Тестирование детей на основе методики А. Н. Бернштейна «Последовательность событий»
Важная характеристика зрелой личности — умение выстраивать логику событий. Формирование этого навыка начинается в раннем возрасте и необходимо для успешного обучения в школе. Определить степень развития у малыша способности воспроизведения правильной последовательности явлений и действий, а также тренировать речь поможет методика сюжетных рисунков А. Н. Бернштейна.
Содержание [скрыть]
Характеристика методики А. Н. Бернштейна
Основная цель методики «Последовательность событий» — исследование умения строить самостоятельные умозаключения, делать обобщения, выдерживать причинно-следственные связи, а также диагностика уровня сообразительности.
Было бы крайне нелогично руководствоваться в жизни только логикой.
Лешек Кумор, польский киновед и афорист
Автор методики, описанной в 1911 году — отечественный учёный Александр Николаевич Бернштейн, российский психотерапевт, один из основателей и энтузиастов отечественной психоаналитической школы. Будучи убеждённым сторонником идеи о перспективности нового психоаналитического учения, он стал автором программ и методических рекомендаций для исследования интеллектуальной сферы человека.
В современной психологической практике инструкция, рекомендации и этапы практической реализации опыта несколько изменены, модернизированы и усовершенствованы. Обычно метод используется для выяснения степени готовности ребёнка к школе. Востребована методика А. Н. Бернштейна и в клинической психологии как средство выявления олигофрении и умственной отсталости, а также дальнейшей терапии проблемы развития.
Особенности стимульного материала
Экспериментальным материалом служат сюжетные картинки, демонстрируемые испытуемому в заведомо нарушенной последовательности. Задача ребёнка — восстановить логическую комбинацию картинок, сопровождая своё решение устным рассказом. Вербальное описание позволяет определить уровень развития речи будущего первоклассника.
Основные критерии для определения уровня развития речи:
Существуют возрастные и смысловые серии стимульного материала, которые включают по 3–6 картинок, изображающих фабулу. Сюжеты в логике усложнения понимания скрытого смысла могут предъявляться детям от 5—7 лет до 9—10-летнего возраста:
В чём цель методики
Существует множество методик диагностики мыслительных процессов детей. Для исследования особенностей зрительного восприятия дошкольников часто используют методику «Какие предметы спрятаны в рисунках?», автор которой, Роберт Семёнович Немов — признанный авторитет в области психологии детства, действительный член Академии педагогических и социальных наук, специалист по проблемам психологии личности.
Им написан учебник «Психология» для педагогических учебных заведений, где приведён ряд методик диагностики восприятия у дошкольников и среди них рассматриваемый нами. Цель теста — проверка способностей ребёнка к восприятию, формированию и различению визуальных образов, умению делать выводы из ситуации и выражать их своими словами.
Тест предназначен для детей пяти-шести лет.
Баллы и уровни
Подсчитав то время, которое ребёнок потратил на исполнение тестового задания, делают вывод, определяя условный уровень восприятия им визуальных образов:
Важно учитывать возраст
Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на возраст испытуемого. Например, ребёнок пяти лет получает 10 баллов, и его умственное развитие оценивается весьма высоко. Если в рамках указанного тестового исследования ребёнок такого же возраста получает только 2–3 балла, предполагается вывод, что развитие соответствует низкому уровню.
При этом, если в итоге тестирования по Немову аналогичные 2–3 балла получит ребёнок трёх–четырёх лет, нельзя заявить , что у него низкий уровень развития. Он будет выглядеть таковым лишь в сравнении с детьми пяти-шести лет и уровень этого ребёнка может считаться средним.
Аналогичным образом можно оценить и иные показатели, взяв их в сравнении. Для ребёнка шести лет показатели в 6–7 баллов можно считать невысокой оценкой, но те же баллы для ребёнка трёх–четырёхлетнего означают высокий уровень развития по сравнению со старшими сверстниками.
В случае диагностики детей иного возраста, для объективности, в заключении следует обозначать соответствующее сравнение. Например, дополнение: «…по сравнению с детьми возраста пяти–шести лет». Эта фраза может быть сформулирована примерно так: «Этот ребёнок по уровню развития (в части восприятия образов) находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми шестилетнего возраста».
В то же время подобная оговорка не требуется, если психологом при использовании этой методики соответствующий возраст был обозначен сразу. Тогда можно указать: «по сравнению с нормой».
Каждый ребёнок — яркая индивидуальность
В любом случае стоит помнить, что каждый дошкольник — яркая, удивительная индивидуальность, которую трудно удержать в рамках строгих правил и стандартов. А тесты нужны для того, чтобы выявить её сильные стороны, лучшие качества и развивать их, одновременно корректируя и сглаживая «подводные камешки», без которых не обходится становление полноценной личности.
Итоги тестирования по методике Р.С. Немова становятся поводом для начала серьёзной индивидуальной работы с каждым ребёнком. При этом не стоит драматизировать ситуацию в случае условно «недостаточных» результатов. Ведь психика детей весьма подвижна, и сегодняшний «провал» может быть вызван сиюминутным эмоциональным всплеском, неизбежно накладывающимся на восприятие. Нужно набраться терпения, провести индивидуальные занятия и через некоторое время просто повторить тест в максимально благоприятной для ребёнка обстановке.
Файл: Материал к тесту
Опросник и матрица
Ничего сложного в проведении теста по методике «Карта интересов» А.Е. Голомштока нет. А пользы от такой диагностики достаточно много. Если вы преподаватель и вместо обычного урока решите провести подобное исследование, дети будут вам только благодарны.
Для дошкольников
Время, отведённое на выполнение задания, составляет две с половиной минуты. Этот период делится на пять отрезков по тридцать секунд, в течение которых испытуемому требуется вычёркивать по 2 предмета, названных экспериментатором. Делать это ему нужно предложенным организатором способом. Например, грибок помечать горизонтальной линией, а ведёрко — вертикальной.
Инструкция, которая даётся ребёнку перед началом проведения теста, такова: «Я приглашаю тебя сыграть в игру. Предлагаю посмотреть карточки с картинками знакомых предметов. Как только дам команду «Начинай», ты будешь внимательно проглядывать ряды, искать те фигурки, которые я назову, и вычёркивать их. Всё это тебе нужно делать до следующей моей команды — «Стоп». Когда услышишь её, сразу же прекрати рассматривание и вычёркивание и укажи на изображение, которое ты обнаружил последним. В это время я обозначу место, где произошла остановка, и снова скажу «Начинай!» После этой команды необходимо будет продолжить находить и зачёркивать предметы, которые я назову. Так будем играть до моей команды «Конец»».
Исследователь выделяет на карточках места подачи команд самостоятельно.
При тестировании детей-дошкольников методика используется в двух вариантах:
Для младших школьников
Если у ребёнка что-то не получается, исследование лучше отложить
В младшем школьном возрасте ребятам предлагают корректурную пробу Ландольта. Она представляет собой бланк с нанесёнными разрывными полукольцами, причём направление этих разрывов абсолютно разное.
Один из вариантов инструкции: «Давай поиграем с тобой в интересную игру. Для победы в ней нужно быть очень внимательным и быстрым. Постарайся просматривать ряды с кольцами с наибольшим вниманием. Все колечки отличаются лишь местом расположения разрыва. Ищи те фигуры, в которых линии прерываются только вверху и внизу, и зачёркивай их». Затем исследователь объясняет ребёнку его действия в момент, когда организатор подаст команду «Черта!» и «Стоп!» (по аналогии с инструкцией к тестированию дошкольников).
На выполнение такого задания отводится времени вдвое больше — пять минут. Команда «Черта!» подаётся исследователем через каждые шестьдесят секунд. В это время ребёнок ставит отметку на бланке там, где его «застало» слово организатора, после чего диагностика продолжается. По истечении пяти минут взрослый даёт команду «Стоп!», и школьник ставит двойную вертикальную черту на бланке, означающую окончание теста.
Файлы: Стимульный материал
Для дошкольников
Для младших школьников
Суть методики диагностики
Внимательность — основа успешной учёбы в начальных классах
Английский литературный деятель XVIII века Сэмюэл Джонсон говорил: «Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным».
