Система муниципального управления в современной России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

 «Национальный исследовательский университет Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Юридический факультет

 

 

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                  Декан ________________Цыганов В.И.

                                                                                   "_____"__________________2017 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

Всего

(часы)

в том числе

Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы

из них

Самостоятельная работа обучающегося, часы

 

 Занятия лекционного типа

 Занятия семинарского типа

 Занятия лабораторного типа

Консультации

Всего

Очная

Вечерняя

Заочная

Очная

Вечерняя

Заочная

Очная

Вечерняя Заочная

Очная

Вечерняя

Заочная

Очная Вечерняя Заочная Очная Вечерняя

Заочная

Очная Вечерняя Заочная

Тема 1

Основы теории муниципального управления.

15

 

 

1

 

0,5

4

  2

 

 

 

      5  

2,5

10   6

Тема 2. Система муниципального управления

15

 

 

1

 

0,5

4

  2

 

 

 

      5  

2,5

10   6

Тема 3. Основные направления муниципального управления

15

 

 

1

 

0,5

4

  2

 

 

 

      5  

2,5

10   6

Тема 4

Функции муниципального управления

15

 

 

1

 

1

4

  2

 

 

 

      5  

2,5

10   10

Тема 5

Муниципальные кадры. Муниципальная служба.

25

 

 

1

 

1

8*

  4

 

 

 

      10  

5

15   10

Тема 6 Ответственность в сфере муниципального управления

13

 

 

1

 

1

4

  4

 

 

 

      5  

5

7   10

Контроль – 36 часов

Промежуточная аттестация

 Экзамен

Итого

144

   

6

  4

28

 

16

     

 

        20

72

  48                                                              

*Занятия проводятся в интерактивной форме

Содержание практических и семинарских занятий

 

ТЕМА 1. Основы теории муниципального управления.

1. Понятие муниципального управления.

2. Основы теории муниципального управления

3. Муниципальное управление: цели и функции , предмет и метод муниципального управления.

4. Система теории муниципального управления.

5. Понятие, особенности и виды правовых норм, регулирующих муниципальное управление, их структура и реа­лизация.

6. Управленческие отношения: понятие, основные черты и виды.

         

ТЕМА 2. Система муниципального управления

1. Понятие системы управления. Соотношение понятий муниципальное управление и местное самоуправление.

2. Элементы системы муниципального управления

3. Субъекты муниципального управления: понятие, признаки. Понятие и виды органов местного самоуправления.

4. Понятие и признаки объектов муниципаль­ного управления.

5. Понятие муниципальной власти. Отличительные особенности муниципальной власти.

 

ТЕМА 3. Основные направления муниципального управления

1. Правовое регулирование муниципального управления. Понятие и признаки актов управления. Источники муниципального права

2. Муниципальное управление в сфере территориальных основ местного самоуправления.

3. Организационные основы муници­паль­ного управления. Особенности правового статуса органов местного самоуправ­ления

4. Муниципальное управление в области финансово-экономических основ местного самоуправ­ления.

 

ТЕМА 4. Функции муниципального управления

 

1. Вопросы местного значения : понятие , правовое закрепление. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: понятие, принципы.

3. Управление в сфере жизнеобеспечении населения

4. Управление муниципальными финансами : бюджетные средства,

местные налоги, муниципальные заимствования. Межбюджетное регулирование.

5. Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере.

6. Формы участия населения в мест­ном самоуправлении

7. Межмуниципальное сотрудничество. Ассоциации и союзы местных властей Российской Федерации.

 

Образовательные технологии

 

При проведении лекционных и семинарских занятий в учебном процессе в целях реализации компетентностного подхода предусмотрено широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных умений обучающихся.

1. Основными формами проведения аудиторных занятий являются лекции и семинары.

При чтении лекций предполагается использовать следующий организационно-методический инструментарий образовательного процесса:

- традиционная лекция в т.ч. с использованием презентаций;

- проблемная лекция, в которой моделируются противоречия теоретических положений и правоприменительной практики;

- лекция-диалог, которая основана на «обратной связи» и содержание материала подается через серию вопросов, на которые студентам предлагается отвечать непосредственно в ходе лекции;

- лекция с применением дидактических методов (метода «мозгового штурма», метода конкретных ситуаций, дискуссии, метода разбора ситуации и др.).

