Вопросы к обсуждению:
Целевая направленность тренинга. Тренинг как явление. Достоинства и недостатки тренинга. Содержание тренинга . Классификация тренингов. Тренер в процессе тренинга.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины «Активные методы обучения и воспитания» предусматривает выполнение коллективных и индивидуальных заданий.
Коллективные задания для самостоятельной работы выполняются всеми студентами и предусматривают обобщение учебного материала по отдельным вопросам курса (по отдельным темам) в виде опорного конспекта. Выполнение этих заданий контролируется преподавателем во время проведения практических и семинарских занятий путем тестирования, участия в дискуссии, выполнения ситуационных заданий и тому подобное, а также при проведении текущего контроля знаний по дисциплине.
Самостоятельная внеаудиторная работа студента предусматривает выполнение индивидуальных заданий – проработка периодических изданий, обработка законодательной и нормативной базы, робота со статистическими материалами, самотестирование, подготовка реферата с его следующей презентацией в аудитории, с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами во время обучения.
В случае необходимости студенты могут обращаться за консультацией преподавателя согласно графику консультаций, утвержденного кафедрой.
Тематика самостоятельной работы для коллективной проработки
№ п/п | Название темы | Часы |
7 семестр | ||
1 | Специфика мышления человека. | 2 |
2 | Потребность в креативном мышлении. | 2 |
3 | Креативность мышления как явление. | 2 |
4 | Типология креативного мышления. | 2 |
5 | Аспекты креативности . | 2 |
6 | Парадигмы в мышлении. | 2 |
7 | Интеграционное мышление. | 2 |
8 | Структура и типология интуиции. | 3 |
9 | Интенциональный опыт. | 3 |
10 | Признаки проявления интуиции. | 3 |
11 | Ментальные модели и латеральное мышление. | 3 |
12 | Сочетание двух типов мышления . | 3 |
13 | Последовательность поступления информации. | 3 |
14 | Дихотомия мышления. | 3 |
15 | Методы реализации латерального мышления. | 3 |
16 | Система ментальных моделей. | 3 |
17 | Ментальные возможности. | 3 |
18 | Проблема как система . | 3 |
19 | Бессознательная компетентность в идентификации проблем. | 3 |
20 | Интеллект и эмоции в решении проблем. | 3 |
21 | Навыки эмоционального интеллекта. | 3 |
Всего за 7 семестр | 56 | |
8 семестр | ||
22 | Система активных форм обучения. | 2 |
23 | Цель реализации активных методов. | 2 |
24 | Достоинства активных методов обучения. | 2 |
25 | Правила и принципы интерактивного обучения. Условия реализации. | 2 |
26 | Игра как инструмент обучения. | 2 |
27 | Ориентация игровых методов обучения. | 2 |
28 | Ролевые игры. | 4 |
29 | Имитационные игры. | 4 |
30 | Деловые игры. | 4 |
31 | Организационно-деятельностные игры. | 4 |
32 | Роль игротехника в группе. | 4 |
33 | Метод конкретных ситуаций. | 4 |
34 | Тренинги. | 4 |
35 | Методы на базе электронной образовательной среды. | 4 |
36 | К истории развития метода деловых игр. | 4 |
37 | Классификация деловых игр. | 4 |
38 | Методология игрового процесса. | 4 |
38 | Проведение деловой игры. | 4 |
39 | Преимущества деловых игр. | 4 |
40 | Конструирование игры. | 4 |
41 | Анализ решений – становление метода. Суть метода кейс-стади. | 4 |
52 | Применение метода. Классификация кейсов. Сопоставление метода кейс-стади. | 4 |
43 | Источники кейсов. Структура кейса и этапы разработки. Этапы реализации метода в группе. Критерии отбора кейсов. | 4 |
44 | Целевая направленность тренинга. Тренинг как явление. Достоинства и недостатки тренинга | 4 |
45 | Содержание тренинга. Классификация тренингов. Тренер в процессе тренинга. | 4 |
Всего за 8 семестр | 88 | |
Всего | 144 |
Индивидуальные контрольные задания
1. Психологические основы активных методов обучения (АМО).
2. Соотношение методов и форм в педагогике.
3. Сущность АМО.