Удобный способ исследования концентрации внимания был предложен французским психологом Бенжаменом Бурдоном в конце XIX века. Корректурная проба очень удобна для тестирования школьников, так как позволяет проводить диагностику внимания одновременно нескольких учащихся. Испытуемым предлагается за определённое время вычеркнуть заданные элементы на специальных бланках с изображёнными на них буквами, цифрами или фигурами, при этом учитель каждые 60 секунд даёт команду «Черта!», по которой дети проводят вертикальную линию в том месте, где они остановились. Время для работы с бланком — 10 минут. За этот период у педагога появляется возможность проанализировать, как меняется концентрация и насколько быстро ребёнок утомляется.
По итогам теста также можно сделать вывод о:
Организация диагностики
Исследование «Заучивание 10 слов» удобно тем, что никакого специального оборудования или материала для его проведения не понадобится. Единственное строгое требование — соблюдение тишины в процессе работы с испытуемым. Это касается и отсутствия шумов извне, и лишних реплик участников тестирования. Работа с ребёнком происходит один на один.
Деткам 5–7 лет можно предлагать меньшее количество слов для запоминания — от 5 до 8.
Алгоритм проведения теста:
Важно учесть, что если испытуемый называет лишнее слово, то нужно сделать отметку об этом. Когда неверный образец ребёнок говорит не раз, его следует не только записать, но и выставить количество повторений.
В перерыве между этапами тестирования ребёнок может заняться несложными играми
Файлы: Материалы к тесту
Бланк задания и ключ
Протокол
Файлы: Материалы к тесту
Бланк задания и ключ
Протокол
Инструкция
Фотогалерея: карточки с числами
Регулярные занятия обязательно дадут результат. Продвигайтесь к цели поэтапно и всё получится!
Уровень выраженности
1 класс
2 класс
3–4 класс
Общее количество обработанных элементов показывает динамику умственной деятельности младшего школьника. В норме этот показатель должен быть от 180 до 290 знаков. Если цифра ниже 140, то у ребёнка есть отклонения в интеллектуальном развитии.
При правильной работе ученик, обнаружив, что делает ошибки, снижает темп выполнения задания до гармоничного соотношения скорости и качества. Если же происходит обратное — школьник увеличивает скорость, стремясь сделать всё быстро — показатель становится меньше.
О том, насколько малыш способен включаться в работу, говорит увеличение количества отработанных строк и уменьшение числа ошибок в них.
К школе готовы?
Скоро в школу. И возникает вопрос, а подготовлен ли ребенок к школе? Психологи выделяют несколько важных критериев готовности детей к обучению.
1. Физическая готовность. Учеба в школе – это большая нагрузка. Консультация с детским врачом поможет понять, насколько ваш ребенок здоров.
2. Интеллектуальная готовность – это набор знаний и умений, которые ваш малыш получил к первому классу. Это умение обобщать, сравнивать, делить на группы по признакам. Это не только навыки чтения и письма, как думают многие родители. Логическое мышление и умение рассуждать важнее для обучения.
3. Социальная готовность – потребность в общении с другими детьми, настрой на работу и сотрудничество. Ему нужно вписаться в коллектив, уметь общаться, дружить.
4. Мотивационная готовность – школа привлекает ребенка не внешней атрибутикой, а возможностью познавать, чему-то научиться.
Если вы вдруг обнаружили, что что-то упустили, не паникуйте. Многие пытаются наверстать все за оставшееся до школы время, нанимая репетиторов на курсы английского языка и тем самым получается, что ребенок получает поток знаний, которые не может понять и закрепить.
Тем более это большая психологическая нагрузка. Поэтому не нужно слишком переживать, важнее научить ребенка излагать свои мысли, спокойно думать и находить ответы на вопросы.
Процедура тестирования САН
Возможен как групповой способ проведения диагностики, так и индивидуальный. Использование один на один с испытуемым рекомендуется в том случае, если ребёнок неуверенно читает и испытывает трудности с пониманием значения всех слов-состояний, на анализе которых и построен тест. Временных ограничений для детей нет, но стоит указать на то, что ответ должен быть дан быстро — первое пришедшее в голову. Только так можно рассчитывать на объективность результатов теста.
В работе с дошкольниками и младшими школьниками важно разбирать каждую пару слов, чтобы у испытуемого не возникло непонимания сути вопроса.
Инструкция по организации диагностики:
Тест лучше проводить один на один с ребёнком, чтобы в случае необходимости помочь сориентироваться в незнакомых понятиях
Файл: Стимульный материал
Опросник к тесту
Уровень выраженности
1 класс
2 класс
3–4 класс
Общее количество обработанных элементов показывает динамику умственной деятельности младшего школьника. В норме этот показатель должен быть от 180 до 290 знаков. Если цифра ниже 140, то у ребёнка есть отклонения в интеллектуальном развитии.
При правильной работе ученик, обнаружив, что делает ошибки, снижает темп выполнения задания до гармоничного соотношения скорости и качества. Если же происходит обратное — школьник увеличивает скорость, стремясь сделать всё быстро — показатель становится меньше.
О том, насколько малыш способен включаться в работу, говорит увеличение количества отработанных строк и уменьшение числа ошибок в них.
Анализ по критериям
Торренс утверждал идею пятиступенчатой структуры, формирующей творческое мышление. В процессе анализа теста определяется релевантность каждого критерия.
Беглость
Это показатель творческой продуктивности испытуемого, для его анализа важны 2 и 3 субтесты. Подсчитывается количество обработанных картинок с учётом исключительно понятных ответов, а также единичных изображений фигур (повторы засчитываются за один вариант). К непонятными относятся те, которые:
Оригинальность
Для подсчёта используются все 3 субтеста (названия не учитываются!). Когда ответ встречается редко, то есть он не банален, ставится 1 балл; если часто — 0. Затем выводится итоговая оценка (сумма очков) за все рисунки. Перечень неоригинальных ответов, включая возможные цифры и литеры:
Номер бланка | Картинка | Предмет |
Стимул №1 | озеро, облако, ромашка, яйцо, рыба, лицо человека | |
Стимул №2 | 1 | человеческое лицо, очки, любые виды птиц, яблоки |
2 | ветка дерева, любого размера рогатка, веник, мужское или женское лицо | |
3 | колёса, пароход или корабль, лодка, фрукт | |
4 | змейка, вопросительный знак, хобот слона, гусеница или червяк, хвост любого животного, фигура человека | |
5 | губки, корабль, зонтик | |
6 | ваза, грозовая молния, ракета | |
7 | ключ, машина, монокль или очки, черпак | |
8 | лицо или человеческая фигура, фасон платья, мужчина или женщина, ракета | |
9 | горы, морские волны, ушки представителей фауны | |
10 | клюв птицы, тело лисы, лицо, ветки-сучья | |
Стимул №3 | книга, тетрадка, забор, коробочка с карандашами, окно, мебель |
За объединение нескольких рисунков-стимулов в одну картинку испытуемому добавляются дополнительные баллы: двух — 2 очка, от трёх до пяти — 5, от шести до десяти — 10.
Абстрактность наименования
Для анализа способности делать акцент на главном также необходимо обработать все 3 субтеста, добавляя или не добавляя баллы за каждое название:
Противостояние замкнутости
Этот критерий характеризует возможность долгое время сосредотачиваться, чтобы выдать качественно новую идею. Анализируется только субтест №2:
Разработанность
Образцы оценки нарисованных детьми картинок: «птица» — 0 баллов, «сердце из золота» — 4 балла, «бабочка с двумя глазками» — 12 баллов
Анализ того, насколько испытуемый может детализировать идею, проводится по 3 субтестам. Начисляется 1 балл за каждую несущую смысл деталь рисунка.
За примитивные рисунки с минимальным количеством деталей выставляется 0 очков. К таковым относятся, например, деревья в виде прямых линий, цветы со стеблями-штрихами, цветы с лепестками-полукругами и так далее.
Подсчёт баллов
По итогам суммирования всех выставленных баллов можно составить представление об уровне креативности ребёнка. Для этого делим получившуюся сумму на 5 и сравниваем со шкалой:
При показателях меньше 49 баллов с ребёнком необходимо заниматься дополнительно, используя возможности интерактивного творчества, например, онлайн-мастер-классы по рисованию, лепке и так далее. Также полезно будет приобщать чадо к познанию прекрасного — посещению музеев, картинных галерей, театров и прочих мест и культурных мероприятий. Если результат получился ниже 25, то следует обратиться к дефектологу для разработки индивидуальной программы коррекции.