При проведении семинарских занятий и практических занятий также предполагается использование определенных форм обучения и образовательных технологий:

- проектно-ориентированный метод – способ достижения цели освоения материала через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным в виде некоего конечного продукта.

- практические занятия по составлению документов;

- тесты;

- деловые и ролевые игры – предполагает создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решении той или иной задачи;

- диспуты – о проблемных дискуссионных вопросах;

- круглый стол – обсуждение практики Конституционного Суда РФ по отдельным темам;

- коллоквиум – обсуждение результатов проведенного сравнительно-правового анализа отдельных вопросов;

- групповое обсуждение докладов на предлагаемые темы, направленное на нахождение истины, усвоению изучаемого материала, лучшего взаимопонимания в группе;

- семинар-дискуссия – метод, предполагающий обмен взглядами по конкретной проблеме, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других;

- семинар-практикум – разбор предложенных конкретных ситуаций, предусматривает юридическую оценку предлагаемой ситуации, правильной квалификации;

- семинар-конференция – проводится по приблизительному сценарию научной, учебно-методической конференции: небольшие доклады студентов и последующее их обсуждение;

 

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.

 

2. Основными формами внеаудиторной работы являются: изучение источников, подготовка рефератов и конспектов. Самостоятельная работа может выполняться студентом в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студента должна предусматривать контролируемый доступ к базам данных, к ресурсу Интернет. Обязательно предусматриваются получение студентом консультации, контроль и помощь со стороны преподавателя.

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся.

 

Проверка самостоятельной работы студентов осуществляется в ходе семинарских занятий и принятия экзамена. Планы семинарских занятий отражают перечень вопросов, подлежащих обсуждению. Основной акцент на семинарских занятиях по темам курса делается на детальном, углубленном анализе наиболее важных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, участие населения в местном самоуправлении.

Цели семинарских занятий – освоение студентами особенностей функционирования местного самоуправления в РФ, рассмотрение процедурных аспектов разрешения спорных ситуаций, возникающих в сфере местного самоуправления; выработка умений четкого изложения сущности проблем по различным направлениям муниципальной деятельности; проверка знаний студентов по темам курса, исправление ошибочных суждений и выводов.

Для грамотного овладения всеми темами учебного курса студентам необходимо работать как с лекционными материалами, так и с предложенной для изучения основной и дополнительной литературой. Подготовка к семинарским занятиям включает, кроме этого, обязательный анализ нормативно-правовых документов.

Таким образом, студентам следует ориентироваться на творческое восприятие изложенного в лекциях материала, выработку собственной позиции. Для этого следует самостоятельно изучать необходимые нормативные источники, практику Конституционного Суда РФ, учебную и иную рекомендуемую литературу.

Изучая дисциплину «Система муниципального управления в современной России», студенты должны учитывать, что местное самоуправления непрерывно развивается. В связи с этим, особая роль отводится для отслеживания студентами изменений в законодательстве РФ, закрепляющих основы местного самоуправления в современной России.

Кроме того, студентам предлагается проектно-ориентированный метод, который представляет собой социально значимую задачу, связанную с будущей профессиональной деятельностью, предполагающую достаточно длительный период решения и большой объем работы, которая ведется самостоятельно, но с консультативным руководством преподавателя, с обязательным творческим отчетом (презентацией). Проект может быть индивидуальным и групповым. Студенты, готовящие проект имеют право: самостоятельно выбирать тему проекта, самостоятельно выбирать методы решения проектной задачи, самостоятельно анализировать информацию, обобщать факты, готовить презентацию. На основе презентации преподаватель оценивает работу студентов (в целом группы и индивидуально). Работа над проектом разделяется на 4 стадии: постановка проблемы (планирование); сбор материалов; обобщение информации; представление проекта (презентация);

Ответ студента должен быть развернутым, подробным, мотивированным, со ссылками на необходимый нормативный материал и теоретические положения. Для этого анализируемые нормативно-правовые акты и другие документы должны находиться у студентов на занятиях. При анализе и разрешении проблемных ситуаций студенты должны свободно ориентироваться в тексте рассматриваемых на семинарском занятии нормативных документов, понимать их содержание. Механическое заучивание материала недопустимо.