4. Место АМО в системе современных педагогических технологий.
5. Современные педагогические технологии.
6. Игра как способ всестороннего развития личности.
7. Потребность в креативном мышлении.
8. Креативность мышления как явление.
9. Типология креативного мышления.
10. Аспекты креативности .
11. Цель реализации активных методов.
12. Достоинства активных методов обучения.
13. Правила и принципы интерактивного обучения.
14. Условия продуктивной реализации АМО.
15. Игра как инструмент обучения.
16. Игра как средство воспитания.
17. Игра как метод умственного воспитания.
18. Игра как метод нравственного воспитания.
19. Игра как метод эстетического воспитания.
20. Игра как метод трудового воспитания.
21. Игра как метод физического воспитания.
22. Игра как метод экологического воспитания.
23. Игра как метод патриотического воспитания.
24. Ситуация успеха как метод умственного развития.
25. Ситуация успеха как метод духовно-нравственного воспитания.
26. Ситуация успеха как метод эстетического воспитания.
27. Ситуация успеха как метод трудового воспитания.
28. История развития игры как активного метода обучения и воспитания.
29. Методология игрового процесса.
30. Технология проведения деловой игры.
31. Технология создания ситуации успеха.
32. Сущность метода кейс-стади.
33. Структура кейса и этапы разработки.
34. Тренинг как явление. Целевая направленность тренинга.
35. Метод кейс-стади как средство умственного развития личности.
36. Метод кейс-стади как средство нравственного развития личности.
37. Метод тренинга как средство умственного развития личности.
38. Метод тренинга как средство нравственного развития личности.
39. Метод тренинга как средство экологического развития личности.
40. Метод тренинга как средство всестороннего развития личности.
Тематика курсовых работ
Профиль: Педагог дополнительного образования
1. Становление активных методов обучения как педагогического феномена.
2. История изучения активных методов обучения.
3. Приемы активизации интеллектуальной активности личности.
4. Активные методы и развитие креативности личности.
5. Использование активных методов в дополнительном образовании.
6. Активные методы в интеллектуальном развитии и воспитании личности в организациях дополнительного образования.
7. Активные методы в работе руководителя кружка художественной направленности.
8. Активные методы в работе руководителя кружка спортивной направленности.
9. Активные методы в работе руководителя кружка хореографической направленности.
10. Активные методы в работе руководителя кружка интеллектуальной направленности.
11. Активные методы в работе руководителя кружка музыкальной направленности.
12. Активные методы в работе руководителя кружка театральной направленности.
13. Активные методы в работе руководителя кружка биологической направленности.
14. Интеллектуальное развитие ребенка средствами активных методов в условиях дополнительного образования.
15. Активные методы в эстетическом развитии личности в системе дополнительного образования.
16. Активные методы в нравственном развитии личности в системе дополнительного образования.
17. Активные методы в трудовом воспитании личности в системе дополнительного образования.
18. Активные методы в физическом воспитании личности в системе дополнительного образования.
19. Интеллектуальное развитие личности игровыми средствами.
20. Нравственное развитие личности игровыми средствами.
21. Эстетическое развитие личности игровыми средствами.
22. Экологическое образование личности игровыми средствами.
23. Проектные технологии в интеллектуальном развитии личности.
24. Проектные технологии в нравственном воспитании личности.
25. Проектные технологии в экологическом образовании личности.
26. Проектные технологии в эстетическом воспитании личности.
27. Проектные технологии в трудовом воспитании личности.
28. Метод кейсов как средство активизации интеллектуальной активности личности.
29. Экскурсия как средство активизации познавательной активности личности.
30. Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации интеллектуальной деятельности личности.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Бороздина Г. В. Психология делового общения. Учебник / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Борисова Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учеб. пособие / Н.В. Борисова. – М., 2000.
3. Буйлова Л. Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт / Л.Н. Буйлова. – М., 2002.
4. Быков А. К. Методы активного социально-психологического обучения / А.К. Быков. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Вачков И. В. Психология тренинговой работы / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007.
6. Герасимов Б. Н. Игровое моделирование управленческих процессов / Н.Б. Герасомов. – Самара, 2006.