Лучший способ развить креативность в ребёнке — познакомить его с историей и творчеством в музее
Тест Торренса — быстрый и доступный способ оценки творческих способностей ребёнка. Полученные результаты помогут разработать стратегию дальнейшей работы с испытуемым, чтобы помочь ему реализовать свой потенциал и вырасти многогранной и всесторонне развитой личностью.
Рассмотрение композиции
Самым крупным и заметным дети обычно рисуют то дерево, которое ассоциируется у них с главным человеком в семье
Расположение деревьев можно интерпретировать таким образом: на первое место ставится растение, символизирующее члена семьи, на плечах которого находится вся ответственность. В центре, как правило, изображается самый важный персонаж. Ребёнок, нарисовавший себя между двух деревьев (мамы и папы), может быть воспринят как своего рода «разделитель» между супругами (скорее всего, общение у взрослых происходит лишь через сына или дочь, а между собой сведено к минимуму).
Если в семье количество родственников больше трёх, то некоторые близкие люди могут быть «исключены» из рисунка. Некоторые дети, несмотря на инструкцию, изображают дополнительные деревца, которые при разговоре соотносятся ими с теми людьми, которые занимают важное место в жизни.
Растения могут быть нарисованными на общей грунтовой местности — это хороший показатель, которые говорит о прочности и крепости семейных взаимоотношений. Деревья малыш может расположить вплотную друг к другу или на значительном расстоянии, что сигнализирует о значимости отношений с близкими людьми.
Величина объекта показывает значение того или иного члена семьи в глазах ребёнка. Как правило, авторитетные и имеющие большое влияние родственники оказываются представленными в виде высоких и «добротных» деревьев.
Рассматривая нарисованные растения, организатор может отметить кривизну ствола, изогнутость ветвей, наличие дупла и другие нюансы — всё это свидетельствует о травмах, болезнях, неблагополучии. Деревья с плодами чаще всего ассоциируются детьми с людьми-альтруистами, с теми, для кого «служить добру» является непустым звуком.
Толкование оттенков рисунка
Используемые цвета тоже могут многое рассказать исследователю о состоянии тестируемого
Очень показательными являются цветовые предпочтения ребёнка. Выводы о выбранном оттенке нужно делать с учётом того, что каждый спектр имеет как положительные, так и отрицательные показатели:
Обсуждение цветовых ассоциаций поможет составить ясную картину психологического состояния малыша. Более полное представление о выборе оттенка дадут ответы тестируемого на вопросы: «Какой цвет может изобразить радость?», «Какого цвета печаль?» и так далее.
Анализ беседы и поведения
Эти моменты проективной диагностики не могут интерпретироваться однозначно. Большую роль в анализе ответов и действий ребёнка играет профессионализм и опытность исследователя, именно на эти качества нужно полагаться организатору при составлении выводов по результатам беседы.
Когда ребёнок выбирает роль садовника, стремящегося каким-либо образом изменить состояние деревьев, это символизирует желание внести определённые изменения в отношения с семьёй, а также возможную нехватку общения с близкими родственниками или людьми, значимыми в жизни испытуемого.
Если психологу или педагогу важно понять внутрисемейную обстановку, то можно предложить ребёнку пройти диагностическое обследование «Три дерева». Этот тест — лакмусовая бумажка отношений детей с родственниками. Результаты такой диагностики помогут вскрыть корни некоторых проблем и облегчат планирование коррекционной работы.
Целостное восприятие
Восприятие рисунка целиком заключается в улавливании настроения персонажа (радуется, расстроен, удручён). Психолог, проводящий тестирование, должен рассмотреть в изображении готовность человека бороться с возникшими трудными обстоятельствами (дождём) или, напротив, беспомощность, спокойствие и адекватность в оценке ситуации или панику и нервозность.
По одной только реакции персонажа на дождь психолог уже может сделать вывод о состоянии испытуемого
Таблица: Основные тенденции в рисунках
Название симптомокомплекса | Характерные признаки |
Благоприятная ситуация | Редкие дождевые капли; прозрачные неглубокие лужи; обычного размера зонтик в руках у человека; пол ребёнка и изображённого объекта одинаков. Человек на рисунке идёт вправо, одет сообразно погодным условиям. |
Чувство неполноценности | Прослеживается тенденция к уменьшению размеров и возраста человека; чаще всего объект бежит или уходит; одежда не подходит ситуации; тело может быть лишено рук или ног, или конечности оказываются спрятанными за спиной. Руки короткие, плечи слишком узкие. |
Чувство незащищённости | Средств защиты от дождя, предметов одежды нарисовано сразу несколько (больше чем обычно необходимо). Изображены люди, помогающие удерживать маленький зонт, который может пропускать дождевые капли. |
Эмоциональная холодность | Нарисован взрослый мужчина, одетый в деловой костюм, в строгой позе, неэмоциональный. |
Размер и положение
При сравнении двух рисунков могут быть замечены существенные нюансы в экспозиции, трансформации фигуры, анализируя которые психолог может сделать определённые выводы:
Изменение в рисунке | Расшифровка |
Человек уходит, бежит | Уход автора рисунка от решения трудных жизненных ситуаций |
Объект уверенно идёт | Хорошие адаптационные возможности личности |
Изображение фигуры человека спиной, затылком | Самозащита, отрешение от внешнего мира, замкнутость, уход от решения конфликтов |
Объект под дождём смещён в верхнюю часть листка | Склонность к фантазированию, отрешённости, неоправданный оптимизм |
Маленькая (слишком) фигура вверху рисунка | Автор ощущает себя «непризнанным гением» |
Смещение всего рисунка в нижнюю часть листа | Заниженная самооценка, склонность к неуверенности в своих силах, нерешительности |
Объект под струями дождя внизу листа | Большая вероятность депрессивных тенденций в настроении |
Изображение перемещено влево | Поведенческая импульсивность, возможно сильное материнское влияние; если персонаж повёрнут влево — ориентация на прошлое |
Объект смещён вправо | Большая вероятность зависимости от отца, нацеленность на внешний мир; если объект повёрнут вправо — активность, устремление в будущее |
Отсутствие почвы под ногами | Напряжённое состояние, неустойчивость в жизни, суждениях |
Когда фигура больше нормального размера, это значит, что автор такого изображения мобилизуется в трудных ситуациях, он становится более сильным и уверенным в себе. Если объект на рисунке слишком маленький, то это может свидетельствовать о необходимости защиты или переложении ответственности в сложных моментах на плечи других людей. Сдержанность, заторможенность, неумение проявлять свои чувства в общении с окружающими — характеристики ребёнка, рисующего крошечного человека. Стрессовые ситуации ввергают таких детей в состояние депрессии.
Манера рисования
Если нажим прослеживается лёгкий, то такой человек может быть скованным, неактивным, вполне возможно, что он энергетически истощён. Высокая твёрдость нажатия на пишущий инструмент говорит о том, что ребёнок подвержен агрессивным настроениям, он властен, насторожен и настойчив. О тревоге, импульсивности, нестабильности свидетельствует неровный нажим.
По контуру фигуры тоже можно сделать определённые выводы. Об изоляции говорят неразрывные линии, о наличии конфликтов с окружающими — разрыв линий. Если в рисунке присутствуют элементы штриховки, то можно смело утверждать о тревожности. Дублирует линии человек мнительный, находящийся в состоянии страха и волнения.
Примитивно нарисованный объект сигнализирует о нехватке одобрительных суждений. Негативное отношение к проводимому исследованию, сопротивление тестированию может быть выражено ребёнком в фигуре, составленной из одних палочек. Кроме того, если контур фигуры состоит из множества остроугольных фрагментов — это признак плохой адаптации ребёнка и его агрессивности.
Тело и образ персонажа
Объект изображён с незначительным количеством одежды (или полным её отсутствием) — вероятнее всего, автор игнорирует общепринятые нормы поведения, склонен к импульсивным реакциям; когда вещей слишком много, это говорит о потребности в опеке, гиперзащите.
Если мальчик рисует персонажа женского пола или девочка изображает объект мужского, то такой рисунок интерпретируется как готовность к включению поведенческих программ, полученных от лиц ближайшего окружения (мамы, бабушки, отца и так далее). Аналогичный вывод можно сделать, когда человек на бумаге гораздо старше автора.