За каждый пропущенный семинар, либо семинар, к которому студент не подготовился, необходимо отчитаться на консультации.

По мере изучения курса в целях проверки знаний студентов по пройденным темам проводятся опросы и самостоятельные работы

В конце курса студентам предлагается тест по всем пройденным темам. Итоговой формой контроля усвоения студентами материала курса является экзамен, проводимый в соответствии с действующими требованиями.

При выведении итоговой оценки учитывается подготовка и участие студента на семинарских занятиях, результаты проверочных работ (в т.ч. итогового теста), полнота и правильность ответа на вопросы экзамена.

Студенты должны использовать одновременно несколько учебных и научных источников, освещающих различные аспекты содержания курса, уделяя особое внимание анализу нормативно-правовых актов. Необходимым элементом освоения материала курса должен стать анализ соответствующих публикаций специальных юридических журналов, справочных ресурсов, интернет-изданий:

Консультантплюс

Официальный сайт компании "Консультант Плюс"

http://www.consultant.ru/

Журнал «Муниципалитет»

http://www.munizipalitet.ru/

Приводится полезная информация по проблемам МСУ. Выходит с 2001 года.

Журнал «Управа»

http://www.uprava.org/

Содержит информацию о моделях организации муниципального хозяйства и его отраслей, о внедрении новых технологий в управлении городской инфраструктурой.

Общественно-политический журнал Федерального Собрания

«Российская Федерация сегодня»

http://www.russia-today.ru/

Среди постоянных рубрик: в Государственной Думе, в Общественной Палате, местная власть и др.

Городское хозяйство и ЖКХ

http://www.gkh.ru/

Журнал для глав муниципальных образований, содержащий практические методики решения их задач.

Фонд оценочных средств

6.1 Перечень компетенций выпускников образовательной программы с указанием результатов обучения (знаний, умений, владений), характеризующих этапы их формирования, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

№ п/п Контролируемые темы (разделы) учебной дисциплины Код контролируемых компетенций Наименование оценочного средства
1 Тема 1 Основы теории муниципального управления. ОК-1 Контрольные вопросы, опрос на семинаре (дискуссия, доклад), реферат, собеседование, тестирование
2 Тема 2. Система муниципального управления ОК-1, ПК-2 Контрольные вопросы, опрос на семинаре (дискуссия, доклад), реферат, собеседование, тестирование
3 Тема 3. Основные направления муниципального управления ОК-1, ПК-2 Контрольные вопросы, опрос на семинаре (дискуссия, доклад), реферат, собеседование, тестирование
4 Тема 4 Функции муниципального управления ОК-1, ПК-2 Контрольные вопросы, опрос на семинаре (дискуссия, доклад), реферат, собеседование, тестирование
5 Тема 5 Муниципальные кадры. Муниципальная служба. ОК-1, ПК-2 Контрольные вопросы, опрос на семинаре (дискуссия, доклад), реферат, собеседование, тестирование
6 Тема 6 Ответственность в сфере муниципального управления ОК-1, ПК-2 Контрольные вопросы, опрос на семинаре (дискуссия, доклад), реферат, собеседование, тестирование

 

Описание шкал оценивания

Итоговый контроль качества усвоения студентами содержания дисциплины проводится в виде экзамена, на котором определяется:

* уровень усвоения студентами основного учебного материала по дисциплине;

* уровень понимания студентами изученного материала

* способности студентов использовать полученные знания для решения конкретных задач.

Экзамен проводится в устной форме. Устная часть экзамена заключается в ответе студентом на теоретические вопросы курса (с предварительной подготовкой) и последующем собеседовании в рамках тематики курса. Собеседование проводится в форме вопросов, на которые студент должен дать краткий ответ. Практическая часть экзамена предусматривает разбор практической ситуации (решение задачи, теста).

