Предупреждение и пресечение органами внутренних дел административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, общественную безопасность, предпринимательскую деятельность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мелкое хулиганство (ст. 173 КУоАП), т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подоб­ные действия, нарушающие общественный порядок и спокойст­вие граждан, влечет различные виды административных взыска­ний: штраф, а в случае, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение этих мер будет признано не­достаточным, - административный арест на срок до 15 суток. Это правонарушение связано с неуважением к личности и обществу.

Квалификация мелкого хулиганства предполагает совершение лишь одной группы действий, образующих объективную сторону этого состава административного правонарушения: либо нецен­зурная брань в общественном месте, либо оскорбительное приста­вание к гражданам, либо иное действие, свидетельствующее о проявлении устойчивого неуважения к общественной нравствен­ности, спокойствию граждан.

Оскорбительное приставание к гражданам выражается в дей­ствиях нарушителя, которые направлены на унижение чести и достоинства других людей, что проявляется, как правило, в стремлении вступить с гражданами в неприятный, унижающий их разговор, сопровождающийся навязчивостью, хватанием за раз­личные части тела и одежды, в умышленном нарушении спокой­ствия граждан во время их отдыха, в период следования на рабо­ту, в течение иного времяпрепровождения.

К иным противоправным действиям, которые квалифициру­ются как мелкое хулиганство, относятся: выбрасывание из окон предметов, могущих причинить вред здоровью и жизни граждан, учинение нецензурных и иных непристойных надписей и рисун­ков на строениях, заборах и др.

Мелкое хулиганство следует отличать от уголовно наказуемого хулиганства (ст.242 УК ДНР) и прежде всего от «злостного», т.е. от действий, характеризующихся по своему содержанию исключи­тельным цинизмом или особой дерзостью, либо связанных с со­противлением представителю власти или представителю общест­венности, выполняющему обязанности по охране общественного порядка, или иным гражданам, пресекающим хулиганские дейст­вия, а равно совершенных лицом, ранее судимым за хулиганство.

Борьба с мелким хулиганством возложена на органы внутрен­них дел (полицию), но непосредственные функции по предупреж­дению и пресечению этого вида административного правонару­шения — на полицию общественной безопасности.

Поскольку предупреждение и пресечение хулиганских дейст­вий происходит в общественных местах и, как правило, при скоп­лении граждан, действия сотрудников полиции должны быть не только правомерными и решительными, но и одобряемыми насе­лением и понятными ему. Кроме того, они не должны провоци­ровать развитие конфликтной ситуации и в то же время не иметь характер всепрощенчества, умаления общественной опасности совершенного проступка.

При невыполнении лицом предъявленных к нему требований о прекращении мелкого хулиганства, а также с учетом иных об­стоятельств содеянного, невозможности произвести разбиратель­ство на месте, возместить причиненный материальный ущерб и т.п. сотрудник полиции в соответствии со ст.260 КУоАП доставляет правонарушителя в орган внутренних дел в целях со­ставления протокола об административном правонарушении. Пе­ред доставлением нарушителя в орган внутренних дел проводится наружный осмотр его вещей и одежды. В рапорте о мелком хули­ганстве, совершенном виновным лицом, доставленным в полицию, должно быть указано о характере поведения нарушителя во время доставления.

При привлечении к административной ответственности лица, совершившего мелкое хулиганство, важно обеспечить доказатель­ственную базу. В этих целях сотрудник полиции протоколирует действия нарушителя, выявляет и производит опрос очевидцев, документирует их сообщения и сведения о них. В случае причи­нения материального ущерба в присутствии свидетелей составля­ется соответствующий акт, где отражаются время и место совер­шения мелкого хулиганства, личность нарушителя, характер при­чиненного материального ущерба.

В результате мелкого хулиганства потерпевшим может быть нанесен вред здоровью. Данное обстоятельство налагает на со­трудника полиции следующие обязанности: отразить это в прото­коле об административном правонарушении; при необходимости оказать пострадавшему первую доврачебную помощь или выявить на месте соответствующих специалистов, могущих оказать квали­фицированную медицинскую помощь, а при отсутствии такой возможности — организовать вызов службы «Скорой помощи» или транспортировать пострадавших в ближайшее медицинское учреждение.

Тактика предупреждения и пресечения мелкого хулиганства определяется спецификой юридической природы данного право­нарушения и конкретными условиями его совершения. Как пра­вило, оно совершается в условиях очевидности, т.е. при опреде­ленном скоплении граждан, которые не всегда могут открыто и публично осудить и эффективно пресечь хулиганские действия.

Отсюда следует, что сотруднику полиции необходимо создать среди граждан обстановку полной их защищенности, что состави­ло бы положительный социальный фон его действий по преду­преждению и пресечению правонарушения. При этом действия сотрудника полиции должны быть тактически продуманы и обос­нованы, лишены самонадеянности и грубости, но при этом но­сить решительный, уверенный характер и завершаться вынесени­ем конкретного решения: ограничиться мерами убеждения или, учитывая тяжесть проступка, составить протокол на месте его совершения, либо доставить правонарушителя в орган внутренних дел.

Доставление правонарушителя в орган внутренних дел также имеет тактические особенности: во-первых, сотрудник полиции должен обеспечить значительный перевес сил на свою сторону, для чего он в случае необходимости прибегает к добровольной помощи граждан либо обращается за содействием в орган внут­ренних дел; во-вторых, в вежливой форме пригласить проследо­вать с ним в полицию выявленных им очевидцев мелкого хули­ганства, задокументировать их сообщения и сведения о факте нарушения и о них самих.