Характеристика дождя
Дождь в тестировании — символ неблагоприятных обстоятельств. О готовности к преодолению сложных ситуаций можно судить об изображении капель: редкие — отношение ребёнка к трудностям как к временным и преодолимым состояниям; капли закрашены или нарисованы в виде линий — тестируемый воспринимает препятствия как постоянные и тяжёлые.
Штрихи одинаковой длины — уравновешенность и гармония с окружающим миром, прерывистость и беспорядочность дождевых линий — нестабильность, тревожность. Упрямство и решительность испытуемого можно увидеть в вертикальных линях, короткие штрихи говорят о враждебности к окружающей действительности, тревоге.
Чёрная туча на рисунке — свидетельство депрессии и тревожности
Если в рисунке присутствую тучи, то их можно расценивать как ожидание неприятностей, по их количеству и плотности судят об уровне тревожности испытуемого. Тяжёлые грозовые облака человек рисует, находясь на грани депрессивного состояния. Если изображены тучи и грязь, то это свидетельствует об остатках прошедшей депрессии. По нарисованной луже тоже легко сделать определённые выводы: левое её расположение говорит о переходе проблемы в разряд прошлых, правое — об ожидании грядущих трудностей. Внутренняя неудовлетворённость ребёнка «зашифрована» в помещении человека в лужу.
Пример расшифровки рисунка ребёнка-дошкольника
Хаотично нарисованное простым карандашом изображение легко поддаётся расшифровке
Рисунок сделан, как это сразу видно, в грустном и подавленном настроении. Объект не улыбается, зонт опущен, человек помещён в лужу. Всё это говорит о подавленности ребёнка, сложностях в процессе нахождения выхода из трудной ситуации.
Персонаж под дождём нарисован практически посередине, но есть небольшой наклон влево, что свидетельствует о нерешительности и пассивности. Об угнетённости говорит наличие штриховки зонта, двойственные линии сигнализируют о тревоге и страхе, разорванность контура фигуры может быть признаком присутствия в жизни ребёнка конфликтных ситуаций.
Нарисованное средство защиты от дождя не используется по назначению, это значит, что человек не чувствует помощи от близких людей. Возможно, у малыша плохие отношения с матерью, так как купол зонта не укрывает персонажа от дождя, он опущен, хотя и раскрыт. Вероятнее всего, женщина старается наладить отношения с ребёнком, но пока ей это не удаётся. Наверняка тестируемый более расположен к отцу: у зонта хорошо прорисована ручка, человек крепко держит её, не бросая аксессуар в лужу.
Рассмотрев фигуру, можно заметить покатые плечи (уныние, отчаяние, возможное чувство вины), плохо прорисованные руки (трудность и неадекватность в общении), скрытые под волосами уши (нежелание слышать критику в свой адрес).
Дождевые капли, которые нарисовал испытуемый, также говорят о тревожности и нестабильности (линии прерываются, они разной длины). Об этом же свидетельствую тучи, их не так много, но это первые признаки ожидания неприятностей автором изображения. Человек помещён прямо в лужу, что тоже нехороший признак: потеря ориентира, неудовлетворённость собой и окружающим миром.
Рисуночный тест «Человек под дождём» — удобный инструмент психологии для определения личностных характеристик и готовности противостоять неблагоприятным воздействиям. Психолог, пользующийся этой методикой, может сложить целостную психологическую картину ребёнка как личности, чтобы потом использовать полученные данные для психокоррекционной работы.
Тип животного
Задание считается выполненным неправильно, если испытуемый нарисовал реальное животное и описал его естественный образ жизни (например, собаки или кошки). Это может быть нормальным для пяти- или шестилетнего малыша, но когда такой результат демонстрирует более взрослый ребёнок, это свидетельствует о низком уровне воображения.
Части тела
Определённую информацию можно почерпнуть и из анализа частей тела животного. Каждый элемент говорит о том или ином состоянии тестируемого в момент прохождения диагностики и о его психическом здоровье в целом.
Часть тела
Название существа
Толкование ответов на вопросы
По окончании работы ребёнка над заданием нужно обсудить с испытуемым образ жизни нарисованного им существа
Если ребёнок придумывает своему нарисованному персонажу такую жизнь, которая полностью соответствует изображению, то это нормально и логически оправдано. О нарушении логики мышления можно сделать вывод, если рисунок и рассказ о существовании животного никак не связаны друг с другом.
Фантазия с целью компенсации каких-либо негативных моментов в жизни испытуемого прослеживается при идеализации или приукрашивании своего персонажа.
Когда ребёнок утверждает, что придуманный и нарисованный зверёк живёт на острове, за границей, в субтропиках, это говорит о демонстративности; в качестве места проживания животного названа изолированная площадь (космос, другая планета, пещера, колодец, лес и так далее) — тестируемый одинок и остро переживает это. Агрессию, боязнь испытуемого, его желание найти защиту характеризуют подобные ответы: «в тайге», «в непроходимых болотах», «в лесной чащобе». Невроз может выдавать «поселение» животного в неприятные условия — тину, грязь, лужу, помойку.
«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты» — это выражение в полной мере может быть применимо к ответам человека на вопрос о том, чем питается нарисованная зверушка. Вот что могут значить реплики школьника на этот счёт:
В рассказах ребёнка животное может:
Если нарисованное существо любит неординарные занятия (вроде хождения на голове или вверх ногами), то ребёнку, придумавшему такие действия для животного, не чуждо стремление выйти за рамки обыденности и нарушить стандарты поведения.
Импульсивность присутствует в характере людей, наделяющих своих нарисованных персонажей невозможностью сидеть без дела.
Когда описание животного связано с частым упоминанием о его врагах, то можно сделать вывод о боязни агрессии; чрезмерный акцент на проблемах с едой — символ неблагополучия в быту испытуемого, привязанности к материальному. Существо, по словам тестируемого, одиноко, у него нет друзей — скорее всего, в жизни ребёнка такое же положение вещей. Рассказ о большом количестве близких по духу людей говорит о значимости общения для испытуемого.
Пример расшифровки
«Гламурный крылокот» — такое название дал существу автор рисунка
Проведение теста «Нарисуй несуществующее животное» — замечательный способ получить представление о внутреннем мире, характере ребёнка и даже условиях его жизни. Результаты диагностики помогут выявить существующие проблемы и скорректировать работу по их устранению.
Классификация уроков
Исходя из разных целей и задач, содержания деятельности, видов учебных работ, применяемых методик и технологий, особенностей учащихся и уровня творческих возможностей учителя, существуют в педагогике различные классификации уроков.
Многообразие классификаций
В любой классификации за основу берутся более выраженные признаки урока, в соответствии с которыми и выделяются типы уроков.
Классификации уроков посвящено много исследовательских работ. Авторы по-разному классифицировали уроки, исходя из методов обучения (И.Н. Борисов), способа организации учебной деятельности (Д.М. Кирюшкин), из содержания и способов проведения урока (ИЛ. Казанцев), из дидактической цели (И.Т. Огородников) и из основных этапов учебного процесса (СВ. Иванов). По цели организации занятий уроки классифицируются так: изучения нового материала, уроки углубления знаний, упрочения умений и навыков, повторительно-обобщающие, уроки контроля и оценки процесса учения и его результата. По цели организации занятий детерминированной общепедагогической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся все уроки можно делить на: уроки изучения нового материала (1-й тип), совершенствования знаний, умений и навыков (2-й ТИП); обобщения и систематизации (3-й тип); комбинированные (4-й тип); контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип) .
Практически целесообразной является классификация уроков не только по типам, но и по видам. Исходя из характера деятельности учителя и учащихся, это деление совпадает, по мнению М.И. Махмутова, с делением по способам реализации методов обучения .
Среди теоретиков и практиков значительную поддержку получила классификация уроков по таким признакам, как дидактическая цель и место урока в общей системе. На основании этого положения можно обозначить следующий перечень главных типов уроков:
1) уроки изучения новых знаний;
2) уроки формирования новых умений;
3) уроки обобщения и систематизации изученного;
4) уроки контроля и коррекции знаний, умений;
5) уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.);
6) комбинированные (смешанные).