Оценка Уровень подготовки
Превосходно Высокий уровень подготовки, безупречное владение теоретическим материалом, студент демонстрирует творческий поход к решению нестандартных ситуаций. Студент дал полный и развернутый ответ на все теоретические вопросы билета, подтверждая теоретический материал практическими примерами из практики. Студент активно работал на практических занятиях. 100 %-ное выполнение контрольных экзаменационных заданий                                               
Отлично Высокий уровень подготовки с незначительными ошибками. Студент дал полный и развернутый ответ на все теоретические вопросы билета, подтверждает теоретический материал практическими примерами из практики. Студент активно работал на практических занятиях. Выполнение контрольных экзаменационных заданий на 90% и выше
Очень хорошо Хорошая подготовка. Студент дает ответ на все теоретические вопросы билета, но имеются неточности в определениях понятий, процессов и т.п. Студент активно работал на практических занятиях. Выполнение контрольных экзаменационных заданий от 80 до 90%.
Хорошо В целом хорошая подготовка с заметными ошибками или недочетами. Студент дает полный ответ на все теоретические вопросы билета, но имеются неточности в определениях понятий, процессов и т.п. Допускаются ошибки при ответах на дополнительные и уточняющие вопросы экзаменатора. Студент работал на практических занятиях. Выполнение контрольных экзаменационных заданий от 70 до 80%.
Удовлетворительно Минимально достаточный уровень подготовки. Студент показывает минимальный уровень теоретических знаний, делает существенные ошибки при характеристике нормативно-правовой базы валютного регулирования, но при ответах на наводящие вопросы, может правильно сориентироваться и в общих чертах дать правильный ответ. Студент посещал практические занятия. Выполнение контрольных экзаменационных заданий от 50 до 70%.
Неудовлетворительно Подготовка недостаточная и требует дополнительного изучения материала. Студент дает ошибочные ответы, как на теоретические вопросы билета, так и на наводящие и дополнительные вопросы экзаменатора. Студент пропустил большую часть практических занятий. Выполнение контрольных экзаменационных заданий до 50%.
Плохо Подготовка абсолютно недостаточная. Студент не отвечает на поставленные вопросы. Студент отсутствовал на большинстве лекций и практических занятий. Выполнение контрольных экзаменационных заданий менее 20 %.

 

6.3. Критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), характеризующих этапы формирования компетенций

Фонд оценочных средств включает оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Текущий контроль успеваемости предусматривает систематический мониторинг качества получаемых студентами знаний и практических умений по всем темам учебного плана, а также результатов самостоятельной работы над изучаемой дисциплиной.

Оценочные средства:

Промежуточная аттестация по результатам работы студента в текущем периоде проходит в форме экзамена.

 Оценочные средства:

письменный ответ на вопросы билета – перечень вопросов прилагается, билеты хранятся на кафедре.

Критерии оценки знаний студента на экзамене:

1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);

2) полнота и одновременно лаконичность ответа;

3) новизна информации, степень использования научных и нормативных источников;

4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;

5) логика и аргументированность изложения;

6) грамотное комментирование, использование примеров, аналогий;

7) культура речи.

Преподаватель оценивает как знания по вопросам билета, так и форму изложения их студентом.

 

Критерии оценки качества знаний студентов:

 

Критерии оценивания   Оценка
Высокий уровень Глубокое усвоение программного материала, логически стройное его изложение, дискуссионность данной проблематики, умение связать теорию с возможностями ее применения на практике, свободное решение задач и обоснование принятого решения, владение методологией исследования, методами моделирования. 5 (отлично)
Продвинутый уровень Твердые знания программного материала, допустимы несущественные неточности в ответе на вопрос, правильное применение теоретических положений при решении вопросов и задач, умение выбирать конкретные методы решения сложных задач, используя методы сбора, расчета, анализа, классификации, интерпретации данных, самостоятельно применяя математический и статистический аппарат. 4 (хорошо)
Пороговый уровень Знание только основного материала, допустимы неточности в ответе на вопросы, нарушение логической последовательности в изложении программного материала, умение решать простые задачи на основе базовых знаний и заданных алгоритмов действий, испытывать затруднения при решении практических задач. 3 (удовлетворительно)
Незнание значительной части программного материала, неумение даже с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на задаваемые вопросы, невыполнение практических заданий. 2 (неудовлетворительно)

 

6.4 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения, характеризующих этапы формирования компетенций и (или) для итогового контроля сформированности компетенции.