7. Горянина В. А. Психология общения: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Горянина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
8. Гогоберидзе А. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А. Гогоберидзе, О. Солнцева. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 464 с.
9. Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2001.
10. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. – СПб.: Речь, 2004.
Дополнительная
1. Абрамова И. Г. Игротехнические приемы. Рекомендации для организации игровых занятий в школе / И.Г. Абрамова. – СПб.: Образование, 1992.
2. Анисимов О. С. Развивающие игры и игротехники / О.С. Анисимов. – Новгород, 1989.
3. Бельчиков М. М. Д еловые игры / Под ред. М. М. Бельчикова, М. М. Бирштейн. – Рига, 1989.
4. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры / В. Ю. Большаков. – СПб., 1996.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М., 1991.
6. Вачков И. В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке / И.В. Вачков. – М., 1996.
7. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М., 1991.
8. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М., 1983.
9. Войтенко Т. П. Игра как метод обучения и личностного развития / Т.П. Войтенко. – Калуга: Адель, 1997.
10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – М., 1997.
11. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
12. Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! / Б. Зельцерман, Н. Рогалева. – Рига, 1997.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной психотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
14. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб, 2000.
15. Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО / Д. Зицер, Н. Зицер. – СПб.: Просвещение, 2009. – 287 с.
16. Игры-обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского // В 4 книгах. – М.: Новая школа, 1994.
17. Интерактивные технологии в обучении и воспитании : метод. пособие / И. В. Плаксина ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. – 163 с.
18. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения: Учеб. пособие для учителей / Д.Н. Кавтарадзе. – М., 1998.
19. Князев А. М., Одинцова И. В. Акмеологические технологии активно-игрового обучения / А.М. Князев, И.В. Одинцова. – М., 2007. – 215 с.
20. Князев А. М., Одинцова И. В. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения: Учебное пособие / Под ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 208 с.
21. Князев А. М., Одинцова И. В. Системные деловые игры в образовании / А.М. Князев, И.В. Одинцова. – М., 2006. – 230 с.
22. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.И. Козлов. – Екатеринбург, 1997.
23. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.,2002.
24. Колонина Т. Ю., Трусь А. А. Арт-терапевтические техники в тренинге / Т.Ю. Колонина, А.А. Трусь. – СПб.: Речь, 2010. – 189 с.
25. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликова А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием / Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликова. – Мозаика-Синтез, 2011.
26. Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение / Е.В. Коротаева. – М., 1997.
27. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. – М., 2003.
28. Кроль В. М. Психология и педагогика. Учебное пособие / В.М. Кроль. – М.: Высшая школа, 2004 – С. 262-267.
29. Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 256 с.
30. Красовский Ю. Д. Мир деловой игры: Опыт обучения хозяйственных руководителей / . – М., 1989.
31. Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей / Б. В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. – М.: ВЛАДОС, 2001.
32. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М. М. Левина. – М., 2006 – 315 с.
33. Макаров Ю. В., Исаков В. В. Тренинг как объект психологического анализа / Ю.В. Макаров, В.В. Исаков. – СПб, 1996.
34. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Г. Маралов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
35. Ментс Мори Ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге / Мори Ван Ментс. – СПб, 2002.
36. Методический ларец: Практическое руководство по активным методам в образовании взрослых / Авт-сост. С. В. Корнилов, Л. Э. Корнилова. – Петрозаводск, 2002.
37. Микляева Н. В. Содружество. Программа взаимодействия семьи и детского сада: программа взаимодействия семьи и детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.В. Микляева. – Мозаика-Синтез, 2011.
38. Миллер С. Психология игры / С. Миллер. – М., 1999.
39. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. – М.: Академический проект, 2004.
40. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – М.: Академия, 2008.
41. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
42. Петрова Л. И. Организация образовательного процесса в школе / Л.И. Петрова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 443 с.
43. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко и др. / под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2010. – 131 с.
44. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник / В.Я. Платов. – М.: Профиздат, 1991.
45. Подласый И. П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Юрайт, 2011. – 574 с.
46. Сластенин В. А. Педагогика / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. / Под ред. В. А. Сластенина. – 10-е изд., перераб. – М.: Академия, 2011. – 607 с.
47. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / С.Д. Смирнов. – М., 2003 – 216 с.