Самым распространенным в педагогической практике является тип комбинированного урока. По мнению ряда теоретиков и практиков они составляют примерно 75-80 % от общего количества уроков. В своей структуре он объединяет все основные элементы обучения: организацию учебного занятия; повторение и проверку знаний учащихся; изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков; закрепление полученных знаний; определение домашнего задания, объяснение его сущности, комментирование его выполнения; подведение итогов, оценка успехов учащихся в сочетании с коррекцией знаний и умений.
Урок этого типа позволяет одновременно достигать нескольких целей. Различные комбинации элементов урока и переход их друг в друга обеспечивают гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.
К недостаткам комбинированного урока относят дефицит времени, когда на изучение нового материала остается 15-20 минут, а остальное время уходит на другие виды работ; увеличившийся объем изучаемых знаний, сокращение времени на познавательные процессы и т.д. При правильной организации возможно сведение этих недостатков к минимуму. Но лучше всего они компенсируются другими типами уроков, ориентированных на конкретные виды деятельности.
Сущность типов уроков
Представим сущность некоторых типов уроков.
1) Урок изучения новых знаний.
Основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. В данном случае сокращается время на другие этапы урока. Такие уроки используются для передачи объемного материала, демонстрации технологических процессов, новых явлений. Это может быть блочный способ его подачи и изучения. Могут использоваться такие формы, как лекция, объяснение учителя, беседа и обсуждение отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа, постановка опыта и т.д.
На уроке применяются разные приемы активизации деятельности: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение учащихся в активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов; применение наглядности и технических средств. Учитель активизирует внимание и мыслительную деятельность, систематизирует полученные знания учащихся.
Структура урока изучения новых знаний:
а) организационное начало, введение в урок (подготовка к усвоению нового материала, актуализация ранее изученного с целью связи с новым);
б) постановка целей и задач урока;
в) изложение, объяснение нового материала, включение учащихся в самостоятельную работу (с учебником, справочной литературой, приборами, оборудованием, компьютерной техникой);
г) выполнение практических работ как закрепление нового материала;
д) домашнее задание и его комментарий;
ж) подведение итогов урока с комментарием успехов и трудностей в усвоении темы.
2) Урок совершенствования (закрепления) новых знаний и умений:
а) для систематизации и обобщения знаний и более глубокого их осмысления;
б) задачи уроков этого типа направлены на развитие и формирование умений и навыков в процессе учебной и практической деятельности;
в) закрепление ранее усвоенных знаний и органической связи с новыми;
г) коррекция знаний и умений.
Структура такого урока:
а) организация начала урока;
б) постановка целей и задач;
в) упражнения разных видов и уровней сложности по изученному материалу, практические и лабораторные работы и включение учащихся в самостоятельную деятельность под руководством учителя (наблюдения, консультации);
г) подведение итогов работы: показ достигнутых результатов, коллективное обсуждение, уточнение каких-либо особенностей, выставление отметок учащимся;
д) обобщение основных идей, положений, гипотез, выводов, определения тенденций развития темы в науке и ее связей с другими темами учебного курса;
е) постановка и комментарий выполнения домашнего задания;
ж) коррекция знаний и деятельности учащихся.
На таких уроках почти не применяется классическое объяснение материала учителем. Новые сведения, пояснения, отдельные сообщения делаются учащимися непосредственно по ходу выполнения намеченных работ. Готовясь к уроку, учитель подбирает соответствующий материал и виды работ, постановочные вопросы для урока. Повторение ранее изученного материала не выделяется в самостоятельный этап и логически вписывается в содержание основных упражнений урока.
Достижение дидактических целей урока связано и с организацией контрольно-оценочной функции. Разнообразие заданий и видов работ предполагает оптимальное сочетание индивидуального и фронтального опроса (на материале проблемных вопросов и ситуаций) с переходом к устным и письменным практическим упражнениям. Варианты уроков предусматривают: организацию работы по написанию диктантов, микросочинений, по решению задач, составлению схем, графиков, диаграмм;
обращению с приборами, механизмами, устройствами, проведению несложных опытов и экспериментов.
3) Уроки обобщения и систематизации изученного.
Дидактические задачи уроков этого типа:
а) сформировать у учащихся систему теоретических знаний по основным темам или разделам учебного предмета;
б) выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий, формировать понятия, систематизировать знания;
в) провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному учебному материалу за четверть, полугодие, год.
Структура этого типа урока:
а) организация начала, постановки целей и задач;
б) непосредственное повторение учебного материала. Для этого используются разные виды опроса: устный в виде изложения темы, фронтальный, собеседование, дискуссия; письменный — написание дат, описание событий, выведение формул, работа с географической картой;
в) подведение итогов работы с анализом осмысленности глубины знаний, указание способов самостоятельной работы, определение ориентиров работы над новым учебным содержанием.
Уроки обобщения и систематизации формируют потребность в постоянном повторении учебного материала. На них выделяются основные теоретические положения, обобщаются знания по разным темам, устанавливаются межпредметные связи. Школьники учатся переносить приобретенный опыт в новые условия и ситуации.
При необходимости учитель проводит консультации, обзорные лекции, готовит наглядные и раздаточные материалы, оборудование.
Результативны занятия в форме проблемных дискуссий, уроков-семинаров, уроков деловых игр, решают задачи теоретического и практического характера. С целью эффективного влияния таких уроков на формирование мышления, интеллекта и способностей учащихся важно и психологически обоснованное пространственное размещение в учебном кабинете самой группы2.
4) Уроки контроля и коррекции знаний, умений.
Достижение поставленных целей обучения и учения всегда связано с объективным контролем и коррекцией знаний, умений и навыков. Такие уроки применяются для определения и оценки качества усвоенности теоретических знаний, мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей, взглядов на мир, образ жизни, системы научных понятий, способов творческой деятельности, подготовленности их к жизни и труду. Оценка знаний и умений учащихся показывают их качество, отражает степень усвоенности программного материала и обученности. Выявляется система отношений учащегося к учению, к разным аспектам учебной деятельности, что способствует применению личностно-ориентированного подхода, внесению изменений в процесс учения и корректив в организацию и содержание обучения.
Структура урока:
а) организационное начало урока и психологическая настройка на собранность, спокойствие, уверенность, готовность к работе;
б) постановка целей и задач урока: раскрывается замысел урока, объясняется, на что будет обращено внимание, что подлежит проверке, очерчивается круг действий учащихся, актуализируется роль самого контроля;
в) основная часть — инструкции, задания контрольного типа и непосредственно самостоятельная работа учащихся под контролем учителя, краткие оперативные консультации, устранение неполадок в учебном оборудовании, в разрешении возникающих нетрадиционных ситуаций и т.д., поддержании интеллектуально-эмоционального фона работы;
г) заключительная часть— подведение итогов работы: анализ типичных ошибок и их причин, выбор рациональных способов решений, предупреждение отставания и неуспеваемости некоторых учащихся, определение общей тенденции усвоения программного материала; выделение хороших работ, комментарий их специфичности, ориентировка учащихся на изучение предстоящего материала.
К контрольным относятся уроки по написанию контрольной работы, зачетный урок.
Тесты для определения уровня развития памяти для старших дошкольников
Тесты для определения уровня развития памяти для старших дошкольников. «Повтори слова» Диагностика для определения уровня слуховой памяти. Ребенку зачитываются слова (18 слов). Они должны быть ей понятными. Ребенок должен внимательно прослушать их, запомнить и повторить.
Если малыш называет 9-11 слов из перечня, это свидетельствует о высоком уровне его слуховой памяти. Когда слов, запомнила ребенок, меньше 7, то родителям следует уделить внимание занятиям по развитию памяти. «Запомни рисунки» — метод для тестирования визуальной памяти малыша.
Подготовьте карту с 10 предметами, расположенными отдельно друг от друга. Пусть ребенок 2-3 минуты рассматривает рисунки и запоминает их. После этого уберите изображения. Вернитесь к диагностике через полчаса. Попросите малыша назвать все объекты, которые были на картинке. Если ребенок вспомнит 4-6 предметов, уровень развития его памяти в норме.
«Палочек тест» Гольдштейна-Ширера также ориентирован на оценку уровня визуальной памяти ребенка. Малышу предлагается составить из палочек разной длины определенные фигуры (вроде фигур легко найти в сети Интернет). Первый ряд с фигурами малыш составляет, глядя на образец.