 

Примеры типовых задач и заданий для оценки компетенций ОК-1

Задача № 1

Городская Дума после принятия Устава муниципального образования обратилась в областной законодательный орган для его регистрации. Областной орган ему в этом отказал, сославшись на то, что этим должны заниматься органы юстиции.

Что в данном случае должна сделать Дума? Каков порядок регистрации устава муниципального образования и вступления его в юридическую силу?

Задание № 2

      С помощью справочно-правовых систем «Консультант-Плюс», «Гарант», «Кодекс» либо иных по желанию студента составить подборку нормативно-правовых актов федерального, субъектового и муниципального уровней, изданных разными органами государственной власти и местного самоуправления, являющихся источниками муниципального права. Проранжировать подобранные акты по юридической силе. Свой выбор обосновать.

 

Примеры типовых задач и заданий для оценки компетенций ПК-2

1. Составить таблицу «Сравнительная характеристика основных положений Европейской Хартии и ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

2. Составьте перечни федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и деятельности, необходимость принятия которых предусмотрена Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. Сопоставьте их с фактически действующими федеральными законами, а также законами по вопросам местного самоуправления того субъекта Российской Федерации, в котором Вы проживаете.

3. На основании закона об административно-территориальном устройстве субъекта РФ, в котором вы проживаете, определите понятие административно-территориальной единицы, назовите их виды. Сопоставьте понятия «муниципальное образование» и «административно-территориальная единица»: что между ними общего, что особенного? К какому виду относится муниципальное образование, в котором вы живете?

4. После открытия в городском округе нового научно-исследовательского института депутаты городской Думы решили придать городу статус наукограда, приняв по этому поводу на своем заседании соответствующее решение. Постоянной комиссии по экономическому развитию было поручено подготовить изменения и дополнения в устав городского округа. Спустя два месяца было городская Дума утвердила подготовленные поправки в устав, в соответствии с которыми городской округ признавался наукоградом, и направила решение о внесении изменений и дополнений в устав на регистрацию в управление юстиции. Оцените правомерность принятого городской Думой решения. Каков порядок присвоения населенным пунктам статуса наукограда?

 

Вопросы для самостоятельного контроля уровня освоения дисциплины

1. Понятие муниципального управления

2. Цели и функции муниципального управления

3. Предмет и метод муниципального управления

4.  Система теории муниципального управ­ления

5. Местное самоуправление и муниципальное управление.

6. Понятие, особенности и виды правовых норм, регулирующих муниципальное управление, их структура и реа­лизация.

7. Система субъектов муниципального управления.

8. Понятие и виды органов местного самоуправления.

9. Понятие и признаки объектов муници­паль­ного управления.

10. Физические лица как объекты муници­пального управления.

11. Понятие муниципальной власти. Отличительные особенности муниципальной власти.

12. Основные принципы местного самоуправления.

13. Источники муниципального права

14. Конституционные основы местного самоуправления.

15. Европейская Хартия Местного Самоуправления

16. Федеральное законодательство.

17. Региональное законодательство.

18. Муниципальные правовые акты.

19. Установление территорий муниципальных образований Изменение территорий и преобразование муниципальных образований

20. Административно- территориальное и муниципально- территориальное деление.

21. Модели организации муниципальной власти

22. Представительные органы местного самоуправления: наименование, структура , срок полномочий , вопросы общей и исключительной компетенции. Акты, принимаемые представительным органом.

23. Глава муниципального образования: представительные и исполнительно- распорядительные полномочия.

24. Местная администрация: правовой статус, организационная струк­тура местной администрации.

25. Понятие бюджета и бюджетного процесса. Стадии бюджетного процесса. Межбюджетное регулирование.

26. Экономические основы местного самоуправ­ления. Муниципальная собственность. Управление муниципальной собственностью.

27. Вопросы местного значения : понятие , правовое закрепление.

28. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: понятие, принципы.

29. Структура муниципального хозяйства

30. Управление в жилищно-коммунальной сфере.

