Тема 1. Общая характеристика стратегического менеджмента
1.1. Стратегический менеджмент, его характеристика и связь с другими науками.
1.2. Сущность стратегического менеджмента.
1.3. Отличие стратегического управления от оперативного.
1.4. Эволюция стратегического мышления. Этапы развития корпоративного планирования.
Стратегический менеджмент, его характеристика и связь с другими науками.
Стратегия – это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направления достижения. (Кунц).
Стратегический менеджмент – теория и практика обеспечения конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегии организации при возложении ответственности за эту работу на её руководителей.
Стратегический менеджмент – это такое управление организацией которое:
Ø Опирается на человеческий потенциал как на её основу;
Ø Ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей;
Ø Осуществляет гибкое регулирование и своевременное изменение адекватно воздействию окружающей среды;
Ø Осуществляет меры, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ.
Как научная дисциплина стратегический менеджмент постоянно развивается, но многие её составляющие еще нет пока однозначного взгляда. Практика его достаточно индивидуально поэтому его трудно изучать.
Стратегический менеджмент является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы и дисциплины теории управления фирмой: менеджмент, маркетинг, экономика предприятия, финансовый менеджмент, информационные технологии.
Он тесно связан с другими курсами:
Ø Экономическими – планирование, анализ, статистика;
Ø Технологическими – внедрение новых технологий, техники, информатики, инновационной технологии и т.д.;
Ø Управленческими - менеджмент, теоретические основы, основы менеджмента, теория управления, управление персоналом, управление внешнеэкономической, инновационной деятельностью и т.д.
Связь эта заключается в разработке концепций, способов и методов управленческой деятельности, а также в принятии управленческих решений на длительную перспективу и по различным направлениям, носящим комплексный характер. Он позволяет взглянуть на организацию как единое целое, объяснить почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство.
Сущность стратегического менеджмента.
Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важных вопроса:
Ø В каком положении находится предприятие в настоящее время?
Ø В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
Ø Каким способом достигнуть желаемого положения?
Для ответа на эти вопросы менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию в которой находится предприятие. Необходимо иметь информационную основу и четкое определить задачи к чему стремиться и какие цели ставить.
Тема 2. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Теоретические основы стратегического менеджмента.
1.2. Особенность стратегического менеджмента.
1.3. Основные принципы стратегического менеджмента
Тема 5. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СТРАТЕГИЧЕСКОГО
МЕНЕДЖМЕНТА.
1.Элементы (процесс) структуры стратегического управления.
2.Формулирование миссии и цели фирмы.
3.Стратегические подходы к установлению корпоративных целей.
4.Этапы разработки стратегических планов управления.
Тема 14. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
1.Сущность и основные элементы плана.
2.Анализ внешней среды фирмы.
3.Управленческое обследование фирмы (внутрифирменный анализ).
1.Сущность и основные элементы плана. Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых руководством для разработки специфических стратегий, предназначенных для помощи фирмы достичь своих целей.
Процесс планирования включает четыре основных вида управленческой деятельности:
1) распределение ресурсов;
2) адаптация к внешней среде;
3) внутреннюю координацию работ;
4) организационное стратегическое предвидение.
Основными этапами стратегического планирования являются: формирование миссии и целей фирмы; оценка и анализ внешней среды; оценка сильных и слабых сторон предприятия; выбор стратегии фирмы; разработка общих направлений, обеспечивающих реализацию стратегии фирмы.
2.Анализ внешней среды фирмы представляет собой процесс по средством которого разработчики стратегического плана анализируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить новые возможности стоящие угрозы для фирмы.
При разработке стратегического плана исследуются следующие внешние факторы:
Ø политические факторы (нормативные документы правительства, тарифные соглашения, государственные программы и др.);
Ø рыночные факторы (демографические условия, доходы населения, уровень конкуренции и др.);
Ø технологические факторы (изменение в технологической внешней среде);
Ø международные факторы (доступ к сырьевым ресурсам, изменение валютного курса и т.д.);
Ø факторы конкуренции (анализ целей конкурентов, стратегии конкурентов, сильных и слабых сторон конкурентов);
Ø факторы социального поведения (меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества).
3.Управленческое обследование фирмы (внутрифирменный анализ). В практике стратегического планирования в рамках управленческого обследования, подвергаются следующие функциональные зоны:
1.Маркетингова деятельность: доля рынка и конкурентоспособность; качество и ассортимент продукции; демографическая статистика; предпродажное и после продажное обслуживание; эффективный сбыт, реклама и продвижение товара.
2.Финансовая деятельность и бухгалтерский учет: детальный анализ финансового состояния; потенциальные возможности и внутренние слабости фирмы; положение в сравнении с конкурентами; издержки в процесс предпринимательской деятельности и финансирование инноваций.
3.Производственная деятельность: возможность производить продукцию по более низкой цене, чем конкуренты; доступ фирмы к новым материалам; технический уровень оборудования; резервы снижения материальных запасов; эффективность системы управления качеством.
4.Человеческие ресурсы: уровень квалификации (навыки) персонала; стабильность персонала; социальная политика на предприятии; обучение новых кадров.
5.Культура и образ организации: внутренний климат фирмы, обычаи, нравы и ожидания в организации; имидж организации.
Тема 1. Общая характеристика стратегического менеджмента
1.1. Стратегический менеджмент, его характеристика и связь с другими науками.
1.2. Сущность стратегического менеджмента.
1.3. Отличие стратегического управления от оперативного.
1.4. Эволюция стратегического мышления. Этапы развития корпоративного планирования.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 413.