Как составлять другие фигуры, он уже запоминать во время демонстраций каждой из них по одной продолжительностью 3-5 секунд. Для старших дошкольников нормой считается, если будет допущено 1-2 ошибки. Следующим методом исследовать кратковременную память дошкольника.
Диагностика называется «Нарисуй фигуру». Вам понадобится лист бумаги с изображением трех прямых линий, пересекаясь, образуют треугольник (размер рисунка 10 х 15 см). Покажите малышу лист с изображением. Он его запомнить и должен нарисовать, то же что изображено на листе. Пусть не переживает, если не запомнит фигуру с первого раза. Вы можете показать ее снова.
Но продолжительность каждой демонстрации не должен превышать 2 сек. Важно, чтобы в воспроизведении треугольника малыш придерживался соответствия в наклонах прямых, количества линий и их связей. Не стоит забывать и об оригинальном размер рисунка. Когда шедевр ребенка будет похож на оригинал, можно переходить к оценке результата.
Прежде всего, определите общее время запоминания рисунка. Для этого нужно умножить время демонстрации изображения 2 секунды на количество демонстраций. Если на запоминание ребенку потребовалось 10 секунд, то это говорит о высоком развитии памяти. Если малыш запоминал картинку около 12-30 секунд в целом, то уровень развития памяти средний.
О силе памяти, ниже среднего, свидетельствует результат в более 32 секунды. В дошкольный период, когда особенно важно тренировать память малыша. Поэтому не ленитесь изучать вместе скороговорки, стихи, сказки. Ведь это залог не только хороших результатов в диагностике памяти, но и адаптации к школе, учебной деятельности с постоянными умственными нагрузками.
Тесты для определения уровня развития памяти для старших дошкольников
Тесты для определения уровня развития памяти для старших дошкольников. «Повтори слова» Диагностика для определения уровня слуховой памяти. Ребенку зачитываются слова (18 слов). Они должны быть ей понятными. Ребенок должен внимательно прослушать их, запомнить и повторить.
Если малыш называет 9-11 слов из перечня, это свидетельствует о высоком уровне его слуховой памяти. Когда слов, запомнила ребенок, меньше 7, то родителям следует уделить внимание занятиям по развитию памяти. «Запомни рисунки» — метод для тестирования визуальной памяти малыша.
Подготовьте карту с 10 предметами, расположенными отдельно друг от друга. Пусть ребенок 2-3 минуты рассматривает рисунки и запоминает их. После этого уберите изображения. Вернитесь к диагностике через полчаса. Попросите малыша назвать все объекты, которые были на картинке. Если ребенок вспомнит 4-6 предметов, уровень развития его памяти в норме.
«Палочек тест» Гольдштейна-Ширера также ориентирован на оценку уровня визуальной памяти ребенка. Малышу предлагается составить из палочек разной длины определенные фигуры (вроде фигур легко найти в сети Интернет). Первый ряд с фигурами малыш составляет, глядя на образец.
Как составлять другие фигуры, он уже запоминать во время демонстраций каждой из них по одной продолжительностью 3-5 секунд. Для старших дошкольников нормой считается, если будет допущено 1-2 ошибки. Следующим методом исследовать кратковременную память дошкольника.
Диагностика называется «Нарисуй фигуру». Вам понадобится лист бумаги с изображением трех прямых линий, пересекаясь, образуют треугольник (размер рисунка 10 х 15 см). Покажите малышу лист с изображением. Он его запомнить и должен нарисовать, то же что изображено на листе. Пусть не переживает, если не запомнит фигуру с первого раза. Вы можете показать ее снова.
Но продолжительность каждой демонстрации не должен превышать 2 сек. Важно, чтобы в воспроизведении треугольника малыш придерживался соответствия в наклонах прямых, количества линий и их связей. Не стоит забывать и об оригинальном размер рисунка. Когда шедевр ребенка будет похож на оригинал, можно переходить к оценке результата.
Прежде всего, определите общее время запоминания рисунка. Для этого нужно умножить время демонстрации изображения 2 секунды на количество демонстраций. Если на запоминание ребенку потребовалось 10 секунд, то это говорит о высоком развитии памяти. Если малыш запоминал картинку около 12-30 секунд в целом, то уровень развития памяти средний.
О силе памяти, ниже среднего, свидетельствует результат в более 32 секунды. В дошкольный период, когда особенно важно тренировать память малыша. Поэтому не ленитесь изучать вместе скороговорки, стихи, сказки. Ведь это залог не только хороших результатов в диагностике памяти, но и адаптации к школе, учебной деятельности с постоянными умственными нагрузками.
Для младших школьников
Для подведения итогов необходимо посчитать количество правильно отмеченных слов за указанное время:
Если у малыша в итоге выходит от 10 до 14 баллов, то есть степень концентрации в пределах нормы и чуть выше, то таким детям рекомендовано 2–3 раза в неделю выполнять тест Мюнстерберга в качестве тренировки. Разумеется, набор слов нужно предлагать каждый раз разный.
Результат в пределах 1–9 баллов требует системных занятий, направленных на развитие внимания. Для этого можно порекомендовать методику «Перепутанные линии» (подробнее о ней расписано в статье «Исследуем показатели внимания ребёнка с помощью методики «Перепутанные линии») или любые другие тесты, связанные с необходимостью концентрироваться.
Стимульный материал
Таблица: ключ к тесту (вопросы 1–16)
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Ответ | 4 | 1 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 2 | 4 | 5 | 5 | 4 | 2 | 2 | 4 |
Таблица: ключ к тесту (вопросы 17–32)
Вопрос | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
Ответ | 5 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | 4 | 5 | 1 | 2 | 5 | 3 | 3 | 2 | 4 |
Тестирование проводится для группы школьников или по одному. Группа должна быть небольшой: не более 10 – 15 человек. За партой или столом каждый ребёнок сидит сам.
Работа ведётся так:
Не все дети с одинаковой скоростью включаются в процесс. Если в коллективе есть медлительный ученик, нужно чаще подходить к нему во время выполнения заданий и при необходимости пояснять вопрос или просто подбадривать ребёнка. Но подсказывать запрещается!
Во время выполнения заданий дети должны сидеть по одному за столом
Интерпретация результатов
Подсчёт результатов не занимает много времени. Правильный ответ — 1 балл. Максимальное количество баллов — 32.
Таблица: коридоры итоговых баллов
Количество баллов | Интерпретация результатов, рекомендации |
5–14 | рекомендованы ежедневные занятия по развитию навыков мышления |
15–24 | средний уровень развития, логика и внимание требуют тренировок |
25–30 | достаточный уровень развития, нужно поработать над внимательностью ученика |
31–32 | высокий уровень развития логического мышления |
После анализа ответов детей психолог выдаёт рекомендации учителю и родителям по коррекции состояния ребёнка, предлагает индивидуальные программы развития внимание, усидчивости, логического мышления, умения анализировать и систематизировать информацию.
Для развития логического мышления рекомендуется привлекать ребёнка к интересным интеллектуальным занятиям, например, к игре в шахматы. Полезны также чтение книг с пересказом, решение логических математических заданий, некоторые компьютерные игры-стратегии.
«Простые аналогии» — один из самых объективных, точных и простых методов оценки мышления учеников начальной школы. Такое тестирование помогает педагогу установить проблемы в развитии и предложить варианты коррекции индивидуально для каждого тестируемого.
Суть методики диагностики
Внимательность — основа успешной учёбы в начальных классах
Английский литературный деятель XVIII века Сэмюэл Джонсон говорил: «Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным».
Удобный способ исследования концентрации внимания был предложен французским психологом Бенжаменом Бурдоном в конце XIX века. Корректурная проба очень удобна для тестирования школьников, так как позволяет проводить диагностику внимания одновременно нескольких учащихся. Испытуемым предлагается за определённое время вычеркнуть заданные элементы на специальных бланках с изображёнными на них буквами, цифрами или фигурами, при этом учитель каждые 60 секунд даёт команду «Черта!», по которой дети проводят вертикальную линию в том месте, где они остановились. Время для работы с бланком — 10 минут. За этот период у педагога появляется возможность проанализировать, как меняется концентрация и насколько быстро ребёнок утомляется.