31. Управление муниципальными предприятиями

32. Управление муниципальным имуществом

33. Управление муниципальными финансами : бюджетные средства, местные налоги, муниципальные заимствования.

34.  Межбюджетное регулирование. Финансовая помощь.

35. Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере.

36. Управление в сфере культуры, физкультуры и спорта

37.  Управление в сфере образования.

38. Обеспечение безопасной жизни граждан, организация общественного порядка.

39. Формы участия населения в мест­ном самоуправлении

40. Межмуниципальное сотрудничество. Ассоциации и союзы местных властей Российской Федерации.

41. Законодательство о муниципальной службе в Российской Федерации.

42. Понятие муниципальной службы и муниципального служащего.

43. Принципы муниципальной службы.

44. Понятие муниципальной должности. Виды муниципальных должностей

45. Правовой статус муниципального служащего.

46. Особенности прохождения муниципальной службы.

47. Служебный контракт : понятие и особенности

48. Эффективность муниципального управления: понятие, критерии оценки.

49. Отзыв депутатов и должностных лиц местного самоуправления.

50. Правовая культура муниципальных служащих. Кодекс этики муниципальных служащих

51. Понятие и виды юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

52. Конституционно-правовая ответственность.

53. Особенности дисциплинарной ответственности муни­ципальных слу­жащих.

54. Административная ответственность муни­ципальных служащих

55. Гражданско-правовая ответственность муни­ци­паль­ных органов.

56. Уголовная ответственность муниципальных служащих.

57. Понятие коррупции. Законодательство о борьбе с коррупцией в области муниципальной службы.

58. Гарантии местного самоуправления: понятие, виды.

 

Примерная тематика письменных работ

1. Основы теории государственного и муниципального управления.

2. Понятие субъектов муниципального управ­ления, их признаки.

3. Система субъектов муниципального управления

4. Понятие и виды органов местного самоуправления.

5. Представительные органы местного самоуправления.

6. Глава муниципального образования.

7. Правовой статус местной администрации.

8. Правовое регулирование муниципального управления Понятие и признаки актов управления.

9. Муниципальное управление в области финансово-экономических основ местного самоуправ­ления.

10. Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере.

11. Формы участия населения в местном самоуправлении.

12. Понятие муниципальной службы и муниципального служащего.

13. Отзыв депутатов и должностных лиц местного самоуправления

14. Межмуниципальное сотрудничество. Ассоциации и союзы местных властей Российской Федерации

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

а) Основная литература

 

1. Осейчук, В. И. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. И. Осейчук. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 269 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-0481-9. // Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/

2. Муниципальное управление: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - 2-e изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 718 с.: 70x100 1/16 + CD-ROM. (переплет, cd rom) ISBN 5-16-002618-5. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://znanium.com/

3. Моисеев, А. Д. Муниципальное управление [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. Д. Моисеев, Л. В. Московцева, А. С. Шурупова. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 159 с. - ISBN 978-5-238-01899-7. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://znanium.com/

4. Прудников, А. С. Местное самоуправление и муниципальное управление [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция» / А. С. Прудников; под ред. А. С. Прудникова, М. С. Трофимова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. - 543 с. - ISBN 978-5-238-01866-9. // // Электронный ресурс. Режим доступа: http://znanium.com/

5. Прудников, А. С. Местное самоуправление и муниципальное управление [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция» / А. С. Прудников; под ред. А. С. Прудникова, Д. С. Белявского. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. - 399 с. - (Серия «Муниципальное право России»). - ISBN 978-5-238-01571-2. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://znanium.com/

 

б) Дополнительная литература

1. Скрипкин, Г. Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление» / Г. Ф. Скрипкин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. - 176 с. - (Серия «Муниципальное право России»). - ISBN 978-5-238-01558-3. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://znanium.com/

2. Кабашов, С. Ю. Местное самоуправление и муниципальная служба в системе властных отношений [Электронный ресурс] : монография / С. Ю. Кабашов, И. Р. Гимаев, С. Н. Лаврентьев. – 2-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2011. – 286 с. - ISBN 978-5-9765-1295-5 // Электронный ресурс. Режим доступа: http://znanium.com/

