Предупреждение и пресечение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними

Задачи полиции по предупреждению и пресечению правонару­шений несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолет­них относятся к числу проблем, вызывающих особую озабочен­ность общества и государства.

 В преступности несовершеннолетних в последнее время все заметнее проступают тревожные тенденции: она приобретает от­четливо выраженный агрессивный и корыстный характер; про­должается ее «омоложение» (уже треть преступлений совершается подростками до 15 лет); частым явлением в ряде регионов страны становятся массовые драки между враждующими группировками подростков.

Несовершеннолетними совершается большое количество ад­министративных правонарушений. Пьянство, алкоголизм, нарко­мания, токсикомания, проституция - эти негативные явления в среде несовершеннолетних, к сожалению, достаточно распростра­нены.

В подавляющем большинстве главным условием совершения несовершеннолетними правонарушений является их безнадзор­ность, т.е. отсутствие или значительное ослабление наблюдения и контроля за формированием личности и поведением несовершен­нолетних со стороны семьи, а также государственных и общест­венных организаций.

Кризисное положение в экономике, социальная напряжен­ность, нестабильность законодательства, запущен­ность профилактической работы дают основание сделать вывод о том, что в ближайшее время не удастся решить весь комплекс проблем, порождающих безнадзорность и правонарушения подро­стков.

Нарастание негативных тенденций в динамике преступности среди несовершеннолетних происходит на фоне постоянных ре­организаций государственных и негосударственных структур, при­званных осуществлять социальную реабилитацию, воспитатель­ную и профилактическую работу в отношении несовершеннолет­них. Органы и учреждения, на которые возложены охрана прав, обучение и воспитание несовершеннолетних, с запозданием реа­гируют на нужды детей, оставшихся без родительского попечения, не принимают экстренных мер по устройству детей и подростков, в силу различных обстоятельств лишившихся семьи, ушедших от пьющих и истязавших их родителей.

Отсюда видно, что органы внутренних дел являются хотя и, несомненно, важным, но лишь одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних. Это понятно, ибо основным содержанием рабо­ты по предупреждению и пресечению безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних является комплекс разнообразных мероприятий социально-экономического, организационного, вос­питательного характера. Правовые же меры, тем более админист­ративно-принудительные меры, должны играть лишь вспомога­тельную роль.

Центральное место в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занима­ют комиссии по делам несовершеннолетних. Согласно положению о комиссиях к их ведению также относятся:

а) устройство и охрана прав несовершеннолетних;

б) рассмотре­ние дел о правонарушениях несовершеннолетних;

в) осуществле­ние государственного контроля за условиями содержания и про­ведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учре­ждениях МВД, специальных учебно и лечебно-воспитательных учреждениях.

Аппараты паспортно-визовой службы выявляют родителей, отрицательно влияющих на детей, а также нигде не работающих и не учащихся несовершеннолетних. Подразделения обеспечения общественного порядка при разработке единой дислокации учи­тывают структуру преступлений и административных правонару­шений несовершеннолетних, их особенности по месту, времени и лицам, места сбора групп подростков антиобщественной направ­ленности; предупреждают и пресекают групповые преступные проявления со стороны несовершеннолетних, акты вандализма, нарушения антиалкогольного законодательства и другие уличные правонарушения; доставляют в подразделения органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, контролируют соблюдение правил поведения детей и подростков в обществен­ных местах. Участковые инспектора полиции осуществляют про­филактическую работу с неблагополучными семьями, в которых родители отрицательно влияют на воспитание детей, но дети не совершают правонарушений.

В отдельных случаях, предусмотренных ст. 13 КУоАП, несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет несут администра­тивную ответственность на общих основаниях. При этом к ним не может быть применен административный арест.

Родители или лица, их заменяющие, за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию или обучению детей, а также в связи с совершением несовершеннолетним любого административного правонарушения подвергаются административной ответственности в соответствии со ст. 184 КУоАП. Административные взы­скания на несовершеннолетних, родителей или лиц, их заменяющих, налагают комиссии по делам несовершеннолетних в пределах санкции, установленной соответствующей статьей КоАП.

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 100.