По итогам теста также можно сделать вывод о:
Подсчёт и анализ баллов
Прежде всего, экспериментатор должен оценить симптомокомплексы личности испытуемого. Для этого каждый из 8 синдромов оценивается по пунктам от 0 до 3 баллов (0 — элемент не выделен, 1 — признак проявляется частично, 2 — симптом выявляется наполовину, 3 — полное совпадение).
Симптомокомплекс | Особенность рисунка | Возможные баллы |
Незащищенность |
| 0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 1, 2 0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 |
Тревожность (страх) |
| 0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1, 2 0, 2 0, 1, 2, 3 0, 2 0, 1 |
Недоверие к себе |
| 0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 |
Чувство неполноценности |
| 0, 1, 2, 3 0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 |
Враждебность |
| 0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 2 0, 2 0, 1 0, 2 |
Конфликтность (фрустрация) |
| 0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 2 0, 2 0, 2 0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 |
Трудности общения |
| 0, 2 0, 1 0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 2 0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 |
Депрессивность |
| 0, 1, 2, 3 0,1 0,1 0, 2 0, 2 0, 2 |
Максимально возможные баллы:
Если результат по каждому показателю превышает 50% от возможного количества баллов, то это говорит о том, что ребёнок нуждается в профессиональной помощи психолога и в подборе коррекционной программы. Нормой считается сумма набранных очков от нуля до четверти от каждого максимального значения.
Дом
Дерево
Малыш изобразил несколько деревьев? Возможно, он просто не следует рекомендациям по выполнению теста или же у него есть признаки умственной отсталости. Однако это не касается ситуации, когда на рисунке появляется 2 дерева.
Человек
Обычно больше всего времени у детей уходит на изображение человека. Экспериментатору важно не перебивать и не отвлекать испытуемого во время этого процесса
Методика «Дом, дерево, человек» — полезное тестирование для специалиста в области психологии, работающего с детьми. Однако экспериментатору следует очень внимательно подходить к интерпретации результатов теста, подключая ещё и заметки, сделанные по ходу беседы с ребёнком, а также обращаясь к собственному опыту. Только в этом случае анализ может считаться объективным.
Методика «Рисунок человека» — отличный способ узнать ребёнка получше
Диагностическая методика «Рисунок человека» помогает оценить уровень умственного развития детей, определить побуждения ребёнка, его компенсации, тревоги и конфликты. Для этого понадобится только предложить испытуемому изобразить персонажа на альбомном листе.
Содержание [скрыть]
Порядок проведения диагностики «Рисунок человека»
Рисунок выполняется испытуемым простым карандашом на обычном листе формата А4 вертикального расположения (допустимо использовать бумагу меньшего формата). Ребёнок может перевернуть лист и разместить его горизонтально, исследователь должен это подметить, но не поправлять действия тестируемого. Карандаш нужно предложить не очень жёсткий, оптимальная твёрдость — М и 2М.
Не запрещается детям пользоваться ластиком, но этот атрибут следует выбрать жёстким, тогда все стёртые линии будут различимы на листе, что пригодится педагогу при интерпретации рисунка.
Приготовив необходимые материалы и инструменты, ребёнку дают точную инструкцию: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». Когда возникают вопросы-уточнения, то не следует их игнорировать, но и разъяснять подробным образом нежелательно. Лучше всего уклониться от прямого ответа, дав установку: «Рисуй любого». Если испытуемый совсем маленький, то можно немного «разжевать» инструкцию: «Нарисуй дяденьку как можно лучше». В случае нежелания ребёнка включаться в процесс необходимо мягко посоветовать ему хотя бы начать, убедить, что это интересно и увлекательно. Для сомневающихся в своих способностях детей подойдёт такая словесная конструкция: «Начинай рисование, и мы посмотрим, что у тебя получится. Мне интересны любые рисунки».
Подходящий вариант для анализа — изображение человека в полный рост, а не его портрет или бюстовый вариант. В ситуации с рисованием «неростового» персонажа нужно дать ребёнку ещё один шанс, предложив чистый лист бумаги и обозначив, что фигура должна быть представлена целиком.
После того как ребёнок справится с заданием, необходимо обсудить с ним изображение для получения дополнительной информации об объекте. Можно спросить у тестируемого:
Также можно побеседовать на следующие темы (применительно к изображённому персонажу):
Полезной информацией для исследователя будет рассказ испытуемого о том, какие чувства он испытывает к нарисованному человеку, о ком думал ребёнок, когда работал над заданием, знаком ли ему этот персонаж.
Обсуждение получившегося рисунка — обязательный этап тестирования
Возрастные особенности
Существуют нюансы, которые необходимо учитывать при анализе рисунка, чтобы не принять за отклонение от нормы возрастные особенности ребёнка:
Размер и положение
Изображение персонажа внизу листа — признак не самый лучший
Общий анализ композиции
Чтобы исключить признаки психологической патологии, нужно обратить внимание на основные моменты в изображении человека. Оценивая каждый пункт, исследователю следует добавлять по одному баллу за каждое соответствие, а затем сложить получившиеся результаты. Минимальные показатели, которые свидетельствуют о том, что ребёнок не имеет отклонений, таковы:
Существуют некоторые детали, добавленные к нарисованному человеку, которые можно считать дополнительным бонусом при оценке умственного развития ребёнка — тросточка у пожилого человека, оружие у солдата, ранец у школьника, коньки у фигуриста и так далее. Эти элементы должны соответствовать созданному образу и не выбиваться из «темы» (неуместно ружье в руках милой принцессы, хоккейная клюшка у бабушки и прочее).
Некоторые неблагоприятные моменты развития личности ребёнка может усмотреть хороший специалист, если в рисунке человека:
О негативных моментах в жизни ребёнка также говорит факт рисования и стирания всей фигуры человека или отдельных её фрагментов.
Части тела
Голова практически заменила туловище — это может быть свидетельством ослабленного интеллекта
О нетерпении к другим людям, о поверхностных отношениях с близкими говорит тот факт, когда ребёнок рисует голову позднее всех остальных частей человека.
О спутанности, неопределённости собственной сексуальной роли говорит нарисованный человек противоположного пола. Или, как вариант, это может свидетельствовать о сильной привязанности и даже зависимости от родителя другого пола.
Пример расшифровки рисунка ребёнка-дошкольника
Такого человека нарисовал ребёнок дошкольного возраста
Анализируя этот рисунок, можно сделать следующие выводы:
Методика «Рисунок человека» позволяет понять психологическое состояние тестируемого, особенности его отношений с окружающими, а также выявить возможные проблемы. Анализ результата поможет педагогу или психологу скорректировать работу с ребёнком, чтобы помочь избавиться от того, что мешает ему нормально развиваться.
Тест «Рисунок семьи» — помощь в определении семейных проблем
Узнать о взгляде ребёнка на положение в семье можно не только из разговора с ним, но и проведя тест и расшифровав результаты. Предложите ему выполнить рисунок семьи, в которой он живёт, и проведите анализ получившегося «художественного произведения».
Содержание [скрыть]
Назначение и суть теста «Рисунок семьи»
Целью диагностики является выявление проблем в отношениях ребёнка с близкими. Задачи теста «Рисунок семьи» таковы:
Непосредственное отношение к появлению рисуночного способа оценки семьи имеют отечественные и зарубежные психологи: В. Хьюлс, А.И. Захаров, Л. Корман.
Суть исследования состоит в том, что ребёнку предлагается нарисовать свою семью такой, какой он её представляет. Процесс создания изображения находится под строгим контролем психолога, он замечает и берёт во внимание всё:
Тестирование включает в себя также ответы на вопросы, которые задаются ребёнку после создания его «шедевра». После окончания рисования проводится анализ результатов и делаются выводы о состоянии взаимоотношений в семье.
Диагностика помогает устранить проблемы ребёнка через понятие истинных отношений между членами семьи, в которой он растёт и развивается.
Даже такой простой рисунок может рассказать специалисту о многом
Примеры ситуаций
Рассмотрение изображения
Последовательность
Получив задание, ребёнок может начать выполнять его не сразу, оттягивая первые штрихи. Иногда дети рисуют сначала элементы, имеющие не самое прямое отношение к семье — цветы, геометрические фигуры, домашних животных. Такое положение вещей — сигнал о неблагополучии, дискомфорте ребёнка в окружении близких.
Последовательность изображения родственников говорит об авторитетности того или иного человека. Первым испытуемым рисуется, как правило, или сам ребёнок, или тот член семьи, кто ближе всего для малыша. Если дети добавляют себя последними, это отрицательная характеристика, свидетельствующая о возможном чувстве отвергнутости и ненужности.