3. Научно-практический комментарий к Федеральному закону о муниципальной службе в Российской Федерации [Электронный ресурс] / под ред. Н. М. Конина, А. С. Дугенца. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 303 с. - ISBN 978-5-238-01895-9. // Электронный ресурс. Режим доступа:http://znanium.com/

4. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственные и муниципальные финансы», «Юриспруденция», «Политология» / Р. Т. Мухаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 - 687 с. - ISBN 978-5-238-01733-4. // Электронный ресурс. Режим доступа:http://znanium.com/

5. Система государственного и муниципального управления: Учебник / В.Е. Чиркин. - 5-e изд., пересмотр. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 432 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-365-2, 700 экз. // Электронный ресурс. Режим доступа:http://znanium.com/

6. Основы государственного и муниципального управления: Учебник / В.Е. Чиркин. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 384 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-471-0, 700 экз. // Электронный ресурс. Режим доступа:http://znanium.com/

7. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 383 с.: 70x100 1/16. - (Национальные проекты). (переплет) ISBN 978-5-16-004281-7 // Электронный ресурс. Режим доступа:http://znanium.com/

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://www.duma.gov.ru/

http://www.kremlin.ru/

http://www.zsno.ru/

http://www.consultant.ru/

http://www.garant.ru/

http://emsu.ru/

http://www.vmsu.ru/

http://www.munizipalitet.ru/

http://www.uprava.org/

http://www.russia-today.ru/

http://www.samoupravlenie.ru/

http://www.gkh.ru/

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает в себя: лекционные аудитории (оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения), помещения для проведения практических занятий, библиотеку (имеющую рабочие места для обучающихся, оснащенные компьютерами с доступом к Интернет), компьютерные классы.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ОПОП ВО по направлению (профилю), специальности (специализации) 40.04.01. Юриспруденция.

 

Авторы

Мартынов Алексей Владимирович, профессор кафедры административного и финансового права юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, д.ю.н., профессор

Симканич Ольга Михайловна, старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

 

Рецензент (ы) ________________________д.ю.н., профессор Романовская В.Б.

Заведующий кафедрой_________________________ к.ю.н., доцент Петров А.В.

Программа одобрена на заседании методической комиссии юридического факультета ННГУ, протокол № 1 от «30» августа 2017 года

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

 «Национальный исследовательский университет Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Юридический факультет

 

 

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                  Декан ________________Цыганов В.И.

                                                                                   "_____"__________________2017 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

Система муниципального управления в современной России

Магистратура

Направление подготовки

40.04.01 Юриспруденция 

Направленность образовательной программы

Правовое регулирование государственного и муниципального управления

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

 

 

Форма обучения

Очная / Заочная

 

Нижний Новгород

2017 год

 

  1. Место и цели освоения дисциплины

Дисциплина «Система муниципального управления в современной России» в соответствии с Федеральным государственным стандартом по направлению подготовки 40.04.01 юриспруденция (квалификация (степень) "магистр") относится к вариативной части (обязательная дисциплина) профессионального цикла М2.В.ОД.4 основной образовательной программы магистратуры. Данная дисциплина изучается магистрами очной формы обучения юридического факультета на втором курсе в третьем семестре обучения.

Изучение дисциплины позволяет более глубоко проникнуть в особенности правового регулирования муниципального управления, дать необходимый юридический инструментарий по осуществлению муниципальной службы, на более высоком уровне изучить действующее муниципальное законодательство, приобрести необходимые навыки по принятию управленческих решений, а также повысить уровень информационной и правовой культуры.

Для успешного освоения дисциплины студенты должны обладать соответствующими знаниями и умениями в области:

· Философии – иметь общее представление об управлении как о научной категории, уметь ориентироваться в системе философского знания, владеть навыками философского анализа мировоззренческих проблем, социальных явлений и процессов;

· Экономики – иметь общие представления о бюджетном регулировании, межбюджетных отношениях, о современном развитии форм и методов муниципального управления и их применении в различных отраслях экономики, уметь использовать экономические знания для самостоятельного анализа общих закономерностей экономического развития;

· Социологии – иметь представление о влиянии субъектов муниципального управления на систему общественных связей;

· Информатики и информационных технологий – знать основные закономерности создании и функционирования информационных процессов, используемых в муниципальных органах, общие знания о способах и методах обработки информации, в особенности с использованием информационно-коммуникационных технологий, обладать навыками работы с компьютерной правовой информацией.

