Виды промежуточной аттестации.
Текущий контроль осуществляется во время проведения семинарских занятий и имеет целью проверку и определение уровня подготовки студента к выполнению конкретной работы. Они могут быть разными: устное опрашивание, развернутая беседа, обсуждение проблемных вопросов, выполнение тестов, проверка выполнения заданий самостоятельной работы, написание эссе, подготовка творческих и проблемно-поисковых заданий, коллоквиум и т.п.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения дисциплины в форме экзамена, позволяет оценить уровень сформированности компетенций.
8.2. Показатели и критерии оценки результатов освоения дисциплины.
Итоговая оценка работы студента по дисциплине выставляется в ходе экзамена; ей предшествует: активная работа на практических и лекционных занятиях; успешное выполнение заданий промежуточного контроля (тестирование); собеседование, отражающее уровень теоретических знаний и практических умений студента. При этом принимаются во внимание следующие критерии и показатели:
Лекционные занятия:
1. Посещаемость
2. Наличие и содержание конспектов лекций
3. Активность, внимательность
4. Культура поведения
Практические занятия:
1. Посещаемость
2. Готовность к занятию
3. Активность, внимательность
4. Своевременное выполнение самостоятельной работы
5. Своевременное выполнение работы
6. Оформление работы
7. Качество выполнения заданий (отсутствие ошибок, оригинальность)
8. Качество оформления таблиц (аккуратность, грамотность)
Творческие формы работы:
1. Своевременное выполнение работы (в соответствии с установленным графиком)
2. Оформление работы
3. Качество выполнения (оригинальность, самостоятельность мысли)
4. Логика изложения
5. Качество схем, таблиц, графиков (при необходимости).
Механизм конвертации результатов изучения студентом дисциплины в оценки по традиционной шкале и шкале ECTS представлен в таблице.
По шкале ECTS | Сумма баллов за все виды учебной деятельности | По государственной шкале | Определение |
A | 90-100 | «Отлично» | отличное выполнение с незначительным количеством неточностей |
B | 80-89 |
«Хорошо»
| в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 10%) |
C | 75-79 | в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 15%) | |
D | 70-74 |
«Удовлетворительно» | неплохо, но со значительным количеством недостатков |
E | 60-69 | выполнение удовлетворяет минимальные критерии | |
FX | 35-59 |
«Неудовлетворительно»
| с возможностью повторной аттестации |
F | 0-34 | с обязательным повторным изучением дисциплины (выставляется комиссией) |
8.3. Критерии оценки работы студента
При усвоении каждой темы за текущую учебную деятельность студента выставляются оценки по 5-балльной (государственной) шкале. Оценка за каждое задание в процессе текущей учебной деятельности определяется на основе процентного отношения операций, правильно выполненных студентом во время выполнения задания:
- 90-100% – «5»,
- 75-89% – «4»,
- 60-74% – «3»,
- менее 60% – «2».
Если на занятии студент выполняет несколько заданий, оценка за каждое задание выставляется отдельно.
8.3.1. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы)
При изучении дисциплины «Философия» используются репродуктивные, продуктивные и творческие типы заданий.
В учебном процессе предусмотрено использование традиционных технологий (лекции, семинарские занятия, консультации, тестирование), а также активных и интерактивных форм проведения занятий (мультимедийные презентации, анализ ситуационных задач, конференция) в сочетании с внеаудиторной (самостоятельной и индивидуальной) работой с целью формирования и развития необходимых навыков.
Методы обучения: по источнику информации – словесные, наглядные, практические; по уровню включения в познавательную самостоятельную деятельность – объяснительно иллюстративный, интерактивный, репродуктивный, проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский; по компонентам учебной деятельности – организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования, мотивации учебной деятельности, контроля, анализа, оценивания учебной деятельности.