Сюжет
Незамысловатость сюжета обычно сводится к рисованию всех персонажей (или за исключением кого-либо) безотносительно окружающей действительности. Иногда рисунок «разбавляют» предметы мебели, цветы, строения.
К рисунку добавлены птички, солнышко и шарик — в такой семье всё благополучно
Стандартная «привязка» сюжета — домашняя обстановка со знакомой мебелью, обоями, игрушками и так далее. Если ребёнок изобразил семью на улице или «привёл» на праздник, в этом случае можно быть уверенным в желании тестируемого отдохнуть, повеселиться, пообщаться со своими родственниками.
Нарисованное солнце может расцениваться как нехватка внимания, ласки или, напротив, как тепло и уют в семейном кругу. Тучи, сгруппировавшиеся над фигурами близких, или дождь, проливающийся на них — признаки дискомфорта ребёнка в родной среде.
Некоторые дети пририсовывают к реальным членам семьи то, что они желают видеть в своём окружении: домашних животных, младших братьев и сестёр. Чтобы понять, чего именно не хватает ребёнку, нужно собрать больше информации об изображённых персонажах, задавая дополнительные вопросы.
Существуют такие примеры, когда на листе бумаги присутствует лишь «оболочка» (например, дом с окошками), а сами члены семьи не наблюдаются. Это можно расценивать как протест ребёнка, и родителям следует сделать выводы об истинном положении вещей: у малыша не сформировано понятие семьи или сильно искажено.
Родственники, держащиеся за руки, могут интерпретироваться психологом и как реальная обстановка внутри семейного очага, и как мечта. В таком случае выяснить, как обстоят дела в отношениях ребёнка с близкими на самом деле, поможет беседа.
Сюжет рисунка, в котором все родственники занимаются общим делом — положительная характеристика, сигнализирующая о благоприятном внутрисемейном климате. Отсутствие сплочения, неблизкое расположение персонажей — признак отстранённости друг от друга в реальной жизни.
Если рисунок отражает какие-либо события прошлого, это означает подсознательное желание тестируемого вернуться в то время, неудовлетворённость настоящим. Такое же негативное отношение к текущей ситуации в семье можно «прочитать» в рисунке с сюжетом будущей жизни.
Размеры и расположение
Чем больше размер изображённого персонажа, тем выше его значимость в глазах ребёнка. Авторитетность самого тестируемого может быть выражена в собственном изображении выше и больше всех, а дети, недополучающие любовь и внимание, рисуют себя маленькими, порой крошечными.
Об исключительности статуса персонажа можно судить по тому, что он помещается на передний план рисунка, изображается раньше других и «выписывается» с особой любовью и тщательностью.
Расстояние между фигурами
Такой параметр характеризует эмоциональную близость. О разобщённости и конфликтности можно судить по слишком большому расстоянию между фигурами. Если же члены семьи нарисованы рядом, это проецирование привязанностей между ними.
Ребёнок нарисовал себя рядом с папой — он близок с ним, если держит за руку маму — на текущем этапе роднее и ближе её нет никого.
Отсутствие изображения
Если на рисунке нет кого-то из родственников, то этот член семьи, вероятно, вызывает негативные эмоции у тестируемого. Возможно, именно поэтому ребёнок «забыл» его нарисовать.
Ревность приводит к тому, что дети не включают в семейный портрет младших братьев или сестёр. Если испытуемый подвергается насилию и унижению, то субъект, допускающий такое отношение к ребёнку, тоже может отсутствовать на рисунке — это своеобразная «месть» малыша обидчику.
Когда нарисованная семья недосчитывается самого тестируемого, возможно, в ней не всё благополучно. Конфликтные ситуации между близкими или размолвка ребёнка с домашними отражаются в «устранении» своей фигуры с общего портрета.
Если на листе бумаге можно увидеть только самого автора рисунка и больше никого, то родителям стоит глубоко задуматься, что не так в семейных взаимоотношениях. Скорее всего, ребёнок растёт в атмосфере гипертрофированной любви и заботы, эгоцентричен. Изображение при этом сопровождается дополнительными яркими (даже праздничными) элементами.
Но подобный случай (рисование только самого себя) может говорить и об отвергнутости, ощущении своей ненужности. В этом случае «шедевр» будет не радостным, а мрачным и подавленным в эмоциональном плане.
Прорисовка деталей
Член семьи, на лице которого изображены только глаза, может расцениваться ребёнком как диктатор, следящий за каждым его шагом. По аналогии с этой интерпретацией можно сделать выводы и о появлении на рисунке родственников с очень большими ушами или открытым ртом — такие домочадцы выглядят в глазах детей как всеслышащее и нудное явление, читающее нотации и постоянно поучающее.
Тщательно прорисованная голова кого-либо означает большую важность и авторитетность этого родственника для ребёнка. Детальное изображение «себя любимого» — отражение особого к себе отношения, признак самолюбования.
Агрессивно настроенный родственник может быть изображён с чрезмерно длинными руками, такая нарисованная деталь должна рассматриваться как боязнь агрессии. И, напротив, отсутствие этих частей тела у кого-либо может быть связано с желанием ребёнка защититься от этого домочадца.
Бессильное и бесправное положение малыша в семье можно определить по тому, что испытуемый рисует самого себя без рук.
Цвет
Использование цветных карандашей — это не только позитивно, но и информативно
Анализ манеры рисования
Слабый нажим карандаша свидетельствует о низкой самооценке ребёнка, его пассивности, астении и возможной депрессии; сильный — о высокой самооценке испытуемого, его импульсивности и напряжённости. Показатель агрессивности, гиперактивности — очень сильный нажим, который приводит к разрыву бумаги. Если твёрдость нажатия на карандаш меняется, то ребёнок эмоционально неустойчив.
Тип линий, которые использует при рисовании тестируемый, также характеризует его качества: широкие штрихи, толстые линии — уверенность в себе, решительность; пересечение черт, их множественность — гипервозбудимость, гиперактивность. Если линии не доводятся до конца, то это значит, что испытуемый импульсивен, непостоянен.
Штриховка говорит о высокой напряжённости ребёнка в эмоциональной сфере.
Пример анализа
Ирине (12 лет) было предложено нарисовать свою семью, и вот какой результат получился у неё через 25 минут.
Рисунок двенадцатилетней девочки говорит о спокойной обстановке в семье
По рисунку можно понять: испытуемая (крайняя справа) живёт в обстановке, где ярко выражена привязанность мамы к отцу, что видно по переплетённым рукам родителей девочки.
Старшая сестра является связующим звеном между взрослыми и младшим членом семьи, потому что стоит посередине. Но она больше привязана к родителям, чем к автору изображения, так как голова девушки повёрнута в соответствующую сторону.
Отношения с сестрой дружеские, это видно из того, что девочки на рисунке держатся за руки. Авторитет в семье — отец (изображён самым большим по размеру), и, скорее всего, с Ириной он бывает агрессивен, так как девочка нарисовала родителя с руками, спрятанными в карманы — видимо, это символ того, что испытуемая хочет защититься от его давления.
Ирина — личность с высокой самооценкой, так как она стоит несколько выше того уровня, на котором расположены фигуры других персонажей. Об этом свидетельствует ещё и то, что большинство линий на рисунке — толстые. О некоторой эмоциональной напряжённости автора изображения можно судить по множественности некоторых штрихов.
В целом, судя по рисунку, обстановка в семье спокойная, но родителям стоит обращать больше внимания на взаимоотношения с младшей дочерью, особенно учитывая тот факт, что приближается переходный возраст.
Тест «Рисунок семьи» — хороший инструмент для определения взаимоотношений ребёнка с близкими. Результаты диагностики помогут обнаружить возможные проблемы и спланировать работу по их своевременной коррекции.
Тестирование детей на основе методики А. Н. Бернштейна «Последовательность событий»
Важная характеристика зрелой личности — умение выстраивать логику событий. Формирование этого навыка начинается в раннем возрасте и необходимо для успешного обучения в школе. Определить степень развития у малыша способности воспроизведения правильной последовательности явлений и действий, а также тренировать речь поможет методика сюжетных рисунков А. Н. Бернштейна.
Содержание [скрыть]
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1753.