· Конституционного права – знать основы государственного строя, представлять систему органов муниципальной власти и их полномочия, основные права, свободы и обязанности граждан;

· Административное право – знать систему органов исполнительной власти, особенности административно-правового статуса гражданина. Способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти, признаки и виды административной ответственности.

· Муниципальное право – знать особенности местного самоуправления, систему муниципальных органов, формы участия граждан в местном самоуправлении, признаки и виды муниципально - правовой ответственности.

Целями освоения дисциплины является: изучение студентами особенностей и закономерностей развития и становления в Российской Федерации муниципального управления, муниципальной власти, ознакомление студентов с основными тенденциями, проблемами и перспективами развития законодательства по вопросам муниципального управления, освоение правовых аспектов муниципальной службы, основ юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Целями освоения дисциплины Система муниципального управления в современной России является  развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению 40.04.01 Юриспруденция. 

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине «Система муниципального управления в современной России» соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников).

Формируемые компетенции (код компетенции, уровень освоения – при наличии в карте компетенции)

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1) У1 (ОК-1) Уметь применять на практике приемы и способы абстрактного мышления З1 (ОК-1) Знать основные философские категории, методы синтеза и анализа, сущность абстрактного мышления В1 (ОК-1) Владеть навыками использования методов синтеза и анализа при применении основных философских категорий  
способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2) З1 (ПК -2) Знать: основные нормативно-правовые акты в области местного самоуправления; правовые, территориальные, организационные, экономические основы местного самоуправления, формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, вопросы деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления и их ответственности, - основ профессиональной этики юриста; - особенностей реализации и применения юридических норм;
 - правил составления юридических документов. У1 (ПК-2) Уметь: -давать толкование норм и квалифицированные консультации по вопросам российского законодательства о местном самоуправлении, -оперировать юридическими понятиями и категориями, -выявлять обстоятельства, способствующие нарушению законодательства. - оперировать юридическими понятиями и категориями; - профессионально в пределах компетенции реагировать на нарушение закона; - правильно толковать применяемую норму права;
 - применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации; - давать правильную оценку фактическим и юридическим обстоятельствам;
 - правильно составлять и оформлять юридические документы. -толковать и применять нормативно-правовые акты при анализе конкретных практических ситуаций, связанных со спорами в области местного самоуправления, разрабатывать муниципальные договоры, приказы и распоряжения для решении вопросов муниципального управления; решать проблемы, возникающие в сфере местного самоуправления на примере конкретного муниципального образования. В1 (ПК-2) Владеть: - юридической терминологией;
 - навыками анализа действий субъектов права и юридически значимых событий; - навыками точной квалификации фактов и обстоятельств;
 - навыками работы с правовыми актами;
 - навыками анализа правовых норм и правоотношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
 - навыками анализа правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права;
 - навыками сбора и обработки информации для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности. навыками анализа проблем общества; базовыми терминами и понятиями муниципального права, - иметь навыки для решения вопросов в сфере муниципального управления.  

3. Структура и содержание дисциплины

Структура и содержание дисциплины

Объем дисциплины (модуля) составляет 3 зачетные единицы, всего 144 часа, из которых 35 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (7 часов занятия лекционного типа, 28 часов занятия семинарского типа (семинары, научно-практические занятия, лабораторные работы и т.п.),  73 часа составляет самостоятельная работа обучающегося, 36 часов - контроль. Промежуточная аттестация проходит в виде экзамена.

Объем дисциплины (модуля) составляет 2 зачетные единицы, всего 72 часа, из которых 20 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (4 часов занятия лекционного типа, 16 часов занятия семинарского типа (семинары, научно-практические занятия, лабораторные работы и т.п.),  48 часов составляет самостоятельная работа обучающегося, 4 часов - контроль. Промежуточная аттестация проходит в виде зачета.

 

Содержание дисциплины

Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля),

форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Всего

(часы)

в том числе

Дата: 2018-11-18, просмотров: 249.