Раздел 1. Философия как мировоззрение и система знаний. История философской мысли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Тема 1.1.  Философия как универсальный тип знаний

 

 

Понятие «софии» (мудрости) и философия (как любви к мудрости). Философия как мировоззрение, ее предназначение, содержание.

Понятие мировоззрения и его структура. Мировоззренческие вопросы. Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, наука, философия. Философия как историческая форма мировоззрения и ее характерные признаки. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов.

Философия как система знаний и ее структура: онтология, гносеология, философская антропология. Взаимосвязь философии и науки.

Функции философии в обществе и специфика философского понимания мира.

Семинарское занятие № 1: Философия как универсальный тип знаний План 1. Возникновение и особенности формирования философии, ее характерные черты. 2. Мировоззрение и философия, этапы формирования мировоззрения человека, его структура и функции. 3. Исторические типы мировоззрения, их характерные особенности. Особенности мировоззрения современного человека. 4. Функции философии и специфика философского понимания мира.

2

2

Тема 1.2. Античная философия

 

Особенности формирования и развития философии античности. Космоцентризм как особенность философии Древней Греции. Философские учения Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклита, Демокрита - зарождение материализма как философского направления. Философские системы Пифагора, Элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон), философское учение софистов (Горгий, Протагор). Философия Сократа, проблема человека.

Философская система объективного идеализма Платона и натурфилософия Аристотеля. Постклассический период философии Древней Греции: философские учения киников (Антисфен, Диоген), стоицизма (Зенон Китионский, Хрисипп, Клеанф), эпикурейской школы (Эпикур), неоплатонизма (Плотин, Порфирий, Прокл, Ямвлих). Взаимосвязь и взаимовлияние античной философии и науки. Философия Древнего Рима

Семинарское занятие № 2 : Античная философия План 1.Космоцентрический характер античной философии. 2.Материалистические и идеалистические трактовки бытия. 3.Проблема человека в античной философии: Сократ, Платон, софисты, стоики, Эпикур. 4.Проблемы познания в античной философии. Апории Зенона. 5.Философия Древнего Рима.

2

 

Тема 1.3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения.

 

Особенности формирования и развития средневековой философии. Апологетика как этап формирования средневековой философии (Филон Александрийский, Юстин, Ориген). Патристика как ранний этап развития средневековой философии (греческая патристика – Григорий Нисский, латинская патристика – Августин Аврелий). Схоластика как этап наивысшего развития средневековой европейской философии (Иоанн Эуригена, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Иоанн Скот, Роджер Бэкон). Христианство как идейная основа философии средневековой Европы. Реализм (Ансельм, Альберт Великий, Фома Аквинский) и номинализм (Иоанн Росцелин, Уильям Оккам) как основные

Семинарское занятие № 3:   Философия Средних веков и эпохи Возрождения. План 1.Этапы развития философии Средневековья: патристика и схоластика. 2.Средневековая философия как синтез античной философии и христианского вероучения. 3.Проблемы веры и разума в философии Аврелия Августина и Фомы Аквинского. 4.Номинализм и реализм как течения средневековой  

 

направления схоластической философии. Философия Возрождения и Реформации
Особенности формирования и развития философии эпохи Возрождения. Общие мировоззренческие черты философии Возрождения. Гуманистическая мысль Возрождения (Данте, Петрарка, Боккаччо, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский). Космологический пантеизм философии эпохи Возрождения (Николай Кузанский, Джордано Бруно). Натурфилософия Возрождения (Андреас Везалий, Галилео Галилей). Социально-политическая мысль Возрождения: социальные утопии Томаса Мора и Томазо Кампанеллы) и их влияние на философию Нового времени.

философии. 5.Основные идеи философии Возрождения: антропоцентризм, пантеизм, гуманизм. 6.Основные философские идеи Реформации.

2

 

  Тема 1.4  Европейская философия Нового времени и эпохи Просвещения   Философия Нового времени и ее основные направления. Особенности формирования и развития философии эпохи Нового времени. Развитие науки (Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон) и ее влияние на общие мировоззренческие черты философии эпохи Нового времени. Методология научного познания в контексте философии Нового времени. Рационализм (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц) как направление в философии Нового времени. Эмпиризм (Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм) как направление в философии Нового времени. Онтологическая проблема интерпретации субстанции в философии Нового времени: монистическая, дуалистическая и плюралистическая картины бытия.    

Семинарское

занятие № 4:

 

Европейская философия Нового времени и эпохи Просвещения.

План

1. Научная революция XVII в. и формирование новой философской парадигмы.

2. Дуализм философии Нового времени.
3. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени.
4. Философские взгляды мыслителей Нового времени: Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Р. Декарта, Б. Спинозы, Лейбница.
5.Философские концепции западноевропейского Просвещения: проблемы познания, личности, управления, государства (Д. Юм, Руссо, Дидро, Ш. Л. Монтескье, Вольтер, Ж. Ламетри, К. Гельвеций).

2   Тема 1.5. Немецкая классическая философия   Немецкая классическая философия как идейное выражение Немецкого Просвещения. Основные философские направления в контексте немецкой классической философии: субъективный идеализм (трансцендентализм Иммануила Канта, "Я-концепция" Иоганна Фихте), объективный идеализм (философия тождества Фридриха Шеллинга, абсолютный идеализм Георга Гегеля), материализм (антропологический материализм Людвига Фейербаха). Образ человека и общественный идеал в контексте немецкой классической философии.


Семинарское

занятие № 5:

 

Немецкая классическая философия

План

 

1.Проблемы познания в философии И. Канта.
2.Этическая концепция И. Канта.
3.Философия Й.Фихте и В. Шеллинга.
4.Философская система и диалектический метод Г. Гегеля.
5.Антропологический материализм, этические и социально-политические взгляды Л. Фейербаха.

2 Тема 1.6. Современная мировая философия     Особенности формирования и развития пост-классической философии. Общая характеристика современной пост-классической философской мысли. Теоретические предпосылки формирования и развития марксистской философии (Карл Маркс, Фридрих Энгельс). Марксистское учение об общественно-исторические формации в контексте исторического материализма. Образ человека и коммунистический общественный идеал в контексте марксистской философии. Основные направления пост-классической философии: позитивизм ("классический позитивизм", эмпириокритицизм, неопозитивизм и аналитическая философия, пост-позитивизм и "критический рационализм"); прагматизм (Чарльз Пирс, Уильям Джемс, Джон Дьюи); "Философия жизни" (Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей, А.Бергсон; экзистенциальная философия (религиозный экзистенциализм: Сёрен Кьеркегор, Карл Ясперс, Габриэль Марсель; атеистический экзистенциализм Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю); психоаналитическая философия (психоанализ Зигмунда Фрейда, аналитическая психология Карла Юнга, гуманистический психоанализ Эриха Фромма); ситуация постмодерна (Жак Деррида, Жан Лиотар, Жиль Делез) в современной философии.



Семинарское

занятие № 6:

Современная мировая философия.

План

 

1.Философские идеи марксизма.

2.Сциентические течения: позитивизм и неопозитивизм, эмпириокритицизм и логический позитивизм.
3.Персонализм и неотомизм.
4.Прагматизм Д.Пирса.
5.Философия человека: «философия жизни», фрейдизм и неофрейдизм, экзистенциализм.
6.Философия модернизма и постмодернизма.

 

 

2



Дата: 2018-11-18, просмотров: 293.