Файлы: Стимульный материал

Для дошкольников

Для младших школьников

Дата: 2018-11-18, просмотров: 749.