Бюджет – это фонд финансовых средств в виде баланса денежных доходов и расходов государства, штата, области, района, города или отдельной организации на определенный период времени.
Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Содержание и структура бюджета зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов – преобладающая форма собственности, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные, национальные особенности страны.
Среди субъективных факторов – государственное устройство страны, политика правительства, приоритеты развития, внешняя экономическая и политическая ситуация и др.
Принципами бюджетного устройства являются:
– единство, т. е. государству необходим консолидированный бюджет, объединяющий все доходы и расходы. Это обеспечивается единством законодательной, правовой базы, единой бюджетной классификацией, формами документов, согласованием бюджетного процесса, единой налоговой и денежной системой;
– полнота, т. е. отражение всех источников доходов и направлений расходов по каждому уровню бюджетной системы;
– реальность, означающая, что в доходах отражены источники поступлений с учетом прогнозов развития экономики, а в расходах – направления финансирования, которые обоснованы прогнозными показателями;
– гласность, что означает доведение проектов бюджетов и принятого к исполнению бюджета до общественности путем их освещения и опубликования в СМИ.
Функциями государственного бюджета являются перераспределение национального дохода, стабилизация экономического роста, финансирование социальных программ, укрепления безопасности страны, программ экологического равновесия.
Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных частей в госбюджете стран с рыночной экономикой выглядят приблизительно следующим образом:
Структура бюджетных расходов и доходов стран c рыночной экономикой
Расходы | %% |
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии местным бюджетам на эти цели …………………………………………………………. Затраты на хозяйственные нужды: инвестиции в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на государственные программы ………... Расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики, содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам ......................................................... Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, милиции, юстиции и проч. …… Платежи по государственному долгу ……………………… | 40–50 10–20 10–20 5–10 до 7–8 |
Доходы | |
Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор) ............................................................... Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, госсектора экономики, государственной торговли ..………………..………………………………………….. Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы ……………… | 75–85 5–8 10–12 |
В соответствии с «Законом о бюджетном устройстве» бюджет Республики Беларусь разрабатывают компетентные органы, специалисты и утверждается законодателями (Парламентом).
Проект госбюджета на предстоящий год от имени Президента представляется в Нижнюю палату – Палату представителей, где проходит обсуждение, уточнение, а затем передается на рассмотрение в Совет Республики – Верхнюю палату. Если Совет Республики одобряет разработанный бюджет на предстоящий год, то он передается на утверждение Президенту. С его утверждением бюджет принимает силу закона, обязательного для исполнения как по доходам, так и по расходам.
Правительство отвечает за безусловное исполнение закона о бюджете страны, а по завершении финансового года полномочные представители правительства (обычно министр финансов) отчитываются перед законодателями об исполнении бюджета в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.
В бюджете отражены доходы и расходы.
Доходы собираются за счет налогов с физических и юридических лиц, доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций, за счет доходов от государственной собственности, доходов от свободных экономических зон, доходов от государственных целевых бюджетных фондов (содействия занятости, дорожный фонд, охраны природы, фонд «энергосбережение») и других источников.
Расходы госбюджета осуществляются на финансирование народного хозяйства, на непроизводственную сферу (науку, культуру, образование, медицину, спорт), содержание органов юстиции, госаппарата, на оборону и другие направления.
Важной составной частью финансовой системы государства являются местные бюджеты (области, района, города, сельского совета). За счет их расходов финансируются объекты коммунальной собственности, строительство местных дорог, благоустройство, школы, развитие средств связи, жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти используются также на содержание местной администрации, милиции, органов суда и прокуратуры, на зарплату учителям, на социально-культурные нужды, объекты здравоохранения, поддержание экологического равновесия.
Доходы местных бюджетов формируются за счет налогов и сборов на территории областей, районов, городов. При недостатке собственных средств местным бюджетам может быть оказана некоторая поддержка из (консолидированного) госбюджета.
В Республике Беларусь госбюджетом управляет Министерство финансов, местными бюджетами – областные, районные, городские и сельские советы. Кассовое исполнение госбюджета осуществляет Национальный банк или по его поручению другие подразделения банковской системы.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 455.