Злостное неповиновение законному распоряжению или требова­нию работника полиции, иному уполномоченному должностному липу или представителю общественности. Организация и тактика действий сотрудников полиции по предупреждению и пресече­нию мелкого хулиганства в основном могут быть рекомендованы для пресечения злостного неповиновения законному распоряже­нию или требованию работника полиции или народного дружин­ника, а также военнослужащего при выполнении обязанностей по охране общественного порядка (ст. 185 КУоАП).

Под злостным неповиновением понимается отказ от обяза­тельного исполнения настойчивых, неоднократно повторенных распоряжений или требований сотрудника полиции, иного упол­номоченного должностного лица или представителя общественно­сти либо неповиновение, выраженное в дерзкой форме, свиде­тельствующей о проявлении явного неуважения к лицам, охра­няющим общественный порядок.

За совершение злостного неповиновения предусмотрены раз­личные виды административных взысканий: наложение штрафа, общественные работы или исправительные работы, админист­ративный арест на срок до пятнадцати суток — в случае, если по обстоятельствам дела применение иных мер будет признано не­достаточным.

Если же злостное неповиновение выражено в циничной форме либо продолжается после неоднократно повторенных законных требований работника полиции, иного уполномоченного должностного лица или представителя общественности, то нала­гается штраф от двадцати пяти до пятидесяти минимальных раз­меров оплаты труда, а при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, — административный арест на срок до пятнадцати суток.

При квалификации данного административного правонару­шения необходимо отличать его от уголовно наказуемых деяний, предусмотренных ст.ст. 373 и 374 Уголовного кодекса ДНР за посягательство на жизнь сотрудника правоохра­нительного органа и за применение насилия в отношении представителя власти.

При разграничении этих составов следует обратить внимание прежде всего на то, что злостное неповиновение имеет устойчи­вый, но, как правило, пассивный характер, тогда как оказание сопротивления предполагает активные действия, которые могут быть сопряжены с насилием или угрозой применения насилия, а равно с принуждением вышеназванных лиц путем насилия или угрозы применения насилия к выполнению явно незаконных дей­ствий.

Действия сотрудников полиции, дружинников, во­еннослужащих по пресечению злостного неповиновения должны быть правомерны, тактически оправданы и справедливы, а их непосредственное проведение должно исключать возможность возникновения виктимологических факторов злостного непови­новения, которое в свою очередь может стать ответной реакцией граждан на бестактные, грубые замечания сотрудников полиции, водных дружинников, военнослужащих и других уполномоченных лиц.

В этой связи распоряжение или требование работника полиции, иных уполномоченных на это лиц о прекращении, например, мелкого хулиганства, распития спиртных напитков в общест­венных местах и других правонарушений должны быть не только вежливыми, твердыми и ситуационно понятными окружающим, но и законными, т.е. содержать все правовые основания для их реализации. В противном случае от нарушителя можно ожидать злостного неповиновения.

При пресечении групповых административных правонаруше­ний следует учитывать психологию группы. Важное значение здесь принадлежит знанию психологических приемов работы с толпой, умению использовать различные формы и методы выяв­ления и нейтрализации лидера группировки, способы ее рассече­ния и разобщения.

Нарушение законодательства ДНР о собра­ниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.

В свя­зи с возросшей в последние годы социально-политической актив­ностью населения органы внутренних дел (полиция) все чаще выполняют обязанности по предупреждению и пресечению нару­шений, предусмотренных ст. 185-1 КУоАП. Согласно этой статье,  нарушение порядка организации или проведению собра­ния, митинга, уличного шествия и демонстраций влечет предупреждение или наложение штрафа.

Органы внутренних дел (полиция) применяют меры преду­преждения и пресечения указанных правонарушений, по существу аналогичные тем, которые применяются для обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности при прове­дении любых массовых мероприятий. Выбор тактических приемов и методов обеспечения правопорядка, а равно мер предупрежде­ния и пресечения определяется специфическими характеристика­ми конкретного мероприятия. К ним относятся особенности мес­та проведения собрания, митинга, демонстрации и т.п., которое может быть ограничено по площади, специально не приспособле­но для этих целей, не отвечать техническим условиям обеспече­ния безопасности нахождения на нем большого количества лю­дей, находиться в непосредственной близости от правительственных и иных особо важных и охраняемых объектов, наконец, — рядом с проезжей частью, что требует принятия во взаимодейст­вии с подразделениями Госавтоинспекции соответствующих пре­дупредительных мер: внесение корректив в организацию дорож­ного движения, усиления надзора за безопасной эксплуатацией транспорта, устранения каких-либо препятствий на пути следова­ния колонн демонстрантов и т.п.

К иным мерам предупреждения и пресечения нарушений, связанных с проведением собраний, митингов, демонстраций и т.п., а равно и с воспрепятствованием их проведению, относятся:

-   обеспечение соблюдения участниками массовых мероприя­тий установленных правил поведения;

-   организация и регулирование потоков демонстрантов и их информирование (через громкоговорящие установки) о маршру­тах следования;

-   оказание первой доврачебной медицинской помощи;

-   выявление нарушителей общественного порядка и пресече­ние их противоправных действий, а также организаторов (подстрекателей) групповых нарушений, лиц, провоцирующих антиконституционные, националистические и другие подобные настроения;

-   оперативное слежение за механизмом формирования толпы и незамедлительное, т.е. в начальной стадии возникновения экс­цесса, реагирование на развитие конфликтной ситуации;

-   устранение причин и условий, способствующих групповым нарушениям общественного порядка, и иных инцидентов;

-   проведение разъяснительной работы среди нарушителей в целях склонения их к отказу от противоправных намерений, дей­ствий и т.д.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 519.