48. Смолкин А. М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие / А.М. Смолкин. – М.: Высш. шк., 1991.
49. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика / Пер. с нем. / К. Фопель. – М., 2005. – 115 с.
50. Харламов И. В. / Педагогика: Учебное пособие / И.В. Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2006. – 519 с.
51. Хохлова Д. А., Соколова И. Ю., Таранова Т. Н. Методика преподавания педагогики / Д.А. Хохлова, И.Ю. Соколова, Т.Н. Таранова. – Ставрополь: СГУ, 2005 – 520 с.
52. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2009. – 222 c.
53. Шмаков С. А. Ее величество игра / С.А. Шмаков. – М., 1992.
54. Ширяева В. А. ТРИЗ-педагогика менеджеру современной школы / Отв. ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2008. – 176 с.
55. Щуркова Н. Е. Игровые методики / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
56. Эльконин Д.В. Психология игры / Д.В. Эльконин. – М., 1998.
Интернет - источники:
1. Интерактивные технологии в образовании (спецкурс)view.pl?mid=1126873196
2. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» – http://dovosp.ru»
3. Новые педагогические технологии (курс)/distant/newpteh/intro2.htm
4. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
5. Педагогическая библиотека. Книги и статьи. Литература по педагогике и ее прикладным отраслям htpp://www.pedlib/ru.
6. Развивающие педагогические технологии ffec/psych/ps13.html
7. Современное дошкольное образование: теория и практика – http://sdo-journal.ru
8. Структура педагогических технологий kartuzov/site/4_3/2.htm
9. Факультет технологий интерактивного обучения - http://moi-amour.ru
10. Федеральный Институт Развития Образования - firo.ru
11. http://festival.1september.ru
12. http://mirznanii.com
13. http: //allbest.ru/
14. http://summercamp.ru/
15. http://el-mikheeva.ru/avtor/igrovyie-metodyi-obucheniya-doshkolnikov
16. paidagogos.com/?p=98
17. ru.wikipedia.org/wiki/Технология_обучения
18. scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/
Средства обеспечения освоения дисциплины
1. Методические указания.
2. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий.
Контрольные вопросы для самоподготовки
1. Специфика мышления человека.
2. Потребность в креативном мышлении.
3. Креативность мышления как явление.
4. Типология креативного мышления.
5. Аспекты креативности .
6. Парадигмы в мышлении.
7. Интеграционное мышление.
8. Структура и типология интуиции.
9. Интенциональный опыт.
10. Признаки проявления интуиции.
11. Ментальные модели и латеральное мышление.
12. Сочетание двух типов мышления.
13. Последовательность поступления информации.
14. Дихотомия мышления.
15. Методы реализации латерального мышления.
16. Система ментальных моделей.
17. Ментальные возможности.
18. Проблема как система.
19. Бессознательная компетентность в идентификации проблем.
20. Интеллект и эмоции в решении проблем.
21. Навыки эмоционального интеллекта.
22. Система активных форм обучения.
23. Цель реализации активных методов.
24. Достоинства активных методов обучения.
25. Правила и принципы интерактивного обучения. Условия его реализации.
26. Игра как инструмент обучения.
27. Ориентация игровых методов обучения.
28. Ролевые игры.
29. Имитационные игры.
30. Деловые игры.
31. Организационно-деятельностные игры.
32. Роль игротехника в группе.
33. Метод конкретных ситуаций.
34. Тренинги.
35. Методы на базе электронной образовательной среды.
36. К истории развития метода деловых игр.
37. Классификация деловых игр.
38. Методология игрового процесса.
39. Проведение деловой игры.
40. Преимущества деловых игр.
41. Конструирование игры.
42. Анализ решений – становление метода. Суть метода кейс-стади.
43. Применение метода. Классификация кейсов.
44. Сопоставление метода кейс-стади. Источники кейсов.
45. Структура кейса и этапы разработки.
46. Этапы реализации метода в группе. Критерии отбора кейсов.
47. Целевая направленность тренинга. Тренинг как явление.
48. Достоинства и недостатки тренинга.
49. Содержание тренинга.
50. Классификация тренингов. Тренер в процессе тренинга.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 460.