Налоги – это обязательные безвозмездно и безвозвратно взимаемые платежи с организаций и физических лиц в доход государства в определенных законом размерах и сроках.
Признаками налога являются.
1. обязательность;
2. индивидуальная безвозмездность;
3. денежная форма уплаты налога;
4. внесение за счет средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.
Выделяют основные функции налогов:
Фискальная функция – взимание государством налогов с целью обеспечения финансирования государственных расходов. Является основной функцией налогов.
Регулирующая функция – регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов, суть, которой сводится к тому, что облагаются налогами ресурсами, направляемые на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от накопления. Поэтому данная функция имеет три составляющие:
стимулирующая;
сдерживающая;
воспроизводственная.
Перераспределительная функция – обеспечение прогресса перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направления его части на расширенное воспроизводство, а другой в централизованный государственный фонд, т.е. в бюджет государства.
Контрольная функция – современное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставить их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счете определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.
Социальная функция – поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения.
По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц(подоходный налог с физических лиц); налоги с юридических лиц(налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности); смешанные налоги,которые уплачивают как организации, так и физические лица (налог на недвижимость, земельный налог).
По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и плательщиками налогов устанавливаются прямые денежные отношения. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость.
Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются, например, акцизы, налог на добавленную стоимость. При косвенном налогообложении юридическим плательщиком выступает продавец товаров (работ, услуг), являющийся посредником между государством и потребителем товаров (работ, услуг). Потребитель, в свою очередь, представляет собой реального плательщика – носителя налога.
В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные.
Реальные налоги – налоги, уплачиваемые с предполагаемого среднего дохода, размер которого отражает потенциальные (предполагаемые) результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (единый налог с индивидуальных предпринимателей, налог на игорный бизнес). При взимании реальных налогов финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание, а в расчет берется только непосредственно объект налогообложения.
Личные налоги – налоги, уплачиваемые с действительно полученного дохода, учитывающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (подоходный налог с граждан, налог на прибыль с организаций).
Акцизы – это косвенные налоги, включаемые в цену товара и в результате этого фактически оплачиваемые покупателем, хотя юридически их плательщиками выступают организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие товары.
Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию РБ.
На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию РБ и (или) реализуемых на таможенной территории РБ, которые устанавливаются Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
В современной системе налогообложения в Республике Беларусь преобладают косвенные формы обложения, налоговые нагрузки неравномерно распределены между субъектами хозяйствования, а также система налогообложения характеризуется фискальной направленностью. 39 Таким образом, среди основных недостатков налоговой системы Республики Беларусь выделяют следующие:
• практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы;
• налоговая система перегружена большим количеством налогов и платежей;
• доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми;
• регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических материалов, принимаемых органами исполнительной власти;
• роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.
Серьезным недостатком отечественной налоговой системы также является рассредоточение элементов ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам. Более того, ситуация усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм налогового законодательства и противоречивостью их интерпретации. Все это затрудняет возможность налогоплательщиков четко изучить свои права и обязанности, а также приводит к конфликтам между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 432.