Перечень оценочных средств
№ п/п | Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в фонде |
1. | Устный опрос и развернутая беседа по теме семинара | Развернутая беседа предполагает подготовку всех студентов по каждому вопросу семинарского занятия по общему для всех перечню рекомендованной литературы, выступления и их обсуждение, подведение итогов по изученному материалу. | Пример: Семинар №9 Современная мировая философия. План 1.Философские идеи марксизма. 2.Сциентические течения: позитивизм и неопозитивизм, эмпириокритицизм и логический позитивизм. 3.Персонализм и неотомизм. 3.Прагматизм Д. Пирса. 4.Философия человека: «философия жизни», фрейдизм и неофрейдизм, экзистенциализм. 5.Философия модернизма и постмодернизма |
2. | Доклады, рефераты, сообщения | Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. | Примеры: 1. Место философии в культуре. 2. Предмет философии. 3. Сущность и особенности философского подхода к действительности. 4. Современные подходы к предмету философии. 5. Философские концепции цивилизационного развития. |
3. | Дискуссия | Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. | Пример: 1. Модели свободы в современном мире. 2.Правовой идеал в русской философии. 3.Делиберативные модели демократии. 4.Государственные идеалы России и Запада. |
4. | Эссе | Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. | Пример: 1. 1. Состояние философии в эпоху постмодернизма. 2. 2. Критерии научного знания в философии. 3. 3. Роль философии в формировании личности. |
5. | Творческое задание | Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или в соавторстве. | Подготовка тезисов доклада на конференцию, статей для публикации. |
6. | Глоссарий | Часть самостоятельной работы студента, предполагающий освоение терминологии по изучаемой дисциплине, включает набор основных терминов, описывающих данный срез философской проблематики с их толкованием, выявлением взаимосвязей, взятых в исторической динамике. Подбор терминов для глоссария осуществляется в результате самостоятельного поиска студента и индивидуальных консультаций с преподавателем. В случае составления глоссария плодотворным представляется дублирование тем в рамках различных студенческих групп, которое дает возможность плодотворного синтеза, составления наиболее удачного финального варианта. Эта работа должна носить целенаправленный многолетний характер, с тем, чтобы проделать подготовительные усилия для возможного издания словаря | Пример: Материализм – мировоззренческий и методологический принцип, поясняющий происхождение мира из него самого. Бытие – основополагающая философская категория, обозначающая все сущее (существующее). |
7. | Презентации | Подготовка к освещению в аудитории в виде презентации, подготовленной в программе Power Point определенной темы (время выступления – не больше 7 минут), с целью научиться публично защищать собственные проекты. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой. | Пример: 1. Интерпретация понятия «справедливость» в философии. 2. Проблема ценности в философской традиции и современной философии. |
8. | Тесты | Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. | Пример: Целостная философская концепция сущности, содержания, основных проявлений становления человека: 1) онтология, 2)аксиология, 3) философская антропология. |
Примеры используемых интерактивных методов
Примерные темы презентации, дискуссии, обсуждения:
Тема 1.1-1.6:
Вариант 1. Выступления студентов с рефератами с последующим обсуждением: «Природа и сущность философского освоения мира».
Вариант 2. Презентация на тему: «Пространство и время Вселенной».
Вариант 3. Дискуссия по вопросу: «Социальное время в современном мире»
.
Примерная тематика круглого стола:
Раздел 1. Сущность модерна в философии.
Раздел 2. Проблема истины в социальном познании.
Вопросы для мозгового штурма:
Тема 2.1.
- Какова природа «темной материи»?
- Возможно ли бытие вне пространства времени?
- Поэт постигает природу лучше, нежели разум ученого (Новалис)
Тема 2.3.
- Можно ли предположить появление «сверхчеловека»?
- Возможно ли решить проблему происхождения человека?
Примерные темы для работы в малых группах (полемических дуэлей).
Тема 1.1. Могла ли философия не возникнуть?
Тема 2.3. В чем смысл появления разумности во Вселенной?
Тема 2.3. В чем смысл жизни, смерти и бытия человека?
Критерии оценивания (максимальная оценка – 5 баллов):
- объем проработанного материала в соответствии с заданием;
- степень исполнительности (проработанность всех аспектов задания, оформление материала в соответствии с требованиями, соблюдение установленных сроков представления работы на проверку и т.п.);
- степень самостоятельности, творческой активности, инициативности студентов, наличие элементов новизны в процессе выполнения заданий;
- качество освоения учебного материала (умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач, обоснованность и четкость изложения изученного материала и т.д.);
– достаточная компетентность автора (студента) в раскрываемых вопросах.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 216.