Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой, либо это вложение капитала в различные проекты, позволяющее частично избавиться от риска. К примеру, если курс акций одной компании растет, то у другой фирмы он вовсе не обязательно должен понижаться. Однако до тех пор, пока они не колеблются синхронно, диверсификация именно понижает риск. Конкретным подтверждением эффективности диверсификации является развитие инвестиционных фондов, которые скупают акции сразу многих компаний и выпускают в продажу свои собственные. Доход по таким акциям в значительной мере свободен от риска.
Резервирование средств является следующим основным методом снижения риска, предусматривающим установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.
Лимитирование является следующим методом, снижающим риск. Оно представляет собой установление системы ограничений (как сверху, так и снизу), способствующей уменьшению степени риска.
В предпринимательской деятельности лимитирование применяется чаще всего при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капиталов и т.п. В первую очередь это относится к денежным средствам — установление предельных сумм: расходов, кредита, инвестиций и т.п. Так, ограничение размеров выдаваемых кредитов одному заемщику позволяет уменьшить потери в случае невозврата долга.
Передача риска означает, что инвестор передает ответственность за риск кому-то другому, например страховой компании. В данном случае передача риска произошла путем страхования риска.
Учет инфляции при принятии экономических решений. Инфляционный риск — это риск, связанный с ростом цен, падением покупательной способности рубля, переполнением каналов денежного обращения излишней денежной массой (сверх потребностей товарооборота).
Учет инфляции необходим при расчете наращенной суммы денег и определении действительной ставки процентов при их получении. Для учета инфляции используются: дисконтирование всех будущих экономических показателей; вычисление инфляционной накидки и ряд других методов, которые изучаются в специальных экономических курсах (макроэкономика, финансовый менеджмент, экономика предприятия и т.д.).
Получение полной информации о предстоящем выборе и результатах. Любое управленческое решение принимается в условиях, когда результаты не определены и информация ограничена. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта, например), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
Распределение риска между участниками проекта. Рост размеров и продолжительность инвестирования, внедрение новых технологий, высокая динамичность внешней среды увеличивают риск проекта. (Способом разделения риска является операция факторинга. Это экономическая операция предоставления ряда комиссионно-посреднических услуг, оказываемых фактором (посредником, например банком) клиенту в процессе осуществления последним расчетов за товары и услуги и сочетающихся, как правило, с кредитованием оборотного капитала. Цель в этом случае — инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей.
Разделение риска с партнерами по бизнесу. Необходимо отметить, что особенно рисковой для российских предпринимателей бывает экономическая деятельность на зарубежных рынках, гораздо менее им знакомых. Однако в связи с неблагоприятной конъюнктурой в России отечественные бизнесмены часто стремятся именно за границу. Поэтому им весьма важно знать способы уменьшения риска за рубежом. Как и тем, кто работает в своем Отечестве, но во взаимодействии с иностранными фирмами. Зная такие методы минимизации риска, можно понять стратегическую ориентацию партнеров и предвидеть тактические ходы.
Простейший способ уменьшения риска — выход на внешний рынок путем косвенного экспорта, дающего возможность производить и продавать свою продукцию на отечественном рынке отечественным партнерам, с тем чтобы эта продукция в виде деталей, узлов, агрегатов и т.п. затем была продана в составе другого, конечного продукта. Почти весь риск при этом переносится на партнера, но и участие в прибыли от экспорта в подобном случае минимально.
Дальнейшее наращивание уровня риска, участие фирмы в прибылях происходят в таких формах вхождения на внешний рынок, как экспорт лицензий, участие в совместных предприятиях за рубежом и особенно вложение инвестиций с целью приобретения предприятия за рубежом исключительно в собственность данной фирмы.
Выходя на внешний рынок, следует в любом случае воспользоваться имеющимися данными по оценке уровней различных рисков в странах своего возможного экономического присутствия. Наиболее признанной международной системой оценки рисков на национальных рынках различных стран является система «Индекс BERI».
Защита коммерческой тайны на предприятии. Для решения этой задачи должен вводиться определенный порядок работы с информацией и доступа к ней. Он включает в себя комплекс правовых, административных, организационных, инженерно-технических, финансовых, социальных и иных мер, основанных на правовых нормах Российской Федерации и организационно-распорядительных положениях руководителя предприятия. В частности, правовой основой деятельности по защите коммерческой тайны является Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (ред. от 24.07.2007).
2.Сущность финансового плана
Финансовый раздел бизнес-плана рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности предприятий, фирм, организации и наиболее эффективного использования имеющихся финансовых средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров и услуг на рынках в последующие периоды. Здесь представляется достоверная система данных, отражающих ожидаемые результаты финансовой деятельности фирмы.
Цель раздела - показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются
нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и
постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета
расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается
таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности), прогнозный баланс.
В нем отражаются затраты на подготовку и реализацию проекта, планируемые источники финансирования, их структура, определяется эффективность и финансовая состоятельность проекта. Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя три основных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности. Ещё одна важная составляющая финансового раздела бизнес-плана – это определение источников капитала (фондов), необходимых для деятельности фирмы. Эта часть финансового плана актуальна как для небольших, только вступающих в бизнес фирм, так и для крупных предприятий, нуждающихся в дополнительном притоке капитала. Список текущих кредитов фирмы (если они существуют), суммы и сроки выплат по кредитам. Налоговые преимущества, которые могут быть получены при том или ином способе финансирования бизнеса. При определении источников финансирования рекомендуется проводить активную политику поисков необходимого капитала, разнообразить способы их получения – от обращения в банк, к венчурным капиталистам и выпуска акции и облигации до поиска помощи у федерального правительства и муниципальных структур через государственные субсидии, схемы финансирования малого бизнеса и т. д.
2. Структура финансового план
Примерная структура раздела:
- Затраты подготовительного периода
- Затраты текущего (основного) периода
- Расчет поступлений от проекта
- Затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга)
- Расчет налоговых платежей
- Другие поступления и выплаты
- Отчет о прибылях и убытках
- Поток реальных денег
- Прогнозный баланс
В данном разделе представляются: отчет о прибылях и убытках; баланс денежных расходов и поступлений; прогнозный баланс активов и пассивов (для предприятия); анализ безубыточности; стратегия финансирования.
Кроме того, на основании представленных данных в аналитических целях производятся дополнительные расчеты показателей финансового состояния предприятия (таких как ликвидность, платежеспособность, прибыльность, использование активов, использование акционерного капитала и т. д.), показателей доходности инвестиций и т. п.
Финансовый план разрабатывают в виде следующих прогнозных финансовых документов:
§ прогноз финансовых результатов;
§ проектировка движения денежных средств;
§ прогнозный баланс предприятия.
Как правило, прогнозный период охватывает 3-5 лет. Рассмотрим последовательность проектировок на том же самом примере предприятия, уже работавшего в сфере производства продуктов питания, и желающего в прогнозный период выпустить новый вид продукции. Его интересует, как будут складываться в перспективе итоги деятельности с учетом новой производственной программы.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 446.