При формировании бюджета большое значение имеет достижение его сбалансированности, т. е. равенства доходной и расходной части. Доходы и расходы государственного бюджета, в принципе, могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит.
Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета. Несмотря на то, что бюджетный дефицит – явление нежелательное, оно необязательно относится к разряду чрезвычайных. В современном мире практически все государства в той или иной мере сталкиваются с бюджетным дефицитом. Качество бюджетного дефицита может быть различным и определяется:
необходимостью вложения крупных средств в развитие экономики;
чрезвычайными обстоятельствами (война, стихийное бедствие и др.);
различного рода процессами в экономике.
Государственный кредит на практике реализуется посредством государственных займов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.
Под государственным долгом понимается совокупность долговых обязательств страны. Государственный долг страны полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся на территории Республики Беларусь имуществом и другими активами.
Государственные займы, составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду признаков. Основополагающим для всех классификаций долга является его деление в зависимости от субъектов-кредиторов на внутренний и внешний.
Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь. Внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных Правительством Республики Беларусь.
Внешний государственный долг – общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.
Внешние государственные займы привлекаются в виде:
займов (кредитов) в иностранной валюте (иностранные кредиты), предоставляемых Республике Беларусь как заемщику или резидентам Республики Беларусь под государственную гарантию международными организациями, иностранными государствами, иными нерезидентами Республики Беларусь;
займов, полученных от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг.
Целями внешних государственных займов являются:
покрытия дефицита республиканского бюджета;
пополнения валютных резервов Республики Беларусь;
реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;
решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;
импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;
поддержки экономических реформ.
Серьезные проблемы и негативные последствия большого государствен-
ного долга, заключаются в следующем:
· Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из
производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
· Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
· Усиливается неравенство в доходах;
· Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает
вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
· Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения
налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов
· Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде
· Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести
к снижению уровня их благосостояния
· Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж
· Может появиться угроза долгового и валютного кризиса
Дата: 2018-11-18, просмотров: 449.