(философия человека)
Философская антропология (философия человека). Феномен человека как магистральная философская тема. Актуальность и специфика философского рассмотрения феномена человека. Человеческое сознание и его свойства. Философские проблемы антропогенеза. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Структура бытия человека. Природа человека и его сущность (проблема интерпретации сущности человека). Потребности, интересы и мировоззренческие ориентиры человека. Характеристика понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность. Деятельность как атрибутивный признак личности. Процесс социализации личности. Взаимоотношения личности и общества. Место человека во Вселенной. Смысл человеческой жизни и бытия и его интерпретации в истории философии. Творчество как категория бытия человека и культура как антропологический феномен.
4
2
5. Перечень учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
5.1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:
- рабочая программа учебной дисциплины (составитель: Сабирзянова И.В., к.филос.н., доц.), 2018 г.;
- методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям (составитель: Сабирзянова И.В.), 2018 г.;
- методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы (составитель: Сабирзянова И.В., к.филос.н., доц.), 2018 г.;
- средства диагностики качества знаний, проведения промежуточного контроля (составитель: Сабирзянова И.В., к.филос.н., доц.), 2018 г.;
- мультимедийное сопровождение лекционных занятий.
Изучение дисциплины «Философия» предполагает выполнение, прежде всего, следующих видов самостоятельной работы студентов:
1. изучение и анализ первоисточников;
2. подготовка письменных работ;
3. изучение основной и дополнительной литературы.
4. выполнение индивидуального творческого задания
Особую роль в курсе играет выполнение индивидуального творческого задания. Оно может быть исполнено по выбору студента в предложенных формах:
1) исследовательская работа, представленная рефератом, презентацией или дайджестом;
2) выступление с докладом на студенческой конференции;
3) подготовка тезисов для сборников студенческих научных работ.
Тематика индивидуального творческого задания согласовывается с преподавателем в индивидуальном порядке.
Перечень контрольных вопросов для самоподготовки:
Раздел I
Философия как мировоззрение и система знаний. История философской мысли.
Тема 1.1.
1. Какие источники и особенности философского знания?
2. Что является предметом философии?
3. Какие основные структурные элементы мировоззрения?
4. Какие основные исторические типы мировоззрения? Дайте их характеристику.
5. Дайте характеристику структуры философии.
6. Какие основные функции философии?
7. Как соотносятся философия и наука?
8. Какое место занимает философия в системе культуры?
9. Какое значение философии в жизни общества и человека?
Тема 1.2.
1. В чем заключаются особенности философской мысли Древнего Востока?
2. В чем заключаются особенности античного восприятия мира, какие философские идеи были сформированы в античной философии?
3.Объясните особенности философской дискуссии между античными материалистами и идеалистами.
4.В чем сущность античной диалектики?
5.Какие идеи были характерны для философии софистов и Сократа?
6.Каким видели лучший государственный строй Платон и Аристотель?
7.Как характеризуется в античной философии сущность и природа человека, смысл его жизни?
Тема 1.3.
1.Дайте характеристику антропоцентризма и гуманизма эпохи Возрождения. В чем смысл названия эпохи - Возрождение?
2. Какие социально-правовые идеи эпохи Возрождения повлияли на изменения в обществе того времени?
3.Какое влияние на развитие философско-правовой мысли имели идеи Реформации?
4. Чем отличаются образы правителя в философии Платона и Макиавелли?
Тема 1.4.
1. В чем заключается основное отличие эмпиризма и рационализма?
2. Дайте характеристику основных методов познания в философии Нового времени.
3. Как трактовалось понятие субстанции в философии Б. Спинозы, Лейбница?
4. Объясните сущность концепции общественного договора.
5. Какие идеи управления обществом нашли отражение в философии Просвещения?
6. Как решалась проблема власти в философии К. Гельвеция?
Тема 1.5.
1. Что такое принцип субъективности в философии И. Канта?
2.Как соотносятся между собой свобода индивида и общая воля по мнению И. Канта?
3.Как вы понимаете категорический императив И. Канта.
4.Какое определение человека дает Кант?
5.Какие идеи лежат в основе гегелевской философской системы?
6.Какое определение права дает Г. Гегель?
7.Какое место в гегелевской системе занимает государство?
8.Как определяет Гегель гражданское общество?
9.Какую характеристику власти приводит Гегель?
10. Какие основные принципы возлагаются Гегелем в управление обществом?
11.Дайте характеристику особенностей философской концепции Л. Фейербаха.
12.Как развивалась марксистская философия?
13. Какое влияние имела марксистская философия на реальные исторические процессы в обществе?
Тема 1.6.
1.Дайте характеристику эволюции позитивизма.
2. В чем видят сущность человеческого сосуществования представители феноменологического и герменевтического направления философии?
3. Какие причины обусловили плюрализм европейской философии в ХХ-ХХI вв.?
4.Что принципиально изменили в философском знании идеи А.Шопенгауэра, Ф.Ницше?
5.Каковы основные идеи философской антропологии?
6. Почему структурализм потерял свою популярность во второй половине ХХ в.?
7. Как решаются проблемы свободы и бытия человека в философии экзистенциализма?
8. Как решаются проблемы переустройства общества в философии неофрейдизма?
Дата: 2018-11-18, просмотров: 236.